Триединство действий в библиотеке Вересаева
ДЕНЬ ГОРОДА
В День города (на этот раз – 9 сентября 2022 года) Москва традиционно принимает поздравления. И нынешние 875 лет – не шутка! Её хвалят за красоту, современность и комфорт. Разумеется, и я люблю свой город, в котором родилась и выросла. И у меня в запасе для Москвы есть немало тёплых слов, но во многом они связаны с прошлым. Я помню Москву ещё деревянной, начала 70-ых годов прошлого века. Маленькие деревянные дворики излучали много тепла. В них было уютно и дружелюбно. Как воспитатель-француз водил Онегина гулять в Летний сад, так меня ребёнком водили на прогулку сначала в Лианозовский парк, затем в Сокольнический. На всю жизнь врезался в мою память исторический облик района Сокольники, его дореволюционные постройки и дома, которые, к сожалению, исчезли после 1980 года.
Для меня Москва – это не только сам город, но и его жители, москвичи. Некоторые люди, знакомые мне многие годы, стали моими добрыми, близкими друзьями. А память об уже ушедших из них я храню до сих пор. Их имена по-прежнему мне дороги. Такова семья московских журналистов Н.Г.Тюрина и И.Б.Медведевой. Они были высокими профессионалами в своём деле и по-человечески очень порядочны. В моих архивах есть их работы и работы их сына Ильи, трагически погибшего в 18 лет. Среди стихов и статей пьеса «Шекспир. Сцены», которую он написал, беря за образец «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина. Мой спектакль по этой пьесе, поставленный в 2010 году, получился в стиле комедии дель арте. И в Москве у него была долгая сценическая жизнь.
Я счастлива, что оживила эти театральные воспоминания на импровизированных подмостках библиотеки Вересаева, поставив посреди зала обычный стол и превратив его в площадной театр, куда друг за другом поднимались на сцену персонажи пьесы «Шекспир»: комический человечек Робин (писец) и трагический актёр (в роли Гамлета) – высокое и низкое, смешное и печальное, над чем всегда будет задумываться человечество…
Чествуя свой город в день праздника и играя сцены из этого спектакля, я отдаю должное незабываемым светлым моментам московского бытия, спрятанным в уголках моей памяти. Это люди, их взаимоотношения, жизнь и творчество, их прошлое и настоящее, неразрывно связанное с Москвой, с её улицами, домами, с её атмосферой, её поэтикой и слогом.
КАЗАЧЬЯ ВЫСТАВКА
В своём творчестве я никогда не обращалась к теме, посвящённой казачеству, не изучала её серьёзно и глубоко. И имела представление об этой социально-сословной общности людей по произведениям русско-советских классиков литературы, шедеврам кинематографии.
Новая выставка Московского отделения Петровской Академии наук в галерее «Живая жизнь» библиотеки Вересаева, организованная Николаем Владимировичем Третьяком под руководством Владимира Семёновича Кузнецова, затрагивает именно эту тему.
Прежде всего, хочется обратить внимание на форму экспозиции. В её основе не привычные картины-полотна, а специально подготовленные стенды-баннеры, на которых расположились отпечатанные ряды фотографий. Они запечатлели жизненный уклад казаков, погружая в сцены различные по содержанию и характеру: быта, трудовой деятельности, военной службы, культурных традиций, верований…
Отпечатанные изображения относятся к разным временным периодам (некоторые снимки были сделаны в 1875 -1876 годах), и перед глазами проходит история и людские судьбы.
Как кадры чёрно-белого немого кино, они складываются в фильм с «живыми» мизансценами, эмоциями и пластикой. Вот народ собрался возле церкви – солнечный день, множество женщин, радостные и спокойные лица. А вот лихие казаки весело закручивают усы, крепкие и сильные стоят они рядком в военной форме, на время позабыв о заботах службы. Взгляд скользит дальше – фильм продолжается. И вот уже застаём кого-то за тяжёлым крестьянским трудом, работы много, люди заняты своими привычными делами.
На снимках можно было рассмотреть в подробностях и орудия труда, и предметы домашнего обихода, мебель, одежду, всяческую утварь и инструменты. Вот обстановка горницы: светлые занавесочки и колыбелька. А вот улица – и лестница с резными украшениями.
Особенность всех фотографий – визуальная передача их смыслового наполнения. На них показана не застывшая действительность, не остановленный момент времени, жизни, – а течение жизни, её движение вперёд!
Красивые кадры! Естественные реакции людей, их органические позы и мимика притягивают внимание, удивляют и создают то самое впечатление идущей кинокартины, напоминая, конечно же, о «Тихом Доне». Взгляд как раз останавливается на очередном изображении: скульптура казачки – босая идёт она с коромыслом, несёт воду. Как же не узнать в ней Аксинью?! А рядом на коне Григория Мелихова?!
