В Ногинском музейно-выставочном центре с 1 по 31 октября 2020 года экспонировалась выставка заслуженного художника России Александра Хопкина «Земля родная», приуроченная к 75-летию со дня его рождения. В экспозицию вошли более сорока живописных и графических работ покойного мастера кисти, по инициативе которого 13 лет назад был создан Союз художников Богородского края – ныне Ногинское отделение Союза художников Подмосковья.
На открытии выставки своими воспоминаниями о творчестве Александра Хопкина и его светоносной личности поделились председатель Ногинского отделения Союза художников Подмосковья Валерий Болдырев, заслуженный художник РФ, член-корреспондент Российской академии художеств, главный художник «Павлово-Посадской платочной мануфактуры» Виктор Зубрицкий, ногинский мастер декоративно-прикладного искусства и график Владимир Аинцев, член Союза журналистов России, Почётный ветеран Подмосковья Виталий Попов, заслуженный работник социальной защиты населения Московской области, создатель хора «Богородские дедули» Бию Байдемиров, вдова художника Тамара Хопкина и другие друзья, коллеги и поклонники немеркнущего таланта Александра Николаевича Хопкина.
Своё 70 –летие Александр Хопкин встретил 18 октября 2015 года в бодром расположении духа и в прекрасной творческой форме. Александр Николаевич в том году стал Почётным академиком Российской Академии художеств и закончил многолетнюю работу над росписью иконостаса для церкви Архангела Михаила в Покровско-Васильевском монастыре в Павловском Посаде. До этого он более пяти лет работал над иконостасом в церкви Николая-чудотворца в селе Васютино Павлово-Посадского городского округа. Через месяц после славной юбилейной даты, 18 ноября, он скоропостижно скончался от инсульта в реанимационном отделении больницы. Смерть часто настигает творческих людей на их взлёте, обрывая возможность реализации ими своих новых замыслов.
У истоков
Александр Хопкин родился в 1945 году в подмосковном Лосино-Петровске. В летние каникулы мальчик много времени проводил у родного дяди Кузьмы, который работал лесником в Волоколамском районе Подмосковья. И, по-видимому, там, в заповедных местах, в нём и пробудился художник. Лесная сторожка, в которой жил дядя Кузьма, стояла на берегу речушки под названием Сестра. Радостно журча, она протекла через детство будущего художника, через бесконечно дорогой ему, красивый лесной мир.
- Набегаюсь по лесу, а потом спускаюсь к речке. Она тихонько журчит, под хрустальной
водой камешки блестят, хорошо видно, как рыба в ней играется, - с затаённой улыбкой рассказывал мне Хопкин. - Кругом луга, цветы, воздух наполнен чудесным запахом трав. Лоси, белки, ёжики – все живут рядом. Как в таких местах не стать художником?
Каждый раз, когда дядя Кузьма собирался по своим делам в село Теряево, Саша уговаривал взять его с собой. Он ощущал таинственное притяжение стен располагавшегося там старинного Иосифо-Волоколамского монастыря, в котором сохранилась живопись старых мастеров. Мальчику казалось, что древние фрески живут своей загадочной жизнью, преображаясь от разного в течение дня освещения.
Благодатный мир природы и образ старинного храма навсегда вошли в юную душу Александра и приготовили его к принятию духовных и творческих даров Творца.
В юные годы (семья уже жила в подмосковном Ногинске) после занятий в школе Саша мчался в изокружок при городском Доме пионеров. Он мечтал поступить в художественное училище или в институт, много читал о русских художниках-передвижниках, серьёзно увлекся творчеством Репина, Сурикова, Нестерова, Васильева, Перова. Как и многих русских мастеров кисти, Хопкина тянуло на волжские просторы. Именно там, как он полагал, находится истинная Россия – «там русский дух, там Русью пахнет…» В четырнадцать лет Саша увидел в газете объявление о наборе в училище по художественной обработке металлов, которое находилось под Костромой, в селе Красном на Волге, и собрался в дорогу.
