Судьба подарила писателю Семену Шуртакову почти век жизни – настолько творчески активной и яркой, что читателям порой не верится, что Семена Ивановича уже нет с нами. Был ли Семен Ивановичем баловнем судьбы? Вряд ли! Крестьянский сын из нижегородской глубинки, он в непростую революционную эпоху все-таки закончил школу-семилетку, после чего работал трактористом и комбайнером. Мечта продолжить образование в московском Бауманском аэроклубе прервалась по причине того, что в 1938 году был призван на службу на Тихоокеанский флот, где ему в 1945 году довелось воевать с японцами, когда, казалось бы, война закончена и победные салюты отгремели… Баловнем судьбы Шуртаков не был. А вот избранником судьбы был несомненно!
Демобилизовавшись в 1946 году вместе с другими будущими знаменитыми писателями фронтового поколения Юрием Бондаревым, Владимиром Солоухиным, Николаем Старшиновым, Юлией Друниной Семен Шуртаков поступает в Литературный институт имени А.М. Горького, чтобы всю жизнь остаться верным своей альма-матер – потом уже, как профессор литинститута, делясь тайнами мастерства с молодыми поколениями писателей.
Автор нескольких десятков книг прозы и публицистики, вышедших тиражом – ни много, ни мало! - в шесть миллионов экземпляров, Семен Иванович Шуртаков был удостоен звания лауреата Государственной премии России, которую потратил на возведение в родном селе Кузьминки памятника односельчанам-героям Великой Отечественной войны. Удостоен был Семен Иванович престижных литературных премий Константина Симонова, Андрея Платонова, Николая Карамзина, Большой литературной премии России. Но всегда особо значимой наградой считал Орден Преподобного Сергия Радонежского, полученный от Патриарха Всея Руси. Был членом Высшего Творческого совета Союза писателей России. А также инициатором и одним из зачинателей Международного Праздника славянской письменности и культуры, ныне ставшего общенародным. Не был обделен и признанием на малой своей родине: в 1998 году постановлением Администрации Сергачского района библиотеке в городе Сергач было присвоено имя Семена Ивановича Шуртакова – Почётного гражданина города Сергач. Руководство страны тоже ценило творческие заслуги писателя. Тому свидетельство многочисленные поздравительные правительственные телеграммы - от руководителя Администрации президента РФ Сергея Иванова, от советника президента РФ Владимира Толстого. Да и от самого Президента РФ Владимира Путина.
Горжусь, что у меня в домашней библиотеке есть несколько книг Семена Ивановича Шуртакова, подаренных им самим в разные годы. Достойно изданные книги достойнейшего писателя. На книге «Как слово наше отзовется» есть автограф: «Эдуарду Анашкину в столь торжественный день нашего дружеского славяно-русского общения. С.Шуртаков. 26 мая 2010 года. Москва. Союз писателей». И вот совсем-совсем недавно моя библиотека пополнилась новой книгой Семена Ивановича, весомой и в художественном, и в полиграфическом отношениях. Это изданная в московском издательстве «Голос-ПРЕСС» книга рассказов и повестей «Золотые ворота» с экслибрисом-штампом Энциклопедии Благотворительного фонда Серафима Саровского.
Эта книга – художественно осмысленное путешествие в знакомую и вечно новую страну Детства. А она такая разная, эта страна. В ней среди ночи может сиять солнце. В ней растет чудесный корень жизни жень-шень. В ней огненное дыхание камчатских вулканов на краю света, где тоже наша страна. В ней замечательные маленькие герои, похожие на нас, ведь все мы родом из детства. Как же славно вместе с мальчиком Костей и его мамой поехать навстречу солнцу в далекий Владивосток, где служит папа Кости на подводной лодке. Пусть папа расскажет, как прекрасна, хоть и трудна, служба моряков. , мы поневоле узнаем о том, как прекрасна морская служба. Думаю, после прочтения этой книги у многих мальчишек поневоле возникнет желание связать свою взрослую жизнь с морем.
В советское время было такое хорошее-хорошее слово – профориентация. Незаслуженно забытое ныне, когда молодежи все равно, какую профессию выбрать, лишь бы платили хорошо. Нынешние молодые люди делают один и тот же выбор – в сторону денег. Не вправе я осуждать их, видя ситуацию в стране. Но грустно от понимания того, что однажды, спустя многие годы, иные из них, выбравшие не столько любимую работу, сколько хорошую зарплату, поймут, что жизнь их, такая единственная, прошла вдали от дела, которому бы они могли отдать всю душу. Так вот, профориентация в доперестроечные времена начиналась задолго до окончания школы. И часто первыми, кто заставлял маленького человека задуматься о будущей профессии, были писатели. В замечательной повести Семена Шуртакова «Где ночует солнышко», которую можно и нужно перечитывать по мере взросления, мы вместе с юными героями открываем огромный взрослый мир, где твое место во многом определяется тем, как ты помогаешь этому миру стать лучше.
