В начале нынешнего года исполнилось 95 лет со дня рождения русского писателя Петра Лукича Проскурина
По мнению классика советской литературы Юрия Бондарева, книги Проскурина – «это построенные им города и деревни, каждые из которых он населил своими героями, где бьется сама жизнь со всеми ее темными и светлыми сторонами, это крик восторга и боли, это бессмертность, надежда и призывы на помощь, это напоминание, что жизнь – это не дармовой подарок, а драгоценность существования на земле…».
Более двадцати лет нет с нами Петра Проскурина, но словно нравственное завещание он оставил нам в своих произведениях – рассказах, повестях и романах, которые не потеряли актуальности и до сегодняшнего дня. Наоборот, вечные истины Проскурина обретают сейчас особый смысл.
Так, о своей повести «Азъ воздам, Господи» Петр Лукич говорил: «В ней я размышляю о том, что сейчас происходит с нашим обществом, с нашим народом. В общем-то, оптимизма у меня там мало. Я, не желая что-то предрекать, хочу сказать, что предстоит очень и очень трудный период русской жизни, русского пути. Слишком глубоко зашло разрушение. А спасение только в осознании своего национального пути, своего национального характера. Спасение придет только тогда, когда русский народ осознает себя историческим народом, как это было раньше и чего попытались его лишить».
Россия начинается с Камчатки
Петр Проскурин родился 22 января 1928 года в поселке Косицы Севского района Брянской области в крестьянской семье. Когда началась Великая Отечественная война, мальчику было всего тринадцать лет. Ему не пришлось воевать, но, проведя почти два страшных года в оккупации, видел и пережил, перечувствовал он многое, многое передумал и понял. Опаленная войной память детства стала его нравственной памятью и позже нашла отражение в его произведениях.
Почти вся служба Петра Лукича прошла в подмосковном Реутово. Тогда же под псевдонимом Павел Росин опубликовал первые стихи в окружной газете «Красный воин». После того как Петр Проскурин отслужил положенный срок, пришла пора выбирать свое дело, свое место в жизни. Демобилизовавшись из армии, двадцатишестилетний Петр, которого не оставляли горькая память о пережитом и юношеские мечты, весной 1954 года по набору уехал на Камчатку, где три с лишним года проработал в леспромхозе. Был лесорубом, шофером, работал на молевом сплаве. Камчатка предстала во всем своем первозданном величии; это был край могучей и суровой природы, покоряющий своей красотой. Здесь, на Камчатке, он повстречал людей с яркими, сильными характерами, сдружился с людьми мужественными, способными на риск, благородство и самоотверженность.
Первые шаги
В 1957-1962 годах жил в Хабаровске. Первый рассказ его «Цена хлеба» появился в газете «Тихоокеанская звезда». В 1960 году в Москве выходит сборник рассказов «Таежная песня», затем в Хабаровске издается первый роман – «Глубокие раны».
В 1964 году Петр Проскурин оканчивает Высшие литературные курсы при Литературном институте имени А. М. Горького.
В последующие годы у него выходят романы «Корни обнажаются в бурю», «Горькие травы», «Исход», «Камень сердолик», «Судьба», «Имя твое», сборники повестей и рассказов.
Роман «Судьба», раскрывающий в судьбах своих героев судьбы народные, динамику исторических событий эпохи строительства социализма и Великой Отечественной войны 1941—1945, стал одним из заметных произведений 1970-х годов.
Судьба народа
Проскурин выступил сценаристом при экранизации романа. Фильмы «Любовь земная» и «Судьба» стали одними из самых любимых у советского зрителя. Главные роли исполнили актеры Евгений Матвеев (Захар Тарасович Дерюгин), Зинаида Кириенко (Ефросинья, жена Дерюгина), Ольга Остроумова (Маня Поливанова, возлюбленная Дерюгина), Юрий Яковлев (Тихон Иванович Брюханов, секретарь райкома).
Стремясь к правдивому изображению судьбы народа, его характера и духовного облика, писатель не просто рисует переломные, поворотные периоды развития советского общества, исторические события, оставившие глубокий след в жизни народа и оказавшие значительное воздействие на нее, но само содержание описываемой эпохи рассматривает в аспекте непримиримой борьбы между старыми и новыми общественными силами. Петр Проскурин стремится раскрыть психологию, душевное состояние человека, увидеть и понять его нравственные искания в тягчайших испытаниях войны. Сам писатель так объясняет идею романа: «…Судьба народа – неразнимаемая историческая цепь с самых древнейших времен и до наших дней, и если в этой цепи пропадает звено, расплачивается будущее и расплачивается довольно сурово…».
