Опасение, что введение частичного дресс-кода в виде красного цвета в одежде (пусть даже на уровне аксессуаров или ветки рябины в петлице), может отпугнуть людей от вечера «Огонь рябины красной», не подтвердилось. И я с удовлетворением увидела в одной из лучших библиотек Оренбурга – Некрасовской – не только букеты рябин, но и девушек в красных платьях и венках с красными цветами, женщин с красными шарфами и брошками в зале.
Да и было бы странно, не будь у жителей России в активном обиходе этого главного обережного цвета России, столь частого не только в национальном костюме, но и в палитре осени. Ну и, конечно, мероприятие не могло минуть двух самых ярких певцов осени и рябины – Есенина и Цветаевой, двух едва ли не самых значительных поэтов России, но и к слову – едва ли не титульных представителей так называемой «московской школы поэзии», с её тягой к художественности и богатой палитре цветов. Как иногда называют поэтов московской школы – это в большей степени поэты-художники, как представители петербургской поэтической школы – в большей степени поэты-композиторы, поэты-музыканты, приоритетно ориентированные на звукоряд…Но, конечно, в чистом виде нет представителей одной какой-то школы, а к чести русской поэзии надо сказать, что она настолько богата, что имеет в своём активе как минимум две эти школы, в отличие, скажем, от просто французской поэтической школы или просто германской.
Авторы так или иначе задействуют в своём творчестве всё многообразие наработанных за века поэтических приёмов, даже если вовсе не задумываются, к какому приему какой школы принадлежит ими написанное. Вот и названием мероприятия стала чуть видоизменённая знаменитая строка Есенина. Сергей Александрович писал про «костёр рябины красной», ну а мы костёр заменили огнём. Была мысль заменить костёр букетом, поскольку букеты рябины были активно задействованы в литературном нашем вечере, но по итогу БУКЕТ оставили на потом, сочтя его всё-таки несколько слишком «дамским» вариантом... Попытка подобрать название к мероприятию стала мастер-классом от Есенина, который в своей знаменитой строке выступает более художником, нежели музыкантом, если учесть двойное Р на конце слова КОСТЁР и начальную Р в слове РЯБИНА. Такое «редактирование» есенинской строки для названия мероприятия ничуть не посягательство на наследие гения, ведь мы не редактируем стихи Есенина в его книгах. Это скорее попытки постигать секреты мастерства на творческих высотах Мастера, ибо нет смысла учиться на «нетленках» ноунеймов. Попытки понять Есенина – не просто показатель живой, а не нафталиновой любви к гению, но весьма продуктивный путь для творческого роста, учиться надо на лучшем!
Кстати, знаменитую строфу Есенина, о которой речь, выдающийся русский поэт ХХ века Юрий Кузнецов на своём семинаре в московском литинституте в середине 90-ых годов ХХ века, также говоря о приёмах литературных мастерских и анализируя их на лучших образцах поэзии, назвал попыткой образа. В принципе, Есенин потому и гений, что едва ли не первым ввёл в русскую поэзию образность. Позднее я слышала от другого своего учителя, поэта Евгения Семичева, что не греющий «костёр рябины красной» скорее парадокс, а не образ. Что ж, Семичев известен своей любовью к парадоксам. И каждый из поэтов-мастеров по-своему читает Есенина, хотя почему только из поэтов-мастеров? И читатели видят Есенина и его стихи по-разному, это наше читательское право! Поэтому и есть такой почти термин в литературе «мой Пушкин», потому что у каждого Пушкин свой! У той же Цветаевой Пушкин «чёрный, как рояль» (видимо тот самый рояль, за которым прошло пианистическое детство Марины Ивановны). А неизбывный русак-Есенин пишет о Пушкине «блондинистый, почти белесый». И Пушкин, и Есенина и других поэтов каждый из нас видит по-своему, настолько широки и многообразны их поэтики! На разных этапах и у разных людей гениальное начинает подсвечиваться по-разному, в соотношении с современностью, и потому всегда остаётся современным, чего не скажешь о бездарных потных рифмованных нетленках «поэтов-опилких».
Как представитель петербургской школы поэзии, одной из её центральных фигур которой является символист Блок, я всё-таки думаю, что «костёр рябины красной» - это символ неопалимой купины, ведь известна любовь Есенина к православной символике, роднящая его к таким поэтом, как Николаев Клюев, бывший одним из учителей Есенина. Но этот образ-парадокс-символ (у каждого поэта своё мнение) Есенина – тема отдельного и очень серьёзного разговора. Одно определённо – Есенин и доселе загадывает нам, поэтам, сложные профессиональные загадки, ну а читатели любят его и без загадок!
Итак – рябина, алая «прима» нашего мероприятия и повод вспомнить о русском – кокошниках, алых рубахах, алых венках… Вспомнить о своём, а не исходить бесполезной желчью, видя, как нынешние мигранты активно вводят в повседневность хиджабы и тюбетейки на улицах городов России. Я благодарна поэтам Аксаковского литобъединения, с которыми делала это мероприятие, за то, что они так живо откликнулись не только стихами о России и осени, не только за то, что они так прочувствованно читали стихи Цветаевой и Есенина наряду со своими стихами. Но и что они поняли мою мысль, что Россия начинается с каждого из нас! Михаил Пахомов явился на мероприятие русским ухарем в красной косоворотке и картузе, и мы с Михаилом похулиганили после вечера, устроив фотосессию в русском стиле. Елена Григорьева сама сплела красивый венок из ягод калины, в котором так прочувствованно читала Есенина и свои стихи. Спасибо поэту Александру Исимовскому за блистательное театрализованное исполнение поэмы Есенина «Чёрный человек». Все мы знаем, что в пору создания «Чёрного человека» Есенин уже не ходил, как на заре своей поэтической юности, в косоворотке, а носил европейский смокинг и цилиндр на манер Пушкина. Но любовь к русскому в себе – поэте и человеке – дресс-кодом не ограничена! И Есенин доказал, что русским можно быть и в самом европейском смокинге!
Вадим Бакулин, Юрий Полуэктов, Алексей Митрейкин читали свои стихи о России, осени, перемежая их стихами Есенина и Цветаевой, исполнением авторских песен... Маэстро Александр Шабольников сделал лиричный музыкальный пролог к вечеру, играя на саксофоне. Поэтесса Елена Кирпичёва с сыном-пятиклассником отлично отработали в рамках вечера композицию из собственно стихов Елены, её любимых стихов Есенина, и музыкальными композициями на русской гармони в исполнении сына Елены… Вечер был заявлен как иммерсивный спектакль, и мы дали слово публике. К свободном микрофону выходили зрители, становясь участниками действа – читали стихи Есенина, Цветаевой и свои, играя на гитаре авторские песни… «Рябиновое» мероприятие стало неким генеральным прогоном поэтического спектакля, который Аксаковское литобъединение ввело в свой обиход и которое каждый раз, в зависимости от состава участников, будет единственным и неповторимым в своём роде.