Пятилетняя Любаша вместе с родителями уезжает на лето в деревню и впервые открывает для себя этот поэтический огромный мир. Семен Шуртаков дарит нам ни с чем не сравнимую возможность прикоснуться к его нежно акварельному видению мира детства. Дает неоценимый шанс вместе с маленькой героиней словно впервые в жизни увидеть, как встает из-за ближнего бугра умытое утренней росой солнце. Увидеть, как в лучах солнца играет всеми цветами радуги роса. Вместе с Любашей мы услышим, хоть и не сразу, а лишь после долгожданного ливня, как растет трава – несуетно и неспешно. Узнаем, где ночует солнышко. И хотя, возможно, все это мы видели и ощущали в детстве, но эти открытия будут сделаны нами, словно впервые. Вот она, сила талантливого живого писательского слова: «Вот мы и в деревне. Воздух здесь совсем другой, чем в Москве, – чистый, вкусный. И небо ясное, высокое, и солнышко светит ярче. Куда ни глянешь – нежная, радующая глаз зелень, под ноги тебе молодая упругая травка стелется, а если где на огороде или на поле голую, ничем не прикрытую землю увидишь – и она здесь не то, что в городе: черная, рассыпчатая, духовитая».
Вместе с Любашей и другими героями повести мы, взрослые читатели, возвратимся (жаль, что ненадолго!) в прекрасный, почти эдемский, мир детства и восхитительный божественный мир природы. А наши дети, современные жертвы гаджетов и интернета, откроют для себя этот мир. Открытия Любаши станут нашими открытиями! Прочитанная в детстве, эта книга будет взрослеть вместе с читателями. Время от времени мы будем возвращаться к ней, как к давнему доброму другу. И она, казалось бы, зачитанная до дыр, будет дарить нам вновь и вновь чудесные открытия, заставляя всякий раз изумляться – как мы не увидели всего этого во время предыдущих прочтений? В разговор о родной земле, что происходит меж Любашей и Никитой, наверное, многие бы хотели вовлечься…
Но вернусь-ка я к теме профориентации, вспоминая, как Любаша с папой пошла в поле. Благо папа, в котором отчасти угадывается автор повести, имел опыт работы на тракторе и комбайне. И вот папа просит тракториста уступить им место у руля, чтобы дочь не понаслышке ощутила непростую радость работы на земле. Любаша кладет свои маленькие ручонки на руль, а сверху для страховки – кладет руки отец. И вот они едут по полю, вспахивая его. Работа эта сколь непростая, столь увлекательная. Папа учит Любашу, как лучше и безопаснее работать на тракторе. И этот день становится для девочки совершенно особенным днем благодаря приобщению ко взрослому миру, взрослой работе. Это вам не колоски оставшиеся от комбайна на поле собирать вместе с другой детворой! Такое приобщение сродни духовному опыту, хотя, может, прозвучит это немного забавно: подумаешь, духовный опыт – поездить на тракторе! Но тем не менее это так! Читатель поневоле согласится со мной, когда представит себе нарисованный писателем портрет Любаши после работы на тракторе, ее совершенно другой – взрослый и сосредоточенный взгляд, и, конечно, ее нескрываемое желание в будущем непременно стать трактористом или комбайнером. Разве тут только профориентация? Тут становление души – духовное и нравственное, преемственность поколений и напоминание о том, как должно в идеале протекать общение отцов и детей. Никаких тебе межпоколенческих конфликтов, когда есть чувство сопричастия родному!
Надо, надо издателям почаще издавать, а читателям почаще читать хорошие книги о том прекрасном времени, когда родители растили детей не только материально, заботясь об их пропитании и одежде, но и духовно, нравственно, эстетически. Сегодня во многом воспитание похоже на то, что родители, чувствуя вину, что уделяют детям мало времени, откупаются от них дорогими, не по возрасту, подарками. Об этом всякий раз думаешь, когда видишь кроху с дорогим гаджетом в руке… А ведь не зря говорится: если хотите сохранить любовь детей, то дарите детям самый главный подарок – общение с ними! Скажут мне, легко давать советы в наше такое суматошное время! Да ведь суета, которой мы отговариваемся, вовсе не от Бога. Потому-то, видимо, времена, когда дети советовались по непонятным моментам жизни с отцом или матерью, а не с каким то непонятным «дяденькой гуглом», канули в прошлое. Но если мы с раннего детства будем вместе с детьми читать книги, подобные той, о которой я веду речь, то ситуация наверняка изменится.