Романы Проскурина «Судьба» и «Имя твоё» представляют собой монументальное произведение необычайной широты охвата, изображающее несколько десятилетий советской истории. В них воссозданы деревенская жизнь, полёты в космос, персонажи из всех слоёв населения. Изданный позже роман «Отречение» является продолжением романов «Судьба» и «Имя твоё», образуя с ними трилогию.
К славянским корням
В конце 1970-х годов Петр Проскурин задумал роман о древних славянах, на что его натолкнули сведения о находке в годы Гражданской войны неких «дощечек с непонятными письменами», якобы оказавшимися «древнеславянскими рунами». Речь явно шла о «Влесовой книге». Однако похоже, что этого романа он так и не написал. Между тем, интерес к славянскому язычеству не прошёл для него даром, продолжая затронутую тему, автор выпустил в 1981 году повесть «Чёрные птицы», в центре которой находилось музыкальное наследие «великого язычника», композитора, сочинившего цикл славянских языческих молитв, вершиной которого была молитва Солнцу. Писатель давал понять, что древние славяне были солнцепоклонниками.
Три романтические повести писателя раскрывают суть человеческой духовности, показывают величие той маленькой, но одновременно и глобально великой частицы Вселенной, которая зовется разумным человеком. Как отметил писатель Александр Байгушев, «общим для всех трех повестей является страстное авторское стремление взглянуть на нашу будничную современную жизнь как бы в момент внутреннего прозрения героев, как бы заново оценить наши обычные поступки не с позиции сиюминутного удобства и благополучия, а в соотнесении с сокровенным смыслом человеческого существования».
Другими глазами
В повести «Полуденные сны» мир человека дан через восприятие его собакой. Проскурин наделяет одного из «братьев наших меньших» способностью мыслить и сопереживать человеку. В произведении звучат мысли о главном смысле и назначении человека: «…Ведь он и не предполагал раньше, что главное – вот в этом утреннем купании, в теплом, не остывшем с ночи озере, восхитительно пахнущем тиной, в этой облегченности тела, когда за далекие горизонты отодвинулась вся ненужная суета, сжигающее честолюбие, и бешеная жажда снова и снова удивить мир неожиданным поворотом кажущейся уже исчерпанной до конца идеи. Главное, оказывается, в другом, в возможности не торопиться, не гнать, не толкать себя в спину, в возможности видеть небо, слушать по утрам пение птиц, иметь для этого хоть немного свободного времени»; «…Я думаю, почему мы такие умные в масштабах космоса и такие беспомощные в своей собственной судьбе?».
В произведении «Черные птицы» автор пишет: «…Жизнь требует уступок, хочешь, чтобы тебя любили, лучше всего не замечать недостатков, даже пороков, особенно если рядом творческая натура, из этого тоже состоит жизнь. Те, кто идет прямо и говорит все, скорее гибнут или становятся пророками, но их гибель тоже норма для обычной жизни».
В последние годы жизни писателем написаны романы «Порог любви», «Седьмая стража», «Число зверя», «Огненный ангел».
В автобиографический роман «Порог любви», вышедший в печати уже после смерти писателя, вошли статьи и очерки о нравственном долге сегодняшнего поколения перед прошлым Отечества, о связи времен и роли традиций в родной культуре. Эта «повесть встреч и дорог», как явствует из авторского подзаголовка, создавалась Проскуриным на вершине писательского успеха. Роман, по мнению критиков, обрел воистину всенародное признание. «Горькие слова произносит он у порога любви к нам, к родине, к человечеству, но лишь такая любовь животворит», – отмечает российский писатель Юрий Медведев.
Волшебная страна Поэзия
В произведении «Порог любви» также размещены и стихотворения автора, в основном философской направленности. Например «Декабрь»:
Я ничего не знаю о себе –
Кто я на этом свете и откуда…
И лишь в твоих глазах, в твоей судьбе
Явилось объяснение, как чудо.
Не знаю, сколько лет и сколько зим
Искали мы во тьме свое начало,
И свет в душе теперь неугасим
До самого последнего причала.
