Говорят, что в непростые темные времена особенно видно светлых людей. А я добавлю – и светлые стихи. Глубокий смысл есть в том, что очень многие шедевры советской поэзии военного времени написаны не о войне, а именно о минутах мира и счастья. «Соловьи, не тревожьте солдат», «Бьется в тесной печурке огонь» и многие другие стихи, ставшие песнями, словно подчеркивают, что жизнь и мир стоят того, чтобы даже умереть за них. Эти шедевры поэзии военного времени, на которым время не властно, имеют ярко выраженный лирический свет, греющий душу, чтобы не ожесточилась она, не зачерствела во времена тяжких испытаний человека на прочность. Не открою секрета: пронзительная лирика лежит в основе самого сурового патриотического стихотворения. Без лирики и романтики патриотизм превращается просто в лозунги…
Такие и многие другие мысли приходят в голову, когда знакомишься с творчеством поэта Вячеслава Девяткова, уроженца северной таежной глубинки далекой и во многом загадочной для жителей «материковой» России Тюменской области. Потомок древних поморов, коренных жителей русского севера, отправившихся в свое время в поисках лучшей доли за Урал, этот поэт несет в себе ту неповторимую лирическую интонацию, что поневоле заставляет читателя вспомнить певучесть и неувядаемую свежесть севера, что подобна сказке.
«Из бедного детства, из давней поры, // Из юных ночей и тумана, //Плывут мне навстречу, горя, как костры, // Живые цветы Зурбагана! // Я точно уверен, что он где-то есть, // И мне туда стоит вернуться, // В большом дирижабле проплыть суток шесть, // И в дебрях жасмина проснуться. // …Романтика странствий, ты мне так близка! // Вся жизнь моя – трепетный парус. // Уходят друзья, пролетают века, // Но я в Зурбагане останусь! // Ищите меня в Зурбагане моем! // Там солнцем стоит озаренный //У самого моря мой маленький дом, // На улочке, камнем мощенной. // Ищите меня среди волн и штормов, // Играющих лодкой рыбацкой…// Я в мой Зурбаган возвратиться готов // Всей жизнью моей холостяцкой…»
Север и есть наш русский Зурбаган, сказочный, неповторимый, непостижимый и вечно живущий в душе, как мечта…Вячеслав Девятков очень яркий романтический поэт, что удивительно в наше прагматичное прозаичное и суровое время, когда жесткий реализм не позволяет нам любить сказки. Но не позволяя себе верить в сказки, возможно, мы теряем ту силу народного сознания, что в них сокрыта. Какие цветы загадочного Зурбагана, когда сподручнее забежать по пути в цветочный отдел и приобрести там букет на любой вкус и цвет?! Но эти цветы, что пылают в стихах Вячеслава Девяткова, цветы особенные, их не купить ни за какие деньги. Они даются лишь избранным поэтам, романтикам, чтобы они напоминали нам о том, что человек живет не только на земле, по которой ходит и на которой крепко стоит. Но и растет в небо, которым дышит.
Внешне биография Девяткова самая обычная для писателя, весьма далекая от образа романтического лирического героя. Армия, учеба в Тюменском университете, работа в пресс-службе Министерства внутренних дел, активная журналистская деятельность с юности и по сей день... Правда, все годы с юности душа поэта не дремала в авторе книги «В лучах незыблемой звезды». Девятков имеет опыт выступлений в самых различных аудиториях, на самых различных площадках. Он выходил к людям как поэт и как бард. Кто-то, возможно, и воспринимает его больше, как барда. Но читая его стихи, не обремененные музыкальным и вокальным сопровождением, лично я вижу в нем именно поэта, которого можно и нужно читать, а не только слушать. И мне, как человеку, что не слышал Девяткова-барда, конечно, куда уместнее говорить о нем, скорее, как о поющем поэте.
