ЖЕЛАНИЕ стать актером у Валерия было с детства, вернее, актер жил в нем уже с рождения 17 августа 1943 года. Посмотрев в кинотеатре очередной фильм, Валерий с легкостью разыгрывал дома роли всех только что увиденных героев, веселя старших братьев и сестёр. С возрастом желание перешло в увлечение: занимался в художественной самодеятельности школы №26 и даже попробовал свои актерские способности статистом на профессиональной сцене в Русском театр в спектакле «Дали неоглядные».
Увлечение переросло в стремление овладеть профессией: в 1963 году Валерий окончил театральную студию при Владивостокском драмтеатре им. М. Горького. Вернувшись на родину уже актером, проработал год. Как набирающий скорость локомотив, стремление переросло в волю к достижению профессиональных высот - стать режиссером, обучяясь у лучших театральных мастеров страны в период 1964 -1969 в Ленинградском Государственном Институте Театра, Музыки и Кино у А. Музиля, Н. Акимова , З. Корогодского , Р. Агамерзяна , в театральной лаборатории Валентина Плучека (1973), в Московском академическом театре им.В.Маяковского у А. Гончарова ( 1974-1976) , в ежегодных творческих лабораториях О.Ефремова.
В Якутск он вернулся по приглашению Министерства культуры ЯАССР на должность главного режиссера уже сформировавшимся профессионалом, закрепившим свои силы после ВУЗа в Мурманском (1969-1974) и Златоусском (1976-1978) театрах, с четкой гражданской позицией.
«Трамвай «Желание» Т.Уильямса - первый спектакль, поставленный на родной сцене 29 ноября 1978 года, прошел с триумфом! Это был спектакль, установивший творческий путь режиссера на магистральные духовные рельсы, ведущие в поисках правды к станции «Справедливый мир».
На вопрос журналиста газеты «Правда Камчатки»: «С каким чувством живет режиссер, каково состояние его духа?». Помедлив, ответил: «Ожидание счастья». И, вспомнив володинского героя, закончил свою мысль: «Жизнь моя — железная дорога, вечное стремление вперед».
В. Я. Келле -Пелле с театральных подмостков, опережая время гласности, вел открытый и честный диалог со зрителем о злободневных проблемах. Режиссер-трибун , движимый ЖЕЛАНИЕМ достучаться до ума и сердца каждого , к самой высокой субстанции человека - душе, говорил со зрителями на языке современной драматургии, обращал их в свою веру в «Справедливый мир», через остросоциальные постановки: "А поутру они проснулись..." В. Шукшина ,прошедшая более 350 раз, «Диктатура совести» М.Шатрова, «Мы, нижеподписавшиеся…» А.Гельмана, «Не был…Не состоял…Не участвовал…» А.Макарова, «Красные аласы» А.Ломако, " Иван и Мадонна" А.Кудрявцева, "Дети Арбата" А.Рыбакова, "Свалка" А.Дударева, а также комедии " В этой девушке что-то есть..." Г.Рябкина, «Мудромер» Н.Матуковского и другие.
Главный художник Русского драмтеатра Николай Попов, друг и единомышленник, выпустивший в тандеме с В.Я.Келле-Пелле двадцать один спектакль, утверждает: «Валерий Яковлевич как интеллектуал, эрудит и харизматичный человек мог убедить кого угодно».
Трамвай «Желание» Валерия Яковлевича мчался по проложенным рельсам. Его не остановило печальное событие 1983 года, когда театр сгорел. Срочно были восстановлены 12 спектаклей, и труппа театра тремя группами была направлена на малые гастроли в Мирнинский, Алданский и Усть -Майские районы, а затем уже и на большие: Тында- Нерюнгри, Благовещенск, Петропавловск-Камчатский, Минск и Бобруйск. Театр, ютившийся в актовом зале «Якутгражданпроекта», продолжал выпускать по 7-9 премьер в год, занимая призовые места во Всесоюзном социалистическом соревновании.
Малыши поколения 80-х выросли на его весёлых и поучительных сказках: «Василиса Прекрасная», «Антошка и гармошка», «Зайка-Зазнайка», «Секрет мудрого ворона», «Кот в сапогах», «Бременские музыканты» и другие.
В.Я. Келле-Пелле снялся в российском кино: «Идущий за горизонт», «Выстрелы в тайге», «Срочно…Секретно…Губчека…»
В 1988 году ему было присвоено звание «Заслуженный деятель искусств ЯАССР».
Жизнь набирала обороты, но коварная болезнь на полном ходу сорвала стоп -кран трамвая, по сути, воплотив трагический сюжет пьесы.
Актеры Государственного Русского драматического театра называют «Золотым веком» время, когда они работали с любимым Режиссером.
Зрители же сетуют, как им не хватает таких больших и умных режиссеров.
Вагон остановился, но стук его колес продолжает стучать в сердцах якутян, эхом отзываясь в будущее….