Имя Любови Бережновой знакомо в Самарской области если не всем, то любителям поэзии уж точно. Незамутненная гордыней чистота и смиренность, что исходит от проникновенно безыскусных строчек этой поэтессы в наше время не может не притягивать внимания.
Когда становится много мрака, люди особенно тянутся к свету. А когда в мире все больше нарастает угроза войны, мы становимся особенно и даже бережно внимательны к миру, ради которого, собственно, всегда вела и ведет войны Россия, страна воинов и поэтов. Поэтесса с такой символической фамилией – Бережнова, напоминает нам, что Россия еще и страна хлеборобов, веками оберегавшая и лелеявшая всходы во имя плодов:
«Уронила зернышко пшеница, // Ну и ладно. Пусть себе растет. // Да вот только б не склевала птица, // Да вот только б не похитил крот. // Да еще бы солнышко сияло // И дышала влагою земля. // Мне для счастья этого не мало: // Зернышком упала в землю я».
Вчитайтесь внимательно: в этом, вроде бы, незатейливом стихотворении на деле зашифрована глубокая русская народная философия созидания мира вокруг и себя в этом мире, народная философия несуетного каждодневного строительства того, что мы называем русским миром. Снежная чистота этого мира выступает часто в творчестве поэтессы почти как персонаж, ведь поэтический мир Любови Бережновой далек от городской перенаселенности. Ее мир, куда она радушно приглашает читателя в русский простор, где реки, поля, пшеница, снег, деревья... Их Любовь Бережнова возводит почти в человеческий чин, но при этом далекий от чванства и гордыни, чем столь часто грешат люди.
«Снега с небушка навалом, // Речка вся из хрусталя. // Под роскошным покрывалом // Спят бескрайние поля. // Снится ль спелая пшеница //И колосьев шепоток?..//Под луною серебрится //Ночью выпавший снежок. // Ветер бродит в одиночку, //Не спешит он никуда…//Подмигнув лукаво ночке, //Мчат куда-то поезда//.
Лишь иногда мелькнут в стихах приметы человеческой цивилизации – промчится поезд, закачается рыбацкая лодка на глади реки – и снова наступает тишина, которую мы разучились слушать и слышать:
«Среди миров Вселенной, //Печальна и светла, //По речке белопенной, //Как лодочка, плыла.//Куда волна уносит?//Но мне неведом страх!//Душа простора просит, //Качаясь на волнах…».
В творчестве Бережновой вы не найдете прямого патриотического призыва, больше похожего на требование, любви к своей Родине. Того призыва, который сегодня звучит в поэзии все более явственно, потому что наше время даже в «стихих лириках» пробудило гражданственность. Главное, чтобы избыточная гражданственность не вытеснила из поэзии главное, во имя чего поэзия существует. А существует она, чтобы греть душу человека и всякий раз напомнить ему в наш век апокалиптического расчеловечивания, что он - человек. Патриотизм Бережновой скорее растворен в ее лирике и основанием ему служит почти евангельская любовь к ближнему, дарованная людям свыше как милость, но и как испытание:
«Горная тропинка, узкий лабиринт.// А потом простынка да кровавый бинт.//Братец, твои стоны будут затихать, //Лишь сестричка Тоня станет бинт менять.// Ты бессильно ловишь капельку воды. // И «спасибо» молвишь Тоне за труды.// Набирайся силы с думой о борьбе…// Наша мать-Россия помнит о тебе».
Особое место в творчестве поэтессы занимают отношения женщины и мужчины. Целомудренная простота отношения лирической героини к любви очень нетипична в наше время. Поэтесса словно напоминает, что любовь – изначально таинство, что в отношениях двоих важна не только ясность, но и непременно должна присутствовать тайна и недосказанность:
«Отворил мою калитку, // Неожиданно зашел. //Чай да шоколада плитку -//Было собрано на стол. // Посидел минутку с краю, // Ничего-то не спросил…// До сих пор сама гадаю: //Для чего ты заходил?».
Или:
Отгорели костры за оградой, //И давно сожжены все мосты…//Вспоминать меня больше не надо, //Будь здоровым, мой ласковый ты!//Но с чего это клены взгрустнули?//И с чего это тени в окне?//Вот и росы на ветках блеснули,//И скатились в ладони ко мне.//Фонари, путь к тебе освещая,//Тьму разрезали, светом маня.//Улеглась и тревога ночная,//Предвещая быт нового дня.//Отдала, что тебе обещала,// Забирай и с собой уноси.//Ну, а если и этого мало -// У другой, у чужой попроси!»