«Напои, если можешь, меня чистотой, // Лепестками черемух, проточной водой, // Деревенским свеченьем звезды за окном, // Зачарованным пеньем в тумане ночном. // Напои, если можешь, меня тишиной, // Убегающей к солнцу тропинкой лесной, // Голосами забытых неведомых птиц, // Обжигающим пламенем книжных страниц. //… Напои меня шелестом русских берез, // Чтобы я этот шелест с собою унес, // И сияньем дождей, и красою детей, // И курлыканьем кротких, как жизнь, журавлей…»
Лирико-романтический поэт Вячеслав Девятков при всей ярко выраженности романтической направленности своего поэтического творчества, является автором двух публицистических книг «Завещание Финиста» и «Вода живая и мёртвая». В самих названиях книг слышатся древние былинные символы русской силы, неискоренимые в каждом из нас, кто хоть единожды, пусть даже в детстве, прикоснулся душой к тайне русских сказок. Если говорить о поэзии, то в творческом активе Девятков четыре поэтических сборника – «Я там, где свечи», «Я верю музыке моей», «Напиток из Солнца». И вот новая книга стихов - «В лучах незыблемой звезды».
«Возвращается русское, чистое, // Позабытое нами давно, // Дорогое, родное, лучистое, // То, что предками было дано! // Возвращается доброе, русское, // Из каких-то таинственных стран, // Напоенное светлою музыкой, // Из огромное, как океан! // И опять и танцуют, и светятся, // Избавляя глаза от тоски, // Наша русская зимушка-девица, // Наших русских полей васильки! // Возвращается сердцу отрадное! // И звенит, и поет, там и тут, // Несказанное и ненаглядное, // От чего снова слезы текут…»
Светлая музыка… Именно благодаря ей творчество Вячеслава Девяткова навевает ассоциации с творчеством Николая Рубцова. Умение слушать музыку слова – редкое умение, не каждому, даже даровитому, поэту подвластное… Публикациями Девятков не обижен, его стихи в разное время видели свет в «Литературной газете», журнале «Врата Сибири», газетах «Наше время», «Тюменская правда», «Московский комсомолец» и других. Издания очень разные, как видим. Но музыка и есть то, что сближает разное, напоминая этому разному об изначальной родственности. Неудивительно, что с Вячеславом активно сотрудничают композиторы, превращая его стихи в романсы и песни. Да, именно светлая музыкальность в первую очередь обращает на себя внимание в творчестве этого поэта.
«Унесу я февральскую стужу твою // В голубую звенящую даль, // Там фаготы, валторны и флейты поют, // Там цветет и бушует миндаль! // Новым тайнам объятья свои распахни, // Будь смелей, вдохновенней, светлей! // Посмотри, как сверкают над морем огни // Уплывающих вдаль кораблей. //Там распахнуты двери, раскрыты сердца, //Льется с неба немеркнущий свет, //И в саду – голоса, голоса, голоса // Птиц, которых нигде больше нет! //И сияет земля, и ликует душа, // Прорастая кленовой листвой, // Словно чудом воскресли, над прахом кружа, // Все, кто были любимы тобой. // Словно боль и печаль превратились в любовь, // В кристаллический звездный магнит. // Закрываешь глаза, и над сумраком вновь // То ли снег, то ли счастье летит».
