«Объявлено убийство…»
История культуры знает массу примеров ярких театральных явлений. К их числу принадлежат выдающиеся деятели театрального искусства: режиссёры, актёры, драматурги, сценографы; прославленные театры, несущие новаторские идеи или сохраняющие свои традиции; великие произведения мастеров: пьесы и сценические постановки, ставшие театральными шедеврами и хрестоматийными примерами для обучения.
Но некоторые явления можно охарактеризовать как театральный феномен – «феномен долголетия». Театр – это художественное отражение жизни, и ему свойственно меняться и развиваться. На театр, прежде всего, влияют веяния времени. Они формируют те или иные господствующие тенденции искусства, вкусы и запросы зрительской аудитории (меняется мир – меняется публика). Преодолеть довлеющий фактор времени – вещь удивительная. Подобные достижения заслуживают название театральной реликвии, легенды. Например, спектакль театра Вахтангова «Принцесса Турандот» по сказке итальянского писателя и драматурга Карло Гоцци сохранялся в репертуаре с 1922 до 2006 года.
Другой пример – спектакль «Мышеловка», пьеса Агаты Кристи. Появилась на сцене лондонского театра «Амбассадор» в 1952 году. Пьеса до сих пор не сходит со сцены.
«Ей принадлежит рекорд (на ноябрь 2012 года – 25000-ое представление) по максимальному числу непрерывности театральных постановок одного произведения» – информсправка.
Спектакль «Мышеловка» стал культурной достопримечательностью Лондона, поэтому имеет все шансы на дальнейшее долголетие сценической жизни. Ведь достопримечательности, как правило, оберегают для потребителей духовных ценностей.
Что ж, у этой пьесы и впрямь счастливая судьба. Произведение было создано по заказу в 1947 году к 80-летию Королевы Марии как короткий радиоспектакль «Три слепых мышонка» (или «Три слепые мышки»). А после премьеры Королева, любившая сочинения Агаты Кристи, просила передать одобрение.
Может, это явилось символическим благословением для пьесы, словно бы Королева Англии благословила Королеву детектива.
В 1952 году пьеса была уже поставлена в театре и шла с неизменным успехом под названием, явно напоминающим сцену из «Гамлета» – «Мышеловка». У Шекспира эта сцена обличала короля-убийцу. Агата Кристи обличала несовершенство социальных служб и судебной системы, формализм в исполнении общественного долга, бездушие окружающих людей, от которых зависит судьба беззащитных. Идея спектакля заключалась в том, что нечуткость, жестокость в отношении детей приводит к их гибели или непоправимо калечит детскую психику, и может в будущем, в поисках справедливости, толкнуть их на путь преступления. Уютная гостиница и пристойное английское общество – «декорация», где разворачивается действие. В то же время это место, как «мышеловка», где люди оказываются заложниками происходящих событий, но в большей степени, своего прошлого.
«Это такой спектакль, на который можно привести кого угодно. Он не очень-то страшный. Не пугающий. Это не фарс, но в пьесе есть по чуть-чуть от всего этого. Возможно, именно это нравится публике», – отмечала Агата Кристи. Хотя она и не считала это лучшим своим произведением, пьеса находила всеобщее признание.
Некоторые тематические вкрапления пьесы являются характерными чертами, присущими произведениям писательницы. Это и упоминание о последствиях войны, разрушивших устоявшуюся, основанную на вековых традициях, жизнь людей; и смысловые акценты на СМИ (радио, газеты, журналы), как неотъемлемой части регламента современного человеческого существования и постоянного источника тревог. Также упоминание о викторианской эпохе (в данном случае, это, производящий впечатление добротной респектабельности, старинный дом, где имеется мебель тех времён). И, конечно же, театральная нотка, – что в пьесе «Мышеловка» вносит нежданный загадочный гость мистер Паравичини.
