Пишу это эссе в непростые для всех нас дни – в первые дни объявленной в России мобилизации. И поневоле вижу глубокий смысл в том, что роман Николая Федоровича Иванова «Суворовец Воевода – боец Республики» попал ко мне именно в это, без преувеличения, судьбоносное для России время, когда каждый мужчина делает свой осознанный выбор – он гражданин, ответственный за ее будущее, он мужик и защитник, или же просто зажиревший от потребительства обыватель. Но и таких я осуждать не берусь, ведь, быть может, прочитай такие обыватели в юном возрасте роман про своего ровесника Артема Воеводу, бойце Донецкой республике, то и на обывательство она бы пересмотрели свои взгляды. И судили бы о мировых событиях не с позиций отвлеченной общечеловеческой гуманности, а как потомки великих предков-победителей, что на протяжении многих столетий отстаивали право жить по заветам предков и говорить на родном русском наречии. Может, потому и наблюдаем мы сегодня порой протестующих юных оппозиционеров-пацифистов на улицах больших городов, что не те книги читали эти дети поколения «маткапитала», «поколения нулевых». Потому и понятие о патриотизме у них нулевое!
Роман читается буквально на одном дыхании. Никакой поучительности и менторства, за что спасибо автору, не поучает читателя, а приглашает его к размышлению на равных. Это, несомненно, роман-исповедь, потому что главный герой – суворовец, и автор – в юности был суворовцем. Это и роман покаяние с попыткой осмысления юных заблуждений. Это и роман-преодоление, мотивирующий читателя не плыть по обывательскому течению. Он написан с такой степенью доверия к читателю, что поневоле примеряешь на себя обстоятельства жизни и судеб самых разных его героев. И живо вспоминаешь свою юность и ощущение сиротства (как в моем случае), ведь будущий суворовец и боец Донецкой Республики Артем Воевода – сирота.
Мать его, мирную и долготерпеливую женщину, как многих мирных жителей республики, забрала война прямо на огороде возле дома, где она старалась вырастить хоть какой то урожай, несмотря на близкие разрывы снарядов. Отец Артема, в прошлом геройски служивший в советской армии солдат времен Афганской войны, а впоследствии шахтер, сгинул в неизвестности, не смог вписаться в послевоенную мирную действительность, став жертвой пьянства. Пост-травматический военный синдром, жертвами которого становились не все, но многие, воочию видевшие ужасы войны, видимо, догнал отца на «гражданке». Артем хоть и жалел сбившегося с пути родителя, но все равно не мог забыть, как в пьяном виде тот обижал кроткую мать, а сам мальчишка прятался от «родительской любви» под кроватью….
Но полбеды, что отец-афганец сгинул. Беда в том, что как выясняется по ходу повествования романа – отец сгинул, чтобы обнаружиться в войсках ВСУ в качестве особо жестокого палача под кличкой Афганец. Хорошо еще, что Бог (и автор!) миловали Артема от столь близкого ему испытания: когда Артем попал в плен и был в шаге от пыток, он мог попасть в застенки именно к своему родителю… Спасибо сердобольному повару-ВСУшнику, что подсказал парнишке, как ему бежать из подвала.
Известно, что люди, раненые войной не только физически, но и психологически, очень непросто привыкают к мирной жизни. Артем, попав в суворовское училище в Туле, тоже проходит дорогой отца и испытанием мирной жизнью. Осиротелый мальчишка Артем Воевода обретает второй дом на «Тэшке», где свист пуль и разрывы снарядов – каждодневная реальность, где бойцы Донецкой республики защищают землю отцов от озверевших укров. Там у него старшие товарищи, там и его крестный, там любимый пес Шнурок… И все они, несмотря на ужасы военного времени, вопреки этим ужасам вроде бы неизбежного «расчеловечивания», живут в любви и заботе друг о друге. Наверное, так и полагается истинным соратникам по делу, которое они почитают правым. Именно эта забота и опасение за юного и неугомонного юного разведчика Артема в итоге заставляет их, надев на Артема наручники (чтобы не сбежал от мирной жизни опять на привычную войну!), отправить его в город Тулу, в недавно открывшееся суворовское училище, готовящее кадры для будущей элиты армии. А элита нашей армии – она известная! Это «войска дяди Васи», воздушно-десантные войска, осененные именем геройского генерала Василия Маргелова.
