В журнале «Север» вышла повесть В.А. Иванова-Таганского «Ход конем». Новая работа известного московского писателя ярко актуализирует темы и проблемы писателей классической русской литературы XIX века, в частности А. Пушкина, И. Тургенева, А. Чехова.
Рассказчик представляет известных героев в аллюзивном аспекте, что интригует читателя от начала до конца повествования. Имена и фамилии героев заставляют задуматься о том, кого имеет ввиду автор. Ибо читатель знает нескольких Быковых, Тарасовых, а также есть догадки относительно олицетворяемых образов Снидовича, Эдика, Джеммы и прочих героев.
Особо занимателен факт не тождественности героя и рассказчика. Данный литературный прием подчеркивает актуализацию:
Сакрального тургеневского монолога-вступления рассказчика, обращенного к читателю, о большой несостоявшейся любви. Но, любви в которой присутствуют пикантно-тактильные моменты, что отличает платоническую любовь героев Тургенева от натуралистической любви героев Ивана-Таганского. Здесь, автор скорее всего руководствовался тем, что не время разделять высокую и массовую читательскую аудиторию. Ибо аллюзивное изображение отношений понимаемо для читателя тонкого, а для широкой – массовой читательской аудитории, несколько облененной необходимы легкие «сценические» сюжеты.
Чеховского курортного романа, осовремененного откровенно-кричащем перспективном продолжении отношений героев. Однако в частых авторских отступлениях, пронизанных глубоким лиризмом, ощутим духовный детерминизм рокового финала отношений героев, задающий тон драматическому конфликту и разрыву отношений, изначально завязавшихся довольно странным и неожиданным образом.
Авантюрного пушкинского героя - игрока из «Пиковой дамы», который решил схватить удачу через «любовь». Герой прекрасно осведомлен что его внешние и физические данные, выгодно влияют на слабый пол. Он эрудирован, талантлив и находчив. Однако его победа – «Ход конем» и «f-6», как и с пушкинским Германом сыграла с ним злую шутку. Он Борис Быков проиграл себя и себе. Его раскрыли, просчитали, откровенно шантажировали и укоряли, манипулировали и обсмеяли. Герой в погоне за «Синей птицей» потерял себя как личность. Как химик и ученый он был более интересен и симпатичен для окружающих. Он был в теме. Но, приемы избранные им для того чтобы попасть в сферу далекую от химии, они неестественны. Посему и сталкивается ОН – герой с темными коридорами искусства, которые приходится, не преодолев преодолевать тем, кто лишен творческого таланта. Автор указывает на то, что в искусство нельзя проталкиваться, творческий гений рождается и ему не нужны кураторы.
Лировосклицания писателя в повести «Ход конем» придают некоторую взволнованность, в тексте их немало. К примеру, финал повести «Позже в номере, пролежав всю ночь без сна, он вспоминал до мелочей свою жизнь. Перед ним в каком-то сияющем ореоле царила Анна - его Анна, единственная женщина, которая подарила ему такого великого сына. На следующий день Быков вылетел в Москву. На борту самолета он фантазировал, как в Москве встретится с сыном, у которого как раз намечалось выступление в Большом театре. Его красавец должен был петь Эскамильо в опере Бизе «Кармен»» В.А. И-Т.
Трансформации личности в повести Иванова-Таганского «Ход конем» начинается, как и у пушкинского героя из «Пиковой дамы», с предыстории о «тайнах» игры: пути к победе. В психопортрете Быкова автор, демонстрирует человека не лишенного азарта, обладающего специфическими принципами: хладнокровностью, бдительностью и меркантильностью.
Автор осведомлен о герое более читателя: Быков умеет маскироваться: ведет странную игру, обхаживает старую даму, чтобы попасть в театральный мир, ухаживает за Анной, Герой, Джеммой. Его расчет, как вирус заражает всех.
В одном из эпизодов повести, Анна попрекает Джемму, но, это не есть конфликт, он проявится позже. Толкование данного эпизода многогранно, так как проецирует множество рефлексий: Джемма предала Анну, ей были известны намерения и Быкова и Анны. Следовательно, трансформацию личности в трагедийном пространстве текста мы наблюдаем у всех героев: страдают все о разном жаждая. Почувствовав возможные блага, герои теряют осторожность и бдительность, обманывают и обманываются все:
Быков обманул ожидания Анны и ее матери (жениться на Анне).
Окружающие наказывают Быкова за ложь в игре.
Эпизод развязки отношений – кульминации, насыщен оригинальными смысловыми оттенками, обнаруживает самую драматичную сцену повести «Ход конем». В повести «Ход конем» создан образ исторического пространства, в котором сопряжены: интриги, одержимое стремления к роскоши и управлению людьми.
Автор повести нацелен понять и найти общечеловеческие критерии в каждом из героев, помещенных в определенные социальные условия. Следует отметить, что повесть «Ход конем» занимательна хронотопом и организацией оригинальных образов с психорефлексиями, сформированными путем триадических признаков место-время-пространство.
Развивая тему трансформации личности в противоречивом пространстве повести «Ход конем», автор выделил своеобразные черты современного образца повествовательной структуры, а именно символико-идеологическое акцентирование на деталях – историческом пространстве, заполненном роковыми образами. Символический контент повести «Ход конем» – это результат воздействия внешних факторов на героев.
Авторские водные коды – символы «темные» оттенки, дают богатую информацию о героях их психике, духовности. Облик героя представлен, как основа хаоса, затаенного под иллюзорно-призрачной игрой. Таким образом, трансформации личности в произведении В.А. Иванова-Таганского «Ход конем» указывают на специфическое истолкование автором темы «двойничества»: усложненный ход событий, для точного изображения героя, и «выведения его из подполья».
В повести В.А. Иванова-Таганского «Ход конем» цельный тематический концепт разложения и трансформации персонажей, эгоцентризм и самоволие как переоценка духовно-нравственных ценностей. Герои находятся под гнетом собственных «ограниченных» помыслов. Живут «на износ» – с роковым концом.
Эпизоды безумия героев «Хода конем» выражены желанием руководить и доминировать. Аналогичные цели и мотивы героев реализованы с характерной им специфичностью: внутренняя хаотичная динамика образуется во внешнюю трагедию. Герои повести В.А. Иванова-Таганского «Ход конем», постоянно в поиске свободной жизни – ценность всей истории человечества. Теоретического тезиса, аргументирующего их «поступка-мысли» и «поступка-действия» не существует. Хотя, теоретическое мышление нельзя ограничить нормой волеизъявлением человека к другим внутридиалогическим формам.
Обличая социально-общественные пороки и конфликты, автор структурировал, психологически неустойчивые характеры. Более того, авторская поэтика установила образные заставки и эмоциональный тон повести – это прежде всего:
двуплановое описание экстерьера, героев, природы;
описание душевного состояния героев – психопортрет;
эмоциональная двусмысленность;
имплицитность как не выраженная душевная – боль.
Психологический принцип аллюзивности и имплицитности в повести В.А. Иванова-Таганского «Ход конем», реализован на уровне художественной речи: номинативность как стилевая доминанта и нейтральность как стилистика.
В конце хотелось бы добавить, что эстетическая подоплека в многогранной повести В.А. Иванова-Таганского «Ход конем», хорошо выдержана как по форме, так и по содержанию. И имеет место для более глубокого анализа.