Автор этих строк как-то признался, что поэзия для него – продолжение песни. И тут вспомнишь, что первыми-то поэтами на Руси были когда-то сказители, странники-гусляры, называемые детьми Бояна, они делились со слушателями самыми сокровенными словами, но делали это под музыку. Стихи Вячеслава Девяткова подобны слаженному оркестру, в котором не просто звучат, не просто поют, а именно солируют, ничуть не мешая друг другу, валторны и фаготы, февральские метели и птичьи голоса. И автор, как мудрый и талантливый дирижер, каждому явлению, каждому инструменту, каждому образу дает право солирования в этом хоре. И это показатель профессионального мастерства и личностной зрелости. Говоря о Девяткове, как о дирижере слаженного музыкального оркестра, не стоит не замечать в нем замечательных режиссерских качеств, что также являются сильной стороной его творчества. Многие его стихотворения при желании можно превратить в спектакль:
«Начиналась гроза, и морские валы // Целовали сиренам запястья. // И пускай были краски и звуки тусклы - // Я проснулся от запаха счастья. // Попугай потерял свой волшебный окрас, // И ворчал, головою качая. // Трепетал аспарагус, исхода страшась, // Будто мир оказался у края. //Будто сам Посейдон в глубине вострубил // Так, что ангелы тут же затихли. // Поднималась над морем веселая пыль, // И крутилась в неистовом вихре! //За окном шелестел мой раскидистый дуб, // Наблюдая за крепнущей схваткой…// Ты была босиком, и варила мне суп, // Иногда мной любуясь украдкой»
Несмотря на явную тягу этого поэта к европейской культуре, что оказала сильное влияние на наших классиков, мы имеем дело именно с русским поэтом, с православным поэтом, несмотря на то, что автор целует запястья античным русалкам-сиренам, что античный бог Посейдон вострубил так, что затихли ангелы. Но мы при этом знаем, что «схватка» античности и христианства обречена на победу христианства!
Показательно, что отправной точкой любви к поэзии (любви длиною в жизнь) для Вячеслава стала пушкинская поэзия - «Как ныне сбирается вещий Олег …». Эти строки, будучи прочтенными старшей сестрой, так впечатлили пятилетнего мальчика, что заложили основу его будущей любви к поэзии и, конечно, неизбежно привели его к Есенину, Гумилеву, Бальмонту и другим словотворцам Серебряного века. Современное прочтение неповторимого стиля Серебряного века (этому времени расцвета литературы тоже был свойствен особый интерес к античности!) делает творчество Девяткова особенно притягательным.
Мятежный поиск собственной души, себя в мире и мира в себе, что характерен для Серебряного века – звучит и в творчестве Вячеслава Девяткова. Поиск себя в творчестве Вячеслава Девяткова – это вовсе не бесплодное блуждание, но скорее созидание себя и мира вокруг. Созидание на уровне единения с корневым и отеческим ради того, чтобы сделать мир вокруг гармоничнее. Можно найти другого, но куда важнее найти себя самого:
«Найдешь меня, и что ты будешь делать: // Меня трава и звезды не отпустят, // Опутают мое живое тело // Мелодией, что помню наизусть я. // Найдешь меня, и ветреная полночь // Наполнится любовью и слезами…//Ты столько лет идешь ко мне на помощь, // Лесами, облаками, городами. // И птицы, обезумевшие птицы // Забьют тревогу, чувствуя разлуку…// О, как светлы и тонки наши лица! // И как хотим мы броситься друг к другу! // Но я земную твердь в руках сжимаю, // И не могу собой распорядиться. // Небесный свод плечами подпираю, // И сквозь меня река времен струится».
В творчестве Вячеслава Девяткова православное мировоззрение внешне почти не декларируемо. Нет частого упоминания имени Бога и святых. Но разве это важно? Куда важнее для христианского мировоззрения обращение взора и слова к небу, покаянность и исповедальность. Куда как важнее тихое сокровенное «Прости», обращенное ввысь. Куда как красноречивее цветущие лилии, которые поэт прозревает в облаках. Эти лилии словно сошли с икон Богородицы, ведь олицетворением чистоты и безгрешности Богородицы является лилия:
«А в небе – вечное «прости!» // Как будто музыка прощает, // Летит и сердцу обещает // Цветущий берег впереди. // А в небе – вечное «прости!». // А в небе лилии цветут, // И у костра танцуют пары, // И струны ласковой гитары // Рокочут, шепчут и поют…»…
Однажды познакомившись с творчеством поэта Вячеслава Девяткова и прикоснувшись душой к музыке его стиха, читатель уже никогда и ни с кем не спутает эту поистине симфоническую музыку, устремленную к небу.