Очередная бесшабашно смелая развед-вылазки Артема в тыл противника. С нее начинается роман. На сей раз причиной его разведывательной спецоперации стал регулярный обстрел, совершаемый из одного и того же места ВСУшников. В это огневое «логовище» противника и решил проникнуть Артем, прикинувшись невинной овечкой, а точнее, местным бездомным голодным пареньком, ищущим хоть какой-то еды. Надо отдать должное умению этого мальчишки перевоплощаться, из него определенно вырастет отличный разведчик. В итоге Артем так пришелся по душе увешанному оружием майору, оставившему дома сына, ровесника Артема, что местного «недокормыша» накормили и в его легенду поверили. Налили вкусного супа, и в процессе еды Артем своим наметанным глазом считал огневые точки противника, говоря при этом, что ему бы только «жратвы раздобыть бабуле». Впрочем, насчет «жратвы» не было никакой ложью со стороны мальчишки. Бабуля у Артема имелась, это добрейшая соседка тетя Клава. Она явится нам в книге позже, чтобы согреть повествование своей женской народной мудростью и помочь нам вспомнить наших матерей и бабушек, на чьи плечи грузом легла война...
Есть жестокая справедливость в том, что защитив эту пожилую женщину собой, закрыв ее от пули «соратников по борьбе за незалежность» заблудший отец Артема, вернувшийся домой в составе батальона ВСУ, словно бы вновь вернет себе на мгновение перед смертью звание человека. Всего немного разминулся с вернувшимся, словно для того, чтобы умереть дома, отец со своим сыном Артемом, что именно в это время приехал с сокашниками-суворовцами на побывку в родную Донецкую область. Побывка эта выдалась такой, что похожа на разведку и атаку одновременно. Чтобы накрыть ВСУшников Артем будет вынужден давать координаты для стрельбы по родному дому, занятому украми…
Но это будет потом. А нулевой день войны и сам роман начинается… нет, не столько даже с войны, а с литературы. Автор сразу расставляет акценты: осененные жовто-блакитными флагами люди воюют вовсе не с нами, по самому большому счету они воюют с русской культурой, русским языком, русской литературой, как воплощением лучших качеств русского характера. А мы идем в зачистку, как ее носители и наследники.
« - Хочешь почитать Чехова?
Майор, увешанный оружием так, словно собирался воевать вечно, выставил на остаток кирпичной стены книгу «Три сестры».
- Самостоятельная, сама стоит, - не забыл похвалить автора за толщину написанных пьес.
Отошел на десяток шагов и с разворота, практически не целясь, выстрелил из пистолета в книжную мишень…».
Что ж, фашисты жгли книги, нацисты, наследники их идеологии, пошли дальше – они книги расстреливают. И это пан майор (как его окрестил Артем), почти по отечески отнесшийся к Артему, накормивший и отпустивший его, пан майор, далеко не самый оголтелый представитель всего этого войска незалежности. А есть такие, про которых этот пан майор говорит, как о вовсе потерявших все понятие человечности, показывая на невдалеке болтающийся на ветру черный флаг с остроконечной свастикой. Это ставка прибывшего из Луганска, а по слухам, просто изгнанного из родных мест за мародерство, батальона «Азов», привилегия которого – не скрывать своего любви к Гитлеру. С «азовцами» Артему по ходу повествования доведется встретиться, и снова - будучи снова в самовольной разведке, никак не согласованной с руководством родной «Тэшки».
Отчаянный он парень, этот Артем! Из таких и вырастают лучшие разведчики, лучшие десантники, лучшие летчики… Но пока эти парни не получат боевого крещения, рискуя жизнью не ради риска и удальства, но - спасая товарищей, непросто таким ребятам вписаться в коллектив. Потому что спасая товарищей, они поневоле становятся осторожными, понимая, что отвечают не только за свою жизнь, и что погибнуть, даже геройски, они не вправе: от них зависит жизнь другого человека. По сути своей такие отчаянные парни – одиночки. Но это одиночки по русской пословице «И один в поле воин, если по-русски скроен». Ну а та первая разведка Артема, с которой начинается роман, помимо желания Артема вылилась в атаку. Ведь не перейди эта разведка в атаку, то 1 сентября в его родной школе, ставшей мишенью укров, стал бы не днем знаний, но днем скорби. В итоге пришлось Артему уходить в дымовой засеве подожженной им степи… Вроде герой? Конечно, герой. Но при этом получает «по шее» от начальства «Тэшки», ведь самовольный личный героизм порой на войне чреват гибелью товарищей. В итоге Артема в наручниках ссылают в Москву, т.к. иначе, как ссылку разлуку с родной землей и с боевыми товарищами Артем не воспринимает. А из Москвы по личному распоряжению министра обороны Артем попадает в Тульское суворовское училище (СВУ)...
