Такая мысль лейтмотивом звучала в библиотеке им. Д.А. Фурманова города Нижний Новгород, где состоялся творческий вечер нижегородской литературной общественности с поэтессой Дианой Кан (Оренбург).
Главный редактор всероссийского литературного альманаха «Арина» Борис Анатольевич Селезнев представил поэтессу, входящую в редакционный совет «Арины» и провёл вечер как интервью. Диана Елисеевна – поэт богатой творческой биографии, разносторонне эрудированный человек, интересный литературовед и просто обаятельный собеседник. Она читала стихи и отвечала на вопросы зала. А вопросы были самые разные, неожиданные и даже дискуссионные. На вечере, к примеру, возник спор на тему употребима ли не вполне нормативная, слэнговая и так далее лексика в стихах? Диана Кан ответила, что весь «социальный» состав языка условно можно разделить на слова-Рюриковичи (самые старинные родовитые слова), слова-Романовы (которые возрастом помладше), а еще есть слова, которые можно назвать гастарбайтерами, это, как правило, новые слова, привнесённые нашим временем. И когда слова-Рюриковичи (слова классического русского стихосложения, языка Тредиаковского и Ломоносова) с боярской спесью не хотят работать, на помощь поэту приходят слова-Романовы (современный литературный язык). А еще поэт вправе употреблять к месту и на благо художественному замыслу слова новые, как бы вживляя их в современный язык, слова нового времени… Вся лексика употребима в процессе создания стихотворения. Плохих слов нет в языке, есть слова, не к месту употребляемые... Как писала Анна Ахматова: "Когда б вы знали, из какого сора // Растут стихи, не ведая стыда..."). Талант поэта - употребить их уместно и эстетично.
Отвечая на вопрос об известности поэта, Диана Кан озвучивала свою мечту: "Еду в метро, а сосед слева читает мою книгу, и сосед справа читает мою книгу, но меня при этом никто не узнает, и я веду жизнь нормального человека... Известными и узнаваемыми "в лицо" должны быть стихи, творчество, а не сам автор…».
Отвечая на вопросы о молодых поэтах, Диана Кан уточнила: «Когда мы говорим «молодой» поэт, это не о возрасте, это об уровне профессионализма. Если бы молодого человека Есенина в его 25, предположим, лет назвали молодым поэтом, он бы дал в глаз и был бы прав, поскольку поэт он был уже в 25 лет более чем зрелый!»
Разговор также коснулся московской и питерской поэтических традиций, женского стиля в поэзии и будущего литературы в России.
На вопрос ‒ не мешает ли богатая эрудиция создавать своё-самобытное? ‒ прозвучал ответ поэтессы, вынесенный в заголовок.
И, конечно, говорили о Волге, ведь в творчестве Кан волжская тема одна из главных. Читая стихи Дианы Кан о Волге поначалу даже думаешь, что она нижегородская поэтесса. А между тем эти стихи написаны Дианой, когда она глядела на Волгу с самарских берегов. Хотя знает и видела великую река и в её нижегородском, волгоградском, ульяновском течении. И не перестаёт удивляться, какая Волга везде разная, словно совершенно разные реки, объединенные одним именем ‒ Волга.