О 80-летии заслуженного артиста России В.А. Иванова-Таганского, о юбилейном творческом вечере и презентации новых книг актёра, режиссёра, писателя
Наши годы, как птицы, летят,
И некогда нам оглянуться назад…
И словно не было этого года, и словно мы не покидали этот зал!..
…Ещё слышатся голоса выступающих, шумно приветствующие выход книги «Неубитый театр» (записки о Театре на Таганке). Да приветствуют так, будто бы это долгожданный выход любимого публикой театрального артиста, звезды! Его хотят лицезреть, он притягивает внимание. И совершенно заслуженно – так называемый «звёздный артист», то есть книга о Таганке – явление уникальное, духовное национальное достояние, сокровищница великих имен, великих культурных побед, великих исторических процессов, коими была богата Россия в середине 20-го – начале 21-го века.
Но зал, полный народу, голоса и образы, такие явственные и яркие, уже нереальны, а лишь сохранённые видения памяти. С того момента прошёл год…
И вновь тот же день и тот же час, и тот же зал! Но только уже год спустя: в 2023-ем…
И гости пришли на встречу с автором. И даже вновь та же полюбившаяся книга, только уже переизданная. И уважаемый ведущий вновь представляет вечер. Да, время летит, а кажется, что прошло всего лишь одно мгновение. И всё по-прежнему, всё продолжается. Всё так, как было. Так да не так!..
Но что же изменилось?
О! В этом-то всё дело. Возникли новые обстоятельства, которые резко меняют действие и вносят событие. И это событие столь значимо, что его трудно переоценить, а уж тем более пройти мимо. Что ж, пора внести ясность: 80-летие! Это дата немалая и немалый срок – и в историческом смысле: и для исторического процесса, и для исторического этапа, а уж для человека – это крупный юбилей! Это осознание своей жизни, это оценка своей личности по многим статьям. К тому же для творческого человека, для художника – это масштабное осмысление своего творческого пути: я – и моя личная судьба, я – и моя Родина, я – и общество.
К этому событию готовились серьёзно и основательно, нащупав в нём важную струну. И она звучала на все лады. Она тронула своим богатством звуков. О сколько напевов было извлечено с её помощью, сколько памятных человеческих и исторических моментов, сколько творческих вех. К этой струне прикасались поэты и литераторы, театральные артисты и кинематографисты, издатели и художники, критики и музыканты. И, разумеется, сам автор-юбиляр, заслуженный артист России, режиссёр, писатель, драматург Валерий Александрович Иванов-Таганский – сыграл самую трогательную мелодию… Мелодию своей жизни, в которой звучали и воспоминания прошлого, и откровения настоящего.
Валерию Александровичу Иванову-Таганскому Виват! Ура! Браво!
«Валерий Александрович, Вам и о Вас столько хочется всего сказать, что трудно выбрать главное. Но вот я смотрю на экран и вижу сцену боя Гамлета и Лаэрта. Я вижу на сцене Вас... Высоцкого… и понимаю – что этот момент уже стал историей. Это мизансцена легендарного спектакля, который вошёл в историю театра, а вместе с тем и в историю нашей страны, и в мировую историю… И понимаю, что Вы сами принадлежите истории, и Вы живая легенда тех знаменательных событий.
Я видела эту сцену не один раз, и она не перестаёт меня захватывать. Металлический лязг клинков друг о друга, – двойное парное оружие: рапира и кинжал – и текст, текст, текст; ритм, ритм, ритм. Небольшая пауза, как вдох – и вновь текст, текст, текст; ритм, ритм, ритм. Вы играете и живёте. Страсть, накал, конфликт – таков театр и такова наша жизнь! Точно также Вы живёте и играете в своих книгах. Вот почему они такие интересные. Вы играете роли, выстраиваете сцены, подчас исторического размаха, по-театральному вовлекаете в действие как актёр, режиссёр, драматург… человек…
…То открываете читателю мир театра в книге «Неубитый театр» и предстаёте в образе Виктора Самойлова, а это не что иное по сути как образ Названова-Станиславского, только перенесённый на почву Таганки, особенно в первой части книги, где триумф и наваждение. Во второй части Вы и философ, и следователь, и главный свидетель по делу, у которого множество амплуа: резонёр, герой-любовник романтический герой...
Презентация этой книги была ровно год назад. В этом году Вы открываете нам мир любви в книге «Шесть посланий из Рая», а вместе с тем открываете и одну простую истину: «Рай совсем близко – Рай в душе человека, когда в ней поселяется любовь». И я понимаю, что писатель пишет свои откровения не из того Рая, а из глубины своей души. И понимаю, что автор возлюбил человека… а может быть, и человечество…
Книга «Внуки» совсем иная. Здесь уже не так важна профессиональная роль героя, хотя она есть – театральная: герой завпост и продюсер. Но на первом плане роль человеческая, социальная. Герой – глава семьи – а это ответственность – да сохранится семья, да сохранится род человеческий.
И всё возвращается на крỳги своя. Лаэрт вступился за свою семью, утраченную, погибшую. Герой «Внуков» обретает семью и борется за её жизнь. Это очень символично. Вновь 16 декабря становится не только датой Вашего рождения, человека многих талантов, но и датой рождения Ваших выдающихся книг. Пусть и дальше продолжается также!
В знак этой, теперь уже не скрыть, исторической даты спешите освещать время, события, людей, автора, коллектив и, конечно же, тёмные пятна истории! «Светить всегда, светить везде!» И да позволит товарищ Маяковский позаимствовать у него ещё одну историческую фразу!
Иванов-Таганский – кто более матери-истории ценен?
