Времена как известно не выбирают, вот и Аввакум Петров, сын и внук священников из села Григорово под Нижним Новгородом, не догадывался, что привычный ему мир рухнет в одно мгновение... На смену исконно русскому при активной поддержке административного ресурса придут "европейские ценности". И как быть дальше? Перестроиться в соответствии с актуальными тенденциями? Или сражаться за то, что для тебя свято?
Аввакум Петров свой выбор сделал - и навсегда вписал свое имя в историю и память людскую.
Изумительно оформленная художником Василием Валериусом с иллюстрациями Александра Шибанова книга тюменского благотворительного фонда "Возрождение Тобольска "Аввакум. Распря" вызывает четкую ассоциацию - огонек свечи в темноте. Единственный ориентир - когда не знаешь куда идти, и вокруг творится неизвестно что. Рушится то, что казалось незыблемым. становятся врагами или, в лучшем случае, чужими людьми вчерашние друзья. Потому что всех подхватывает и несет волна. которую никак не остановишь...
И неизбежным становится очень непростой выбор. С кем ты? На какой ты стороне?
Поэма "Аввакум. Распря" увидела свет в 2021 году, написана нашим современником поэтом Виктором Петровым, но настолько не похожа на привычные нам литературные произведения.... Драматическая поэма - жанр для современной литературы нехарактерный .
Казалось бы, времена эпических повествований давно миновали, но Виктор Петров доказывает обратное. И слова находит огненные , соответствующие герою поэмы. В отличие от большинства - истрепанных ввиду употребления по поводу и без повода - потерявшими силу они вовсе не кажутся. Чего стоят одни только афористичные изречения: "В землю тянет ложь. С такою ношей в небо не уйдешь", " не крыша неба - время прохудилось", "пьянь протрезвеет, дурень не проспится". "Говоренье-горенье"!
Живое слово очень отличается от словесного мусора, который на нас непрестанно льют с телеэкранов, которым нас заваливают в Интернете...
Героев в этой поэме два, причем героев равнозначных. Первый и очевидный - протопоп Аввакум. Личность очень яркая. Исследователи отмечают новаторство сочинений Аввакума, называя его родоначальником вольного образного слова, исповедальной прозы.
Каждую главу предваряют цитаты из "Жития протопопа Аввакума" - первого автобиографического повествования в русской литературе . писаний его соузников и прочих рукописей тех времен. Глава первая - под названием "С чего начиналось . Встряска" начинается словами: "Люто время.." Как же точно сказано... Эхо этих далеких слов в современности обращается в удивительную поэзию...
Второй герой поэмы, на первый взгляд неочевидный - русская речь.
Ведь поэма Виктора Петрова - про русское слово, теряющее силу из-за бездумного подражания Западу. Про истинную русскую поэзию...
Как раз о поэзии Аввакум беседует с дьяком Посольского приказа Савватием - сторонником новых литературных тенденций:
Рифмуй чудак, да не как польский тать.
Напевность нашей речи такова,
Что жизнью наполняются слова,
Природной новизною им звучать.
Сама находит , как тревожить слух
Речь, словно вдох и выдох - Дух!
Это определение вполне применимо к поэме Виктора Петрова. Она читается удивительно легко, на одном дыхании...
Нет ни намека на затянутость повествования или излишнее многословие, которые у большинства из нас ассоциируются с тем далеким временем. Краткие главы, лаконичные фразы. Все детали и предметы обстановки даны кратким описанием. Автор несомненно выбрал такую форму не случайно, чтобы ничто не отвлекало внимания от самого главного - живой разговорной русской речи, беседы. каковую сейчас не услышишь
Живое слово - задевающее душу, метко бьющее в цель.... Как же мы от него отвыкли...
Истончилась на нет
Вековая преграда.
Сколько зим -
Столько бед.
Так ли надо?
Всего в пяти строках - весь бунташный XVII век, время больших потрясений. Русская трагедия, случившаяся из-за недальновидной государственной политики . Распря - расколовшая церковь, разделившая народ.... Обернувшаяся большой кровью. Сколько их еще будет потом - по самым разным причинам...
И рожденные на берегах одной реки (родное село Никона находится в 30 километрах от деревни, где родился Аввакум) Аввакум и Никон вдруг оказываются по разные стороны. Они удивительно похожи - харизматичные духовные лидеры, красноречивые, решительные, упорные...
Простой монах Никон настолько впечатлил царя Алексея Михайловича проповедями, что тот в 1646 году отдал ему в управление Новоспасский монастырь.
Тогда же народная молва разнесла слухи о том, что в селе Лопатищи есть протопоп, который ревностно исполняет все предписания православного христианства. Бесстрашно изобличает пороки общества, порицает даже влиятельных воевод... Потом он не отступит и перед всесильным Никоном...