«На вид он совсем старый, и иностранец, и всё такое, но, может быть, он не так стар, как выглядит. Он движется как молодой и явно употребляет косметику. Он, может быть, – я знаю, это звучит очень мелодраматично, – но он, может быть, загримирован», – говорит Молли Рэлстон, хозяйка пансиона. Сам же Паравичини представляет себя так: «Да… незваный гость. Гость, которого вы не приглашали. Гость, который только что явился… неизвестно откуда… из снега и ветра. Звучит очень театрально, правда? Кто я такой? Вы не знаете. Откуда я приехал? Вы не знаете. Я окутан тайной». (Смеётся.)
Будучи преимущественно литературным и кинематографическим жанром, детектив в театре – уже явление привлекательное, а особенно для публики того времени. Детектив чуть ли не ведущий жанр 20-ого века. Он быстро получил широкое распространение повсюду. Но популярность детектива заложена английскими писателями, в этом у Англии абсолютный приоритет. И в английской литературе детектив занимает важное место. Это была своеобразная реакция на переходный период от19 века к 20-ому, от старого миропорядка к новому, где решалась одна из задач, стоящая перед обществом, – принять мир таким, какой он есть. Детектив вовлекал человека в игру, где ему предлагалось наравне с главным героем-сыщиком, опираясь на современные научные знания, в первую очередь медицину и психологию, проникнуть в тайну – раскрыть загадку, имеющую вполне реальное объяснение, а не сверхъестественное, и поверить, что для человека нет ничего невозможного, что он может справиться с любыми проблемами. В новом мире нет места мистическому страху – есть страх человека перед самим собой, перед тайной подсознания, перед тайной человеческой души. И простая вещь материального мира при внимательном рассмотрении может рассказать о своём владельце его историю лучше, чем он сам, помогая проникнуть в его сокрытый мир. Вещи в какой-то степени становятся равнозначны людям, что повышает их самоценность.
Эти особенности нашли отражение и в произведениях Агаты Кристи. Они сочетают в себе сложную интеллектуальную головоломку, глубокий психологизм, а также острый социальный конфликт, драматизм и неожиданность развязки, яркость характеров, но при этом правдивость образов, их неоторванность от жизни.
Эти черты во многом свойственны и театру середины 20 века. Возможно, поэтому спектакль «Мышеловка» был так восторженно принят публикой.
Середина 20-ого века явилась послевоенной порой, и тоже, своего рода, переходным периодом. Нестабильность жизни переходного периода, отражаясь на человеческой психике, подчас изменяла характер человека, мысли и образ жизни, иногда делая преступником.
Этой ситуации Агата Кристи противопоставляет одного из своих персонажей, небезызвестную читателям мисс Марпл. «Существует другой мир, который по-прежнему живёт в соответствии с абсолютными ценностями», – с мудростью говорит пожилая леди, воспитанная в старых английских традициях. На стыке, на сломе эпох, она остаётся частичкой ушедшего века викторианской Англии. Это одна из главных особенностей данного персонажа. Другая особенность мисс Марпл – нередко по случайному стечению обстоятельств появляться в нужном месте в нужное время, что очень способствует расследованию, которое в частном порядке проводит пожилая леди, отличающаяся острой наблюдательностью и проницательностью ума.
Среди других героев романа, она может кому-то показаться как персонаж старой театральной пьесы, вышедшей из моды.
Вообще отголоски театрального искусства часто встречаются в произведениях Агаты Кристи. Театр близок многим её героям. По воле писательницы, все они, в том числе и мисс Марпл, для достижения своих целей подчас могут разыграть какой-нибудь маленький хитрый «спектакль»…
Агата Кристи любила театр с детства, любила подмечать живые и искренние отклики зрителей на увиденное зрелище и охотно соглашалась давать своим произведениям сценическую жизнь. Но как драматург она не была столь удачлива как всемирно известный автор детективной прозы.
Её первая пьеса «Чёрный кофе», вышедшая в 1930 г., где следствие вёл бельгийский сыщик Эркюль Пуаро, имела успех. Были и другие успешные драматургические опыты, в театрах Лондона были поставлены 16 её пьес, но повторить судьбу «Мышеловки» не смогла ни одна пьеса.
