Бывает, когда долго блуждаешь по большому городу, то одно настроение сменяет другое, одна цветовая гамма приходит на смену другой. Так и выставка, посвящённая Дню Москвы, втягивает нас в круговорот жизни. Здесь собрано множество впечатлений о столице: разных, ярких, запоминающихся. Они тревожат и влекут за собой по живописным московским окрестностям дальше… дальше… дальше… И на холстах мы соприкасаемся с судьбой этого древнего города.
Художники изображали каждый свою Москву: любимые улицы, зелёные уголки парков; укромные вечерние переулки и залитые светом площади; внушительные здания, особняки и маленькие церквушки…
Я, как всегда, по-театральному ищу в том, что вижу, конфликт. И конфликт этот налицо. Это конфликт между старой Москвой Гиляровского и новой Москвой, современной, технологичной.
Мнения разделились: кому-то ближе новая Москва, кому-то старая. Кто-то воспевает прошлое, оно его больше согревает. Кто-то ценит новизну, опровергая её холодность. И на картинах, благодаря отношению художников, новизна выглядит иначе. Не удивительно – ведь они писали с любовью. С любовью к Москве, к её новому течению жизни, к её новому облику. И открывали на своих картинах новый город. Вот над Москвой-сити нависли тучи. И возникает образ: Москва противостоит мгле. И Москва наша выстоит. Москва наша стояла и стоять будет.
Вот другая картина: Старый Арбат. В памяти роятся тёплые воспоминания… Я там училась. Моё Щукинское училище стоит на Арбате. Я столько раз ходила этой дорогой – там всё хожено-перехожено, всё до боли знакомо.
Естественно, дарит тепло и свет вечерняя Москва, где горят фонари, или где главенствует освещённая сталинская высотка. И она не грозная, а величественная, подобно дворцу.
Как красива наша Москва освещённая. Как будто столица явила свет своей души! Как умело передана художниками эта атмосфера. Немудрено в такой атмосфере услышать музыку – на картине Надежды Сапуновой проникновенно играет органистка, звучит орган… Он звучит на Малой Грузинской в католическом соборе, и его звуки восходят ввысь – под купол храма и дальше… дальше… дальше... И они звучат уже под куполом неба. И вдруг почудится музыка Баха.
Недавно мне довелось побывать в этом соборе на джаз-концерте. Но, на мой взгляд, джаз не органичен органу. Был в этом некий причудливый диссонанс, конфликт.
Что касается выставки, то здесь конфликт удачно разрешался, и старая Москва, и новая гармонично сосуществовали в едином пространстве выставочного обзора.
Мне очень понравилась экспозиция, во всём сказывался талант и вкус организаторов и участников мероприятия: куратора выставок В.С.Кузнецова (Влада Красноярского), директора библиотеки им. В.В.Вересаева С.Н.Жуликовой и всех принявших участие художников.
Вспоминался Лермонтов и его юношеское произведение «Панорама Москвы», обозреваемая с колокольни Ивана Великого…
На заставке – работа Юрия Чурилова.