РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ АННЫ ГРАНАТОВОЙ (ГАГАНОВОЙ) «ЛЕТОПИСЦЫ СО СТАРОЙ ПЛОЩАДИ. ПРИКЛЮЧЕНИЯ РЕПОРТЁРА, ЭССЕИСТИКА, КИНОСЦЕНАРИЙ /АННА ГАГАНОВА». Издательство «У никитских ворот», 2024
Каждая книга, отражающая эпоху, – это событие. Книга Анны Гагановой (Гранатовой) «Летописцы со Старой площади», это особая художественная картина мира, так называемых «нулевых», рубежного периода перехода от плановой к рыночной экономике. Сегодня в Москве молодые, 20 летние писатели радостно устраивают «престижные вечеринки в стиле 90х», с игровой «советской фотозоной», с «угощением бабушкиными пирогами», но, не имея личного и осмысленного опыта жизни в этой эпохе, а потому, не вполне понимая, какими были эти годы в действительности. На фоне «престижных но игрушечных вечеринок», данная книга приобретает особо важное значение. В ней – реальная правда, показанная как на аналитическом макро-уровне, с большой дистанцией от описываемого материала, («крупные исторические и публицистические «кадры» движения эпохи), так и на субъективном, чувственном восприятии личного опыта человека, вопреки своей воле, попавшего в водоворот неуправляемого и опасного потока стихии времени.
Переход от одной формы к другой - всегда тревожен, рискован, всегда сопровождается сломом старого и трудным прорастанием через него нового, но в этом и есть богатство драматургии, писательский потенциал материала. Материал девяностых и «нулевых» - богатейший.
Впервые книга очерков «Летописцы со Старой площади» была опубликована в издательстве «Библиотека боевого братства» (Москва, 2006) за счёт средств «Фонда русской словесности».
«Хроникой безвременья» назвал эту книгу учитель автора книги, Юрий Апенченко, руководитель семинара «Очерк и публицистика» в Литинституте с 1996-2016 гг., в котором училась Анна.
Чтобы написать эту книгу, в трудные девяностые и нулевые, она объехала почти всю Россию, десятки городов и деревень, проявив себя как честный бескомпромиссный и очень наблюдательный журналист, способный к глубокому анализу описываемых событий. Этому способствовала ее работа корреспондента в газете «Независимое обозрение», куда она осознанно ушла со Старой площади, отказавшись от престижной и «денежной» карьеры чиновника, к изумлению всех своих знакомых. В своих очерках Анна Гаганова рассказывала о том, как трудно выживали наши соотечественники после «перестройки-катастройки» и развала СССР. Там, где прежде были преуспевающие колхозы, заводы и фабрики, люди были выброшены на улицу, превращаясь в челноков и вынужденных безработных, пытаясь заработать кто чем мог: разведением огородов на собственных или самозахваченных участках («Счастье луковое», 2003), ремёслами, а то и криминалом.
С сожалением, я узнала о масштабах непрофессионализма и безхозяйственности в нашей нефтегазовой отрасли, которой мы так гордимся. Если в США добывают из скважины не менее половины нефтяного ресурса, то в России менее трети. И не потому, что невозможно, а просто невыгодно новоявленным хозяевам. Беда в том, что придти на месторождение второй раз и «добрать» остаток нефти из брошенной скважины невозможно. Нефть уходит далеко в землю, и месторождение просто теряется. Между тем, канадцы разрабатывают песчаные месторождения с коэффициентом извлечения 100 процентов. Они выкапывают песок, потом отделают от нефти и воды.
Автор с дотошностью описывает процедуру нефтедобычи и пытается обратить внимание читателя на приход в нефтегазовую промышленность армии непрофессионалов. С одной стороны, государство живёт за счёт нефтегазовой отрасли, с другой стороны, отдало эту отрасль на откуп в частные руки («Белая чернота», 2005). Интересно, изменилась ли ситуация к лучшему за последние 20 лет. Надеюсь, что да.
Анну интересует всё – китайская чайная культура, ситуация в российской медицине, которая задыхается от нехватки лекарств и недофинансирования, мир танго (Анна в течение 10 лет являлась активной участницей всех соревнований, включая международные, по спортивным бальным танцам), («Скальпель», 2002; «Несущие крест, 2003; «Откуда у русских китайская грусть», 2003; «Снежное танго», 2003). Истинными «Летописцами со Старой площади» (2006) она называет стенографисток – представителей привилегированной в то время профессии, которая позволяла почти на равных быть с сильными мира сего и являться свидетелями важнейших событий в политической, социально-экономической и культурной жизни страны.
