Начало этой традиции было положено в 2012 году, после очередного съезда Петровской академии, где речь шла и о необходимости активизировать работу по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, и взрослых тоже. Тревогу вызывало проникновение в нашу культуру иностранщины. Мы - великая страна во всех смыслах, но с русской идентичностью, предполагающей, кроме всего прочего, «солидарность с судьбой русского народа», всё не так-то просто. Конкретным нашим делом стала выставка академиков «Россия, здравствуй!»
- Уже в зрелом возрасте я задумалась над глубинным смыслом обычного приветствия при встрече: здравствуй! – это же пожелание здоровья, а «Россия, здравствуй!» – здоровья нашей великой России, - сказала художница, член-корреспондент ПАНИ Галина Михайловна Семиглазова на открытии 9-й выставки Петровской академии наук и искусств 7 июня 2022 года в Библиотеке имени В.В. Вересаева, - и когда 23 июня 2012 года, по предложению руководителя секции МО ПАНИ "Изобразительное искусство" Владимира Семеновича Кузнецова, открылась в библиотеке имени С.П. Боголюбова 1-я тематическая выставка под названием "Россия, здравствуй!", я это начинание горячо поддержала.
Каждый год наши мастера готовили для экспозиции свои работы, в которых показывали матушку-Расею во всей красе, и значительная часть произведений отражала духовную жизнь человека, любящего Родину, ее природу, людей. На живописных полотнах изображали православные храмы.
Но в этом году я предложил художникам раскрыть в своих работах взгляд на личность Петра и его деяния. Из двадцати работ сложилась общее полотно, позволяющее зрителю понять, с одной стороны, масштаб этой исторической личности, а с другой, поразмышлять о Петре как о человеке.
Получилось достойное приношение первому императору России в честь его 350-летия.
Во всех девяти выставках «Россия, здравствуй!» - в первых рядах Галина Семиглазова, причем она всегда готовила своё новое «слово» о России. И в этот раз она удивила, создав эпическое, по сути, жанровое произведение углём на бумаге «Я знаю: город будет!» – оно о силе характера человека, которого недаром прозвали Великим, о главном детище его – Петропавловской крепости.
- Я просмотрела все фильмы о последнем русском царе, и мне запал в душе образ, созданный Дмитрием Золотухиным в дилогии Сергея Герасимова: «Юность Петра» и «В начале славных дел». Этого же актера пригласил на роль Петра Алексеевича Илья Гурин в 9-серийный телефильм «Россия молодая». Как мне кажется, Дмитрий Золотухин и его режиссеры попали в яблочко, показав героя с разных сторон: и как взрывного, темпераментного человека с необузданным нравом, и как реформатора, свою жизнь положившего на плаху ради великой цели – укрепления государства.
Галина Семиглазова уже получила диплом за этот этюд «За высокий профессиональный художественный уровень и яркий творческий талант». Он выставлялся в выставочном зале Тушинского товарищества художников. Галина Михайловна работает над второй частью диптиха под названием «Флоту быть».
Портретный жанр – один из сложных, однако, художник, задумывая создать образ исторической личности, вряд ли посчитает интересным передать лишь черты лица, а они, мягко говоря, разные на полотнах мастеров конца 17-го века – начала 18-го. Известны около двадцати прижизненных изображений самодержца, и большая часть принадлежит кисти иностранцев: французов, голландцев, датчан, англичан… И лишь единственный портрет сделал русский живописец – Иван Никитин. Кстати, он считается вообще первым портретистом в истории отечественной живописи. Иван Никитич учился искусству во Флоренции и в 1715 году стал придворным художником русского царя. Ему (есть точные архивные данные) сведения о том, что царь позировал мастеру дважды – в 1715 и 1721 годах – получился «Портрет Петра I на форе морского сражения» - пожалуй, этот облик чаще всего использовали художники, захотевшие приобщаться к ряду избранных, изображающих Петра уже после его смерти.
