О сборнике избранных стихотворений Владимира Шугли «Закатов поздних собеседник»
Литература мобилизует в свои ряды людей самой разной профессии. Немало в литературе врачей, самые известные из которых Антон Чехов и Михаил Булгаков. Есть в нашей литературе немало военных – навскидку вспоминаются Лев Толстой и Лермонтов. Есть писатели из дипломатического «сословия» – сразу вспоминаешь Пушкина. Если о современниках, то в российском министерстве иностранных дел поэзия не на чужой территории: министр иностранных дел Сергей Лавров пишет стихи, и не он один… Автор недавно вышедшего сборника избранной лирики Владимир Федорович Шугля не только поэт, но и Почетный генеральный консул Республики Беларусь в России. И хотя живет он в Тюмени, но корни его в Беларуси. Он член Союза писателей Союзного государства России и Беларуси, член Союза писателей Беларуси, приписан в России к Санкт-Петербургскому отделению Союза писателей России. Читатель знает его творчество по публикациями в российских и белорусских журналах Наш современник», «Молодая гвардия», «Великороссъ», «Невский альманах», «Второй Петербург», «Нёман», «Немига литературная», «Полымя», «Берега», «Дон», «Вертикаль», «Приокские зори», «Врата Сибири» и др. Многие стихи Владимира Шугли ушли в народ, став песнями! Он финалист национальной литературной премии «Поэт года», лауреат премии Союза писателей Беларуси (2013 год), Международного конкурса лирико-патриотической поэзии, посвященного 90-летию поэта и воина Игоря Николаевича Григорьева «Я не мыслю себя без России» (Санкт-Петербург, 2014 год), литературной премии имени народного поэта Беларуси Максима Танка (2017 год) и так далее. Награжден орденом Дружбы Российской Федерации, медалью и орденом Франциска Скорины (Республика Беларусь).
И вот новая книга, вышедшая в 2022 году, «Закатов поздних собеседник», которая по своей стилистике напоминает творчество Лермонтова. Такой вывод делаешь не просто, видя в книге эпиграфы из Лермонтова. Само тяготение автора к небу позволяет говорить о том, что «творческим отцом» Владимира Шугли является именно Лермонтов, веками выходящий один на дорогу и выводящий на эту небесную дорогу, начинающуюся на земле, своих читателей, чтобы отвлечь их немного от нескончаемых земных дел, чтобы подняли взор в небо:
«…Накинув звезд волшебную вуаль, // Душа летит в космическую даль…// оставив бренность жизни позади, // Мечты восходят к Млечному пути…».
Даже такое вроде бы земное обиходное дело, как тост, у Владимира Шугли обретает статус небесного свойства. Впрочем, если относиться к тостам серьезно, как это, к примеру, делается на Кавказе, то такое отношение языковеды объясняют тем, что тосты являются осколками древних обрядов, существовавших у людей задолго до христианства и мусульманства. Тосты - некие осколки древних молитв. А молитвы всегда, со времен зарождения человечества, были устремлены к небу. Русское застолье тоже издавна было обрядом, ведь пригласить за стол человека – значило у наших предков оказать ему высшее доверие. Застолье было проверкой на верность, чокаясь чашами так, что напиток переливался из одной чаши в другую, наши предки показывали, что в напитке нет яда. А доверительные застольные беседы носили характер исповеди…
«Словно русское застолье// Снега вьюжная любовь, // Всюду зимнее приволье, // Сосны и рябины кровь. // Слышны ветра переплясы, // Словно шум хмельных гостей…// Песни леса, вихрей ласки - // Тост небесный для полей…».
Творчество Владимира Шугли отмечено важным качеством, о котором кто-то же должен напомнить человечеству, что уж слишком увлеклось прогрессом. Это нечастое качество – осознание себя, человека, не царем, но единокровным сыном природы. Помните, был такой лозунг в советское время: «Мы не можем ждать милости от природы, взять ее – наша задача». Так вот творчество Шугли категорически отвергает этот постулат. Если человек – часть огромной природной «семьи», как он может тянуть одеяло на себя, уничтожая растения, реки, животных, уничтожая все то, что ныне называется «экосистема»? Главное богатство человека, и об этом тоже стихи Владимира Шугли, не зависит от так называемой цивилизации. Что дадено человеку свыше, отнять никто не в силах, а только Тот, от кого этот дар. Можно отключить электричество – но нельзя отключить зарю. Можно отменить закон, но рассвет отменить не в силах ни один, даже самый сильный и уважаемый правитель. Эти небесные дары, которые не надо брать у природы силой, мы как то разучились ценить:
«Иного не знаю достойней богатства - // Сквозь беды мечтами в зарю прорываться, // И споря с собою, решая сомнения, //Эпохи и сердца в ней слышать биенье, // Любовь и надежды записывать в святцы // и с верю в счастье душой не расстаться. //в слезинках галактик растаять молитвой, // Обратно вернуться рассветом разлитым…».