Молодой автор не обходит стороной и тему пьянства в кругах, которые мы привыкли называть «элитой», рассказывая о том, как вела себя делегация из России на приёме у Президента Азербайджана, в которой превалировали главные редактора и генеральные директора изданий. В военном самолёте, который осуществлял перевозку важных персон, они упились до того, что их невозможно было разбудить, и границу они пересекли только благодаря единственной оставшейся трезвой Анне, которой пришлось проходить паспортный контроль вместо них с паспортами беспробудно спящих коллег в руках.
Размышляя о поведении журналистской «элиты», Анна делает предположение, что с приходом к власти новых управленцев- «политиканов», журналистика в России оказалась в кризисе, который в «тоталитарном» СССР даже не снился. Профессиональные критерии стали настолько размытыми, что стали цениться всего два качества: близость к телу держателя издания и способность написать слово «корова» без орфографических ошибок («Баку или журналистика нового времени», 2006).
В очерке «Земля обетованная» Анна описывает трагическую судьбу крымских татар, но при этом проявляет неосведомлённость в том, что исторических прав на полуостров Крым больше у России, чем у Турции, о чём убедительно пишет в цикле своих книг о Крыме известный историк Павел Владимирович Тулаев («Российский Крым. Обзор большой истории». М.: Академический проект, 2023).
Впечатляет рассказ о сельском народном театре, который возник в селе Медведь в нескольких десятках километров от Великого Новгорода с более чем 700-летней историей после грандиозного пожара в 1898 году, сначала как средство отвлечения людей, потерявших свои дома, а потом из любви к искусству, и который сохранился до наших дней («Театр от Медведя», 1999).
Великолепен очерк «Творчество оптом и в розницу»: Анна вспоминает о годах, проведенных в Литинституте, и с иронией описывает студентов, своих однокурсников. Здесь много юмора и самоиронии. Романтика разбитых надежд и призрачных мечтаний о своем «пути в гении». Изнанка издательского дела и других бизнес-проектов. Эскапизм бегства в поэзию Серебряного века и стихосложение собственными силами. Преподаватели, оторванные от жизни настолько, что пьют кофе из разбитых чашек «во имя творчества». Студенты, рвущиеся к демонстрации во всем своей индивидуальности и уникальности, и дошедшие в экспериментах с одеждой, перекрашивании волос в зеленку и медь до абсурда. Быть или казаться? Этот очерк в «нулевые» перепечатала тогдашняя газета – дайджест «Мир за неделю», что получило огромный резонанс в самом Литинституте: все считали себя гениями, никто не ожидал себя увидеть смешным со стороны.
Главным героем повести «Украденное солнце» на первый взгляд, является журналист, редактор журнала «Полярная звезда» романтик Алексей, который в составе полярной экспедиции мечтает покорить Северный полюс. Видимо, он решается на этот риск ради девушки Карины, которая ему очень нравится, но в её взаимности он не уверен. Фактически именно эта девушка и становится главной героиней повести. Карина боится ошибиться, она устала от частых и скоротечных попыток её «купить» для скоротечных постельных увеселений, и мечтает об одном - единственном», которому могла бы довериться в любой ситуации,, получить поддержку в своих радостях, своих мечтах и решениях.
Вначале Карина убеждала Алексея остаться в Москве для участия в предвыборной компании, что сулило и денежную выгоду, но, когда по головотяпству чиновников возник риск, что экспедиция не состоится, и Алексей передумал в ней участвовать, она поняла, что отказаться, значит, проявить слабохарактерность, а ей нужен только мужчина-победитель.
В конечном итоге, экспедиция на Северный Полюс был прервана в самом ее начале. Карина, пройдя через трагедию потери близкого человека (умерла её старшая сестра, которая была ей, как мать) обретает счастье именно с Алексеем. Заметим, что повесть «Ледяное солнце» имеет автобиографическую фактуру. Под фамилией сенатора Чернобровкин был выведен действующий на тот исторический момент времени, борющийся за кресло губернатора Псковской области. Под фамилией полярника Кедрова - выдающийся полярник, легенда, Владимир Семенович Чуков. Агентство «Летучий Крокодил», возглавляемый героем книги, алкоголиком и политическим авантюристом Роговым, это, вероятно, собирательный образ на структуры действующих в те периоды политтехнологов, и черты и их самих, прежде всего в образе Рогова угадываются черты Федора Сизова и его газеты – агентства «Деловой вторник», логотип которой напоминал некую схематизированную «птицу» а также Глеба Павловского, и его аналитической структуры «Фонд эффективной политики», финансирующей ряд изданий (Лента.ру, Вести.ру, Газета.ру, итп). Примечательно, что журналист Федор Сизый, страдавший тяжелой формой алкоголизма, после нескольких инсультов ушел из жизни в возрасте 50 лет. Нет более с нами и Глеба Павловского, хотя и отличавшегося более трезвым образом жизни. В образе журналистов, Андрея Воробей, главного редактора Волкова и «Философа» Глеба, вероятно, выведены реальные сотрудники и деловые партнеры автора повести, из газеты «Независимое обозрение», в которой Анна Гаганова в те годы работала. История с гибелью Лиды, сестры героини Карины, имеет под собой документальную основу: выборная кампания совпала с онкологическим заболеванием близкого человека в семье писательницы, которая закончилась печально, поэтому сцена с «розами, вмерзшими в лед» буквально списана с натуры. Касаемо скульптуры Ледяного солнца, то и здесь показана реальная картинка: на Пушкинской площади в Москве были установлены ледяные скульптуры в рамках фестиваля «Вьюговей», тогда, первого в Москве фестиваля скульпторов по льду, и потому произведшего фурор восхищения у москвичей.