При возрастающей популярности её романов, увеличивалось число чужих инсценировок по её произведениям. Но видя неудачные попытки инсценирования в кино и в театре, она принимает решение делать это самостоятельно, во избежание искажений своих текстов и образов героев и также желая сохранить в пьесе социальный конфликт, чем другие сценаристы нередко жертвовали в пользу криминальной истории, подчёркивая развлекательное назначение пьесы. Но свои детективы она не рассматривала в отрыве от социального устройства жизни общества. Это было главной отличительной чертой её произведений. И эту точку зрения она всегда отстаивала.
В пьесе «Вердикт» она даже попыталась вывести нравственно-философскую идею на первый план, в ущерб детективной головоломке. Но пьеса успеха не имела.
«Детектив дальше всего отстоит от драматургии, и его инсценировать труднее, чем что бы то ни было другое. В нём ведь такой замысловатый сюжет и обычно столько действующих лиц и логических ходов», – отмечала писательница.
Адаптируя произведение к сцене, неизменно приходится что-то переделывать, чем-то жертвовать, что-то дополнять. Тем не менее инсценировка Агаты Кристи по рассказу «Свидетель обвинения» (1953 г.) воплотилась в фильм с одноимённым названием, который стал одним из шедевров мирового кинематографа (режиссёр картины Билли Уайлдер). Также очень удачна была инсценировка «И никого не стало» (1943 г.) по роману «Десять негритят». Она принесла автору большой успех. Сама писательница считала это лучшей своей пьесой.
С точки зрения театральных постановок, произведения Агаты Кристи притягательны и для труппы артистов, и для публики. Для труппы – тем, что количество мужских и женских персонажей примерно одинаково, и каждый персонаж занимает своё особое место в повествовании, в котором нет деления на значимые и незначимые роли. Для публики – тем, что простой текст, понятный сюжет, хорошо продуманное действие, увлекательная интрига приближают произведения Агаты Кристи к простому обывателю, делают их общедоступными для различной зрительской аудитории. Герои произведений Агаты Кристи – обычные люди с их человеческими желаниями, пороками и страстями. Таких людей немудрено встретить в повседневной жизни.
Мир Романов Агаты Кристи – в основном, мир провинциальной Англии; создаваемые ею картины и сцены тяготеют к «очеркам нравов»; героями её книг являются врачи, адвокаты, коммерсанты, иногда актёры или художники, владельцы небольших поместий, офицеры и отставные военные, лакеи и горничные. В этой среде под пеленой внешнего благополучия и благопристойности кроются свои тайны; проза обыденного существования взрывается совершённым убийством; всё приходит в движение, сюжет детективного повествования начинает раскручиваться. Детективы Агаты Кристи существенно отличаются от стереотипов «полицейского романа». В её книгах отсутствуют описания ужасов, насилия и пыток, в них нет смакования жестокости и садизма. Критики называют её произведения «интуитивными» детективами, в которых раскрытие преступления осуществляется благодаря присущей героям психологической проницательности. Главный акцент делается не на исследовании улик и доказательств, а на содержании и структуре диалога, на наблюдениях за поведением персонажей, на выявлении аналогий, позволяющих сделать определённые заключения. Всё выверено, детали значимы, реалии быта достоверны и выразительны, и всё освещено тонким юмором, многообразные возможности которого мастерски используются писательницей (это проявляется и в образах, в их поведении, и в диалогах, и в бытовых деталях).
«Сущность хорошего детектива состоит в том, – замечает Кристи, – что действие в нём реально, но в то же время рано или поздно читатель всё же догадается, что оно нереально». В этом смысле один из критиков, соотечественник Кристи, назвал её произведения «детективными сказками», где как в сказке происходит чудесное стечение обстоятельств: множество несвязанных между собой деталей и фактов, вдруг приобретают характер причинно-следственной связи и выстраиваются в упорядоченную цепь действий.