Ольга Иванова-Мерер, член-корреспондент ПАНИ и Санкт-Петербурга привезла в Москву три полотна на тему выставки, и на одном из них она воплотила свои мысли об императоре, обратившись всё к тому же Сергею Апполинариевичу. Разумеется, у нее наш герой иной, нежели у Семиглазовой.
- На историческом портрете важную роль играет и одеяние, - размышляет Ольга, - а в своих фильмах Герасимов добивался абсолютной точности в создании атмосферы петровской эпохи, и я заимствовала это у великого советского режиссера. А при изображении черт лица я включила воображение и отошла от фотографической точности идентичности актёра. Но соблазн был, ведь я общалась с Дмитрием Золотухиным, и впечатления от минут встречи я хотела заложить в портрет, который назвала «В начале славных дел».
Получилось. И с этим не поспоришь.
Много на выставке пейзажей, городских, конечно, петербургских. И Ольга Иванова-Мерер не преминула признаться в любви городу на Неве, рассказав об изящном «Поцелуевом мосте», и о «Шхуне «Балтиец» на набережной лейтенанта Шмидта». Поэтично, красиво и трогательно.
Продолжить размышления о выставке, ее многоплановости, можно, обратившись к скульптурному образу Петра. Модель памятника «Юность Петра» сделал Ростислав Кобзев, окончивший Пушкинский лицей. Работу сына прокомментировал его отец Сергей Васильевич Кобзев, известный петербургский художник-монументалист, основавший музей в Ладоге «Путь русской славы», в котором значительное место отведено произведениям, отражающим значимость в русской истории Петровской эпохи.
- Ростислав в своей скульптуре воплотил идею возрождения русской государственности, - дает пояснение Сергей Васильевич, - жизнь Петра – это великий подвиг. В его руке – посох (трость), что подчеркивает мысль: царю есть на что опереться, на землю, на народ, который поверил ему и ценой огромных жертв вывел Россию на лидирующие позиции в Европе. Есть хорошее русское слово: поступь. Именно таким твердым, уверенным шагом он вел страну к многочисленным победам, и военным, и экономическим, и научным.
Именно с Петра Великого началось восхождение России на новый, интеллектуальный уровень – он создал нашу академию в 1724 году, Императорскую академию наук и всяческих художеств. Его стремление к просвещению народа – вот что читается в сложной многокомпонентной композиции академика Омара Годинеса, кубинского художника, окончившего Суриковский институт и внимающего истокам русской культуры, как это может сделать даже не всякий русский. Казалось бы, как можно через коллаж, собранный из фотографии старого телевизора, автопортрета Пушкина, даже нескольких рисунков поэта, пистолетов, напоминающих те, роковые, выстрелы из которых прозвучали в феврале на Черной речке, а еще надписи, надписи, надписи – все на испанском языке - это переводы строчек Александра Сергеевича правнука арапа Петра Великого Ганнибала. Переводы сделаны, конечно, в новые времена, и таким образом, произведение Омара воспринимается как симбиоз времен: петровских, пушкинских и нынешних. Композиция Омара Голинеса – это еще и дань памяти великого русского писателя, автора романа «Арап Петра Великого», неоконченного романа.
Историческая сущность личности Петра интересна академику Игорю Лозинскому. «Встреча с зодчими» - сюжет имеет под собой реальную основу: известно, насколько строг был император к подчиненным, особенно к тем, кто имел отношение к формированию архитектурного облика Петербурга, да и других городов России
Город Санкт-Петербург строился как северная Венеция, оттого, наверное, подобно всему итальянскому, воспринимается нами как романтическое, эмоциональное, экспрессивное. Своей фирменной сочной сине-зелено-жёлтой палитрой на большой изобразительной площади академик Евгений Окиншевич поёт оду Петру, покорителю морских пространств. «Паруса Петра» - в них ощущается та лёгкость, с которой рифмуется водная стихия, простор, воля, свобода. И это, к тому же, просто красиво написано.
