Если гармонию поверить алгеброй, то десять лет издания и 59 номеров журнала – это своеобразный журнальный юбилей. И – приятный инфоповод для эксклюзивного интервью с главным редактором журнала, имя которому «Нижний Новгород» – поэтом и прозаиком, лауреатом множества престижных премий Олегом Рябовым.
ДИАНА КАН. Олег Алексеевич, начну с того, что считаю за честь быть в редколлегии Вашего-нашего замечательного журнала, активно читаемого в России, и тем не менее – многое остаётся как бы фигурой умолчания, потому попросила Вас, как руководителя журнала, ответить на некоторые вопросы, которые прямо просятся, чтобы их задали. Например, когда Вы начинали проект издания журнала «Нижний Новгород», какие цели у Вас были? Ведь не секрет, насколько сегодня нерентабельно издание литературного журнала. То есть цели изначально были явно не коммерческие, тогда всё-таки какие…
ОЛЕГ РЯБОВ: Конечно, ни о какой рентабельности речи идти не может. А вот знакомство наших читателей с творчеством своих, родных, нижегородских писателей – да! У нас по области почти тысяча активно работающих библиотек, и они часто приглашают писателей выступить перед своими читателями. Идём и выступаем. У нас в Нижегородской области 150 членов Союза писателей России, да ещё несколько десятков членов Союза российских писателей, да ещё сто членов Союза профессиональных литераторов. Так что нижегородское писательское сообщество мощное! И вот – наше региональное министерство культуры через областную библиотеку имени Ленина закупает почти весь тираж журнала (800 экземпляров) и распределяет его по библиотекам. Ещё мы самостоятельно и бесплатно рассылаем журнал «Нижний Новгород» в крупнейшие библиотеки страны...
ДИАНА КАН: Вопрос насущный для писателей. Как формируется творческий актив авторов журнала «Нижний Новгород» - самотёком, по рекомендации или главный редактор самолично решает, кого следует напечатать?
ОЛЕГ РЯБОВ: Условием финансирования журнала правительством области через закупку почти всего тиража было предоставление тридцати процентов площадей издания нижегородским авторам и непременная поддержка молодежи. А понимаете, как повышается ответственность начинающего автора, когда его текст, его фамилия оказывается рядом с публикацией именитого, известного всей стране, писателя – вот поиски таких авторов, с известными именами задача, которую приходится решать при подготовке каждого номера. Но мы её всегда решаем. Редколлегия журнала состоит из писателей, которые сотрудничают, а не «просто свадебные генералы»: они постоянно предоставляют нам новые интересные тексты: и свои, и своих товарищей, и своих учеников. А дальше, конечно, «самотёк»...
ДИАНА КАН: Сколько номеров журнала уже вышло в свет? И каким образом распространяется журнал? С Роспечатью сотрудничаете?
ОЛЕГ РЯБОВ: За десять лет вышло 59 номеров. Почти весь тираж уходит в библиотеки: библиотеки – это наиболее эффективный выход к читателю. Мне приходилось встречать наш журнал в фондах библиотек, когда в формуляре стоит по десятку и больше записей, а это значит, что журнал берут для прочтения на дом и даже стоят в очередь.
ДИАНА КАН: Нижний Новгород является столицей Приволжского федерального округа. Да и сам факт наличия кремля в городе говорит о статусности и столичности города. Можете Вы, как один из именитых писателей-нижегородцев, назвать Нижний Новгород одной из литературных столиц России?
ОЛЕГ РЯБОВ: Да, конечно, могу! И это заслуга не столько писателей, сколько руководства нашего местного министерства культуры. Кроме журнала правительство финансирует ещё с десяток всероссийски значимых литературных мероприятий: ежегодный Пушкинский праздник поэзии, молодёжный литературный Болдинский фестиваль, международный фестиваль имени Максима Горького, Кстовский фестиваль «Русский смех», Болдинская литературная премия, научная конференция «Болдинская осень», литературная мастерская Захара Прилепина. У руководства области есть понимание, что литература – это базовый вид искусства. Театра без писателя – не бывает! Для кинофильма сценарий пишет писатель. Ни Хворостовский, ни Пласидо Доминго не стали бы петь телефонную книгу – они пели только прекрасные тексты. Экспозиции лучших музеев мира можно было бы сократить, потому что и «Тайная вечеря» Леонардо, и «Возвращение блудного сына» Рембрандта, и «Троица» Рублева – это всё, заметьте, иллюстрации к литературному тексту.
ДИАНА КАН: А вот Вы, как главный редактор журнала, какие бы выделили другие литературные журналы России, как некие ориентиры или созвучные Вашему изданию?
ОЛЕГ РЯБОВ: Трудновато ответить на этот вопрос. Меняются главные редактора, меняются мои личные предпочтения, меняются идеологические задачи, которые перед писателем ставит страна. Когда-то мне нравился «Новый мир», когда-то мне нравился «Наш современник», когда-то нравилось «Знамя». Хотя вот «Нева», в которой меня пятьдесят лет назад напечатал Михаил Александрович Дудин, для меня навсегда останется родным журналом.