Понять отличие настоящей литературы от множества подделок под нее, помогает знаменитое высказывание великого прозаика Валентина Григорьевича Распутина. Фраза из его повести «Уроки французского». «Человек стареет не тогда, когда он доживает до старости, а когда перестаёт быть ребёнком». В этой фразе – волшебный ключ к разгадке тайны выдающихся словотворцев. И в частности, тайны таланта поэта вольной матушки-Волги – Евгения Семичева. Несмотря на свое длительное пребывание в поэзии, он всегда остается нов, актуален и не перестает удивлять читателя.
А ведь высказывание Валентина Распутина созвучно библейскому «Будьте, как дети», а также народной пословице «Устами младенца глаголет истина». Обратите внимание, что народная мудрость говорит не о ребенке, а именно о младенце, который и говорить то не умеет, но, тем не менее, именно он несет миру ту истину, которая бессловесна. Истину, всегда молода, и неважно, сколько ей лет, она сохраняет первозданность изначалья, что так важно для поэзии. Ведь поэты призваны вернуть словам изначальные смыслы, скрытые под спудом наслоения эпох.
Творчество Евгения Семичева давно признано явлением гражданской и патриотической поэзии. Говоря об этом качестве Семичева, мы как-то выпускаем из виду, что его поэзия, помимо эпичности и гражданственности, несет в себе то, что следует определить, как детская и евангельская чистота.
И вот «Народная библиотека Самарской губернии», осуществляемая издательством «Русское эхо» и руководителем Самарской областной писательской организации Союза писателей России, сделали читателям прекрасный подарок – в самый разгар июльской жары вышла книга избранных стихотворений Евгения Семичева «Лети, мой блистательный снеже…». Отличный повод увидеть творчество давно известного поэта по-новому! К сожалению, я пока прочел эту книгу только в электронной версии, в руках ее подержать не довелось. Но надеюсь, что в мою домашнюю библиотеку она все-таки пополнит и займет достойное место в одном ряду с лучшими изданиями современной литературы.
Вышел и бросил стихи на дорогу. //Видно, пришёл их черед. //Или же чёрт на ходу сломит ногу. //Или же Бог подберёт. //Бог не торопится. Чёрт догоняет. //Всё же решился настичь. //Глазки прищурил, лукаво пеняет: //«Вы обронили кирпич. //Ежели так станет, походя, каждый //Всякий разбрасывать хлам... //А уверяли доверчивых граждан, //Что строить будете храм». //Господи! Что он ко мне привязался? //Я никогда не любил //Этих досужих, премудрых мерзавцев — //Парнокопытных дебил. //Боже, избави от этого срама. //Всем, чем могу, услужу. //В стену небесного вечного храма //Скромно кирпич возложу. //Пусть он в сверкающей кладке лучистой //Грозной восстанет стеной //Против пронырливой силы нечистой //Этот кирпич именной
Из «именных кирпичей» Валентина Распутина, Михаила Алексеева, Владимира Крупина, Евгения Семичева и других выдающихся писателей состоит моя «литературная стена»! И «кирпичи»-то все с автографами! Сказать бы, что эксклюзивные, да не хочу этим иностранным словом марать книги, ставшие ярчайшим воплощением национального духа России. Во время жизненных испытаний опираюсь на эту литературную стену, считая ее самой надежной духовной опорой. Чем уникальны эти «кирпичи»? А тем, что их даже можно не подписывать: так угадывается почерк авторов!
Еще со времен Крещения Руси идет традиция строить храмы и монастыри миром-собором. Шанс стать частью охранной стены есть у каждого, возложив свой именной кирпич в строительство храма под названием Россия и Русская литература. Был бы талант и желание воплотить его в не подвластные времени произведения. Зачтется сия жертва на небесах. Святой Праведный Иоанн Кронштадский писал, что участнику строительства храма Господь прощает многие грехи. Безгрешных нас просто нет на земле. Но далеко не все оставляют после себя именные кирпичи, которые защищают духовное поле своего народа…
«Собирайте себе сокровища на небесах, а не на земле, где его точит ржа, и воры делают подкопы и расхищают» - сказано в Евангелии. Именной «кирпич» писателя – взнос в будущее России, неподвластный никаким инфляциям и экономическим катаклизмам. А «проценты» на этот несгораемый капитал – крепость Отечества и восхищенная благодарность читателей настоящего и будущего. Вспомним Тютчева:
«Они кричат, они грозятся: // «Вот к стенке мы славян прижмем!» // Но как бы им не оборваться // В задорном натиске своем!//Да, стенка есть – стена большая - // И вас нетрудно к ней прижать. // Да польза-то для них какая? // Вот, вот что трудно угадать… //… Стоит она, как и стояла, // Твердыней смотрит боевой: // она не то чтоб угрожала, // НО… каждый камень в ней живой... //
Живые «именные кирпичи» русской литературы… Лучистые от заложенного в них света истины.
Месяц плывёт молодой //Мимо окошка доверчиво... //Каждая лужа звездой //Высшей небесной увенчана. //Каждый земной водоём //Орденом высшим пожалован. //Сколько брильянтов на нём — //Бог сыпанул — не пожадовал. //В наших краях и чужих //Видел картину я схожую. //Щедрость правительств земных //Меркнет пред милостью Божию. //Реки, деревья, поля, //Не пропадем мы в безвестии. //Наша планета Земля //В Божие входит созвездие //Где бы я ни был — везде //Жизнь принимаю с отрадою: //К Божьей представлен звезде, //Высшей отмечен наградою.