Как же не вспомнить великие имена Михаила Шолохова и Сергея Герасимова… Эта экспозиция напоминает о наших лучших художественных традициях в искусстве литературы и кино.
Готовясь к выступлению на открытии этой выставки (14 сентября 2022 года), я вспомнила одну деталь: казаки были среди воинов, сражавшихся с армией Наполеона и вошедших в Париж в 1814 году. Поэтому мой выбор пал на соответствующий чтецкий материал о взятии Парижа русскими войсками: отрывок из письма К.Н. Батюшкова – Н.И. Гнедичу.
В своё время (в 2014 году) этот отрывок из письма послужил мне отправной точкой для создания спектакля «Парижские дни. 1814 год». Постановка, посвящённая 200-летию взятия Парижа, включала в себя произведения русской и французской словесности 19 века и современный цикл стихов поэта, писателя, драматурга и журналиста В.Н.Фёдорова о войне 1812 года.
Подводя итог, могу сказать, что все упоминаемые здесь культурно-исторические параллели возникли в результате лишь лёгкого соприкосновения с вышеназванной темой казачества. Несомненно, выставка может пробудить интерес и для более глубокого проникновения в эту тематику.
ЕЩЁ РАЗ О РОССИИ
Галерея «Живая жизнь» в библиотеке Вересаева в Москве неустанно продолжает свою культурно-просветительскую работу, которую курирует Владимир Семёнович Кузнецов (Влад Красноярский). 20 сентября 2022 года открылась новая экспозиция под названием «Долгая дорога в искусстве».
Тема выставки Юрия Ефимовича Купцова была обозначена как «Россия». По форме кратко, но по содержанию необъятно. Так и вспоминается фраза, запавшая в душу с детства, – «необъятные просторы нашей Родины». А они действительно необъятны. И дело не только в географии, а в тех понятиях и явлениях, которые составляют суть России и отражают её жизнь во всех проявлениях. Эту цель и положил себе Юрий Купцов, готовя экспозицию. Художник в свои 85 лет словно выплеснул на стены галереи долгие, непрерывные годы творчества, в которых отразилась широта его личности.
Объёмная по количеству картин выставка походила на массовую театральную сцену- апофеоз в конце спектакля. Она напоминала действие, в котором принимают участие люди разного положения и сословия, от мала до велика. Но здесь это были персонажи картин Юрия Купцова, герои прошлого и настоящего, реальные и вымышленные. В этой массовой сцене равно присутствовали и герои войны 1812 года, и беженцы времён Второй Мировой войны, и свидетели нынешних событий на Украине. Здесь были врачи и учителя, прекрасные женщины и дети. Мирная жизнь шла рука об руку с войной. Батальные сцены сменялись тихими пейзажами; портрет Пушкина сменялся портретами семейными, а реализм сменялся фантастикой.
Но обилие действующих лиц не походило на массовку статистов. Это были продуманные образы со своей судьбой, со своей социальной ролью, нёсшие свои идеи, свойственные их историческим периодам. И всех этих людей, эту природу, этот живой мир объединяла Россия, Родина, Русь.
Пытаясь отразить важнейшие даты и важнейшие события существования и развития страны, Юрий Купцов своей экспозицией словно создал огромное монументальное полотно, охватывающее несколько веков.
Меня, однако, захватила идея мифологическая. В центре экспозиции находилось полотно в стиле фантастики. Наша Земля была показана с космических высот. И светлый ангел в полёте поддерживал тёмного космического пришельца, которому грозила гибель. В этой сцепке летели они в межзвёздном пространстве. Удивительным образом в картине соединился древний образ христианской мифологии – ангел; и образ современной фантастики – инопланетный герой. Но удивительнее всего, что, глядя на них, в воображении рождался новый образ – вечный философский образ осмысления бытия: добро и зло – ангел и демон решали свой спор. И предмет этого спора – земная юдоль и человек. Казалось, что проносятся века, а они всё летят над Землёй и над всем, что там происходит: войны, болезни, эпидемии; люди рождаются, вырастают, учатся, влюбляются… Кто-то из них обращает веру и взоры к ангелу, кто-то – наоборот. И за всем этим стоит мысль о России, о её судьбе, которая в данном контексте приобретает оттенок сакральный.
И вспоминаются лермонтовские строки поэмы «Демон»:
Дух беспокойный, дух порочный.
Кто звал тебя во тьме полночной?
Твоих поклонников здесь нет,
Зло не дышало здесь поныне;
К моей любви, к моей святыне
Не пролагай преступный след.
Кто звал тебя?..