Эти небольшие заметки навеяны некоторыми стечениями обстоятельств. Иногда случай тянет долгий шлейф впечатлений. Он заставляет на многое взглянуть заново. Найти новые нюансы и повод для размышлений.
Кто они, эти люди, о которых пойдёт речь? Имя одного связано с Театром на Таганке. Имя другого – с издательством «Серебряные нити»…
Недавно я написала в одной статье: «Бывает, что жизненное кредо, мировоззренческие взгляды роднят людей. Так талант находит своих поклонников! Так творческая личность находит свою аудиторию, своего читателя, своего зрителя. Так писатель находит своего издателя; так художник находит своего куратора выставок».
Берясь за статью «О писателе и издателе», я вспомнила эту мысль и решила к ней возвратиться. В данном случае можно утверждать, что заслуженного артиста России, писателя Валерия Александровича Иванова-Таганского и его издателя Игоря Николаевича Сиренко роднят не только жизненные взгляды, но и пристрастие к писательскому делу. В чём меня и убедило послесловие издателя Игоря Сиренко, написанное им собственной рукой к вышедшему в конце 2023 года роману «ВНУКИ», созданного В.А. Ивановым-Таганским. Здесь можно сделать только одну оговорку: писатель Иванов-Таганский – автор широко известный, неоднократно доказывавший читателю свой писательский талант и жизненный опыт; Игорь Сиренко 20 лет отдал издательскому делу, при этом вступил в писательскую организацию, и по всему видно к писательскому труду расположен…
…Прочитав его статью-послесловие «КУДА НЕСЁШЬСЯ, ТРОЙКА УДАЛАЯ», скажу, что статья мне понравилась, и даже захотелось пронестись на тройке – поймать свистящий навстречу ветер и порассуждать на заданную тему.
Статья всколыхнула во мне волну общих, взаимных переживаний о мире и обществе. Аналогичные чувства испытываешь, когда читаешь и книги В.А. Иванова-Таганского. Абсолютная злободневность, актуальность поднятых вопросов и ответов на них объединила в моём сознании в единый творческий союз писателя и его издателя. По мере чтения становилось понятно, что взгляды автора статьи на современное состояние общества во многом схожи с моими собственными.
Один абзац произвёл трогательное впечатление, особенное… собрав воедино множество чувств, как старая, полузабытая песня, которая наполняет теплом грудь, тревожа воспоминаниями.
Игорь Сиренко пишет:
«В пятилетнем возрасте вместе с родителями смотрел спектакль о северокорейских революционерах с красными флагами, которые в течение пяти часов ходили по сопкам на сцене и воевали за идеалы революции. И это отложилось в подсознании. Идеалы борьбы за справедливость… До сих пор мои любимые песни «По долинам и по взгорьям», «Эх, дороги».
Мне даже показалось, что я услышала, как автор вдруг тихо запел, задумавшись над текстом, и перестал писать...
Эх, дороги…
Пыль да туман,
Холода, тревоги
Да степной бурьян.
Знать не можешь
Доли своей:
Может, крылья сложишь
Посреди степей...
Признаюсь, я с удовольствием бы подпела, я остаюсь верна идеалам революции. И прошлое нашей советской Родины прочно во мне укоренилось с детских лет.
Вернусь к статье. Не сомневаюсь, что под впечатлением прочитанного романа В.А.Иванова-Таганского Игорь Сиренко сложил своё послесловие на одном дыхании, что в свойственной Иванову-Таганскому манере, выплеснул на страницы произведения давно передуманные думы: давно наболевшие чувства, мысли.
В этом послесловии наблюдения, подмеченные о нынешнем состоянии жизни и искусства, – бесспорно точны и верны. И к тем, в чьей власти влиять на ход событий и принимать решения, но кто закрывает глаза на жизненно-важные проблемы, остаётся много вопросов. Я помню, что в прежние годы такое состояние дел называлось политикой преступного невмешательства.
Реформы в области искусства, культуры, образования, медицины; многие преобразования социума и государственного устройства ввергли большую часть нашего народа в состояние депрессии, в ощущение безвременья. Прежнее русло жизни пересохло. Наполнится ли оно вновь когда-нибудь живительным потоком? Неизвестно. Исчезнет ли социальная апатия и уныние, придёт ли им на смену вера и надежда в светлое будущее своей Родины?.. Многие в благоприятные изменения верят с трудом. Их воля и силы постепенно иссякают. На что опереться в новой жизни, на какие идеалы?