Мы говорим – Иванов, подразумеваем – писатель,
Мы говорим – Таганский, подразумеваем – артист!»
Предваряя этот юбилей, в «Литературной газете» (главный редактор М.А. Замшев), был размещён большой материал, посвящённый советскому и российскому актёру, режиссёру, драматургу и писателю В.И.Иванову-Таганскому. Автор статьи Виктор Геннадиевич Фролов «живописал» о достоинствах уважаемого юбиляра, о его литературном даре и человеческих качествах. Газетные полосы наполнились живыми воспоминаниями о годах работы В.А. Иванова-Таганского в Московской городской организации Союза писателей России.
По решению правления СПР, многолетняя деятельность их соратника, верой и правдой служившего отечественной литературе, отмечалась высокой наградой, о чём и сообщил на праздничном вечере В.Г. Фролов, и вручил виновнику торжества Золотую медаль А.С.Пушкина.
Газета «Земля московская» (главный редактор В.С.Кузнецов) также поместила на своих страницах в честь знаменательного события поздравление, озаглавив его образно и ярко: «Да здравствует живая классика!»
Журнал Петровской академии наук и искусств «Медный всадник» (выпускающий редактор В.С. Кузнецов), по распоряжению президента Петровскоё академии А.В. Воронцова, подготовил специальный выпуск в честь юбиляра, уже много лет возглавляющего Московское отделение ПАНИ. Опубликованная подборка свидетельствовала о большой работе, проделанной за последнее время главой МО ПАНИ и его коллегами в технической и культурной сфере, в области науки и искусства.
Соратники же Валерия Александровича поделились на страницах журнала размышлениями о жизни и творчестве своего руководителя. Многие из них изучали его профессиональную деятельность достаточно долго и глубоко и теперь делились впечатлениями о его сыгранных ролях, поставленных спектаклях, написанных произведениях. Все они выражали искреннее восхищение талантами юбиляра. Все они пришли не вечер высказать поздравления в его адрес.
Из вступительного слова Кузнецова Владимира Семёновича, вице-президента, первого заместителя председателя Московского отделения ПАНИ, кандидата педагогических наук, члена Союза писателей и Союза журналистов России (и. о. редактора):
«Нынешний выпуск журнала еще раз подтверждает следование петровцев простому правилу: внимание к личности – на первом месте.
Уложиться на ста страницах издания трудно и вряд ли возможно: человек-легенда, человек-история, человек-глыба – это далеко не все метафоры, которые подходят к характеристике Валерия Александровича. О нём надо писать книги.
И всё же, на мой взгляд, из того, что мы предлагаем читателям журнала, у них может сложиться портрет неординарного человека, крупного общественного деятеля, большого мастера сцены и пера. Мы на это надеемся. Читайте».
По решению руководства Петровской академии наук и искусств Валерий Александрович Иванов-Таганский был вторично удостоен высокой награды, что было отмечено и в выпуске журнала, и в ходе торжественной встречи.
По поручению Президиума ПАНИ президент Академии, почётный профессор РГПУ им. А. И. Герцена А.В. Воронцов объявил (по связи):
«С учётом Ваших заслуг в преддверии Юбилея нами принято решение о награждении Вас
медалью Академии «За верность России».
Уважаемый Валерий Александрович! Примите самые искренние пожелания крепкого
здоровья, благополучия и дальнейших творческих успехов! Всего Вам самого Доброго, наш
дорогой друг и соратник!»
От себя же лично он добавил множество сокровенных и тёплых высказываний. Самое значимое среди них – о трудах автора: «Валерий Александрович – человек-гражданин. Он показал в литературе русский характер и весомое слово, слово русского человека».
В свои восемь десятков лет Валерий Александрович остаётся в боевом строю и верно служит России. И эта награда не только подтверждает заслуги прошлых лет, но и говорит о заслугах настоящего времени, новых выдающихся литературных произведениях. Как уже говорилось, на вечере была представлена переизданная книга о Театре на Таганке, которая стала чрезвычайно популярна у читателей. И приобретает всё новых поклонников.
Вместе с ней также вышла и другая книга «Шесть посланий из Рая». Предисловие действительного члена, профессора театрального искусства ПАНИ, актрисы, режиссёра, критика С. Волошиной-Андрийчук знакомит с этой книгой. Текст предисловия также вошёл в собрание статей журнала «Медный всадник».
«В итоговой книге «Шесть посланий из Рая» запечатлён значимый этап России в поисках своего пути в эпоху разлома. Но главная тема, проходящая через все произведения, – любовь. «Читайте да обретёте свой дальнейший путь…» – открывают свой смысл послания. Автор определяет свою книгу как повести о любви. Для меня – это повести об истории и любви, ибо любовь и история здесь неотъемлемы друг от друга».
Среди достижений автора – новые книги. В них отражена его непримиримая гражданская позиция, его гражданская борьба, происходящая на духовном уровне за сердца и умы человеческие, за то, какой будет наша Россия, наша Родина, единственная и любимая.
Но теперь это не только романы в прозе и театральная драматургия. В творчество автора прочно вошёл новый жанр – киноповесть. На современном этапе развития нашего общества этот жанр представляется автору наиболее действенным, приближенным к реальной жизни, легко охватывающим миллионы зрителей, а потому эффективным средством идеологической нравственной и повторюсь, духовной борьбы. Появившийся в инструментарии автора новый жанр, конечно же, охватывает самые актуальные и самые значимые мировые события и направлен на решение важнейших проблем нашего нынешнего общества.
Это новшество не ускользнуло от друзей и коллег В.И. Иванова-Таганского. Многие откликнулись в своих критических работах на этот творческий шаг.