- Два года, проведённых в этом училище, очень многое для меня значили, - вспоминал
художник. – Когда-то на лесной речке Сестра я открыл свою малую родину, а здесь, на Волге, я стал понимать нечто большее: что такое Россия… Общежития у нас не было. Мы снимали комнатёнки у местных жителей. Вечерами наведывались друг к другу, много спорили, устраивали коллективные выставки…
Когда Саше было шестнадцать лет, у него умерла мама. Приехав на её похороны, в училище он уже не вернулся: надо было работать, обеспечивать себя материально. Он поступил работать, а через два года был призван на срочную службу в Советскую армию.
После возвращения из армии Александру представилась возможность четыре года посещать рисовальные классы при Московском художественном институте имени Сурикова. К тому времени он уже вращался в художественной среде, общался с ногинскими мастерами кисти – Борисом Овчинниковым-Новочадовским, Владимиром Терентьевым, Николаем Кулаевым, Юрием Мошкиным, Николаем Ковалёвым. Своим учителем Хопкин считал заслуженного художника России Алексея Ратникова.
- Это был большой мастер, - с большой душевной теплотой вспоминал о нём Александр Николаевич. – Он очень многое в меня вложил… Так что моя мечта стать художником реализовалась. И я могу себя считать счастливым человеком.
В этом аспекте символична картина Хопкина «Прикосновение». В ней художник выразил своё сокровенное желание приобщиться к чуду живописного искусства. На картине ангел легко касается плеча художника, наполняя окружающее пространство лучезарным светом.
Художник ответственен за свой талант
- Многие мировые религии (в том числе и христианство), ряд древних и
современных философов и учёных считают, что мир материален и духовен, - говорил мне Александр Хопкин. – Дух – это божественное начало всего. Дух творит и созидает. С годами я это понял и принял. И всё своё творчество я строю на этом понимании. Прийти к этому мне, конечно же, помогло церковное искусство. В нём художники смогли сказать многое о многом. Подчёркиваю – я говорю о божественном духе. В моём понимании искусство – это безграничный набор приёмов, средств и возможностей, с помощью которых талантливый человек отображает прекрасный божественный мир. На мой взгляд, здесь очень важно сказать о том, что дух является отображением этого мира. И насколько душа художника чиста и, образно говоря, прозрачна, насколько он способен принять и пропустить через себя дух этого мира, настолько прекрасно и красиво его искусство, даже если оно проявляется в каких-то драматических и трагических темах. Насколько чиста и прозрачна душа художника в большой степени зависит от самого живописца. И, конечно же, мы несём ответственность за свою душу, за её чистоту, за то что и как мы изображаем. Мы несём эту ответственность и перед Богом, и перед обществом. Художник несёт ответственность за свою душу, за свой дарованный ему Господом талант.
Эта позиция Александра Хопкина соответствовала содержанию его творчества, избираемых им темам и идеям, которые он вкладывал в свои произведения. Александр Николаевич на протяжении своей жизни был верен идеалам духовной и нравственной красоты. Двигаясь к гармонии и совершенству живописного искусства, он стремился к тому, чтобы его индивидуальное мастерство соответствовало глубине изобразительных и смысловых идей, которые будоражили его душу и неодолимо звали к своей художественной реализации. Он прошёл трудный путь искания истины в жизни и в искусстве.
- В моём понимании художник – это человек, стремящийся стать личностью, -
рассуждал вслух Александр Николаевич. – Личностью же, по моему глубокому убеждению, можно стать только, когда начинаешь познавать Бога. А познание Господа начинается с открытия того, как мудро устроен наш мир, с открытия божественной любви и красоты. Когда сердце наполняется этой любовью и красотой, ты чувствуешь необходимость творить добро. Ты хочешь дарить эту любовь окружающему миру, хочешь в красках и образах рассказать о том, что ты понял – о Боге, о красоте мира. В тебе открывается талант, предначертанный Богом. И ты счастлив… А когда видишь, как варварски бывают разрушены красота и гармония мира – примеров тому несть числа – мне становится больно. И тогда у меня рождаются такие картины как «Пустые оклады», «Ветер», «В конце ХХ века», «Возвращение блудного»… «Пустые оклады» – это о пустоте жизни без веры. Сегодня Россия вновь обретает веру, и от нас во многом зависит – что, собственно, встанет в эти оклады? Будут ли в них истинно святые лики?
