День презентации поэтического сборника об оренбургском пуховом платке в музее изобразительных искусств Оренбурга практически совпал с Покровом. Вот уже много лет в оренбургском степном казачьем крае, знаменитом своими платками из уникального козьего пуха, проходят Дни пухового платка под девизом «Покров-день – платок надень». И именно в эти дни к читателям пришёл долгожданный сборник стихов об оренбургском пуховом платке «Ах, этот вьюгой вязаный платок…»
Идея сборника, куда вошли стихи нескольких десятков авторов из Оренбургской области и других регионов России, родилась ещё в 2018 году на поэтическом балу, который проводило Оренбургское литобъединение им.С.Т.Аксакова. Бал был посвящён творчеству знаменитой оренбургской потомственной пуховязальщицы Лейлы Губайдулиной. Народу на балу было на удивление много. Среди множества гостей присутствовала директор Оренбургской галереи пухового платка, искусствовед Ирина Бушухина. Поэты-аксаковцы читали стихи об оренбургском пуховом платке, который в народе любовно называют «паутинкой». Гости бала говорили добрые слова об оренбургском пуховязальном промысле вообще и о мастерице пуховязания Лейле Губайдулиной в частности… Когда пришла очередь выступить Ирине Бушухиной, она не смогла скрыть изумления, сколько, оказывается, много хороших стихов об оренбургском пуховом платке. И предложила, чтобы все эти стихи легли в основу коллективного сборника об оренбургском платке.
В процессе работы над сборником, а он занял не один год, стихи поэтов-аксаковцев приросли произведениями других авторов. А потом нагрянула пандемия, на смену ей пришли военные действия на Украине. Не самое оптимальное время для издания стихов, хотя это ещё как посмотреть... Однако, честно говоря, авторы уже и не особо надеялись взять в руки сборник. Приглашение пожаловать на презентацию книги "Ах, этот вьюгой вязаный платок" (строчка из стихотворения Дианы Кан, руководителя Оренбургского областного литобъединения им. Аксакова) стало для многих громом среди ясного неба. Хотя, может, это и не удивительно, а закономерно, ведь именно сегодня, когда наша страна переживает непростое время, как никогда надо опираться на исконные традиции, проверенные веками. Компактная красивая стильная монохромная серебристая книга пришла к читателям, за что спасибо директору Оренбургского музея изобразительных искусств Юрию Комлеву. Каждый пришедший на презентацию (не только авторы!) получил этот сборник в подарок: его так приятно взять в руки и так не хочется выпускать из рук! Монохромная графическая концепция оформления книги и графические картины (художник Татьяна Антонова) подчёркивает фирменный оренбургский пуховязальный стиль. Как бы ни были живописны модные сегодня цветные платки-паутинки, на которые так падки неискушённые туристы, но есть особый шарм и шик именно в традиционной белой (либо серой) паутинке. Ну, а цветные паутинки, наверное, всё-таки искусствоведы правы, скорее реплики, нежели подлинники...
КСТАТИ! Оренбургскому пуховому платку, как промыслу, уже, как минимум, более трёх сотен лет! То есть – внимание! – оренбургский пуховый платок, как цивилизационный феномен, известный на мировом уровне, намного старше США! Это к вопросу о глубине культурно-исторического слоя.