По опыту знаю, что почти у каждого поэта есть «крестный отец-классик», в итоге приведший его своим творчеством в литературу. И для многих, очень разных, поэтов таким ориентиром стал, конечно же, Сергей Есенин. Как утверждают, очень «опасный» поэт Есенин - настолько яркий и настолько гениальный, что велика опасность, любя его стихи, стать его эпигоном, так и не вырваться из под его влияния и в итоге не пробиться к самому себе. Но это, если воспринимать любовь к Есенину как гирю, а не как крылья… Известный и именитый ныне волжский поэт из Тольятти Юрий Сизов «заболел» Есениным в старших классах школы: «Стихи Есенина меня буквально заворожили, и я даже плакал при их прочтении…» Для сурового сибиряка, а уж я сибиряков знаю, такие слезы дорогого стоят. Однако не будем забывать пушкинское «над вымыслом слезами обольюсь…». Великий поэт завещал нам великий художественный «вымысел» как некую высшую форму существования реальности, где человек в ответе за все, чему он сострадает.
Мне жаль упавших звезд, //Мне жаль бродячих кошек, //Но тягостней всего //Ветров угрюмых вой… //Весь город запылал, //Его укрыл прохожий //Бродяга-листопад багряною листвой. //Ковер осенних дней //Из грубой ткани соткан. //Ну, что тебе еще… //А там над головой – //В холодной вышине – //След белый самолета, //Что птицею парит //Над бездной голубой… //…И я бы улетел, //Мне это сделать просто – //На край иной земли, //Где расставаний нет… //Зачем же плачу я, //Зачем ищу тот остров, //Где в камень бьет волна //Уже семь тысяч лет.
Чтобы так сострадать каждому, самому малому явлению природы, нужна очень крепкая родовая память. И она, надо сразу сказать, одна из сильнейших творческих примет Юрия Сизова, как я уже упомянул выше, сибиряка по рождению. Родился он в 1951 году в селе с таким ладным названием – Довольное, в Новосибирской области. В первый класс пошел на станции Кулунда. Впоследствии был Куйбышевский политехнический институт, работа в Самарской области - Нефтегорск, Отрадный, приезд в ставший судьбой город Тольятти, столицу отечественного машиностроения.
«Технарь» по образованию, Юрий Сизов не метался между «физикой» и лирикой, сумел их познакомить, подружить и гармонично сочетать в своей судьбе. В литературном послужном списке члена Союза писателей России Юрия Александровича Сизова сегодня многочисленные публикации в городских, региональных и всероссийских журналах, литературных альманахах, коллективных сборниках. Первая книга стихов «Воздушные акварели», которую ему помогла составить талантливый тольяттинский поэт Любовь Бессонова, вышла в 1996 году. А потом были поэтические сборники - «И светлый ангел вытрет слезы нам», "Я в провинции живу", «Преломление», «Любовью сердце обогреть»… И вот событие - новый сборник стихотворений Сизова «Автопортрет», изданный в Самаре.
Чистые детские слезы восхищение и умиления, пролитые сибирским мальчиком Юрой Сизовым над стихами Есенина, на вольной Волге вылились в широкие по дыханию стихи во славу России. И любимый классик Есенин для Сизова стал не опасностью потери собственной самобытности, а строгим судьей, с которым поверяется творчество. Отроческое восхищение Есениным привело к более строгому и профессиональному отношению к собственным стихам. После поступления в институт Юрий Сизов строго навел ревизию в том, что было написано им в юности. Куда уж строже? Взял чемодан со своими юношескими стихами да и сжег его, фактически начав новый отсчёт творческой биографии. Столь любимый Сизовым Николай Васильевич Гоголь тоже, помнится, был охочий человек рукописи сжигать… уж не у него ли позаимствовал молодой на тот момент волжский поэт идею столь кардинальной работы с рукописью – сожжение?.. Судьба человека неисповедима. А судьба поэта и подавно представляется непредсказуемой дорогой, в которой ничего случайным не бывает – ни попутчики, ни испытания, ни победы:
Машины все проскакивали мимо, //И лишь одна подобрала бродяг, //Оттаивали бороды и спины – //Теперь не страшен холод и сквозняк. //Летим вперед по ветреному краю… //Водитель жмет отчаянно на газ – //Мы случаем, ладони растирая, //Случайного попутчика рассказ. //А за спиной угрюмый «МАЗ» маячит, //Заснеженный сверкает окаем… //«Не вешай нос, жизнь что-нибудь да значит», - //Что значит жизнь, нескоро мы поймем. //И наплывает сладкая истома, //А впереди два светят огня. //«Эй, парень, останавливай, я дома// Не проскочи: там ждут уже меня». //И век прошел, и не начнешь сначала, //И жизнь попутной фурой пронеслась, //Быть может, той, что нас когда-то мчала //И в жуткий холод обогрела нас.