Было много времени, чтобы расставить точки над «i» в важных сферах жизнеустройства, в главенствующих духовных сферах организации общества, а не ждать их полного разрушения и даже краха. Как можно было допустить, что целые поколения выросли ненавистниками своего собственного национального достояния, отвергающие всякую преемственность между прошлым и настоящим? … Страшный раскол поколений! Образовавшаяся пропасть! И не только в конфликте отцов и детей, но и во многом другом…
Например, как заметил Игорь Сиренко, между бедными и богатыми – богатство «десятков тысяч» против нищеты «миллионов». Об этом неоднократно писал и В.А. Иванов-Таганский. Эта тема болезненная, и о ней много говорят по ТВ. Говорят… Хотя чего ни коснись, всё болит и требует исцеления, то есть справедливого решения. И общество ждёт...
Не хочу никого лишать веры, а наоборот, хочу верить в будущее так же, как и издатель Игорь Сиренко.
Он настроен оптимистично. Это видно из его послесловия. И эта главная черта, которая роднит взгляды издателя и взгляды писателя Валерия Александровича Иванова-Таганского. Они схожи, в своей позиции писатель и издатель соответствуют друг другу, их кредо: оптимизм и жизнеутверждение. Это достойно уважения. В этом ценность их труда. Поэтому издатель и писатель нашли общий язык. Книги Иванова-Таганского являются на свет в трудные времена и помогают своим добрым словом всем добрым людям, как сердобольный горьковский Лука.
Ныне у нас довольно скепсиса и философской грусти. Но обществу всегда нужны честные и волевые. Сложность во все времена в том, чтобы они смогли пробиться и встать у руля. Вот и уважаемый издатель в своём послесловии обращает внимание на некоторые фундаментальные черты истинного гражданина общества: бескорыстие. А я уточню, продолжу мысль. Это же от вечности – бессребреники, приходящие сюда для созидания. Сколько они выносят на своих плечах! Но и здесь, в вопросе гражданского воспитания и долга, по сути, идеологии, – ныне пролегла бездонная пропасть! Между рвачом и правдолюбцем, между героем и потребленцем-паразитом.
Ещё одна пропасть – это вечные моральные ценности и современная антикультура. И в этой сфере уважаемый издатель также преуспел своим пером критика и наблюдателя, найдя примеры, как говорится, «без комментариев».
Игорь Сиренко пишет:
«Унитазы стали выставлять в царских особняках (Мраморный дворец в Санкт-Петербурге) как предметы искусства, полагая, что общественное мнение стерпит подобный вызов больной культуры».
Заставить народ любоваться на унитазы в рамках шедевров мирового наследия уж как-то больно подло. Но и я подолью масла в огонь, когда скажу, что в Москве группы экскурсантов любуются на туалет, куда ходил справлять нужду Александр Сергеевич Пушкин! Узнаёшь об этом историческом заведении из газет и рекламы. И, если им верить, недостатка в посетителях эпатажного музея нет.
Думаю, это нас характеризует как очень «продвинутое», культурное общество и ставит на уровень высоко развитой цивилизации и её достижений.
А любовь? Каково теперь её место в мире? Какова роль для человека? Или, как поётся в песне о современной студентке, «влюбляться ненадолго – её принцип»!
Ко всему можно прикоснуться грязными руками: к любой ценности, к любой красоте, к любому смыслу. Только что тогда останется нам, людям?
(Игорь Сиренко умело и целенаправленно подводит к ответам на многие актуальные вопросы).
Идёт постоянная борьба добра со злом. И человек не может, не должен оставаться вне этой борьбы. Она везде: и внутри человека, в его духовности, психике; и вовне, в окружающем его космосе. Человек вовлекается в борьбу. Это его путь. Его каждодневный труд.
Этой мысли посвящает свои книги писатель В.А. Иванов-Таганский. Этим книгам и этому автору Игорь Сиренко посвящает выбор своей души и ума.
…Доселе посвящал свой издательский труд, а ныне и умение писателя-критика приложил.
В послесловии И.Н. Сиренко в основе представлен хороший, простой и понятный литературный язык: в нём есть место и художественному стилю, и стилю публицистическому. У автора лёгкий слог, лёгкая мысль, лёгкая эмоция: СЛОВО, МЫСЛЬ и ЧУВСТВО. Они несутся, как ТРОЙКА УДАЛАЯ! Незаметно мчатся они от строки к строке. Незаметно вступают во взаимодействие с читателем, завоёвывая его внимание и интерес; между тем новоявленный критик подхватывает у автора романа «Внуки» постановку вопроса о смысле и проблемах жизни… и, продолжая аргументировать их собственной точкой зрения, пускает дальше в полёт свою удалую тройку… своё слово, мысль и чувство…
– Куда несёшься?..
– За птицей-тройкой!..
– Это за той, что бойкая необгонимая Русь?! …И мы устремляемся за ней – «Дай ответ!..»
«Кони вихрем, спицы в колёсах смешались в один гладкий круг, только дрогнула дорога…»
«Эх, дороги…
Пыль да туман…»