Посвящаю мамочке
Всегда с чеплышкой своей неизменной ходила по белому Божиему свету Анастасия. «А как без чеплышки-то?» – много раз думала Настя. В деревне в это окаянно-надсадное военное время именно в эту глиняную чеплышечку, бывало, наберёт Настенька ягодок да мамане, братику и сестрёнкам бережно несёт. А ягодка-то – она что? Она всю дорогу людей спасает. Земляника, голубица, черника, клюковка с брусничкой. И все в разное времечко поспевают, словно Создатель неспроста придумал эти диковины, ибо для разнообразия жизни людской и для укрепа здоровью всё шибко пользительно. Дивилась Настя названиям ягод, вот, к примеру, земляника, а в начале-то слово земля идёт, али голубица, тут и вовсе – девушку так можно назвать или птицу.
Раз захлестал дождь, подул промозглый ветер, а Настенька далеко в лесу была. Побежала до деревни, упала, и из чеплышки вся её земляника высыпалась. Плакала, но до ягодки собрала. И вот оно, родимое крылечко! Маманя навстречу бежит, телогрейкой дочку накрывает. Девочка, хоть и озябла, виду старается не показывать, изо всех сил мотыжится не огорчать маму.
Бывало, бабы да старухи деревенские далеко в лес побаивались заходить, а Настя шла, хоть и страшилась. В их лесу жил когда-то давно отшельник. Народ деревенский его святым считал, так Настя, хоть по годам молодая совсем, думала, что ежели святой тут жил, то с ней ничего плохого не случится, ведь на то они и святые, чтобы людей спасать. Когда возвращалась домой с ягодой, грибами, маманя огорчалась и одновременно шибко радовалась, а для девчушки Насти, ежели мама рада, то и ей гоже на нутре деется. Из холодного осеннего леса быстро шмыгнёт Настенька на русскую печь, не забыв в кармашки печи холодные, мокрые насквозь носки сунуть, но перед тем как заснуть, обязательно на братика с сестрёнками поглядит, де, трепыхаются, стало быть, живые.
Ничего не утаишь от материнского взгляда: видела маманя, как дочка носки сушить примащивала, и про себя отметила – толк с девки будет. Так же про себя и улыбнулась этому, а ежели открыто улыбнуться, пристанут девки с расспросами: чему, мол, мама, радуешься? И не отвяжешься от них потом, а тут кажинная данная Богом минуточка дорога. Не ровён час, председатель на работу крикнет, так что надобно поскорее ягоду да грибочки прибрать. Ох, и девка у меня отчаянная, другие вон, хоть и крепкие бабы, а боятся на Дружаиху и Вискилей одни ходить, а дочка-то идёт. Сколь воевала с ней, сколь слёз пролила...
Не забыть вовек матери, как однажды, когда Настенька долго не возвращалась из лесу, тихонько стукнула по спиночке её, сердешную, ухватом. В сердцах не сдержалась, да тут же обхватила своё родненькое чадушко, сплелись воедино две кровиночки, а Настя вдруг говорит: «Ты, мама, не убивайся, нам без ягод и грибов не выжить – околеем, а от ухватика твово мне совсем не больно».
С того памятного дня зареклась Татьяна Ивановна руку поднимать на детей. Справедливости ради, надо сказать, и не делала прежде этого никогда, а теперь и подавно не станет. Не раз думала Татьяна: видит девка, как живём, вот и рвёт на себе жилы, а они, эти самые жилы-то, у неё только нарастать начали, укреп-то ещё хлюпенький совсем. А и то подумать: без грибов да картошки загибли бы мы. Это ж надо столько натаскивать, ведь всю зиму грибной супишко варим и выживаем так. Муж Андрей в сорок втором погиб, а ныне уж сорок четвёртый… Да поди с небес-то видит дочку – помощницу золотую, молится об ней, об нас. Молись, молись за нас, Андрей…
Вспомнилось матери, как выкидывала она маленьких котят под гору. Чем кормить их, окаянных? А кошка взялась приносить часто, индо спасу нет, вот не Настенька бы, может, и нас под гору надо бы выбросить. Настя тем временем согрелась на кирпичах и стала засыпать. Мать уж на работу сходила, вернулась, а дочка всё спит. Перепугалась, стала будить, коснулась рукой головушки, а девка-то вся горит. Быстро заварила сушёной малины и стала поить. На следующий день – как ничего не бывало, Настя снова в лес собралась, да не пустила её мама. Она уж хотела ослушаться, но глянула на мамочку и осталась дома. Дома-то сроду работу не переделаешь – взялась Настя плести корзинки…
Выросла Настя, уехала вслед за братом в далёкий сибирский город Братск. Около сорока лет проработала сначала бетонщицей, потом крановщицей. Одна вырастила сына, состарилась, но с чеплышкой той заветной не расстаётся. На даче только в неё ягодку собирает – память о деревне, мамане любезной шибко в душе хранит. И покупают у неё ягодку на рынке. Она не из постоянных торгашек, а из сезонных. В этом, две тысячи двадцатом году, люди облепиху хорошо покупали. Грибочков тоже для себя каждое лето набирает, даже когда считается год не грибным, у неё всё одно грибочки есть. Много лет ходит бабушка Настя в православную церковь, приносит грибочки свои батюшке Георгию. Священник с радостью принимает дар от труженицы и давней прихожанки.