Не мудрствуя лукаво, академик Пётр Овченков из Нижнего Тагила написал вполне реалистическую картину «Крепость «Орешек», и она трогает русского человека до глубины души истоком Невы, видом на Ореховый остров, своей перспективой с башнями и небом, на котором светятся облака. Это в часе езды от Питера, но и здесь солнечная погода – большая редкость. В будущем году крепости исполнится 700 лет. Древний фортпост был заложен новгородцами. До Петра целых 90 лет крепость считалась шведской. Так что императору пришлось практически с нуля (небольшая крепость не счёт) прорубать окно в Европу. И прорубил.
Этот мотив звучит и в работе академика Валерия Чурилова. Композиция решена по-театральному декоративно: здесь есть и занавес, символизирующий то самое окно, и Петр Великий, стоящей как будто у рампы с топором на плече, а на заднике – восход ярко красного солнца – и оно «работает» как цветовое пятно, необходимый элемент, по законам живописи. Замысел понятен зрителю. Он, что называется, на поверхности. И это не перегружает нас излишней экспрессивной нагрузкой, а помогает погрузиться в далекую эпоху, как в сказку.
Поэзией дышит изображенное Надеждой Лебедевой, членом-корреспондентом ПАНИ. Она не уводит нас во вмененные дали – ей импонирует Северная Пальмира нынешняя, сегодняшняя. И в «Дождливом вечере», и в еще спящем городе видится тонкая, изящная, трогательная душа автора, Надежды (ах, какое имя!). Всё так красиво выписано, что непременно хочется сесть на поезд и умчаться на берега Невы. Автор и названия своим «деткам»-картинкам дает стихотворные. Как тут не запоешь, читая надпись под ее третьим живописным «рассказом»: «Город над вольной Невой…»!
По центре экспозиции размещены значимые, знаковые произведения. «Петергоф» Августы Оранской, академика ПАНИ, относит нас к 1710 году, когда была возведена парадная загородная резиденция императора. Он после победы над Швецией совершил путешествие во Францию, где изучил планировки блистательных королевских резиденций: Шаузи, Трианона и Версаля, где особое внимание уделялось разнообразным техническим решениям, деталям устройства парков и фонтанов. В 1716 году царь выписал из Франции архитектора Александра Леблона, назначив его генерал-архитектором будущего Петергофа. И об этом уникальном творении Августа Оранская рассказала своим языком, которому характерно скрупулёзная выверенность в композиции: всё – на своих местах: и дворец, и фонтаны, и офицеры на прогулке в парадных мундирах петровского времени. Точна художница и в изображении нарядов семейной пары и их дочери – всё в духе того времени. Изящно и в то же время просто, естественно, достойно. Есть ощущение торжественности и праздника.
Символами этой же атмосферы наполнено полотно Дмитрия Небогатова «Петербургские грёзы». Тут и нечто круглое на небе, напоминающее солнце, но с человеческим ликом, и юноша, который обрел в своих мечтах крылья архангела и спустился на берег Невы, дабы защитить свою возлюбленную от бед и напастей (у него в руках меч), а она парит над землей, вот-вот превратившись или в Маргариту, или в шагаловскую даму, летящую над городом. Вот насколько сильно может разыграться воображение, когда смотришь на это полотно. Грёзы вызывают страстное волнение.