Обязательным условием детектива является убийство и расследование совершенного преступления, приводящее к выявлению преступника. Кристи считает, что «преступник не должен быть необычным, а мотив преступления экстраординарным». По её мнению, в современных детективах «почти каждый может оказаться преступником, даже сам сыщик». Детектив Агаты Кристи – это социальный психологический детектив, где всё действие построено на психологии. И в случае инсценирования и постановки, эти приёмы, где в отношениях между людьми, в их поведении, разговорах подчёркивались бы тончайшие нюансы психологической игры, оценок, реакций, требуют сохранения.
В то же время ещё очень важно суметь показать стык эпох – старая Англия и новая.
Формирование взглядов и мировосприятия Кристи происходило на рубеже 19 и 20 веков, и по её собственному признанию, ей всегда было присуще ощущение своей принадлежности двум эпохам – уходящей в прошлое викторианской и наступающей современной. В её детские годы жизнь текла размеренно и спокойно в соответствии с установленным ритуалом, где её окружала обстановка, выдержанная в поздневикторианском стиле. Всё это потом нашло отражение в её книгах. По словам одного из критиков, мир, созданный силой её творческого воображения, мы можем назвать «настоящей Англией».
Как упоминалось выше, детективы Агаты Кристи очень социальны. Важное место в них занимает тема: люди и эпоха. В жизни сама автор была скромным человеком, отдавая предпочтение духовной и нравственной красоте души. Слава и материальное благополучие не изменили её внутреннего мира. Так и в литературных романах Агата Кристи отводила нравственным и духовным ценностям главную роль, желая, чтобы эти качества сохранялись в людях, несмотря на то, что мир, в котором они живут, – жесток и требует от людей других проявлений, чтобы быть победителем, или хотя бы не быть побеждённым. Такая проблематика не перестаёт быть актуальной и сейчас, для всего мирового сообщества.
Середина 20 века явилась для Агаты Кристи ярким плодотворным периодом творчества. В это время было создано и произведение «Объявлено убийство», в котором глубоко отразился кризис современности. Изданное в 1950 году, оно вышло вслед за пьесой «Три слепых мышонка».
Действие романа происходит после Второй мировой войны, в трудные послевоенные годы в предместье Лондона, в живописной деревушке Чиппинг Клегхорн. Это красивое местечко. Плотно заселено. Обслуживает автотуристов. Большинство домов Чиппинг Клегхорна построено в викторианскую эпоху. В одном из таких домов год назад поселилась мисс Блэклок, одинокая пожилая англичанка – главное действующее лицо романа. Мисс Блэклок ладит с соседями, умеет сглаживать конфликты и избегать ссор. На всех она производит впечатление хорошего, отзывчивого человека, воспитанного в старых английских традициях. В её доме, Литтл Педдокс, открытом для друзей и близких, поддерживается атмосфера любви, благопристойности и добропорядочности.
Вскоре дом мисс Блэклок заполнился постояльцами. Среди них её старая школьная подруга, бывшая учительница, Дора Баннер. Мисс Блэклок приютила её, когда та попросила о помощи. Поселились в доме и троюродные племянники Патрик и Джулия, приехавшие с юга Франции. Мисс Блэклок знала их только детьми – теперь это уже взрослые люди двадцати с лишним лет, они желают обустроиться в Лондоне, хотя в послевоенные годы это сделать тяжело, – и тётя оказала им поддержку.
Обустроилась здесь и квартирантка Филиппа, молодая девушка, в одиночку растящая сына. Блэклок любит молодёжь и хочет, чтобы все в этом доме жили дружно.
А сам дом – как некий осколок викторианской эпохи, ещё сохранившийся до середины 20 века, остаётся местом, где Блэклок старается поддерживать атмосферу тех ушедших времён.
