Вклад региональных литературных периодических изданий в развитие современного искусства и литературы
Сегодня роль региональных литературных журналов стала во многом иной, нежели прежде, в советское время или в последние три десятка лет. Теперь нет непререкаемого главенства московских литературных «толстяков», а издания из самых разных географических точек страны уже не однажды выступали как первооткрыватели новых писательских талантов, словно бы вручая их имена столице для последующих публикаций – разумеется, более громогласных и потому открывающих для автора широкие перспективы. Но это – издательская сторона вопроса, несомненно, очень важная для писателя, а для читателя существенная только в одном смысле: родной журнал напечатал хорошего автора-земляка или же «поэта-писателя» из подобного же уголка России, совсем не обласканного пока что Белокаменной. Края и области страны интеллектуально и художественно отделились от центра и стали исподволь понимать себя как «главную» Россию, а не придаток к административному центру Российской Федерации. Практически все важные события, связанные с возникновением новых литературных имен и произведений, сегодня связаны с регионами. Отчасти это напоминает о творческом истощении «московской культуры», ориентированной на модернистские акты и книги, забывшей об исключительной важности корневого самосознания – в угоду многочисленным адептам принципа «перекати-поля», когда создатель очередного артефакта никому ничего не должен. В названных обстоятельствах региональные журналы поняли свою прежнюю задачу по-новому: не только поиск самобытных талантов на месте, но и обязанность перед последующими поколениями сохранить нравственные и художественные устои искусства и литературы настоящего времени и прошлых эпох, не позволить рационалистическому веку разрушить традицию.
Подобное самоопределение журналов российской глубинки соседствует с вторжением на региональные творческие территории фигур и практик откровенно разрушительного свойства. Модернистские экзерсисы в Перми, претенциозный памятник каторжным годам Достоевского в Омске, пошлые спектакли в рамках Платоновского фестиваля в Воронеже – много мусора злая воля раскидала по землям, где прежде умели ценить красоту и затаенный смысл. Именно поэтому литературно-художественные журналы регионов видятся как чрезвычайно важные опоры подлинной культуры на всей территории России. Они дают понять бесцеремонным современным культуртрегерам, что здесь есть история, имена и творения высокой пробы, здешнее пространство не пустует. И непозволительно всякому встречному-поперечному вываливать имитирующий культуру хлам на знающую иные, более достойные, времена землю.
Если отвлечься от этой, во многом охранительной в самом лучшем значении слова, задачи, то окажется, что региональным журналам присуще свойство творческой навигации. Уже не отодвигая в сторону негативные по форме и содержанию произведения волевым актом, но отбирая все лучшее, что появляется в поле зрения издания, и осуществляя таким образом изначальную оценку художественной вещи, журналы опережают собственно издательский процесс, для которого наиболее важным оказывается статистика продаж книги, а не ее высокое существо. Так региональное издание, размещая на своих страницах образцы прозы, поэзии, эссеистики – содержательные и привлекательные по форме, неявно производит отбор и рекомендует своим читателям произведения, которые в журнале не зазорно разместить одно рядом с другим – потому что творческие потенциалы этих текстов лежат в одном поле литературных оценок, какими бы разными упомянутые вещи ни были. Книги современных издательств не придут в читательскую аудиторию без затратной и энергичной рекламной кампании, тогда как соседство молодого автора с известным мастером свидетельствует сразу о двух обстоятельствах: представитель нового поколения писателей не проигрывает на фоне творений своего старшего собрата, а тот не кажется устаревшим и предназначенным для ознакомления только седым ветеранам. Кроме всего прочего, тут происходит сближение отцов и детей, стариков и внуков. Одновременно под журнальной обложкой осуществляется продвижение до сей поры незнакомого писательского имени рядом с другими авторитетными литераторами в обширную среду завсегдатаев библиотек. И вчера одинокий автор сегодня обретает многочисленную армию поклонников – страстных приверженцев литературы прекрасной и правдивой, позволяющей помнить о былом и видеть главное в происходящем сейчас.
В силу самых разных причин, в том числе организационного и идейного характера, в России в настоящее время несколько больших литературных корпораций, среди которых можно упомянуть четыре творческих союза, вошедших в Ассоциацию писателей и издателей (АСПИ): Союз писателей России, Союз российских писателей, Союз писателей Москвы и Союз писателей Санкт-Петербурга. У каждого из этих объединений есть близкие им по духу журналы, которые, как правило, публиковали ранее произведения «своих» авторов. Однако в последнее десятилетие такой распорядок претерпел видимые изменения, и теперь на страницах условно «консервативного» воронежского «Подъёма» можно встретить работы «либерального» прозаика или поэта. Напротив, под обложкой смоленского альманаха «Под часами», который выпускается силами Союза российских писателей, рядом с лирикой Евгения Чигрина можно встретить стихи Светланы Сырневой. Происходит очень медленное, но уже заметное взаимное притяжение литературных изданий, основой которого можно счесть интеллектуально честное и художественно внятное отношение к трем векам российской словесности. Разумеется, это встречное движение отягощено множеством творческих и художественных разногласий, и было бы легкомысленно охарактеризовать происходящее старыми, уже потерявшими доверие словами: «процесс пошел». Нет, говорить о «процессе» ныне – это обманывать себя и других, однако «мертвую точку», инерцию уединенного стояния на своем мы уже преодолели.
Сейчас внутри каждого из писательских союзов важно наладить взаимосвязь «своих» журналов, чтобы они представляли собой большой и единый остров с разными «журнальными поселениями». В сферу их общей деятельности должны входить обмен авторами и параллельность публикаций. Только так можно преодолеть разорванное культурное пространство страны и вывести за пределы конкретного региона достойного автора или произведение, которое, возможно, потом приобретет всеобщую известность. Такие «горизонтальные связи» позволят поставить разрушительное своеволие издателей на соответствующее место и прекратить бесстыдное продвижение малоталантливых опусов под маркой «открытие дня». Прислушиваясь к мнению журналов, издательства займут свою ступеньку в литературной цепи, закономерно следуя за журнальной навигацией. Или могут, по праву, стать первыми – в случае, если новый Гоголь возникнет среди нынешних сумерек и внезапно постучится в издательскую дверь. Впрочем, перефразируя Белинского, Гоголи, как грибы после дождя, не появляются.
Региональные журналы в настоящий момент могут сделать решающие шаги в деле воссоздания единого литературного пространства России. Это важно не только понимать, но и настоятельно стремиться к обозначенной цели, находя общие мемориальные рубрики, обмениваясь вставными блоками «Журнал в гостях у журнала», соединяя географически далекую творческую молодежь со здешней, находящейся на расстоянии вытянутой руки. Если власть поддержит подобную инициативу организационно и финансово, многие достижения будут видны уже завтра-послезавтра. Если же, по обыкновению, ограничится избирательным вливанием скромных средств и напутствием «давай-давай!», дело, конечно, станет более медленным. Тем не менее, мы должны осознать необходимость такого гибкого журнального единства. По существу, сегодня – это самая трудная вещь.