Всё по той же центральной оси экспозиционной площади внимание зрителей привлекает размещённый здесь «Портрет невесты Ибрагима, арапа царя Петра I» академика, профессора изобразительного искусства Киры Гавриловой. Женский образ светел, и он находится в ореоле света. Вот так светозарно представила в своем воображении автор русскую девушку, покорившую сердце африканского юноши. Абрама Петровича Ганнибала. Он был девятнадцатым ребенком абиссинского князька, вассала турецкого султана, привезенного мальчиком из Стамбула в Петербург, по неподтвержденным данным, царь женил на некоей Наталье Ржевской, но это выдумка киношников. На самом деле документально подтверждено венчание Абрама с Евдокией Андреевной Диопер уже в 1731 году, после смерти императора, но она ему изменяла, и арап женился на Христине фон Шаберг. Она родила от него 4 дочери и 5 сыновей. На полотне Киры Гавриловой – девушка, которая сияет от счастья, и это народит на мысль, что мы имеем дело с образом Христины. Впрочем, это не тема для размышления. Это искусство Киры Гавриловой, интересное, интригующее, завораживающее.
Наша академия всегда рада участию в проектах молодежи. Уже в который раз на наше предложение создать что-то новое по определенной теме отозвалась академик Светлана Рудягина, которая руководит студией в ДДТ «Родник» (Химки), и ее ученица Валерия Музыкантова вдохновилась на создание произведения о Петре Великом, его эпохе.
- Идея картины «Петровские подарки» подсказал рисунок девочки из нашего объединения, который она рисовала на конкурс "Рождественская фантазия", где царь Петр дарит людям елку, - раскрыла секрет своей работы 14-летняя девушка, - на своей картине я изобразила ботик Петра, с которого он начал изучать морское дело. Затем дворец Меньшикова, который считается первым каменным зданием, а также Летний дворец Петра, он сохранился в изначальном виде. Затем идёт Петропавловский собор, в нем находится усыпальница русских императоров. Потом я изобразила Петровские ассамблеи – это торжественные приёмы гостей в знатных домах. При появлении ассамблей у столичных женщин закончилась затворническая жизнь. На небе я написала фейерверки - огненные потехи, как называли их при Петре I. Они являются символом петровской эпохи. Центральную часть картины на фоне неба занимает флаг, расцветку которого придумал сам Петр, а также параллельность линий на нем. Яблоко, которое катится по тарелочке, указывает нам на то давнее время, оно как из сказки. В эскиз вошли наиболее интересные, на мой взгляд, подарки Петра Великого. В процессе работы над рисунком я много узнала о деятельности Петра, чему очень рада.
На открытии всегда даем слово не только художникам, но и академикам из других секций. Академик, профессор театрального искусства, Союза театральных деятелей России Светлана Волошина-Андрийчук сделала развернутый анализ проекта:
«Живописными страницами истории предстало собрание картин на этой выставке – истории, вызывающей современный интерес, рождающей чувство, живую оценку, мысль… и образ, что заставляет идти за художником и погружаться в его мир. Многогранно раскрывается в картинах личность Петра: он царь-работник и волевой император, он созидатель, изучающий науки и непреклонный реформатор.
Картина Искандера Ильязова (Искана) «Окно в Европу. Все флаги в гости будут к нам» – единственная работа в жанре абстракции на морскую тему. Она рождает многочисленные ассоциации. Кажется, что это необычная цветовая формула, по которой художник выстраивает своё изображение. Здесь каждая краска подобрана по тону и в своей пропорции. Вертикально выстроившиеся флаги торговых судов похожи на нос показавшегося корабля, идущего по морю навстречу тёплому солнцу. Здесь подобрана яркая палитра: жёлтый, голубой, красный, синий, белый, оранжевый. Настроение у картины радостное и торжественное. Вместе с этим на ум приходит новая ассоциация, чему также способствует цвет большого внешнего фона – (благородный серый цвет петроль) – кажется, что это китель адмирала, а цветные флаги – орденские планки на кителе. И вот в картине уже читается радость и торжество парада.