Думается мне, что неслучайно после окончания института судьба привела Сизова в Тольятти, этот старинный и таинственный город, повторивший судьбу затопленного града Китежа после строительства Волжской ГЭС. К сожалению лихие-девяностые годы печально прославили Тольятти, в советское время гремевший на весь Советский Союз, как молодежная стройка века. Пост-советская реальность, помноженная на ретивость тогдашней (да и нынешней) прессы в плане поиска «жареных» фактов, создали замечательному трудовому городу знаменитого автомобиля ВАЗ печальную славу столицы автомобильной мафии. И как бы на время оттеснили на обочину тот огромный пласт былинной исконной культуры волжской вольницы, что хранит расположенный в самом сердце былинных Жигулей Тольятти. Этот волжский край хранит свои предания и ждет поэтов, чтобы доверить им это эпическое словесное сокровище, ведь его так много, что хватит на всех. И Юрий Сизов – один из этих поэтов, доверенных Жигулевского края. Не зря же творческий Сергей Есенин еще в 1920 году писал своему другу, волжскому поэту Александру Ширяевцу: "…им нужна Америка, а нам в Жигулях — песня да костер Стеньки Разина...". И то сказать: от счастья счастья не ищут:
«Счастья я не искал: //На земле не бывает покоя. //Я хотел разузнать, //Утомившись от громких речей, //Где же край у земли? //И какого планета покроя, //И куда утекает времен говорливый ручей? //Где же край у земли? //Походил, побродил, пообъездил, //Ничего не нашел, //Лишь прозрачные блики зари. //Где же край у земли? //Может быть, у далеких созвездий, //Где кончается все, //Кроме Веры, Надежды, Любви.
В творческой судьбе Юрия Сизова был еще один город с таким символическим ладным названием – Отрадный. Там проходил выездной семинар молодых поэтов России, и Юрий Александрович попал в поэтический семинар, руководителем которого был известный российский поэт Олег Шестинский, многие годы руководивший Ленинградской писательской организацией и имевший огромный творческий опыт работы с авторами. По итогам этого семинара Сизов был принят в члены Союза писателей России. А вскоре вышла его книга «Преломление», составителем которой и автором предисловия к которой стал Олег Николаевич Шестинский, по достоинству оценивший творчество Юрия Сизова, лирическое и многогранное.
Хочу обратить внимание читателя на одну грань таланта этого поэта. Насколько проникновенны строки Сизова о природе. Нет, это не тот поверхностный снисходительно скользящий взгляд, что свойствен горожанам. Это - ощущение себя частью природы, сыном природы
Я заскучал по сельскому жилищу, //По ласточкам и желтому жнивью, //Где комаров и мелких мошек тыщи //О помидоры зреют на корню. //Пойду в луга, где травы и дремота, //И грозовые бродят облака, //И встречу у заросшего болота //Блаженного, а проще – дурака. //В пригоршню он насыплет мне махорки //И улыбнется светлостью своей, //Приляжет, примостившись на пригорке, //Среди простора вольного степей. //Он не боится ни мошки, ни грома, //И что ему земного дня лимит? //Не брит, не мыт – смотался из дурдома //И, знай себе, махоркою дымит. //Не скажет слова праздного он всуе, //Пока он жив – и родина жива, //Пусть даже власть холопья торжествует ,//И все кругом разграблено дотла.