В сентябре стало прохладно. Сибирь, она и есть Сибирь – стали зябнуть старые натруженные руки Анастасии Андреевны, так она наломает облепиху прямо с ветками и везёт домой. Сама с собой разговаривает, де, большого греха в том нет, что ломаю с ветками, много её облепихи-то вокруг разрослось, инда сорняк, а и гоже что так, всё для человека. А он, этот самый человек, часто совсем не думает об этом, а ежели бы думал, такого бы вокруг не было… Придя домой, станет ягодка к ягодке обирать облепиху с веток, станет сушить промокшую обувь, называя её по-старинному «коты». Наварит варение и снова в храм несёт: батюшку угостит и про деда Ивана не забудет, который дружит с её сыном. При этом говорит всем, что облепиха для желудка пользительна, даже язву лечит.
Печалилась шибко Анастасия Андреевна за сына. С работы сократили, стоит на бирже, да и там сказали, что выплаты прекратят. Нашёл бы её сын работу, да вот зрение у него стало совсем слабое, а в августе вовсе ослеп на один глаз. Дала с пенсии сыну мать на операцию, сделали в Новосибирске. Глаз теперь хоть и смутно, да немного видит, другой же глаз - минус четырнадцать. По законам нынешним, пенсии сыну не положена, хотя сам поселковый окулист качал головой, с сожалением на него глядя. Мужику пятьдесят четыре года, и в январе бы пошёл на пенсию, поскольку стажу у него без малого сорок лет, но законы изменились, и теперь ему добавили ещё три года. «Слава Богу, сыновей успел поднять, – не раз думала Андреевна, – да, слава Богу, жена Ирина не бросает».
Кажинное Божие утро Анастасия Андреевна поднимается раньше шести. И каждый день у неё дела, нынче, например, надобно капусту на рынок отвезти на тележке. У Анастасии разложена по целлофановым мешочкам солёная капуста, и она даёт продать её знакомой торгашке. Людям полюбился посол Анастасии, и они с удовольствием берут эту нехитрую еду. Немного погодя, побежит домой печь пироги – хоть внуки давно стали взрослыми, а по-прежнему любят бабушкины пирожки с капустой или картошкой. Ещё Анастасия Андреевна, хоть ей уже восемьдесят второй год, подметает свой подъезд девятиэтажного дома, а раз в неделю ещё и моет.
Даже зимой, когда настанут сильные морозы, неугомонный этот человек не сидит без дела, вяжет носки для внука, который любит зимнюю рыбалку, да и много кому вяжет. И это немудрено – столько лет живёт в Братске, и люди ей заказывают то одно связать, то другое. Раньше вязала тёплые кепки для брата Сергея и мужа сестры Марии, Геннадия. Теперь они на погосте покоятся. Часто вспоминает Анастасия, как спасала сынишку от морозов в холодном бараке…
И в одном можно быть уверенным наверняка, что если Господь даст ей, сердешной, силы и дальше, то она будет работать до последнего Божиего часа жизни…
Совсем недавно сын Анастасии Андреевны написал о матери стихотворение, и им, пожалуй, можно закончить это нехитрое повествование:
В чеплышке земляника для мамани,
Для голодных брата и сестры.
Жизнь трудна в таёжной глухомани.
Дети там не по годам мудры.
Проскользнули те года-годочки.
Как вода с ладоней утекла.
Уж давно состарились те дочки.
И в деревне мама умерла.
На погосте деревенском тихо.
Лишь вороны каркают вдали,
Пироги с могил воруют лихо…
– Господи! Печали утоли…
Роковые босоногие года.
Сколько было тех чеплышек и девчушек!
Пусть их беды унесёт вода.
Пусть земля не слышит грома пушек.