К Божьей Вифлиемской звезде уже две с лишним тысячи лет представлена Россия, многострадальная и многотерпеливая, словно многодетная мать. Неслучайно самые лучшие и пронзительные произведения русских писателей созданы о них, о женщинах. Такие разные – Наташа Ростова и Сонечка Мармеладова, Анна Каренина и Татьяна Ларина, шолоховские Наталья и Аксинья, распутинская Настена и семичевская Фрося… Все они, такие разные и с непростыми судьбами, воплотились в современность. И как и во все время, живут заветами Веры, Надежды и, конечно, Любви:
«Она возьмёт гармонь, и в клубе сразу //Танцорши разбегутся по углам. //Она умеет так играть, зараза, //Что грудь трещит от песни — пополам! //И бабы просят, бабы тихо просят: //«А ну-ка, Фрося, выдай подюжей!..» //И, развернув меха, поёт им Фрося //Про их, сейчас воюющих, мужей. //И бабы плачут. Бабы горько плачут, //Хотя и песня эта о любви. //И в фартуки залатанные прячут //Мозолистые рученьки свои.
Меняются столетия, эпохи, правители, а русская женщина продолжает своим терпением и мудростью держать русский и славянский мир, балансирущий на краю гибели. Таинственная миссия удерживающего дана нашим женщинам! Творчество Семичева отмечено рядом поистине шедевральных стихотворений-покаяний перед нашими женщинами, которые платят своими искалеченными судьбами за недальновидность и беспечность мужскую. И вызывают непобедимое желание помочь даже самой незнакомой незнакомке, видя в ней мать или сестру. Поневоле позавидуешь пилоту: чтобы сделать приятное переволновавшейся бабульке, он готов заботиться даже о ее козе:
«Самолёт мой, кукурузник — //Мой небесный тарантас. //Почту сельскую погрузит, //А потом посадят нас. //Все уселись. Все на месте. //Бабка с рыжею козой //Животину трижды крестит, //Окропив её слезой. //Командир — пилот бесстрашный //С дерзким взором молодца //Говорит: «Не плачь, мамаша, //Всех доставлю до крыльца». //Бабка крестится и плачет. //Самолётик тарахтит. //Как кузнечик он проскачет //И по небу полетит. //Улыбаясь, молча млеет //На борту народ живой. //А коза от счастья блеет //И качает головой. //До деревни нашей лёту //Ровно сорок пять минут. //Благодарные пилоту //Пассажиры руку жмут. //За бесстрашье и сноровку, //За удачный перелёт. //А пилот козе морковку //Из планшета достаёт. //Бабка старая смеётся. //И беззубый крестит рот. //Над страною нашей солнце //Незакатное встаёт.
Наше незакатное - от Калининграда до Владивостока – солнце по-прежнему согревает и освещает наши души, чтобы мы не погибли от удушья! Страна наша в советское время была одной шестой части земли, а из-за всевозможных демократизаторов и оптимизаторов превратилась в осьмушку, потеряв многое из славного советского наследия. Потеряли мы и такую привычную ранее - сельскую авиацию. Она не только обрабатывала поля от вредителей. Но и помогала сельчанам за полчаса-час добраться из глубинки в областной центр, куда сейчас порой и автобусы то ходят через раз. Небольшие проворные труженики-самолеты сельской авиации, которые исправно и заботливо перевозили людей и почту, стали исчезать с небосвода в 1991 году, когда был уничтожен Советский Союз. Теперь не сельские самолеты-кукурузники, а бледный конь Апокалисиса, закусивший удила, освоил небо над нашей страной... Не сегодня-завтра этот бледный конь грозит обернуться красным конем революции… Или вороным конем, на котором испокон веков русский народ был охоч прокатить недальновидное начальство:
«Потерял я белого коня //И свои заветные полцарства. //Не судите, девочки, меня //За мои беспутные мытарства. //У меня ещё есть красный конь //И вторая половина царства. //Красный конь — безжалостный огонь. //Значит — для маневра есть пространство. //А ещё в запасе черный конь. //Им по жизни хвастать не пристало. //Черный конь, немного охолонь! //Твоё время просто не настало. //А пока мне песня по плечу //И за все-про все одна расплата. //Я к своей любимой прилечу //На крыле багрового заката. //Привяжу крылатого коня //И верну утраченное царство. //Не ругай, зазнобушка, меня //За мое загульное мытарство.
Поздравляю Евгения Семичева с его «именным кирпичом»… Помнится, в юности Валентин Распутин со-товарищи хотел выстроить литературную «иркутскую стенку». Жизнь сложилась так, что Распутин выстроил литературную духовную стену всероссийского размаха, заложив в нее «именные кирпичи» своей высоко духовной прозы. Эта стена встала на пути космополитов, защищая глубинную Россию. В этой стене немало именных«кирпичей» от других писателей России. Кирпичей, которые не имеют срока давности… И как строили на Руси в старину – с годами становящиеся лишь прочнее, будучи проверены на прочность неласковыми эпохами…
«Будьте кротки, как голуби, и мудры, как змеи»… Говоря о таланте поэта-пророка, Пушкин не зря сказал про «жало мудрыя змеи» в своем программном и поистине библейском стихотворении. Когда в стихах небесная чистота и свет евангельской истины соединены с мудростью, вот тут стихи и начинают излучать тот высокий свет поэзии, которым отмечено творчество одного из самых ярких поэтов современной России - певца вольной Волги Евгения Семичева.