Бессменный рецензент юбиляра Владимир Глебович Осипов, вице-президент Петровской академии наук и искусств, председатель Тверского регионального отделения, профессор и академик ПАНИ, руководитель Тверского научного центра комплексного изучения человека, кандидат философских наук разобрал киноповесть «Мы там нужны». И его рецензия по праву заняла своё место в содержании юбилейного выпуска журнала. Вот несколько цитат.
«Киноповесть посвящена событиям в зоне боевых действий специальной военной операции России на Украине, точнее в Луганской народной республике».
«Жуткое и одновременно величественное зрелище, как извержение Везувия. Не хватает только над всем этим человеческим хаосом всевидящих глаз Всевышнего и его отрезвляющего гласа с небес, как это представлено на фресках знаменитых старинных мастеров...
Что фантазировать? Похожие картинки мы видим в ежедневных телепередачах…»
«Последнее время по горячим следам событий специальной военной операции пошли и патриотически настроенные писатели – человековеды и созидатели художественной картины мира. Пример тому, секретарь Союза писателей России, заслуженный артист Российской Федерации, Первый вице-президент Петровской академии наук и искусств и председатель её Московского регионального отделения Валерий Александрович Иванов-Таганский со своей новой повестью «Мы там нужны».
Потому и ещё одна новая, третья книга, представленная на творческом вечере, связывалась автором с кинопроизводством. Название этой книги «Внуки», вышедшая первая часть. К моменту презентации автор уже начал писать продолжение и выражал надежду на экранизацию этого произведения.
Ведь одно из его произведений, ранее получившее широкое признание, уже вызвало однажды интерес у одного из лучших отечественных кинорежиссеров – Юрия Кары, который снял многосерийный фильм «Репортёры» по роману Иванова-Таганского «Семя отечества». По словам присутствующего на вечере Ю.В. Кары, «это была честная и правдивая литература о том, как бомбили Сербию. Книга и фильм стали поддержкой для сербского народа, за что он до сих пор благодарен авторам».
Потому, наверное, и действительный член ПАНИ, заслуженный деятель искусств РФ Юрий Викторович Кара с глубоким пониманием и уважением говорил о Валерии Александровиче и его последних книгах, в частности, о «Внуках». Говорил и о проблемах кино, о проблеме бездуховности, охватившей этот жанр искусства. И о том, что кино нужны новые произведения со свежими силами, высокими идеями и устремлениями.
«Романы В.А. Иванова-Таганского – это энциклопедия российской жизни; родник чистого русского языка, бьющий на фоне расчеловечивания российской культуры. Наш язык запрещают по всему миру. Наша же молодёжь добровольно отказывается от собственного наследия, переходя на грязный сленг и ненормированную лексику. Если при Ю. Лужкове существовала программа по поддержке российской культуры, то с приходом С. Собянина она была закрыта».
Потому и народный артист РСФСР Сергей Петрович Никоненко выразил желание сыграть во «Внуках» главную роль.
Хочется верить, что его желание сбудется, и фильм выйдет на экраны.
Потому и Владимир Семёнович Кузнецов в своём предисловии к книге, также вошедшем в журнал «Медный всадник», так и написал уже в самом названии: «ВНУКИ», ДОСТОЙНЫЕ ПРОЧТЕНИЯ.
«Здесь написано главное, что может спасти человечество: в основе взаимоотношений людей должно быть стремление «понять друг друга». В этом и есть истина. Она непреложна. Ее не могут заменить (или даже подменить) самые высокие принципы строителей общества, в котором идет непримиримая борьба между власть имущими, придумавшими ширмы в виде партий, которыми прикрываются те, кому выгодно всё, что приносит им доходы, в том числе и войны».
«У него (автора), как в монотипии, отпечатываются краски времени, нанесенные на одной части листа, на другой, автор делает отпечатки, но в них невозможно не заметить глубокие (глубинные) прорисовки, тем самым автор обозначает свое отношение к излагаемому, предлагая без нравоучительства путь к размышлению, иначе мы превратимся в пассивных потребителей того, что на нас сыплется из СМИ».
В.С. Кузнецов как литератор охватил в своём предисловии все основные моменты книги. Замечательны его рассуждения о взаимопонимании, о точке опоры: о том, что надо уметь слушать, видеть, анализировать и уметь отличать правду от лжи. Тем самым было подчёркнуто главное – это свойственная всем произведениям В.А. Иванова-Таганского авторская мысль, формирующая его понятие «человек». Условно она такова: «Ты человек – и должен хранить в себе человеческое достоинство». Этот посыл невольно отразился и в предисловии, в его названии точном и эмоциональном.
Готовясь к праздничному вечеру, Владимир Семёнович Кузнецов явился в разных творческих ипостасях: как редактор журнала «Медный всадник, автор предисловия к «Внукам» и других статей. И вновь выступил в качестве ведущего программы. Его зажигательная и доверительная манера общения с залом давно снискала уважение и симпатию аудитории. Так и на этот раз… Высокий уровень мастерства гарантировал взвешенную и гармоничную подачу материала: биографии виновника торжества, представление гостей, шутки и серьёз, музыкальные и лирические отступления.
Говоря о музыке, памятно первое выступление в списке гостей. Встречу открыли заслуженный артист России Борис Сергеевич Галкин и певица Инна Разумихина. В их артистическом поздравлении были и стихи, и песни, и даже тосты! «Мы будем жить!» – звучали поэтические строки Бориса Галкина. «За братство, учителей, театр, жизнь, женщин…» – поднимал он воображаемый бокал. И эти мужские дружеские чувства были скреплены музыкой в песне «Друг», написанной и исполненной Борисом Галкиным – песне-посвящении драгоценному другу Валерию Иванову-Таганскому, с которым его связывало уже не одно десятилетие… полвека близкого знакомства.