Но внешнее благополучие Литтл Педдокс и его домочадцев – во многом вещь искусственная. И часто герои проявляют себя совсем с другой стороны. Изменилось время, жизнеустройство общества – хвалёная благопристойность англичан теперь только маска, пережиток викторианской эпохи, и неизвестно, кто и с какими намерениями скрывается под этой маской – поэтому ни у кого нет спокойствия и уверенности в завтрашнем дне. В своём романе писательница затрагивает многие проблемы того периода.
«Ещё одна примета времени. Сейчас люди часто даже незнакомы со своими молодыми родственниками. В старые добрые времена, когда так чтились семейные связи, это было невозможно. Теперь всё не так. Теперь и соседей своих никто не стремиться узнать. В городе уже давно так. В деревне теперь тоже, наверное, никто никого не знает, хотя, может, думают, что знают?..»
Изменились социальные условия жизни. Деньги разрушили прежние отношения между людьми, привычный жизненный уклад. Война привела к разорению многие честные дома и семьи. Теперь их место заняли другие люди, неизвестно, откуда приехавшие, неизвестно, как нажившие своё состояние, имеющие, неизвестно какое прошлое. Преступность резко возросла – теперь легко подделать документы и выдать себя за кого угодно. А традиционные рекомендации и поручительства вышли из практики английского общества, и зачастую даже соседи друг друга знают плохо. Война и её последствия привели к падению нравов, морали, к отказу от прежних духовных ценностей.
«За послевоенные годы деньги в Европе сильно обесценились. С ними произошли странные вещи. Должна признаться, теперешняя жизнь вообще кажется мне очень странной. Теперь нет добросовестного отношения к работе. Опаздывают, устраивают перекуры по полчаса. С работы норовят уйти пораньше. Теперь ни в ком не найдёшь и сочувствия. Кто сейчас кумир кино? Гангстер, Супермен. Превосходно. Ограбление с насилием. Превосходно. И грабители пошли теперь такие жестокие. Они не просто грабители, они убийцы. А дезертиры – сколько головорезов рыщет по стране. До войны такого не было».
«Война ничего не решает, – пишет Агата Кристи в «Автобиографии», – и выиграть войну так же гибельно, как и проиграть её… мы должны научиться избегать войн, потому что война бессмысленна, она разрушает как нас самих, так и наших соперников».
Деньги стали завладевать устремлениями людей. И отсутствие их заставляет испытывать собственную неполноценность. Страх и неуверенность в будущем царят в обществе, где трудно найти работу, где одежда и продукты стоят дорого, где на пенсию можно вести только нищенское существование. Сами персонажи постоянно жалуются на последствия войны и не довольны устройством жизни. «Существование впроголодь, штопанная – перештопанная одежда, поиски работы, вечная квартплата», – рассказывает Дора Баннер.
Сохранившийся оплот викторианской эпохи, деревушка Чиппинг Клегхорн, во многом только видимость. Чтобы обеспечить себя всем необходимым для жизни (продукты и одежда) людям приходится пользоваться услугами чёрного рынка. Обычным явлением стали махинации с купонами на одежду. Появились местечковые спекулянты. Существует и тайный товарообмен между местными жителями, добрая половина сделок из которого противозаконна и проделывается втихую от полиции.
Да и сам дом мисс Блээклок, и жизнь его обитателей пронизаны фальшью. И автор постепенно раскрывает образы и характеры героев, оказавшихся под влиянием своего времени.
Половина домочадцев, начиная с самой хозяйки мисс Блэклок, носит «маски» или живёт под вымышленными именами, скрывая правду друг от друга. Иные же им пособничают. На это их толкнуло желание получить чужое наследство или хотя бы часть этих денег.
«Вы и не представляете себе, на что способны люди, когда речь заходит о деньгах», – говорит инспектор Креддок. И вот в дело вступает миллионное состояние Рэнделла Гедлера, которое по праву не принадлежит никому из присутствующих, и каждый, кто знает об этом состоянии, охотится за ним: мисс Блэклок, под именем своей умершей сестры, наследницы по завещанию, и две, обойдённые завещанием, племянницы Рэнделла Гедлера – квартирантка Филиппа и мнимая Джулия. Во многом пойти на этот шаг их заставила нужда, а не порок и испорченность.