Книжка о «племени тода», во многом отсылает читателя к книгам Людмилы Шапошниковой, востоковеда и директора центра Рерихов в Москве, в частности к ее книге «Тайна племени голубых гор». Известно, что Шапошникова дружила с Чуковым, так что параллель в книге Кедров – и книга «о племени тода», демонстрирует вполне очевидную реалистичную основу. В книге описана реальная кампания за пост губернатора Псковской области.
Одновременно, следует напомнить, что эпизод со сгоревшим зданием журналистского комплекса на улице Правды, это реальная ситуация, когда выгорело несколько этажей одной из «высоток», в частности, сгорели архивы редакций Комсомольская правда, Трибуна, Парламентская газета и Деловой вторник. Пожар имел необратимые последствия, уничтожив часть здания (прежде всего, и больше всего пострадала Комсомольская правда) практически до бетонного основания. После этого пожара редакции вынуждены были сменить локацию.
Молодую писательницу и журналиста интересует личность в чрезвычайных обстоятельствах, её способность противостоять ложным ценностям во имя химеры «золотого тельца». И всюду бескомпромиссно отстаивается Кодекс чести журналиста.
Первое издание книги «Летописцы со старой площади» было высоко оценено не только её учителем из Литературного института, Юрием Апенченко, но и тогдашним губернатором Московской области, Председателем Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство», Героем Советского Союза, генерал-полковником Борисом Всеволодовичем Громовым, а также депутатом Государственной Думы ФС РФ, кандидатом экономических наук Дмитрием Вадимовичем Саблиным.
В 2024 году вышло второе издание книги Анны Гранатовой «Летописцы со старой площади. Приключения репортёра. Очерки, эссеистика, киносценарии.
К этому моменту Анна ‒ уже кандидат филологических наук, доктор философии и лауреат и победитель многих конкурсов, автор нескольких романов, в числе которых «Фокстрот втроём не танцуют» (М., 2020), телеведущая программы «Литературная шкатулка», участник кругосветного путешествия на электромобиле. Увлекается туризмом, много путешествует пешком, с рюкзаком за плечами, много наблюдает, размышляет, обязательно записывает на видео, на фотокамеру и, конечно, же пользуется обыкновенной ручкой.
В новое издание книги вошли почти все публикации первого издания, но добавились и новые. В дополнение к прежним заслугам, автор проявила себя как мастер философского очерка, вне зависимости от рассматриваемой темы. Анна созерцает пейзажи, природную стихию, наблюдает за жизнью диких растений и животных, проявляя при этом немалые знания в области биологии, ботаники, географии, и постоянно проводит параллели с человеческим бытием. Её описания природы занимают целые страницы и завершаются философскими обобщениями и выводами.
Читаешь её и думаешь – знаменитые мастера пейзажного описания Михаил Пришвин и Иван Тургенев отдыхают. Меткий взгляд Анны подмечает всё вокруг, анализирует, оценивает. Судите сами:
«Скалистые сосны с рождения знают, что судьба ничего не дала им, на что можно полагаться: ни сочной земли, ни защиты от ветра, ни достаточного количества влаги. И они ластятся к древним скалам, к суровому камню, цепляются за его неприступные выступы, и разворачивают свои ветви навстречу обманчивому северному солнцу.
Они ищут опору в самих себе. И они её находят. И выигрывают схватку за жизнь…
Горная сосна изначально одинока и даёт обет лишь себе самой. Она – созидательница новых возможностей для жизни, и вынуждена жить в постоянном недоверии, и в гордой самодостаточности, вырастая высоко над скалой, в местах, недоступных ни для диких зверей, ни для топора дровосека – далеко от заурядных людей, чтобы не слишком слепить им глаза своей свободой и независимостью, ибо это всегда в тщедушных и мелких душонках вызывает разъярённую зависть.
