Всемирный День Поэзии для авторов Оренбургского областного литобъединения им.Аксакова в этом году как-то импровизированно превратился аж в Декаду поэзии. Что, конечно, не может не радовать, поскольку свидетельствует о востребованности живого писательского слова вообще и авторов-аксаковцев в частности!
Среди множества выступлений и встреч с читателями на самых разных площадках Оренбурга поистине жемчужиной стал творческий сольный вечер поэтессы Надежды Остроуховой в центральной библиотеке им.Некрасова. Это был, без преувеличения, праздник для души. Мы как-то подзабыли в вечной жизненной текучке, что поэзия исконно была, есть и будет всегда устремлена в первую очередь к душе человеческой. К уму, конечно, тоже. Но как говорится, если поэт способен растрогать читателя – это высший пилотаж!
Моноспектакль Надежды Остроуховой «Под знаком Надежды» - это синтез поэтического авторского слова, музыки, режиссуры и художественной декламации. Прошедший на одном дыхании, он поневоле наводит на ряд размышлений, весьма нелишних для сохранения системы литературных приоритетов. Давненько я уже не наблюдала, что слово поэта обладает таким пронзительным действием, высекая из глаз публики благодарные слёзы.
Особую благодарность хочу высказать режиссёру Анатолию Сидорову, который разглядел в Надежде Остроуховой не только стихи, но и артистический темперамент, чем усилил воздействие стихов на души читателей. Никаких эпатажностей и авангардистских экзерсисов Надежда аудитории не предлагала. Хотя аудитория была сугубо молодёжной (студенты), про которых принято считать, что традиционное стихосложение (Остроухова работает в поэзии именно в жанре традиции!) молодым априори неинтересно. Браво поэтессе, что напрочь разбила эти навязываемые обществу стереотипы, вызвав в зале сначала звенящую тишину, а потом благодарные слёзы… Да, это тот случай, когда женские слёзы – радуют! И здесь есть о чём подумать авторам, которые в погоне за оригинальностью самовыражения выхолащивают поэтическое изначалье. Суть поэзии, о которой в разное время говорили Пушкин и Блок, Есенин и Рубцов никуда не делась и в наш прагматичный век. А быть может, сегодня она особенно нужна: люди хотят согреться душой, слушая стихи. Хотят сопереживать и не стесняться слёз, примерив на себе переживания поэта и как бы став его соавтором. Ведь стихи ничто иное, как исповедь автора, созвучная современникам…
Я всегда отмечала на семинарах такую сильную творческую сторону, как авторское умение Надежды Остроуховой в своих стихах подняться над личным, чтобы сделать это личное интересным для других. Терпеливо постигая таинства стихотворного ремесла, Надя умеет вовлечь читателя в свой поэтичный внутренний мир, вызвав на диалог. Можно сетовать, что во время поэтических чтений мы редко видим такие понимающие и умные глаза, какие были когда-то у публики, собиравшейся в советское время в московском политехническом музее на поэтические вечера… Мол, читатель повыветрился-повыродился, молодёжь изменилась, изменилась эпоха, люди стали прагматичнее и циничнее, им стихи стали не так жизненно необходимы. И, конечно же, Оренбург это никак не Москва и надо отличать от прочих аудиторий именно целевую аудиторию, которая сама шла на литвечера именно слушать стихи, а не которую привели на встречу с поэтом преподаватели.
Всё это так – да не совсем так. Точнее – совсем не так! Вовсе ни при чём тут время-эпоха и пространство (столичный или провинциальный город). Такой вывод я сделала для себя после творческого вечера-исповеди Надежды Остроуховой, когда молодёжь, сидящая в зале, не стеснялась слёз. Тут есть о чём подумать – и педагогам, и психологам, и социологам… Но особенно – писателям! Ведь обязанность достучаться до сердца читателей с нас никто не снимал!