Так называется один из крупнейших и старейших литературных фестивалей современной России, объединяющий участников ХХ научно-творческого симпозиума "Диалог через вечность" и победителей Международного литературного конкурса имени М.А. Волошина. И этот фестиваль из Елабуги перебрался на 12-17 сентября в Казань. Основной площадкой ХХ Волошинского фестиваля стала Национальная библиотека Республики Татарстан.
Первая же творческая встреча обещала стать знаковой и даже исторической для Казани поэтической. Её модератор Алексей Кириллов, руководитель литературной студии «ARS POETICA» при Казанском университете, справедливо заметил, что это первая попытка собрать вместе существующие на сегодняшний день казанские литературные объединения. Не секрет, что много лет их участники порою искоса глядели на "конкурентов", хотя некоторые тайно посещали и два, и три лито (благо, все они собираются в разные дни недели!). Перед известными московскими и питерскими поэтами выступали молодые казанские авторы, а руководители литобъединений рассказывали, что такое "Белая ворона" (руководитель Наиля Ахунова) и "Бутылка Клейна" (Игорь Тишин). Руководитель Казанского литературного кафе "КаЛитКа" Центральной библиотеки Казани, поэт Эдуард Учаров представил свой новый проект "ЛабУч". А поэт Филипп Пираев, руководитель литературного объединения имени В.С. Мустафина, созданного при Татарстанском отделении Союза российских писателей, анонсировал новый номер издаваемого альманахом "Галерея".
Создатель и руководитель Волошинского фестиваля Андрей Коровин выразил надежду, что казанские поэты отныне смогут чаще собираться вместе - и пригласил всех перейти на другую фестивальную площадку. Из выставочного зала в зрительный, где презентация сентябрьского номера журнала "Казань". Многие страницы журнала были посвящены ХХ Волошинскому фестивалю "Диалог через вечность", в этом году посвящённому 145-летию Максимилиана Волошина и 130-летию Марины Цветаевой. В журнале опубликованы стихи московских и петербургских поэтов, 12 сентября вышедших на сцену в Казани - это Геннадий Калашников, Анна Гедымин, Ефим Бершин, Галина Илюхина, Лера Манович, Ольга Аникина. Таким образом, на казанском отрезке фестиваля понедельник стал днём знакомств.
На следующий день в Национальной библиотеке начались мастер-классы прозы и поэзии. У казанских авторов была счастливая возможность - впервые в рамках Волошинских симпозиумов - выбирать семинары разных мастеров. Как верно заметил Андрей Коровин, ещё со времён Серебряного века московская поэтическая школа отличалась от петербургской. Так, Николай Гумилёв никак не мог понять, почему на его поэтические вечера в Москве ходит так мало публики, хотя у себя в Петрограде он был звездою первой величины. И наоборот, Сергей Есенин был кумиром московских читателей и слушателей, но в Ленинграде его встречали без особого ажиотажа.
Мастер-класс «Петербургская поэтическая школа» вела Галина Илюхина - заместитель главного редактора литературного журнала "Зинзивер", лауреат премий «Русский Гофман» и «Созидающий мир», обладатель специального приза Волошинской премии, одна из основателей и организаторов международного литературного фестиваля «Петербургские мосты». Вместе с мэтром стихи молодых поэтов обсуждала Ольга Аникина - дипломант Волошинского конкурса, а ныне член его жюри, лауреат международных поэтических конкурсов "Пушкин в Британии" и "Заблудившийся трамвай". Москвичей представлял также разновозрастный и не менее именитый дуэт: член редакционного совета журнала "Юность" и Русского ПЕН-центра Анна Гедымин и Геннадий Калашников, лауреат Международного Тютческого конкурса "Мыслящий тростник и премии Пушкинского общества Америки "Душа в заветной лире", руководитель литературной студии и член правления Союза российских писателей.
Мастер-класс прозы вели первый секретарь правления Союза российских писателей Светлана Василенко, а также Игорь Кузнецов и Лера Манович. Работа с молодыми писателями продолжалась всю неделю, то есть у молодых авторов было время не только почитать свои рассказы, но и, учитывая замечания и пожелания руководителей, внести в рукописи правки.