Природа полна аналогий с миром людей и философских символов.
Близорукие люди видят в ярких личностях опасность для общества, называют их белыми воронами, гадкими утятами. Но время доказывает, что лишь способность быть непохожими на других, даёт возможность оказаться на передовой, и почти наверняка сделать оригинальный вклад в культуру, искусство, науку. Только яркие личности способны принести реальную пользу человеческой цивилизации, изменить мир к лучшему». («Карельские сосны», 2013).
В «Сталактитовой шкатулке» Анна описывает своё путешествие в карстовые пещеры Абхазии и приходит к выводу, что покорение пещеры помогает покинуть себя прежнего через преодоление и поэтому приносит покой и обновление.
Размышляя о способностях и возможностях человека, Анна утверждает, что без испытаний не может быть личностного роста: «Штурмуют не гору, – самого себя»…
«Развитие ребёнка – это постоянный стресс, это постоянное движение от кризиса к кризису…Возрастные кризисы подобны мосту над пропастью. Будет ли совершён переход к новому уровню личностного развития? Или же панический страх перехода через мост обернётся инфантилизмом и беспомощностью во взрослом возрасте? Душа, как змея, вылинивает из старой шкуры, обрастая новой кожей. Процесс болезненный. Но – необходимый!»
В очерке «На речке Серебрянке» при виде сросшихся деревьев – дуба и сосны, Анна неожиданно приходит к выводу, что это – дуэт влюблённых, несмотря на неудобства и страдания, которые они причиняют друг другу, потому что «любовь – это страдание». В одиночку они погибнут.
В своём рассказе об алтайском путешествии она делает открытие, что каменная роза по-настоящему прекрасна и выживает именно в суровых условиях природы. Попытки пересадить её в тепличные условия приводят к вырождению. А разве не это мы наблюдаем, когда комфорт и тепличные условия воспитания целое поколение современных «маменькиных сынков» приводит к вечному инфантилизму, помноженному на эгоизм? («Гиацинт и роза», 2011).
Тему жизнестойкости она также развивает в очерке о путешествии на Алтай в Белокуриху «Золотые горы – русская Шамбала». Лиственница выживает в суровых условиях южной Сибири именно потому, что способна воспользоваться обилием Сибирского солнца и пустить свои корешки не вглубь, а вширь, накидывая на бедную почву как можно больше отростков. А с наступлением суровой зимы она сбрасывает свои мягкие иглы, чтобы сохранить свой ресурс для выживания и возрождения. Вот и человеку, по мнению Анны, подобно лиственнице, надо суметь отыскать в себе и сохранить тот главный ресурс, который обеспечит выживание.
В очерке «Расправь крылья! Когда слабый сильнее сильного» она рассказывает о системе селекции и воспитания чистопольской породы голубей (Чистополь – город в Татарстане), которые благодаря своей выносливости и способности быть неотъемлемой частью стаи становятся недоступными для когтей ястреба. Это достигается спартанским воспитанием, недокормом, безжалостной отбраковкой слабых, содержанием в полудиких условиях. Голуби-одиночки обречены на погибель и гарантировано пойдут на корм хищникам.
При этом Анна размышляет о потере жизнеспособности у городских голубей, который напрочь утрачивают способность к самостоятельному выживанию и проводит параллели с воспитанием детей. Воспитывая дитя, считающее себя пупом земли, мать обрекает его на неконкурентоспособность. Став взрослым, он так и не становится настоящим мужчиной, способным взять на себя ответственность за себя, семью, общество.
В книге также приводятся версии игровых фильмов и предлагается полный сценарий фильма «Чаша пути» о творчестве одного из её любимейших писателей Ивана Ефремова.
В заключение, необходимо отметить, что книгу Анны Гранатовой «Летописцы со старой площади. Приключения репортёра» легким и развлекательным чтивом не назовёшь. Такие книги читаются долго и вдумчиво. Можно соглашаться и в чём-то не соглашаться с автором, но это – одна из тех самых книг, которые заставляют переоценить свою и окружающих себя людей, жизнь, а также, увидеть поток времени, в котором ты живешь. Здесь есть и» вид сверху» на эпоху, фотография жизни, словно бы с вертолета, и есть субъективная и эмоциональная картина, изнутри, через мировосприятие автора. А еще есть пристальный взгляд в деталях к окружающему пространству и его людям, сделанный как бы на крупных планах. Это – многогранная и многослойная художественная картина мира. И эта картина мира, позволяет каждому из нас отрефлексировать собственную жизнь, и что-то поменять в себе и в векторе движения по своему пути.