Лермонтовская устремленность в космические дали поднимает стихи Владимира Шугли над сиюминутным. Поэт говорит о небесном отечестве человека, живущего на земле и, несмотря на плен земного, понимающего, что самые главные ценности не измерить в материальном выражении:
«Ночные звездные высоты // Зовут… И не дают уснуть. // Космических глубин щедроты // Зажег, мерцая, Млечный путь. // Оставив на земле тревоги, //Забыв известный гон дневной, // Плывут по сказочной дороге // Мечты межзвездной ворожбой…//…Отбросив суету, невзгоды, // Забыв про то, что не вернуть, // По звездам, до седьмого пота, // Душа вычерчивает путь…».
…Бессловесна суть высокой поэзии, которая стремится к золотой тишине. А жизнь такая громкая, такая насыщенная, постоянно уводит нас в царство слов, которые, конечно, серебро, но сколь часто звучат из лживых лукавых уст! Мы живем в мире новостей, которые меняются с калейдоскопической быстротой. Мы заложники этих новостей! Просыпаясь, сразу стараемся узнать, что нового приключилось в мире, словно бы боясь остаться наедине с тишиной и самими собой. Владимир Шугля призывает нас не бояться ни себя самих, ни тишины, ведь она подобна космической симфонии, а счастье таится в самых простых вещах:
«Какое счастье – вдруг проснуться, // Услышать тиканье часов, //И тишины душой коснуться, // И улететь на звездный зов. // И ждать зарю… И видеть лица // Сквозь свет таинственных миров…//Опять боясь пошевелиться // В небесном пении без слов».
Не хочу, чтобы у читателя сложилось впечатление, что Владимир Шугля некий отрешенный от земного певец космоса, рыцарь чистого искусства, ведь небо начинается на земле. Увы, от земли современные люди ушли далеко-далековато, не только соблазны города, но и экономические причины заставляют глубинную Россию покидать веками обихаживаемые предками земли. Но, становясь горожанами, многие с горестью понимают, что они не только осиротили родную глубинку, но и сами стали сиротами:
«Прогнившая крыша… Разбитые стекла у окон. // Поземка гуляет по тропке за брошенным стогом. // В забытом колодце давно уже нету водицы…//И где ж ты, хозяин вот этой забытой землицы? // И где то семейство со стайкой веселых детишек, // И та голубятня, как небо, под солнечной крышей? // Белёсою пылью забытая тропка ярится…// А память, как поезд, все в прошлое, в прошлое мчится. // И вновь возвращается гулко летящим экспрессом, // Где нет пассажиров… Лишь юность с любовью // Да детство».
Или вот еще:
«Вновь и вновь проезжаю я мимо //Вечной стати полей и лесов, // Деревенек, что «сраму не имут», // Прожигающих жизнь городов.// Выхожу на перроны вокзалов, // Полустанков встречаю салют, // Жизнь, как будто картины Шагала, - // И гротеск, и без днища сосуд. // Разухабисто далями льется // От пиров до похмелья в крови, //Позовет, оттолкнет, засмеется, // Заключая в объятья свои… // Я в рассветах найду остановку // Там, где аист кружит над жнивьем, //И повешу из сердца подковку //На дорогу, ведущую в дом».
…Война… Вечная тема русской поэзии. И не только со времен «Полтавы» и Бородино», а еще со времен «Слова о полку Игореве»! Ведь ни одного века не проходило, чтобы нашим предками не приходилось жизнью отстаивать свое законное право жить на земле предков. О геройской судьбе Белоруси во время второй мировой войне, о героизме белорусских защитников советского отечества не забыть, ведь подвиги их вписаны в историю кровью! Принадлежа к поколению «детей войны», мы не вправе забывать, что мы благодаря героизму наших отцов мы еще и «дети Победы». Хотя и видели воочию ту страшную цену Победы в судьбах наших отцов, «не стоявших за ценой». «Отцы приходили с войны»… Да, они непременно приходили, они возвращались на родную землю. Кто-то сам, кто-то на костылях, а кто-то и похоронками… Но возвращались победителями!