Во вторник гости фестиваля отправились на остров-град Свияжск, а в четверг провели вечер в Центральной библиотеке Казани на ул. Вишневского, 10, где их встречал поэт Эдуард Учаров - руководитель Казанского литературного кафе "Калитка". Он рассказал о жизни и творчестве первого российского поэта-романтика, родившегося и всю жизнь прожившего в Казани. В следующем году мы готовимся отметить 250-летие со дня рождения Гавриила Петровича Каменева (1773-1803). Русское национально-культурное объединение Ассамблеи народов Татарстана поддержало идею поэтов Эдуарда Учарова и Галины Булатовой об открытии мемориальной доски на одном из домовладений Каменевых в Казани. Городские и республиканские власти, как стало известно в тот вечер, уже работают над проектом.
Собравшемся продемонстрировали сюжет из телепрограммы "Дом культуры" о знаменитом казанском поэте, о любимой им Сосновой роще близ Кизического монастыря. Ныне там парк Дворца культуры химиков, а двести лет назад это был погост "Хижицы", где вечный покой обрели многие знатные казанцы, где похоронен и сам Гавриил Каменев... В память о нём Эдуард Учаров и Галина Булатова пять лет назад организовали литературный конкурс "Хижицы", который стал международным: в "Хижицах-2022" приняли участие почти триста авторов из 17 стран. Но что интересно - поэтов из Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга и Ленинградской области участвует вдвое больше, чем из всех республик и областей Поволжья.
Далее в "Калитке" состоялись творческая встреча московской поэтессы Анны Арканиной,одной из участниц Волошинского фестиваля, неоднократного призёра литературного конкурса «Хижицы», и презентация книги Эдуарда Учарова "Каменев идёт умирать", только что вышедшей в издательстве Академии наук Республики Татарстан при финансовой поддержке Министерства культуры РФ и техническом содействии Союза российских писателей… В завершение вечера солист казанской рок-группы "КуЛай" Айрат Галеев исполнил несколько песен собственного сочинения на стихи Эдуарда Учарова.
Одна из творческих встреч Светланы Василенко и Андрея Коровина состоялась во Дворце культуры имени В.И. Ленина (после капитальной реставрации легендарный ДК в Соцгороде зачем-то обозвали "досуговым комплексом"), а на противоположном конце ветки казанского метро, на южной окраине города, в недавно открытой библиотеке "Сандугач" на ул. Мавлютова выступил кемеровский поэт, ответственный секретарь старейшего литературного журнала "Огни Кузбасса" Дмитрий Мурзин.
В четверг поэтический десант во главе с Андреем Коровиным читал стихи студентам Казанского театрального училища на ул. Гоголя, 2, а в субботу уже будущие актёры, третьекурсники Казанского театрального училища читали их стихи со сцены Национальной библиотеки Татарстана. За два дня студенты успели поставить маленький спектакль!
Вообще на Волошинском фестивале было много поэтических спектаклей. Начало положили казанский поэт и литературовед, доктор филологический наук и профессор Казанского федерального университета Артём Скворцов с музыкально-поэтическим представлением "Акустика Чёрного озера", а также Олеся Балтусова и Андрей Коровин с поэтическим диалогом "Секретный чат" (перекрёстная презентация новых сборников). Челнинский поэт, руководитель лито "Лебедь" Ольга Кузьмичёва-Дробышевская и актёр театра "Голос" Евгений Касаткин (Москва) показали литературно-музыкальный спектакль "Дай мне руку...", основанный на переписке Марины Цветаевой и Бориса Пастернака. В нём звучали песни Ольги Кузьмичёвой-Дробышевской стихи Марины Цветаевой.
Но, конечно, "гвоздём репертуара" стал спектакль "Любовь без парашюта" (режиссёр Анна Куликова), который играли и в Елабуге, и в Казани, и даже повторили в предпоследний день, по просьбе зрителей, что называется "на бис". Это трагическая история жизни и любви трёх наших современников - поэтов Ольги Подъёмщиковой (1961-2000), Сергея Белозёрова (1948-2002) и Андрея Коровина (в 90-е годы он был женат на Ольге), о любовном треугольнике… Спектакль основан на реальных событиях и стихотворениях самих поэтов. Автор инсценировки Нина Дунаева играла Ольгу (Подъёмщикова трагически погибла на пожаре). Сергей Куликов исполнил роль Сергея Белозёрова, сосланного в 1983-м на станцию Зима в Иркутской области... Андрей Коровин играл себя. Точнее, не играл - жил на сцене. Основатель и организатор Волошинского фестиваля, он не уступал в выразительности актёрской подачи московским профессиональным актёрам! Этот спектакль, безусловно, стал украшением Международных Цветаевских чтений в Елабуге и событием "Волошинского сентября" в Казани.