Противоположны этим ярким цветам и чётким контурам две другие картины. Они посвящены Петербургу и воспевают город на Неве. «Город ещё спит», кисти Надежды Лебедевой, очертаниями своими напоминает Петропавловскую крепость и Иоанновский мост. Но дорога как ускользающая реальность теряется в мистическом видении золотого города, охваченного лёгким свечением, города, словно парящего в предрассветном мареве тумана и воды. Высокий шпиль золотит облака, и нежные отблески света ложатся с востока на опоры арочного моста и тёмную водную гладь. «Город ещё спит» – это, по словам Н. Лебедевой, романтический город влюбленных, мосты которого не имеют конца и теряются в тумане.
С этой картиной перекликается сюжет Петра Цветкова о раннем предрассветном Петербурге. Силуэт города, ещё расплывчатый, проглядывает подобно солнцу сквозь воздушный слой атмосферы. Тёмное «тело» старинного града Петра, его отражения в воде, катер, скользящий по её поверхности, – всё начинает занимать пространство и проступать сквозь светлую оболочку утра. Сгустки плотной тёмной массы определяют границы светлой. Они, как два вида энергии, два вида строительных материалов, теснят друг друга и взаимодействуют друг с другом, стремясь к равновесию и гармонии.
Картины с выставки вновь и вновь обращают нас к ходу истории, к её событиям и дням».
Всегда интересно мнение искусствоведа, академика ПАНИ, профессора МГИК Ольги Петровой:
- Память о великом реформаторе не ослабевает, а продолжает бурлить. Представленные работы выдержаны в разных стилях, от классики до авангарда, выполнены в различных техниках – есть и масло, и акрил, и пастель, и акварель, и уголь, и монотипия. Из Петербурга даже прибыл макет скульптурного памятника молодому Петру. Картины различны по размерам и цветовой гамме, но все отражают огромный интерес к личности Петра и его прекрасному детищу – городу Санкт-Петербургу. Выставка производит сильное впечатление, передает разные аспекты деятельности Петра, отражает этапы формирования его личности», - заключила Ольга Геннадьевна.
На открытии выставки выступили академики Николай Горский-Чернышев, заслуженный художник России, доцент кафедры живописи Московского художественного института имени В.И. Сурикова, и Александр Голышев, доцент того же вуза и ВГИКа. Они подчеркнули высокий художественный уровень проекта и профессионализм в исполнении задуманного.
Было уделено значительное время и для литературных чтений, научных докладов. Основной сделала доктор исторических наук, кандидат филологических наук, академик, профессор Лола Звонарева, которая осветила один из важных аспектов, оказавших существенное влияние на формирование Петра Великого как лидера нации, владеющего всеми качествами, позволившими императору поднять Россию на новый уровень. Лола Уткировна построила свой материал на исследованиях жизни и деятельности великого белорусского просветителя Симеона Полоцкого, который был наставником царевича Алексея, отца Петра Великого, а впоследствии также, как пишут историки, «присматривал за воспитанием царевича Петра».
Андрей Тернов поделился своими исследованиями происхождения рода Нарышкиных, из которого была мать Петра Великого – Наталья Кирилловна. Корни рода – в городе Кашира, где живет и творит Андрей Тернов, руководитель литобъединения «Зодиак», член Союза писателей России.
Интересное сочинение написал учащийся школы журналистики ДДТ «Созвездие» г. Химки, 8-классник гимназии №4 Алексей Мкртычян - о Петре Первом, продуманное, чувственное и почтительное. Юноша награжден Дипломом Гран-при в академическом конкурсе, посвященном 350-летию Петра.
Ученый секретарь МО ПАНИ, академик, заведующий библиотекой №6 имени В.В. Вересаева Светлана Жуликова, как всегда на наших академических встречах, обобщила всё, что происходило в течение трёх часов:
- И выставка, которую можно назвать уникальной, и выступления наших учёных с докладами – достойное приношение Петру Великому, к его юбилею. Все отнеслись к проекту, посвященному основателю нашей академии, очень ответственно, с душой. Будем и дальше жить в таком же духе.
Выставка продлится до 12 июля.
Фото автора