Повествование Виктора Петрова складывается из бесед действующих лиц той русской трагедии - Аввакума и его супруги Анастасии Марковны, Аввакума и Никона, Аввакума и царя, соузников мятежного протопопа, государевых людей - стрельцов, казаков...
Эта многоголосица порождает ощущение. что Аввакум ведет свою речь среди настоящего шторма, бури людских голосов..
Шторм. буря... Легко ли, оказавшись в ее эпицентре, сохранить верность тому. во что ты веришь? Ведь можно поступить по-иному, и жить себе спокойно... Но будешь ли ты тогда - собой?
Это повествование - гимн верности самому себе и тому, во что веришь. Еще один гимн, гимн истинной любви - быть да вместе до конца. идти одним путем. каким бы сложным и тяжелым этот путь не был - автор вкладывает в уста супруги Аввакума Анастасии Марковны:
Разве двое нас? Одно навеки!
Берега не разделяют реки,
А в реке одна вода бежит.
Вместе быть всегда - какой в том стыд?
Радость в этом: видеть тебя, слышать
И идти все выше, выше, выше
"Неудобного" протопопа ссылают в Сибирь. Но потом Никон попадает в опалу, и царь повелевает Аввакуму возвратиться на Русь. И Аввакум снова оказывается перед выбором, которого не пожелаешь никому - семья или долг, долг пастыря и проповедника?
Не скрыться ль под теплою крышей.
Не спрятаться ль в угол родной?
Да только душа моя выше,
Чем круг этой мглы ледяной.
Но все эти сомнения разрешает Анастасия Марковна, ответствуя:
О чем ты Петрович,
Мой любый
Одна у нас вечная жизнь
Не шел бы огонь твой на убыль.
Дерзай и о нас не тужи
Есть то, что всего превыше , все остальное второстепенно. И об этом сегодня тоже нелишне напомнить. Ведь все мы ныне по воле исторических обстоятельств оказались в эпицентре бури...
Потрясают удивительно точные яркие определения. Вот стремительно изменившаяся, дабы интегрироваться в Европу страна - "на римский лад перекроили наш русский Ирий". "Здесь каждый - мертвожив" - только ли про узников земляной тюрьмы в Пустозерске (там Аввакум проведет 14 лет) речь? Или обо всех, потерявших самих себя? А ведь можно же было идти своим собственным путем - "Не третий Рим. а первая Москва".... Но увы, история сослагательного наклонения не терпит...
Трагический финал в данных обстоятельствах неизбежен. 24 апреля 1682 года протопоп Аввакум Петров был заживо сожжен в срубе вместе с тремя единоверцами "за великие на царский дом хулы". В большой политике люди - разменные фигуры, не более . И это остается неизменным. сколько бы времени не прошло.
Но над тем, кто остался верен до конца, обычные законы бытия уже не властны, он - вне их. В финале поэмы вновь звучит голос Аввакума - уже не из этого мира:
Не в земле
И не под небом.
Собою их соединя,
Сам стал
И небо,
И земля.
И - наперекор ужасу случившегося - от этих слов становится светлее.
Завершают поэму строки, которые произносит некий "старец"
Дождемся ли поры весенней?
Прощайте! И - до воскресенья!
Как же это перекликается с текстом "Жития" и посланий Аввакума, которые он писал в заключении. Аввакум принимает и приветствует испытания, воспринимая их как знак божественного избранничества. Он убежден, что Бог сопутствует ему на всем пути, направляет его в стремнины, чтобы укрепить в вере и помочь другим увидеть ее несокрушимость...
Текст дополняют изумительные иллюстрации Александра Шибанова. Черно-белые - пожалуй, непривычные для нас, привыкших ярким краскам. Также как текст удивляет читателей, привыкших к излишнему многословию...
Бумага в этой книге тоже разная на ощупь. И это еще одна неожиданность для привыкших "листать" экран смартфона. Это своеобразное возвращение к книге, ее новое открытие... Особенно ценное сейчас.
История четырехсотлетней давности удивительно современна. Потому что снова наступило время выбора. от которого никуда не деться. И свой выбор делает каждый. Я была знакома с двумя широко известными в узких кругах бардами Один где-то в Европах поливает грязью родную страну, отрабатывая содержание. Другой же идет на фронт добровольцем и погибает как герой, вынося с поля боя тела погибших товарищей...
В предисловии к этой удивительной книге Митрополит Московский и всея Руси Русской Православной Старообрядческой Церкви Владыка Корнилий напоминает: "Чтобы Россия была, важно мыслить по-русски. И не стесняться, что ты русский". Об этом важно помнить особенно сегодня во времена излишних компромиссов с собственной совестью...
Да. сейчас вместо русского языка в широком обиходе "смайлики" и рунглиш, примитивный словарный запас, состоящий в основном из слов-штампов. Но поэма Виктора Петрова доказывает - жива еще, не забыта еще окончательно русская речь. есть те, кто остался ей верен. А значит, у нас, у нашей страны есть будущее!