Один из самых ярких характеров, выведенных в романе, это руководитель суворовского училища Карагодин, заставляющий сразу вспомнить суворовские военные заветы, когда командир хоть и строг по отношению к своим подчиненным, но строгость эта – воистину отеческая. Она при всей сохранении служебной субординации, без которой немыслима армия, имеет обыкновение видеть в подчиненных личность в ее развитии и оценивать потенциал юного солдата для дальнейшей службы Родине. Карагодин – пример того, что бывший офицеров не бывает. Очень интересна словно бы мимоходом расказанная в романе спецоперация наших военных в Арктике. Туда были срочно призваны опытные офицеры, сослуживцы Карагодина, и он сам. Эта операция, отвлекая на себя внимание иностранных разведок и армий, стала некой «дымовой завесой» для другой спецоперации – возвращения Крыма к берегам России. В романе ненавязчиво разбросаны несколько кратких историй, которые больше скажут о современной стратегии Российских вооруженных сил, чем многотомным концепции со специальной терминологией.
Сын за отца не отвечает… Потому и награда за боевые заслуги нашла талантливого юного разведчика Артема Воеводу. Несмотря на то, что он сын упоминаемого выше пыточных дел мастера Афганца, самого страшного истязателя пленных в харьковской службе безопасности Украины… Разве редкость, что гражданские войны делают врагами братьев и родных? Боевая награда Георгиевский крест, врученный Артему, помогает свести на нет недоверчиво ревнивое внимание к нему со стороны однокашников по суворовскому училищу. А недоверие это вызвано высокой протекцией при поступлении в училище, поневоле заставляющее подозревать наличие у Артема некоего «блата».
Очень непросто бойцу с передовой Артему Воеводе найти общий язык с однокашниками, которые о войне знают лишь понаслышке. Ему привычнее на войне, чем в мирной жизни. А еще суворовское училище – это строгая самодисциплина. И тут уже геройская «отсебятина» в виде самовольных разведок – никакая не доблесть. Надо привыкать жить в коллективе, уметь понимать других, видеть суть окружающих людей, а не только свою бесшабашную смелую натуру, не тянуть свой взвод назад своей слабой учебной успеваемостью... Но именно такая, вроде бы лишенная военной романтики, каждодневная рутина которая воспитывает характер. Настороженное отношение однокашников поневоле приводит Артема к мысли о побеге из училища. Но от себя не убежишь! Возвращение Артема – и в училище, и в родной Донецк – неизбежны, как судьба. Донецк научил Артема боевой инициативе и храбрости. Суворовское училище призвано научить его не быть заложником собственной инициативности, властвовать собой. Думаю, суворовские годы учебы сталнут той прививкой от повторения судьбы отца, у которого несомненные храбрость и молодечество без должной самодисциплины понемногу вылились в пьянство и хулиганство, а впоследствии вообще в потерю человеческого облика…А уж когда Артему поручают шефство над младшими суворовцами, под ношей этой отвтственности за других у нашего героя обнаруживается недюжинное умение находить общий язык с младшими, зажигать их позитивными идеями. Офицеры училища с радостью видят, как буквально за пару недель подшефные мальчишки младших суворовских курсов буквально влюбляются в Артема…
Думаю, что молодым (и не только!) читателям будет очень интересно примерить на свою штатскую жизнь военную судьбу Артема Воеводы, задав самому себе непростые для мужчины вопросы. Это роман, конечно, о войне и о военных. Но куда же военным без любви? Ведь и войны то в мире происходят от оскудения в людях любви друг к другу. А потому без трепетного чувства любви – к Родине, к женщине, к тем, кто слабее тебя – военному человеку никуда. Без этого всего военный становится просто орудием убийства. И наглядные примеры мы с вами сегодня видим в ходе спецоперации, то, как ведут себя укронацисты, гораздые по мародерски воевать с детьми, женщинами, стариками, мирным населением. Немало страниц в романе посвящено трогательному пробуждению первого чувства любви в молодом человеке. Подготовка к балу у молодых ребят даже более важна, чем сам бал. Это не просто уроки танцев, которые дают им две приходящие девочки-преподавательницы, их ровесницы. Это воспитание души и рыцарское отношение к женщинам, без которого нет мужчины. Артем Воевода еще так молод, что готов влюбиться во многих девчонок, но понемногу понимает, что красота души его избранницы напрямую зависит от того, какие чувства девушка пробудит в нем.
Роман «Суворовец Воевода. Боец Республики» это первый и, хочется верить, не последний в истории Вооруженных сил России роман такого рода, рассчитанный на самую широкую читательскую аудиторию. Но в первую очередь - на подрастающее поколение. Нельзя отдавать на откуп всевозможным гари-потерам нашу молодежь. И противоядием всевозможным гари-потерианам должны стать именно такие книги, через которых наши дети ощущают себя потомками героев и победителей, обязанными пронести не только эстафету памяти, но и защиты своей земли.