- Мне дорога и картина «Ветер», - говорил художник. – Мне представляется, что за
последние три десятилетия наша страна оказалась в таком состоянии, будто над ней пронёсся страшный смерч, оставляя после себя сорванные крыши домов, вырванные с корнями деревья, а в душах людей – разочарование, опустошённость и страх. На моей картине ветер разгоняет чёрные грозовые тучи, но они ещё не ушли… Мне хотелось передать в ней и надежду на добрый солнечный день, и тревогу за мою Родину… Я часто возвращаюсь в мыслях к евангельской притче о блудном сыне, - рассказывал Хопкин. – Ведь мы тоже, образно говоря, обижаем отца родного и уходим от него. Я имею в виду духовные корни, наши традиции, устои, веру. Что помогало России сохраниться в самых тяжёлых испытаниях, что помогает ей сейчас? Эти трудные размышления воплотились в моей картине «Возвращении блудного»…
Притяжение иконы
В юности Александр Хопкин благоговел перед великими западными мастерами кисти – его восхищал Эль Греко, Джорджоне, Веронезе, Тициан, Рембрандт. Их шедевры рождали в его душе неизъяснимый трепет.
- От русских художников-передвижников я пришёл к пониманию европейской живописи. Я ставлю её всё-таки выше, хотя это, может, и «непатриотично», - признавался мне Хопкин. - Но вот в чём русские мастера оказались, на мой взгляд, выше всех в мире – это церковное зодчество и церковная живопись. Ничего, подобного творениям Дионисия, Андрея Рублева, Феофана Грека в мире нет. Их произведения, исполненные высочайшего духа, остаются непревзойденными. И с годами я все больше чувствовал в себе тягу к иконописи. Притяжение иконы... Это, наверное, идёт из детства, от фресок, увиденных в старинном православном монастыре…
Александр Хопкин от станковой живописи закономерно пришёл к иконописи. Высокое духовное начало, без которого немыслимо подлинное искусство, от картины к картине, от иконы и иконе, от выставки к выставке всё отчетливее проступало в его работах.
- Весь мир находится в вечном движении, - рассуждал художник, - и если пользоваться такими общечеловеческими определениями как добро и зло, светлое и тёмное, то в жизни каждого человека наступает момент, когда он выбирает свой путь. И эта проблема выбора возникает перед каждым человеком. Так и перед любым художником стоит выбор: о чём сказать, чем наполнить свои произведения – светом или тьмой? На мой взгляд, в этом и состоит ответственность художника перед людьми и обществом. Нам надо помогать людям на их непростом пути своего духовного развития и становления.
25 ноября 2015 года должно было состояться открытие персональной выставки Александра Хопкина в Ногинском музейно-выставочном центре. Затем художник планировал организовать свои юбилейные выставки в Костроме, Брянске, Воронеже, Санкт-Петербурге и в Российской Академии художеств в Москве, но смерть иногда срывает наши планы…
Творчество ногинского мастера кисти будет ещё долго восхищать поклонников его таланта своей художественной гармонией и красотой. Память об этом светлом человеке сохранится в сердцах его родных, друзей, коллег и близких людей.
НА СНИМКАХ: автопортрет Александра Хопкина; две иконы Александра Хопкина; на открытии выставки Александра Хопкина; супруга художника Тамара Хопкина благодарит всех, кто пришёл на открытие выставки её покойного мужа.
Фото Валерия БОЛДЫРЕВА