Подруга мисс Блэклок, Дора Баннер, ревностно защищающая старые традиции, благородное воспитание, часто порицающая молодёжь, – на деле ныне довольствуется ролью старой компаньонки-приживалки и покрывает Блэклок в её лжи, в незаконных устремлениях. И хотя у выжившей из ума Доры остался нюх на нравственные и безнравственные поступки, – желание спокойно и безбедно жить в старости оказалось сильнее и позволило ей пойти на обман.
Так называемая Джулия, демонстрируя любовь к тёте, в то же время ненавидит и презирает её уклад в доме, традиции викторианской эпохи, считая это позёрством. Она тверда в своей позиции, а про мисс Марпл высказывается вызывающе и резко: «Старая грымза везде суёт свой нос, любит покопаться в старом белье. Типичный образчик викторианской эпохи».
С неприязнью «Джулия» относится и к Филиппе, видя в ней соперницу и опасаясь, как бы та ни оказалась к деньгам ближе, чем она сама.
Рассчитывая на часть этих денег, Филиппа так же пока благоразумно умалчивает о своём подлинном имени. Это трудолюбивая красивая воспитанная англичанка, сильная, хладнокровная, но так же, как и другая молодёжь, она слишком современна и далека от образчика леди викторианской эпохи.
Обманывает всех и Патрик, хоть он и настоящий племянник мисс Блэклок, но, пойдя на поводу у своих симпатий, влюбившись, он принял сторону мнимой «Джулии», подыгрывает ей, выдавая за свою сестру.
Подлинная же Джулия втайне от родных пробует свои силы на театральной сцене. Ведь театр – её страсть и мечта!
Мотив театра постоянно вторгается в следствие: то инспектор находит в доме театральные программки прошлых лет, то при первом знакомстве с Филиппой она напоминает ему шекспировскую Розалинду, то выясняется, что инспектор и сам когда-то играл в любительском благотворительном спектакле.
С театрального розыгрыша начинается основное действие романа, когда некий мелкий жулик Руди Шерц, работающий в городе официантом, ворвался в дом мисс Блэклок под видом налётчика, представляя перед гостями сцену ограбления. Такая циничная шутка, в духе времени, пришлась ему по вкусу. Тем более, что за неё хорошо обещала заплатить хозяйка дома, желающая, якобы повеселить гостей. Но вместо денег «налётчик» нашёл свою смерть.
Мисс Блэклок, опасаясь того, что Руди Шерц знал её подлинное имя и мог шантажировать, решилась на его убийство, подготовив в своём доме этот «спектакль».
Прибегает к театральной игре в Чиппинг Клегхорне и кое-кто из соседей мисс Блэклок. Пытаясь восстановить картину преступления и докопаться до истины, они становятся на место преступника в предлагаемых обстоятельствах, стараясь вжиться в его «роль».
«Спектакль» в доме мисс Блэклок происходит и в конце романа. Но теперь его уже устраивает мисс Марпл с целью разоблачить убийцу. При этом старушка-детектив тоже играет роль и даже говорит чужим голосом. Но основная роль досталась прислуге Мици, беженки из Центральной Европы (ещё один отголосок Второй мировой войны в романе Агаты Кристи).
И как апофеоз театрального искусства – в финале произведения «Объявлено убийство» сосед мисс Блеклок, молодой писатель Эдмунд Светтенхэм написал весёлую пьесу «И слоны забывают…», которую сразу приняли к постановке в театре, на профессиональной сцене.
В какой-то степени, театральной игрой казались постояльцам Литтл Педдокс и их ложные «маски», и их ложные поступки. Но мисс Блэклок пошла дальше, превратив игру в преступление – убийство.