«Дай веру мне молитвой и терпеньем,
Дай память мне всех человечьих мук,
Дай дерзость мне наполнить сердце пеньем –
Мы так давно не виделись, мой друг».
Инна Разумихина также произносила свой творческий тост, но более лирический, о светлом жизненном пути и завершился он песней Леонида Аспеля на стихи Алексея Будрова «Русский мотив» – песней о русском языке. «Спой мне песню на родном русском языке. Помоги найти свой дом, чтобы не жить в тоске». «Русский язык – это наш дом», – звучали проникновенные слова.
Артисты заявили самые важные темы (о Родине, мужестве, любви, преданности), заговорили о самых дорогих чувствах, о чём будут говорить в дальнейшем весь вечер и другие гости… Но они были первыми и начали с музыки, начали с песни, без которой не обходится ни один русский праздник, ни одна русская встреча давних друзей, родных и близких людей, когда в памяти оживает забытая мелодия, в сердце воскресает давно ушедший ритм, а душа начинает тихо-тихо подхватывать знакомый напев.
Чем старинней наивность романса,
Тем живее его соловьи…
Многие моменты жизни и творчества автора раскрывались перед гостями как шелестящие страницы дорогого сердцу старинного семейного альбома. Их перелистывали, чуть касаясь темы, чуть приоткрывая её, чуть дотрагиваясь до налёта памяти. Сцены из спектаклей, роли, образы, чтецкие монологи в исполнении В.А. Иванова-Таганского… – старые видеозаписи воспроизводили прошлое и обогащали вечер, делали его полнее и содержательнее. О многом говорилось на этой встрече в Доме Ростовых на Поварской, в Ассоциации союза писателей и издателей (АСПИ). Её представлял Даниил Духовской.
Говорилось и о достоинствах писательского стиля автора, об актёрском даровании, режиссёрском осмыслении. Для этого нашлось много хороших и добрых слов, честных и справедливых. Таланты Валерия Александровича всю жизнь у всех на виду и не вызывают сомнений. Самое интересное, что присутствующие при этом акцентировали внимание не на талантах, а в первую очередь, на личности автора. Все были единодушны и отмечали человеческие качества юбиляра. Возможно, к этому подтолкнула дата: 80 лет, что даёт повод видеть рядом с собой человека мудрого, просветлённого, духовного. Возможно, к этому выбору подтолкнуло наше суровое время, заставляющее ценить в людях все лучшие человеческие свойства души.
Так или иначе, эта общая тенденция объединила всех в едином стремлении. Выступающие подхватывали друг друга и продолжали свой выход эмоционально, смыслово, а не начинали с нуля, поэтому градус атмосферы вечера не падал. Вечер получился слаженным, как единый спектакль. А его лейтмотивом стали – «человеческие качества виновника мероприятия, его щедрая душа». Истинный творец создаёт произведения с участием души и сердца, и это ещё одна возможная причина, почему все стремились говорить о человеческой душевности, о щедрости добра.
Так, в этом кругу, где сомкнулось прошлое и настоящее, где витало вдохновение и царило родство душ, приходили единственно верные слова, к ним подбиралась единственно верная мелодика, и из них рождался старинный сокровенный романс.
И это был настоящий романс, который всем знаком. Он звучал то с музыкой, то без… Он согревал теплом своих слов. Он воспевал вечное и главное: любовь, жизнь, верность. И конечно, театр, ведь юбиляр имеет к нему самое прямое отношение. Поэтому, казалось, что весь вечер звучал старинный театральный романс… под звон рапиры в «Гамлете», под аплодисменты Керенскому, под страстный стих в «Пугачёве».
Душа каждого пела свои строки.
«Ты помнишь?» – спрашивала со сцены своего однокурсника-юбиляра заслуженная артистка Северо-Осетинской АССР Земфира Цахилова. А её душа нежно подпевала: «Ты помнишь? – Какие сладкие слова… их можно сказать только дорогому человеку. Ты помнишь, как долго мы знакомы? – С 27 июля 1962 года. Из всех твоих друзей мы дольше всех знаем друг друга. Жизнь человека полнится разными событиями. Но в нашей жизни был один бесспорный день счастья. – День, когда мы увидели наши фамилии в списках поступивших в Щукинское театральное училище! Ты стоял на ступеньках, молоденький и светленький блондин, как розовый Зефирчик. Кто же мог знать тогда, что перед нами стоит будущий Лев Толстой?!»
Валерий Иванов-Таганский и ещё две бывшие однокурсницы: заслуженная артистка РСФСР Галина Яцкина и Любовь Корнева внимали этим воспоминаниям. Незаметно Земфира Аврамовна оставила лирическую нотку и перешла на весёлую: «У меня дома две книжные полки: на одной Пушкин, Шекспир, Достоевский; на другой – Иванов-Таганский. И если измерить классиков сантиметром, то выиграет Иванов-Таганский! Все эти книги мною прочитаны. Какие у них замечательные названия – с подтекстом: «Запрет на прозрение», «Обречённая на жизнь»…
С этих слов театральный романс Земфиры Цахиловой зазвучал особенно сильно и уверенно и вышел на театральную коду: «Во всех его произведениях затрагивается тема театра. Это отношение автора, эта любовь родила книгу «Неубитый театр».
Только ведь «Неубитый театр» начался с «Убитого театра». Но автор пришёл к другому названию, потому что нельзя убить театр. Тема театра не может быть исчерпана. Театр бесконечен!»
