Несмотря на неутихающие происки злосчастного и вездесущего корононавируса и его коварных мутаций в Богородском городском округе Подмосковья ярко пульсируют новые явления в череде культурных событий. Так, в Московском областном театре драмы и комедии 19 апреля прошёл весенний бал «Звёздный», организованный по инициативе учащихся Ногинского городского «Ломоносовского лицея» и руководства театра. 23 апреля в этом театре состоялась премьера спектакля «Любовь? Любовь! Любовь…», поставленного по мотивам водевилей А.П. Чехова «Медведь» и «Предложение» актрисой, выпускницей режиссёрских курсов ВГИКа Дарьей Фекленко. Это её дебют на сцене в качестве театрального режиссёра.
В апреле в Ногинской центральной библиотеке имени Пушкина прошло очередное заседание клуба «Литературные встречи», которым руководит Нэлли Литвинова. На этот раз оно было посвящено творчеству легендарного российского поэта Александра Блока. В апреле также состоялось открытие двух художественных выставок живописи, графики и декоративно-прикладного искусства. Одна из них, под тематическим названием «Двое», открылась 8 апреля в городском Доме художника на улице Климова. Вторая весенняя выставка художников под названием «О добром и прекрасном» открылась 18 апреля в окружном муниципальном Центре культуры имени В.Г. Калиниченко.
Созвучие двух мастеров кисти
На выставке в Доме художника были представлены произведения двух членов Ногинского отделения Союза художников России – Ирины Полюляевой и Владимира Хаустова, которые в апреле отметили круглые юбилейные даты со дня своего рождения. Кстати, познакомились и подружились эти два художника на пленэре. Их обоих сближает любовь к родному Подмосковью, к его неброской чарующей красоте. На пленэре к ним и пришла идея организовать совместную выставку. Следует отметить, что удачно сформированная «блочная» экспозиция выставки дала зрителям хорошую возможность оценить произведения обоих юбиляров и сравнить их манеру живописи. Если Владимиру Хаустову свойственна некая умиротворённая, размеренная и несколько сдержанная манера письма, то произведения Ирины Полюляевой отличаются творческой импульсивностью, разноликой живописной тональностью, приверженностью к жанру портрета.
Председатель Ногинского отделения Союза художников России Илья Максимов отметил:
- Ирина Леонидовна и Владимир Владимирович находятся на очень серьёзном профессиональном уровне, но они никогда не останавливаются на достигнутом и двигаются вперёд. Их работы наполнены светом, солнцем, их хочется пересматривать вновь и вновь…
Для многих гостей выставки стало приятной неожиданностью то, что Ирина Полюляева не только достигла высокого профессионального мастерства в живописном искусстве, но и уверенно держит в руках гитару, под аккомпанемент которой она исполнила несколько лирических задушевных песен.
А где же сюжетные полотна?
Союз художников Богородского края (сейчас он переименован в Ногинское отделение Союза художников Подмосковья) в следующем году отметит 15-летие своего основания. У истоков его создания стоял ныне покойный заслуженный художник РФ и отменный иконописец Александр Хопкин. Александр Николаевич в 2015 году стал Почётным академиком Российской Академии художеств и закончил работу над росписью иконостаса для церкви Архангела Михаила в Покровско-Васильевском монастыре в Павловском Посаде. До этого он более пяти лет работал над иконостасом в церкви Николая-чудотворца в селе Васютино Павлово-Посадского городского округа.