Как видим, гражданская тема в творчестве Юрия Сизова не существует отдельно. Как в жизни, вокруг нас, она жестко всплывает порой в самые лирические моменты, она словно бы растворена повсюду. Боль за Россию и одновременно – вера в Россию. И осознание России совершенно особенной страной, которая вовсе не обязана виноватиться за то, что не похожа на других, где правдоискательство считаются чем-то второстепенным и вовсе не занимают столько пытливого внимания, как у нас.
Ты не верь, что Россия умрет, //Даже если мы все умираем, //Выбирает великий народ //Целый век между адом и раем. //Над бедою России не плачь, //Пусть в душе ее много обиды… //Ты не думай, что это палач: //Он таким притворился для вида. //Говорит, можно жить без Христа, //Обойтись без небесного града. //Скажет он, сосчитайте до ста – //Получите копейку в награду. //Хочет, чтобы запутались мы, //Чтоб Россия пред Богом упала… //Палачи – это злые вруны, //А сгубили народу немало.
До сих пор наш наивный великодушный народ не может осознать, насколько трагична его судьба, полагая, что «палачи» только притворяются таковыми, а на самом деле они радеют о стране… Гражданская тема это или духовная лирика? Затрудняюсь сказать! Но значение духовной лирики в творчестве любого поэта переоценить сложно. Настоящий поэт понимает, что данный ему талант – дар Божий, и надо быть благодарным Творцу за этот дар. Человек, идущий своим путем и путем своего народа, лишен страха. Этот путь, каким бы трудным он ни был, делает нас непобедимыми:
Торопятся птицы в иные края – //Под самое облако взмыли… //Так где же вы, споров бессонных друзья, //О них вы уже позабыли. //Я помню о них – не забуду вовек, //Я с ними изведал свободу – //От страха меня исцелил человек, //Идущий по вспененным водам. //Я радуюсь каждому новому дню //И птичьему звонкому пенью. //Как воду живую, свободу храню, //Ее разбавляя смиреньем. //Да разве увидишь, не вымерив дно, //Не раз захлебнувшись слезами, //Как сом под водой, где безумно темно, //Сердито шевелит усами…
2020 год ковидной пандемии вдруг высветил в народном сознании мысль, что спасение может таиться именно в глубинке, что именно на земле предков мы можем спастись от угроз, на которые так щедра современная городская цивилизация. Малая родина - это там, где простота и чистота сохранились в своей изначальности, и даже вирусы опасаются вторжений сюда, где нет никакой скученности населения и где человек живет на земле предков без опаски быть вакцинированным непонятным лекарством. Истинную радость душа человеческая получает не от реализации своих замыслов, что порой смахивают на гордыню. Радость человек получает от самых простых вещей – песни соловья, которая бальзамом льется на душу. Тарахтения старенькой моторки в предвкушении рыбалки. От низенькой двери, что испокон веков была в русских избах, чтобы всяк входящий был вынужден учтиво наклониться-поклониться, умеряя свою гордыню… От ласкового взгляда, что мелькнул за скромной ситцевой занавеской:
Соберу пожитки я свои //И потом махну наудалую //В те места, где свищут соловьи //И подсолнух радугу целует, // где мурлычет хитромудрый зверь, //Тарахтит рыбацкая моторка, //Я открою низенькую дверь, //Отодвину тюлевую шторку. //Взгляда удивленного не прячь, //Чиркну я надломленною спичкой, //Не молчи, не сетуй и не плачь: //Я не вор с коварною отмычкой. //Я ушел от разных передряг, //Мне б коня, полцарства да карету. //Шепчешь ты: «Какой же ты чудак, //Что впотьмах не зажигаешь света».
Зачем зажигать электрический свет, если небесный свет повсюду - в сердце, во взгляде, в тихом шепоте любимого человека, во влюбленном подсолнухе, целующем радугу, в стихах русского поэта? Зачем стучаться в дверь, если ты вернулся домой – туда, где тебя всегда ждут и любят. За эту радость возвращения к самим себе и радость обретения самих себя читатель не раз поблагодарит автора замечательного поэтического сборника «Автопортрет» Юрия Сизова.