Отозвалась эта тема, но уже в иных красках и тонах в «романсе» Николая Леонардовича Гуторовича, старинного друга юбиляра. Приятели обнялись на сцене, словно после долгой разлуки. Трогательно в небольшой музыкальной фразе зазвучали их голоса: тенор и баритон. «Заслуженный артист РСФСР, солист музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко и, наравне с Сергеем Яковлевичем Лемешевым, – лучший Ленский 20-го века» – представил друга юбиляр. Ответная речь не заставила себя ждать. Она лилась эмоционально и мягко, и её можно было бы заключить в одно слово, полное музыки и философии: «Здравствуй!»
«…Здравствуй! Этим я желаю тебе не только здравия. … Здравствуй! Друг, необыкновенный человек, артист, писатель, философ. …Здравствуй! Да пребудь в литературе, в театре, в искусстве!
В книге «Неубитый театр» ты одарил нас своею душевною щедростью, а вместе с тем открыл нам время грозное и конфликт масштабный. Ты писатель и гражданин, а гражданин обязан действовать. Действуй и здравствуй! Будь благодарен своей музе – жене Диане за помощь, терпение, сомнения…»
«Ясным светлым утром, как бы улыбаясь,
Над землёй родною тихо солнышко встаёт…»
– раздалось негромкое ободряющее пение Николая Леонардовича.
Воспел юбиляра и Сергей Лесков, действительный член ПАНИ, журналист, деятель литературы и ТВ. Он начал свою партию, по его словам, из огня да в полымя.
«Валерий Александрович – щедрая душа», – вплетался красной нитью в поэтическую стихию «романсиады» образ мастера. Он явился протуберанцем на вираже истории. Средоточие удивительных, уходящих качеств, представитель уходящей щедрой эпохи, когда люди умели общаться друг с другом и смотреть друг другу в глаза.
В долгой-долгой истории человечества были люди энциклопедической широты. Они являлись в античности, в эпоху Возрождения...
Произошло это и в наше время... Атлет, артист великолепный, талантливый писатель. Он видит человека, его душевные качества. Он владеет сюжетом и интригой. Стиль Иванова-Таганского – это лёгкий грамотный литературный слог, чистейший родниковый русский язык и разговор на человеческие темы… всегда.
Проходили на вечере чередой разные виды искусства. Не только музыка и театр, кино и литература, но и живопись, и танец, и поэзия.
«Ты – человек! Ты баловень природы.
Ты в ней возник, в её добре, тепле,
Возьми себе урок её свободы,
Не обмани её любви к тебе!»
– звучали стихи Беллы Ахмадулиной в исполнении Виктории Костенко, ученицы центра красоты и эстетики «Катюша» под руководством заслуженной артистки Северо-Осетинской АССР Земфиры Цахиловой.
Другая ученица, Анна Годунова, исполнила «Танец джигита», использовав трюк с переодеванием в мужской костюм. Но открыв своё истинное девичье лицо и представ перед юбиляром с длинными распущенными волосами, она вызвала его на торжественный и символический танцевальный круговой проход. На одно мгновение глаза артиста слегка увлажнились. Возможно, в памяти В.А. Иванова-Таганского ожили в этот момент былые минуты священнодйствия на театральной сцене.
Нежное, искреннее, чистое и хрупкое детское прикосновение к искусству растрогало опытного старого мастера.
К выступлениям обеих девочек заслуженный артист отнёсся с огромной симпатией, вниманием, пониманием и уважением.
Среди гостей присутствовали на вечере многие уважаемые академики ПАНИ, такие как поэт Лидия Александровна Фахретдинова, поэт Михаил Владимирович Емельянов, писательница Елена Михайловна Глазкова, заслуженный художник России Николай Андреевич Горский-Чернышев, член ПАНИ, художник Дмитрий Борисович Небогатов.
Был и почётный деятель искусств России, академик, профессор изобразительного искусства художник-абстракционист Искандер Сабитович Ильязов. Он выступил не в совсем обычном амплуа и преподнёс мастеру свою новую работу с условным названием «Пятнашки» – коллаж, своеобразный арт-набор из геометрических композиций, выполненный в изящной цветовой гамме на основе главного цвета – маджента. Приятные колористические комбинации и комбинации геометрических фигур создавали ощущение гармонии, в которой читалась эстетическая красота и математическая точность.
В серебристой рамочке с просветом 20х20 см коллаж легко ассоциировался не только с набором игровых пятнашек, которые хотелось подвигать, поменять местами, но и с набором новогодних игрушек и дарил праздничное настроение. Азартный арт притягивал к себе внимание, завлекал, радовал взгляд! Для человека творческого склада возможно взглянуть на этот арт более осмысленно и разглядеть в нём даже философские глубины.
По словам художника, «рамочка эта вешается на стену или ставится на поверхность, как бабушкины «фотокарточки» в рамке, – ностальжи».
«Друзья мои, я вас не обману,
Не променяю быль на небылицу.
Усвоила я истину одну,
Позвольте ею с вами поделиться!»
– декламировала стихи, посвящённые святому братству от искусства, академик ПАНИ, художник и поэт Августа Васильевна Оранская, в свои 98 лет не оставляющая творческой стези.
«Едины мы – но всё ж конгломерат,
Разобщены – но всё ж единоверцы.
Искусство, словно речевой набат,
Зовёт разбуженное сердце.
И мы идём. При свете иль во мгле.
Творим…»
Августа Оранская преподнесла в дар юбиляру портрет, сопроводив небольшой речью:
«У нас были немногочисленные встречи, но я настолько прочувствовала образ этого человека, что мне захотелось написать его портрет. И лишь недостаток времени не позволил довести эту работу до более совершенного уровня. Что могла, то сделала!..»
