Казалось, только недавно в московской библиотеке имени В.В. Вересаева собиралась и монтировалась выставка о Москве, посвящённая Дню города. И вот вице-президент ПАНИ, 1-й заместитель председателя МО ПАНИ, куратор выставочных проектов Владимир Кузнецов уже открывает новую выставку…
Абстрактная живопись, абстрактные образы вступают в права и затевают свой диалог со зрителем, свою игру, где каждый холст – зашифрованный кусочек мира.
Представление художников и их произведений, выступление искусствоведов и зрителей (членов ПАНИ), небольшие артистические номера – всё это творческое многообразие было в первой части вечера.
А во второй – абстрактная игра продолжилась, но иная – состоялось дефиле!..
Библиотека и дефиле – две вещи несовместные. И странно было бы думать иначе.
Да, странно, когда бы академик ПАНИ Лидия Фахретдинова в очередной раз не доказала обратное. И тёплым октябрьским вечером на открытии выставки абстракционистов в библиотеке им. В.В. Вересаева в Москве не произошёл необычный показ мод.
Воплощая в тканях абстрактные композиции художника Искана, Лидия разработала и создала уникальную авторскую коллекцию одежды, идея которой со временем переросла в дизайнерский проект под названием «Идут по городу картины!»
И они действительно идут – идут к людям, к своим зрителям! Только не по привычному подиуму – а свободнее и вольнее, занимая пространство: летняя эстрада парка или картинная галерея, театральная площадка или зал и большая парадная лестница в особняке; освещённая фонарями вечерняя московская улица … или библиотека!
Необычно? – Да.
Академик ПАНИ, профессор живописи, художник Искан Ильязов высказал по этому поводу много неожиданных и интересных мыслей: «Лидия Фахретдинова, возможно и не преследуя такой цели, в качестве кутюрье создала целое направление, которое я охарактеризовал бы как «антиподиум» – как живую альтернативу высокой моде, условным рамкам узкой подиумной дорожки, где внутренне всё скованно и неподвижно, и существует по шаблону. В показах Лидии Фахретдиновой я очень ценю нестандартность. Для меня значима лёгкая походка девушек-моделей, их естественные живые движения и реакции. Ведь я хочу, чтобы мои картины не были чем-то застывшим, для меня важно, чтобы они жили. И в этом плане наиболее запоминающимися оказались: фотосессия на парадной лестнице особняка и выход на вечерние улицы города».
По мнению Искана, в библиотеке Вересаева также состоялся хороший запоминающийся показ. Как участница показа поделюсь некоторыми выводами.
По сути, этот проект – интереснейший творческий эксперимент: художественный и дизайнерский, с тканями и картинами, с красками и формами, и особенность его заключается в стилистическом своеобразии – в оживлении живописных образов картин.
Если новая одежда может подарить вам чувство уверенности и красоты, то авторские модели Лидии Фахретдиновой, основанные на композициях Искана, позволяют пережить более богатую и разнообразную гамму чувств. Вы словно становитесь частью заданной картины, ощущая изнутри её эмоциональную и смысловую наполненность; её энергетику: ту творческую энергию, вложенную в работу художником и модельером.
И эта энергетика художественного образа сильна, поскольку и Искан, и Лидия творили свои произведения с любовью. Вы начинаете жить в этом образе, а этот образ начинает жить в вас. Происходит некий момент перевоплощения, наподобие актёрской роли. Картина становится вашей природой, вторым я, определяет психику, подсказывая пластику, жесты, движения.
Так, облачаясь в блузку по композиции «Небеса», хочется на ходу колыхать её края, передавая воздушность образа и полётность ткани. Хочется существовать, словно в танце, ведь вас наполняет лёгкость высоких голубых небес!..
В длинном платье сине-розовых тонов, дополненном прозрачным синим поясом, перчатками и брошью-цветком, ощущаешь себя этим редким декоративным растением и невольно акцентируешь внимание на его бутоне, слегка прикасаясь к синим тонким лепесткам; меняя походку на более плавную и скользящую.
Примеряя на себя подобные жизнерадостные модели одежды, ни одна девушка не сможет остаться равнодушной и не измениться на некоторое время, оказавшись под впечатлением художественного образа. Быть может, поэтому куратор выставки абстракционистов Владимир Семёнович Кузнецов (Влад Красноярский) не смог удержаться от восторженных комментариев при виде пятерых «манекенщиц», оживляющих абстрактные картины.
По смыслу эти отклики напоминали некогда популярную песенку «Лучшая девушка в СССР», что характеризовало каждую модель (девушку-картину), как самую-самую и лучшую из лучших. Благодаря Лидии Фахретдиновой и Искану Ильязову, возникла уникальная коллекция, где сказалось не только высокое мастерство авторов, но и их чуткая душа…
«Картины» шли, проявляя свой характер, показывая своё настроение и демонстрируя свои красочные наряды. Это было красивое и экспрессивное зрелище в голубых, жёлтых и тёмных тонах. В них сквозили живые краски осени, краски раннего утра и глубокой ночи – краски вечно обновляющейся природы.
Белые стены библиотеки Вересаева давали ощущение света и воздуха. На этом фоне, как части цветной мозаики, размещалась выставка абстрактных картин. Вдоль главной стены с экспозицией дефилировали модели, своими живописными нарядами постоянно меняя узор этого большого абстрактного мозаичного панно.
Лидия Фахретдинова предварила дефиле своими стихами, посвящёнными Композиции Искана № 425, – центральной картине экспозиции, настраивая зал на поэтический лад. А зазвучавшая музыка подиумов собирала внимание зрителей и предлагала вникнуть в дизайнерские образы моделей одежды и взглянуть на абстрактную живопись через призму искусства моды.
Выход на подиум абстрактного искусства проходил в очень тёплой атмосфере и был хорошим заключительным аккордом открытия выставки! А главное – красивым!
«Какая красота», – так и сказали зрители.