Отдельно хочу сказать о том, с какой любовью и тактом издана эта замечательная книга – поистине золотые ворота в мир гармонии, детства, России. Полноцветная твердая обложка, совершенно чуждая той красочности, которая сегодня у многих ассоциируется с бульварными романами. Именно полноцветная – как жизнь! Внутри книги чудесные графические картины, полные жизнеутверждения. За такое оформление книги отдельное спасибо художниками Екатерине Бондаревой и Александру Устиновичу. Уверен, что такая книга, как воспитатель молодых душ, должна быть в каждой семье и бережно передаваться из поколения в поколения, будучи настольной книгой для домашнего семейного чтения…
… С автором этой чудо-книги я знаком с времен, почти незапамятных и даже легендарных. С сентября 1965 года. Со времени Читинского семинара молодых писателей Сибири и Дальнего Востока, где состоялось литературное открытие таланта Валентина Распутина и где Шуртаков был одним из руководителей семинара прозаиков (совместно с Виктором Петровичем Астафьевым). Помнится, однажды перед началом работы в аудитории медицинского института, где проходили занятия, Семен Иванович спросил меня, у кого я в семинаре? Я ответил, что меня почти неудержимо тянет в семинар Владимира Алексеевича Чивилихина. Сказал, но при этом почему-то подумал, насколько тактично мое признание… Однако Шуртаков полностью одобрил мои литературные предприятения: «Ну что ж, сильный прозаик, у него есть чему поучиться. Ну а если появится желание послушать писателей-фронтовиков, не стесняйся, заходи и в наш семинар…».
Еще запомнилось мне, что мы довольно часто во время Читинского семинара встречались с Семеном Ивановичем. Вероятно потому, что жили в одной, только что построенной гостинице, «Забайкалье». Однажды Семен Иванович подошел к книжному киоску около Окружного Дома офицеров, где я уже стоял, и тоже занял очередь. В пору отсутствия интернета такие очереди возле киосков, где продавали газеты и книги, были не редкость, а примета времени. Поскольку моя очередь уже подходила, то я, конечно же, уступил место Семену Ивановичу. Шуртаков купил «Комсомольскую правду», где был напечатан рассказ Валентина Распутина «Ветер ищет тебя». Да, тогда общеполитические газеты охотно печатали произведения писателей, понимая, что живое литературное слово не заменят никакие аналитические изыскания журналистов. Тогда еще у совсем юного Валентина Распутина не было авторских книг. Однако его, молодого перспективного прозаика, уже печатала центральная пресса. Это сейчас молодым авторам, не успеют они пару строк написать, зачем-то спешат издать книги, потому то так много появилось книг низкого литературного качества, потому то упало уважение к книге, как настоящему событию. А тогда молодой автор шел к книге годами, рос в том числе через публикации в прессе. И выпустив книгу, уже как правило, в представлениях не нуждался… Купив «Комсомолку», Семен Иванович сказал мне, похлопав по газете: «Все только и говорят, что о Распутине, надо самому почитать…». Спустя много лет Валентин Распутин напишет о Семене Шуртакове: «Есть за что поклониться товарищу и учителю нашему… Я тоже ходил в его учениках, как многие и многие из необъятных российских глубинок… поклониться замечательному русскому человеку, талантливому пером и сердцем, который не знал и не знает иной службы, кроме служения литературе и Отечеству…»
Ну, а мы спустя годы встречались с Шуртаковым в Москве, в Правлении Союза писателей России, вели неспешные и, всегда очень для меня поучительные, литературные беседы, обсуждали новые книги. Семен Иванович умел держать руку на литературном пульсе страны. Был всегда в курсе всех литературных событий. Он никогда не был «кабинетным» прозаиком. Работа в журнале "Молодая гвардия», в издательствах «Советская Россия», «Молодая гвардия», «Современник» и прочие многочисленные обязанности не мешали, а напротив - помогали ему активно познавать жизнь и взаимодействовать с ней и в родной стране и в поездках по миру. Иначе бы не приросла русская литература ХХ века такими замечательными книгами, как «Путешествие на край света», «Три весны в одном году», «Франция вблизи», «Древние камни Эллады».
Герои произведений Семена Шуртакова — люди, хотя и выписанные с удивительной художественностью, но при этом совершенно непридуманные. В героине «Золотых ворот» Любаше каждый из нас узнает девочку из своего окружения, так и во многих героях Шуртакова мы узнаем наших родных и близких людей. И порой удивляемся – да не описан ли в образе этого героя мой реально существующий друг? Уж не был ли Семен Иванович случаем знаком с ним? Шуртаков в разговорах со мной не раз говорил, что поэзию надо искать в самом обычном и даже обыденном. Я немного удивлялся – он же прозаик, почему так часто говорит о поиске поэзии? И лишь с годами понял, что герои Семена Ивановича, вне зависимости от возраста, смотрят на мир, как истинные поэты, умея удивляться красоте созданного Богом и одарять талантом чудесного удивления нас, читателей и почитателей поэтического таланта уникального прозаика Семена Ивановича Шуртакова.