Полотно, на котором, можно сказать, ещё не просохли краски, глянцево поблёскивало. Образ Валерия Александровича на сиреневато-сизом фоне притягивал взор. Портрет был словно пропитан сущностью театрального мира и театральной игры, окружающих артиста, и одновременно излучал эту самую театральность. Невидимо струил из себя запах свежевыкрашенных декораций, фактуру кулис, свет софитов. Эта своеобразная энергетика картины давала понять, что перед нами не статичный театральный деятель, а активный участник сценических событий, персонаж, герой, актёр, режиссёр и драматург.
Вновь активно зазвучала тема театра, напоминая ещё и о том, что автор портрета также имеет прямое отношение к театру. В своё время Августа Васильевна стажировалась в Большом театре в мастерской театрального художника и сценографа В.Ф. Рындина.
Написала стихи в честь юбиляра академик ПАНИ, поэт, переводчик и издатель Людмила Михайловна Снитенко. Она посвятила своё произведение творческим достижениям и духовному наследию В.А. Иванова-Таганского.
«Стихает мысль пред тем, как восхититься
Талантам многогранного творца,
Что оставляет боль любви на лицах,
Боль за отечество, щемящее сердца…»
– хотя стихотворение было небольшим, Л.М. Снитенко в сжатой, краткой форме постаралась упомянуть о всех важных нюанса творчества автора и передать мысль о его колоссальном значении в жизни современного общества.
«И яркие, изысканные книги
Нашли к себе особый интерес.
Герои в них умны и разнолики,
События правдивы, без завес…»
Также ярко прозвучало приветственное поздравительное слово Яковлевой Любови Евгеньевны, действительного члена ПАНИ, профессора Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и Российского государственного университета имени А.Н. Косыгина.
Л.Е. Яковлева отметила, что благодаря Академии узнала о таком великом художнике слова, как В.А. Иванов-Таганский. Валерий Александрович пишет в лучших традициях русской словесности, которая всегда сочетала эстетическую форму и нравственное содержание.
Любовь Евгеньевна процитировала стихи замечательного молдавского поэта Бориса Мариана, по её мнению, оказавшиеся созвучны награде юбиляра «За верность России», которой он награждён уже дважды:
«Успокоиться мне бы в России –
Тесен мне европейский уют,
Потому что в просторах России
Даже птицы по-русски поют…»
Эти строчки вновь напомнили о сокровенном русском романсе, о его поэтических и музыкальных тропах, об их тонких созвучиях, объединивших людей в этом по-настоящему уютном зале, где гостей осеняло не только искусство, но и наука: психология, педагогика, философия…
Лейтмотив подхватила Наталья Петровна Дутко, заместитель председателя МО ПАНИ, руководитель секции МО ПАНИ «Педагогика и психология», кандидат психологических наук, доцент. Её напев был прост и выразителен.
«Перед нами режиссёр, телевизионный ведущий, артист театра, к тому же артист филармонии, который имел шесть больших чтецких программ и мог читать по 12 часов кряду исключительно и неповторимо.
Перед нами писатель. Литературоведческие концепции и взгляды Достоевского, Толстого, Чехова трансформировались в его творчестве. В его стилистике уникальное внимание к деталям. Его герои – идут от его души. И невозможно быть равнодушным к их ценностным ориентирам, в основе которых доброта, человечность, гражданственность, патриотизм, Родина. Его герои – это он сам и его друзья. Его герои, такие как Дубровин («Дуб») – это метафора жизни, былинный герой, выносливый, сильный, смелый и честный человек.
Валерий Александрович – муж, отец, дедушка; хороший наш друг, великий мастер!»
К этой «песне», пожалуй, можно добавить лишь несколько строк от самого юбиляра и уточнить, какие же это были глубокие и мощные чтецкие программы, целостные спектакли, в основе которых серьёзный классический материал.
1. Горький, Чехов – рассказы, лит.портреты. 2. Достоевский "Братья Карамазовы" (главы "Мальчики"). 3. Белинский читает "Бориса Годунова". 4."Сейчас или никогда", авторская композиция к 100-летию со дня рождения Ленина. 5. С. Есенин "Пугачев", моноспектакль в постановке Юрия Любимова и режиссера Якова Клебанова. (Живет сейчас в Швеции, в Гетеборге). 6. Поэтическая программа: Пастернак, Бунин, Есенин, Вознесенский, Блок. Плюс ко всему еще поэзии на целый час.
В арсенале В.А. Иванова-Таганского такой грандиозный материал и такие величайшие авторы, которых невозможно не любить, не изучать, тем более не проникать со сцены в их художественный, образный и смысловой строй. Разве можно представить наш великий русский театр без этих имён? Взять, к примеру, Достоевского. Ведь Достоевский обладает такими же свойствами, как сами по себе театр и сцена, которые, точно зеркало и увеличительное стекло, отражают и увеличивают нашу жизнь. Укрупняют и делают ярче все наши пороки и достоинства. Точно так же отражают и увеличивают окружающую действительность и внутренний мир человека, психику и физику, добро и зло романы Фёдора Михайловича Достоевского.
Но вернёмся к вечно живому романсу. «Песенные напевы трогают наши души», – заметил Владимир Глебович Осипов. И если Земфира Цахилова напомнила «от лица искусства», что она старейший друг юбиляра, то В.Г. Осипов заявил «от лица науки» так: «Я самый молодой из друзей Валерия Александровича».
После этого небольшого вступительного аккорда Владимир Глебович продолжил всё в той же научной тональности, соединяя науку и внутреннюю мелодию души, философскую методологию и русское человековедение.
«Вы славите В.А. Иванова-Таганского как человека искусства, мы в Твери смотрим на него как на одного из руководителей Петровской академии, руководителя Московского регионального отделения и учёного.