Смерть, увы, часто настигает творческих людей на их взлёте, обрывая возможность новых художественных замыслов. Александр Хопкин считал, что главное, чем должен руководствоваться художник, – это высокая идея. Я не раз бывал с ним на открытии Всероссийских выставках на Крымском валу, на межрегиональных, областных и городских выставках. И иногда он, внимательно осмотрев ту или иную экспозицию, сокрушался: «Ну, нет ни у кого художественного прорыва!..» Обычно очень деликатный, светлый и радужный человек, как-то на открытии одной из городских выставок он не сдержался и заявил: «Ну, сколько можно? Речка - справа, берёзка – слева или наоборот… Когда вы будете писать сюжетные полотна с высоким накалом?» - обратился он к своим коллегам. Помнится, как в его художественной мастерской, мы затронули эту тему, и я стал защищать местных живописцев: дескать, не каждый из них может быть современным Репиным, Серовым, Суриковым или Верещагиным, не говоря уже о европейских титанах эпохи Возрождения. И я процитировал своего любимого Булата Шалвовича Окуджаву: «Каждый пишет, как он дышит. Как он дышит, так и пишет... Так природа захотела, и кому какое дело? Для чего? Не нам судить…» И, мол, не могут современные творцы, как это делали наши отечественные художники-передвижники, позволить себе тратить три-пять и более лет на создание одного большого полотна, делать для этого многочисленные эскизы, подбирать нужные типажи. Да и ушло безвозвратно время таких коллекционеров и меценатов, как Третьяков или братья Щукины, которые платили художникам за приобретаемые у них картины такие значительные суммы, которые позволяли им создавать новые грандиозные полотна, не заботясь о материальном положении…
Неожиданно Александр Хопкин согласился со мной. Мол, дело не только во временных сроках и достойном материальном вознаграждении. Можно взять какую-то высокую идею и замыслить то или иное сюжетное полотно. Но наработанным мастерством своим не дотянуться до яркого воплощения задуманной идеи, и это вызовет усмешку и горькую иронию у коллег, критиков и искусствоведов...
Но вернёмся к коллективной выставке «О добром и прекрасном», которая экспонировалась в Ногинском муниципальном Центре культуры имени Калиниченко.
На ней было представлено более пятидесяти произведений современных мастеров живописи, графики и декоративно-прикладного искусства из Ногинска, Старой Купавны, Электроуглей, Электрогорска, Электростали и других подмосковных городов.
Отрадно, что с каждым годом растёт число членов Ногинского отделения Союза художников Подмосковья, среди которых проявляются и такие молодые дарования как Полина Красновейкина. Её пленительные картины «На закате», «Пленэр в горах» и «Лето» вызвали большой интерес у присутствующей на открытии выставки публики…
В этом году исполнится 240 лет, как Екатерина II издала Указ о преобразовании села Рогожи в город Богородск (ныне Ногинск). В тогдашний Богородский уезд вошли и Павловский Посад, и Орехово-Зуево, часть Щёлкова и некоторые другие территории. В сентябре этого года ногинские художники планируют организовать выставку, посвящённую этой исторической дате. Планируется показать будущую экспозицию в Орехово-Зуеве, Балашихе и других городах Восточного Подмосковья.
А на этот раз внимание зрителей особенно привлекли картины опытных мастеров кисти: заслуженного художника РФ Игоря Горбунова «Весна» и «Первые надежды», Владимира Диброва «На даче», Валерия Никулина «Разлив реки» и «На опушке леса», Владимира Драковского «В горах Грузии», Маргариты Рыжовой «Грибное лукошко», Александры Новиковой-Мазуркевич «Цветочная ночь» и «Я – Весна», выполненные в необычной цветовой гамме в технике жидкого акрила, Натальи Аралович «Купавинский лес в марте» и «Речка Купавинка»…
Большой интерес также вызвали акварельные работы Сергея Михайлюка «Декабрь проплывает», «Старый колодец», «Распутица», «Весна на Речном» и «Весна в овражке», Татьяны Земцовой «Девочка весна» и «Портрет девушки», Натальи Сальниковой «Купавки в вазе», батики Анастасии Шупляковой «Двое» и «Пионы», художественно-декоративные изделия из керамики и глазури Татьяны Рыхловой «Тишина» и «Морские глубины» и некоторые другие произведения.
В этом году в Ногинском отделении Союза художников Подмосковья создана секция фотохудожников. На выставке впервые были представлены замечательные фотоснимки краеведа Александра Попова («Весна в Ногинске», «Фонарь. Дорога. Хогард», «Портрет») и Никиты Потапова («За окном», «Двое» и «Отражение»).
Ну, а сюжетных полотен на обоих выставках мы снова так и не увидели. Будем ждать?
НА СНИМКАХ: на открытии выставки «Двое» в Ногинском доме художника виновники торжества - Владимир Хаустов и Ирина Полюляева; Ирина Полюляева играет на гитаре и поёт; акварели Сергея Михайлюка; фрагмент картины Владимира Диброва «На даче».
Фото Татьяны ПРОКОФЬЕВОЙ, Вероники ШАПОРОВОЙ и Галины ЮГАНОВОЙ.