Атмосфера сельской глубинки, десятилетиями попираемой и истощаемой городом, непобедим в стихах Бережновой. Почитаешь стихи этой поэтессы и – словно съездишь к эту глубинку, прикоснешься к истокам, сам ощутишь себя одним из истоков… Хотя порой мне, который сам живет на селе, так и хочется спросить у автора: «Да где ж еще существуют такие счастливые села? Дайте адрес, так хочется посидеть рядом с поющими частушки девчатами!..».
С переборами гармошка, //Сто частушек у девчат!// Бабы смотрят из окошка //И притоптывают в лад.// И бежит, бежит дорога,// И зовет куда-то в путь…// Впереди тропинок много, //По какой же завернуть?// Гармонист лихой Тимошка //Понарядней петуха.// Ты играй, играй, гармошка!// Да растягивай меха!//За деревнею гулянка, //Вслед частушке слышен свист.// От частушки-хулиганки // Ахнул даже гармонист!»
Светлая ностальгия пронизывает стихи Любови Бережновой о деревне, именно ностальгия, потому что никакого надрыва в этих строчках не найти. И лишь грусть, что запрятана между строчек, дает нам понять, насколько больно автору за русскую глубинку:
«Еще не упали туманы //И воздух прозрачен и чист.// И лес золотисто-багряный// Роняет причудливый лист.// Озимое поле без края!//А там, за привольем лугов,//Березка, наряд свой теряя,//Трепещет в объятьях ветров».
Конечно, я благодарен поэтессе за стихотворение, посвященное мне. Оно словно пейзажная зарисовка моего старинного села Майское благословенной вешней порой:
«Ночка. Тишь. Луны свеченье // С неба пало на село.// Соловьев не слышно пенья, // Значит, время не пришло. //Еще небо звездно-звездно! //Еще нежится уют.// Значит, птахам петь не поздно -// На рассвете запоют!
Осень в творчестве поэтессы представлена в основном стихотворениями, пронизанными теплом бабьего лета. Это еще не «пышное природы увяданье», но уже «легкое дыхание» зрелости.
«Ух, как хвоя зелена! // Сосны – стройными рядами. // Хрустнет шишка под ногами - // Чутко вздрогнет тишина. // И встревожено замрет, // Между сосен повисая. // И на солнышке блистая, //Паутинка проплывет…// И вокруг опять светло, // И зовет куда-то тропка.// И крадется робко-робко // Лета позднего тепло».
Поэтесса делится с нами со-кровенным. Кровными раздумьями и прозрениями. Также Любовь Бережнова многие-многие годы делится с людьми своей кровью, в самым прямом смысле этого слова. Ведь она Почётный донор России! Она много десятков раз делилась своей кровью со всеми теми, кто в этой крови нуждался и нуждается. Сколько жизней спасла эта светлая женщина! А в стихах она, словно душевный донор, делится с нами силами своего сердца.
Ни в одной строке Бережновой вы не найдете осуждения ближнего, а ее поэтический сборник «Запоздалое тепло» весь пронизан евангельским духом прощения и понимания, отпущения и соучастия к людям. Ни единым словом не помянуто Имя Божье, но православный дух смирения царит в каждом стихотворении. Даже если оно написано о людях, казалось бы, далеких от смирения, а то и явно подверженных самому страшному греху человечества – греху гордыни.
Читая стихотворение про соседку, невольно ловишь себя на мысли о том, что Любовь Бережнова таит в своем творческом потенциале еще и талант драматического видения мира, просто этот драматизм существует пока что в ее книгах как бы в полузадремавшем состоянии:
«Перебирала кучу кукол, // Хоть знала их наперечет. // А в дверь, царапаясь, мяукал // Соседкою забытый кот. // Зачем обидела бедняжку? // Ко мне прижался он, дрожа. // Я подношу бульона чашку: // - Поешь, безгрешная душа!..// Сама давно от слез опухла, // От беспредела и обид…// А на крыльце бездушной куклой // Хозяйка важная сидит…».
Гордая спесивая жестокосердная соседка тем не менее не вызывает у поэтессы Любови Бережновой осуждения и неприятия, ведь и осуждение суть есть лишь проявления гордыни. И мы благодарны поэтессе за то, что она не впускает в свой светлый несуетный мир, который после чтения ее книг, пусть ненадолго, становится и нашим миром, те пороки, что во времена Апокалипсиса стали едва ли не главными для человеческого общества. Мы благодарны, что Бережнова помогает нам увидеть мир в его евангельской изначалии: так светла река, когда она начинается с родников, бьющих из родной почвы.