Раз встав на лживый, преступный путь, сойти с него тяжело. Одно преступление тянет за собой другое. Добросердечие Блэклок, со временем стало только удобной маской, за которой можно было спрятать свои коварные замыслы.
Ради денег мисс Блэклок решилась нарушить привычное спокойствие и заведённый порядок в доме, превратив жизнь в полнейший хаос, сделав домочадцев фигурами в своей игре, в своём «сценарии убийства», оправдывая себя тем, что став богатой, – искупит своё злодеяние, совершив много хорошего для тех, кого любит.
«Начни претворяться, что хочешь творить добро, и очень скоро убедишь себя, что не будет ничего дурного, если ты из-за денег кого-нибудь отправишь на тот свет. В конечном итоге это не принесёт счастья, но, как правило, люди этого не знают», – говорят Банч и мисс Марпл.
А призрак миллионного состояния требовал от Блэклок дальнейших преступлений. Пожертвовав однажды человеком ей безразличным и к тому же мошенником, дальше пришлось жертвовать людьми близкими и дорогими. Ведь ход событий невозможно предугадать.
Хотя она и «не хотела никого убивать, а просто хотела заполучить кучу денег, которые ей не принадлежали, но перед этим желанием, ставшим навязчивой идеей, будто деньги могли вознаградить её за всё, – прочее отходило на задний план».
Мисс Блэклок готова была перешагнуть через то, что преступление стало ей в тягость. Что совесть её мучила. Но мысль о деньгах заглушала страдания, душа её не смягчилась. Власть денег растлила её.
Только арест остановил преступницу.
Инспектор Креддок и мисс Марпл, профессиональный полицейский и детектив-любитель, люди разного времени – разных эпох и разных поколений, смогли провести совместное расследование. Они оказались не так уж чужды друг другу, и у них нашлись общие точки соприкосновения. В их суждениях о современной жизни обоих не радуют происходящие перемены в обществе, которые имеют отрицательные последствия и оказывают дурное воздействие на людей. Это сблизило их, позволив проникнуться взаимным уважением и доверием.
Через линии этих персонажей автор романа напоминает об одной вечной истине – как и во все времена, деньги имеют сильный вес в обществе, но даже они не могут заменить простых человеческих отношений, так необходимых всем людям, и богатым, и бедным.
Конечно, время на всё наложило свой отпечаток. Атмосфера благополучия и безмятежности ушедшего века сменилась атмосферой постоянной тревоги, которую насаждают СМИ: газеты и радио. С газетного заголовка «НАПРЯЖЁННОСТЬ В МИРЕ ОБОСТРЯЕТСЯ» начинается роман «Объявлено убийство». И в дальнейшем – в диалогах персонажей, в обсуждении ими радиопередач, в спорах – постоянно проскальзывают мысли о положении вещей в стране; о современной ситуации, отражающей её насущные проблемы и трудности; отражающей время….в котором живут герои пьесы.
«Поверьте, очень ведь просто разглагольствовать с умным видом о том, какие все несчастные. Это становится привычкой, модой. Когда прочтёшь про прерафаэлитов, начинаешь понимать, что такое мода. Они были ужасно сердечные, весёлые, говорили на сплошном жаргоне, смеялись, шутили и уверяли, что жизнь прекрасна. Но это тоже было данью моде. Они не были сердечней или счастливей нас. А мы ничуть не несчастней их. Просто так было модно, поверьте. После войны мы помешались на сексе. А теперь началась фрустрация.
У Теннисона есть замечательные «Королевские идиллии». Этот поэт викторианской эпохи скоро опять войдёт в моду».
Агата Кристи оставалась приверженцем старых традиций. В политических взглядах ей был свойственен консерватизм.
Однако, интерес к её произведениям не иссяк и по сей день. Её детективы издаются до сих пор, их постановки до сих пор можно увидеть на театральной сцене, на экране кино и телевидения. Возможно, секрет кроется в простоте написанного, с чистым сердцем и для всех…
Рисунки Елизаветы ДЗУЦЕВОЙ