Произведения В.А. Иванова-Таганского не просто художественная литература, романы или повести. Во многом они полудокументальны, полухудожественны. А сам автор работает в научной сфере человековедения. Ведь тех литераторов и тех артистов, которые показывают глубинные эмоции, можно назвать учёными.
Мы работаем в Академии на ниве русского искусства. Дай бог, чтобы крепли связи между её отделениями, чтобы была искренняя поддержка окружающих. Гении произрастают из всей благожелательной среды.
Удивительно одно соотношение: мы с юбиляром дети войны и соприкасаемся с ней через наших отцов, которые воевали. И сегодня 16 декабря Тверь (бывший Калинин) празднует освобождение от немецко-фашистских захватчиков – Вечный огонь освящает это событие. Но в силу какого-то внутреннего ненаучного ощущения, мне кажется, что сегодня он горит и в честь Валерия Александровича.
Многих сокровенных тем успели коснуться за этот вечер: вечный и живой огонь, вечный и живой родной язык, вечная живая душа, вечно живой русский романс…
…Романс многозвучный, многоречивый, лирический, трепетный, полный любви, нежности и грусти, но неизменно оставляющий в душе светлую радость и надежду.
Неудивительна поэтому всеобщая оценка, данная сложившейся атмосфере вечера: великолепная творческая встреча; великолепная концертная программа!
И они действительно были великолепны: профессиональные разножанровые выступления. Их составило творчество заслуженных мастеров сцены, творчество поэтов, учёных и умиротворяющее детское творчество. Это многоголосье сосуществовало в гармонии и симбиозе.
Специально подготовленных вокальных номеров было немного – классика и эстрада, но они несли в своих звуках душевное блаженство и очищение. Их темы продолжали ряд священных понятий для русской души: женщина, Родина, мать…
В исполнении заслуженной артистки России Галины Улётовой прозвучала лирическая песня «Рябина горькая». Стихи Розы Шорниковой о внутреннем женском мире тронули Галину Улётову, и она написала к ним музыку.
«Почему рябина горькая? –
Стужа будет впереди.
А пока с осенней зорькою
Приближаются дожди.
Будто жалобными струнами
С тихой грустью запоют…»
– пела Галина Улётова. И её исполнение, как и слова, обращённые к юбиляру, составляли глубокое внутреннее переживание.
«Вы создали самого себя в себе. Всем своим трудом и творчеством заявили о себе как о настоящем человеке нашей страны. Горжусь быть с Вами в одних творческих рядах – это окрыляет, это поддерживает, помогает иногда решить маленькие женские или творческие проблемы. Ценю Вашу отзывчивость и Ваше сердце, уважаемый товарищ, коллега, друг».
Следующая песня юбиляра была исполнена по его желанию. … Любимая лирическая песня «Осень» – о женской доле (слова Валентины Зимниковой, музыка Г. Улётовой).
«Ты напрасно, осень, так спешила,
Красотой своей заворожила.
Не хочу я плена золотого,
Я к нему сегодня не готова...»
Картину в стиле осени сменило Адажио Альбинони. Заслуженная артистка России Надежда Селионова пела об иной судьбе, драматично и возвышенно: «Раненая птица – это женщина, которая не может жить без любви».
Солист оркестра Министерства обороны Михаил Мамаев поздравил юбиляра по-военному кратко, но исчерпывающе: «Прожить 80 лет и остаться в добром здравии – это для человека подвиг. А когда есть заслуги, когда есть, чем гордиться – двойной подвиг».
Михаил Мамаев исполнил композицию, написанную для телевизионного фильма «Семнадцать мгновений весны», у которого также в 2023 году состоялся юбилей.
«А ты полюбишь, ты полюбишь,
А ты прольёшься, как заря…»
– эта не вошедшая в фильм композиция посвящена женщине и её верности; войне и Родине.
«А ты поверишь, ты поверишь,
Начнёшь выспрашивать слова…»
Здесь впору заговорить о выступлении писателя Леонида Анатольевича Сергеева, лауреата многочисленных международных премий, лауреата премии «Золотой Витязь» – патриарха литературы (как охарактеризовал его В.А. Иванов-Таганский).
И речь его была поистине патриархальна и сурова, словно «жестокий романс».
«80 лет – замечательная дата, это устоявшиеся взгляды, вкусы, когда знаешь чётко, как сделать, и есть ещё время, чтобы всё это осмыслить и воплотить.
Меня восхищают люди, у которых много талантов, и удивляет, как они могут служить нескольким богам одновременно. Но ныне для меня самый большой талант – быть честным и порядочным человеком. В нашем отечестве всё перевернулось. Слова «честь», «благородство» вышли из употребления. Отечество поделилось на две России. Есть истинные патриоты, мужественные и честные. В.А. Иванов-Таганский – принадлежит к их числу. Он пишет как патриот, помня о том, что у писателя есть ответственность перед своим народом. И его отличают искренность и простота изображения. Его произведения наполнены болью о происходящем. Но он всё же пишет о хорошем, о добре… А написать о хорошем гораздо сложнее, чем о плохом. И он обязан порадовать нас новыми пьесами».
Л.А. Сергеев поздравил юбиляра от своего имени и от имени Союза писателей, таким образом, выражая мнение и позицию общественной писательской организации».
Последнее слово оставляем за издателем! Предоставим право Игорю Николаевичу Сиренко на этих страницах подвести творческий итог. Все три книги Валерия Александровича, о которых шла речь на презентации, увидели свет в московском издательстве «Серебряные нити».