«Отцы приходили с войны - // Спускались, кто выжил, с победных вышин, // И честь, и свободу страны // Спасли от безумия страшных годин. // Отцы приходили с войны, // А в душах – разрывы снарядов и мин. //И с ними рождались и мы //В победном салюте духовных вершин…».
Или:
«Когда я слышу о войне, // Отец в мою приходит память, //Пока я жив – он жив во мне, // несет надежды и веры знамя. //И будто с ним я наравне // Средь воя мин, среди пожарищ: //Он старший друг – я не во сне - // И верный мне в беде товарищ… // Одна из пуль летит моя…//»Я жить хочу!» - кричит сознанье…// И спас отец – закрыл меня…// Несем мы вместе наше знамя».
Сегодня мы видим опять, как фашиствующие недобитки, потомки предателей и полицаев, испытывают Россию и Белорусь на прочность, сделав заложницей своих крысиных планов братскую нам Украину. Славянское мужество да не оставит наших доблестных воинов, за которых молится вся страна! Читаешь стихотворения Шугли и поневоле понимаешь, что эти стихи не о прошлом, хотя и о прошлом тоже, они о нашем настоящем. О том, как некоторые нелюди пытаются нас заставить думать, что именно они и есть это самое НАСТОЯЩЕЕ. При этом не испытывают никаких угрызений совести от страданий геройского Донецка, где одна только Аллея Ангелов является неискупимой виной нацистской нечисти, обосновавшейся на украинской земле. А ведь помимо Аллеи Ангелов сколько крови и преступлений на этих нелюдях!
«Лечу за душою вдогон //В то время, где мир безрассуден, //Где взрывы снарядов… И стон, // И пламя пожаров из судеб. //Я вижу голодных детей, //Горящие храмы и хаты, //Крысиного цвета людей, //Стреляющих из автоматов…// Мелькнуло девчушки лицо //В истошном от ужаса крике. // Начертано ей быть венцом //В сиянии Божьего лика…».
В творчестве Владимира Шугли гражданская лирика сильна прежде всего тем, что поэт не опускается до обвинений современников, тем самым как бы снимая вину с себя, мол, как же допустили такое, такие ВЫ сякие. Подобными обвинениями кого угодно, только не себя, часто грешат авторы так называемых гражданских стихов, тем самым низводя себя из ранга поэтов в категорию стихотворцев. Владимир Шугля начинает обвинение в нестроениях родного отечества с себя самого, покаянность – вот принципиальное сильное отличие его гражданских стихов от множества обвинительных рифмованных текстов, выдаваемых за гражданскую лирику.
«Кричали: «Жаждем перемен…» // И вот уж нет запретных тем. //Но больше прежнего грешим, //Тепло сердец уходит в дым. // И Бог оставлен на потом //В земной погоне за рублем. //Быстрей, быстрей набить суму…// О путь! Без разума во тьму… // Возводим дом, а в нем нет стен, //Бурьян на пашнях, свалок тлен, //Святыни – в дым, а в душах – дым // Туманит время злом земным.// А жизнь-то, в сущности, проста: // В ней детский смех – она чиста».
…Однажды мы непременно возвращаемся в детство – за воспоминаниями, за осознанием ошибок, за силой веры, которой сильно детство, когда мы ощущали мир прекрасным, а себя непобедимыми. Не потому ли мы так любим внучат, что поневоле они напоминают нам о золотом времени детства? В воспоминаниях о детстве мы черпаем силу и, как ни странно – мудрость, ведь устами младенца глаголет истина. А истина проста: живя на земле, поднимать глаза к небу, потому что небо начинается с земли. Об этом нам ненавязчиво, без менторства, доверительно и исповедально напоминает всем своим творчеством Владимир Шугля.
«С годами больше верю я делам, // Сжигая слов давно ненужный хлам, // И дружбы чистой берегу часы //Среди вот этой черной полосы. // В душе храню звучанье вечных грез - // Я с юности его в душе пронес, // В таком же – в ранах – сердце как мое // Течет с небес земное бытие».