«Три книги за один год – таков итог нашей деятельности. «Неубитый театр» – это летопись. Она имеет огромное значение и в неё вложен огромный труд. Следующие книги художественного содержания, все они динамичны, сюжет захватывает, возникает интерес и здоровое желание – действовать вместе с персонажами.
Сила слова писателя такова, что она претворяет этот мир в книигах. Необычайно хороший русский язык; родник цитат. Все произведения автора кинематографичны и просятся на экран. Их герои – люди сильного характера, способны на поступок и подвиг».
Вновь означилась тема кино, уже звучавшая, уже заданная юбиляром. Ну, значит, так тому и быть. И книги обретут своё воплощение в кино.
Потому, наверное, словно бы ненавязчиво усиливая этот акцент, на встрече присутствовал Николай Фатеев – прототип главного героя из киноповести В.А. Иванова-Таганского «Мы там нужны».
Потому, наверное, издатель И.Н. Сиренко в своём послесловии к книге «Внуки» написал:
«Череда событий настолько калейдоскопична, что порой возникает ощущение просмотра интереснейшего фильма. В связи с этим вспоминаются утверждения многих наших именитых режиссёров о дефиците качественных сценариев, материала для съёмок фильмов. Вот он – перед вами – качественный материал, берите и снимайте».
Послесловие Игоря Николаевича Сиренко раскрывает его душевный настрой, в основе которого вера в лучшее. Это главная черта, которая роднит взгляды писателя В.А. Иванова-Таганского и взгляды его издателя. Их кредо схожи: жизнеутверждение и оптимизм – достойно уважения. Возможно, что писатель и издатель нашли друг друга.
А третья книга – «Шесть посланий из Рая»? А любовь? Каково её место в мире? Или, как поётся в песне о современной студентке, «влюбляться ненадолго её принцип»! Ко всему можно прикоснуться грязными руками: к любой ценности, к любой красоте, к любому смыслу. Только что тогда останется нам, людям?
Идёт постоянная борьба добра со злом. И человек не может, не должен оставаться вне этой борьбы. Она везде: и внутри человека, в его духовности, психике; и вовне, в окружающем его космосе. Человек вовлекается в борьбу. Это его путь. Его каждодневный труд. Этой мысли посвящает свои книги В.А. Иванов-Таганский. Этим книгам и этому автору посвящает выбор своей души и ума издатель. Остаётся верить и надеяться, что этому выбору последует читатель…
Итак, остался заключительный романс, «коронная ария юбиляра»! Почти весь вечер юбиляр провёл на ногах, принимая поздравления от своих гостей. Вместе с тем он активно участвовал в творческой программе. Он играл Шекспира, выходил в роли Керенского, читал стихи Есенина, танцевал в образе джигита, подпевал Ленскому… И неважно, что это был видеосюжет на экране или выход в зале, хорошо отрепетированная вещь или лёгкая импровизация, прошлое или настоящее, главное, что всё это было от души, от сердца… как в молитве.
«Не заботьтесь наперёд, что вам говорить и не обдумывайте, но что придёт в голову, то и говорите, ибо не вы будете говорить, а Дух Святой», – как обычно, этой цитатой из Евангелия начал своё выступление Валерий Александрович Иванов-Таганский.
«Вот здесь пять лет назад, когда праздновали мне 75-летие, я рассказал анекдот. Аксакал праздновал своё столетие. Много гостей, много друзей. И вот приходит другой аксакал и говорит: «Желаю дожить до ста лет. И чтобы ты был здоров, и чтобы вокруг тебя были внуки, правнуки, и чтобы всё было у тебя хорошо». Он говорит: «Давид, погоди, но мне ведь сегодня сто лет…» Он говорит: «Ну, хорошо, тогда хорошего тебе дня!»
Это было пять лет назад. Цифры в нашей жизни, нумерология, эзотерическая наука играют огромную роль. Но вот декабрь, особенно 16 декабря… Есть и драматические вещи в этом месяце, но есть и «музыкально-симфонические». Сегодня день рождения Бетховена, Свиридова, сегодня празднуется 90-летие здравствующего Родиона Щедрина. 16 декабря родились 22 писателя и один… Иванов-Таганский.
Вообще, я повторяю, 16 декабрь и драматический день. Вот сейчас 107 лет назад Григорий Ефимович Распутин спускается в подвал Юсуповского дворца. Через час его не станет.
16 декабря родила меня мама. Работал динамик, и шла передача о Валерии Павловиче Чкалове, герое Советского Союза, погибшего при опробовании самолёта Ил-108. И мама, услышав это, заплакала. И вопреки этому назвала меня Валерием.
Я к десяти заповедям евангельским и божиим добавил бы ещё одну, одиннадцатую – будь благодарен.
Дорогие мои хорошие, я вам очень всем благодарен. Я хотел, чтобы самые близкие, самые лучшие, самые ценные для меня люди были здесь. И я рад, что вы пришли. Хочу нам всем пожелать одно: будем, во-первых, и прежде всего, добры, потом честны, а потом не будем никогда забывать друг о друге. Слово даю, друзья, что я вас ни одного никогда не забуду. Каждого из вас припомню через 10 лет, на моём 90-летии».
В завершение Валерий Александрович Иванов-Таганский самые трепетные, самые нежные, самые сокровенные строки своего романса посвятил своей семье. Там были слова признания и признательности жене Диане Борисовне Чекийска-Ивановой, которая помогает создавать условия и делает всё, чтобы была «возможность работать, быть здоровым, быть оптимистом и быть сильным!» Там были слова благодарности дочери «Катерине, подготовившей выставку к 80-летию». Там была благодарность родным, и герой торжества представил всю свою семью, которая собралась здесь вместе поздравить близкого человека с юбилеем!