Угаснут звезды, завершив свой путь,
Но мы в пустыне вечной мирозданья
Давай назначим вновь когда-нибудь
Пусть самое короткое свиданье.
Спешить мы будем миллионы лет
На эту предначертанную встречу,
И будет наш еле заметный след
Во тьме росою новых звезд отмечен.
Я ничего не знаю о тебе –
Кто ты на этом свете и откуда…
Но присягаю я своей судьбе
За нашей встречей праздничное чудо.
В стихотворении «Во тьме и тайне в мир приходишь ты» читаем следующие проникновенные строки:
***
Во тьме и тайне в мир приходишь ты,
Его страстей глубины и просторы
Влекут тебя, как чистые листы,
Как скрывшие неведомые горы.
Родившись, каждый тем и подписал
Свой приговор на счастье и на муку,
И в жизнь, в обитель призрачного сна,
Ступил познать нелегкую науку.
Ступил с ранимой, нежною душой,
Чтобы она кричала и грубела,
Стремясь пройти сквозь бури и покой
До самого последнего предела.
Один, всего один неверный шаг,
И ты, уже в тоске и муке смертной,
Не знаешь, друг ли рядом или враг,
Не отличаешь палача от жертвы
Автор так размышляет о поэзии: «Лично для меня поэзия всегда была волшебной страной, потому что истинная поэзия – сокровенная тайна, высшее проявление именно божественных свойств человеческой природы; только в поэзии соединяется гармоническое начало музыкальных ритмов времени, пронизывающих не только жизнь человека, но и сам космос и живой конкретный образ той или иной человеческой эмоции, прозрение духа, и, может быть, поэтому стихи пытаются писать и пишут миллионы, особенно в юности, когда человек то и дело потрясаем самыми удивительными открытиями и в самом себе, и в окружающей жизни; необходимость познать себя, выразить самое тайное, сокровенное и дорогое, чего нельзя выразить ничем и никак иначе, многих, очевидно, и заставляет браться за перо и мучительно вслушиваться в неясную музыку собственных чувств и желаний, стремлений и мыслей».
Героя Социалистического труда, лауреата Государственной премии СССР, члена редакционной коллегии журнала «Роман-газета» Петра Проскурина не стало на 74-м году жизни 26 октября 2001 года.
Его творчество вошло в сокровищницу мировой художественной литературы; его книги — школа патриотизма и верности Родине.
Предлагаем вашему вниманию несколько читательских откликов на творчество Петра Лукича Проскурина:
Елена Осминкина, Заслуженный деятель искусств Республики Крым, член Союза писателей России, лауреат Всероссийской премии имени Н. Гумилева (Москва), литературной Пушкинской премии (Крым), международных литературных конкурсов: имени И. Крылова (Петербург), А. Куприна (Крым) и других: «Петр Проскурин — известный писатель-реалист времен Советского Союза, колоритные рассказы и глубокие романы которого и сейчас, на мой взгляд, представляют интерес для современного читателя. Очень хорошо помню, например, какое сильное впечатление на меня произвели его книги «Любовь земная» и «Судьба». Интерес к ним объясним, с моей точки зрения, и талантом писательского слова, и его даром обобщений, умением широкими мазками, рельефно, ярко отразить судьбы страны и людей в разные временные пласты истории государства, в периоды довоенных и послевоенных лет. Не случайно эти значительные романы были экранизированы благодаря кинорежиссеру и народному артисту СССР Евгению Матвееву, сыгравшему главную роль. И книги Петра Проскурина, и фильмы по его произведениям стали истинным народным достоянием».
Андрей Перзеке, доктор филологических наук, профессор кафедры филологии Крымского республиканского института постдипломного педагогического образования: «Пётр Проскурин вошёл в советскую литературу в начале 60-х годов ХХ века. По своей тематике и проблематике он занял своё место среди писателей, изображавших народную жизнь и получивших название «почвенники». Проскурин в своём творчестве создавал галерею народных характеров, изображал особенности национального бытия в советскую эпоху. Наибольшей его удачей явились романы «Судьба» и «Имя твоё», где художник даёт широкий охват довоенной и послевоенной реальности, которые вместе с более поздним романом «Отречение» образовали трилогию. Если первые произведения трилогии при всех их несомненных достоинствах не выходили за разрешённые в советской литературе пределы осмысления драматизма истории народа, то последний роман «Отречение» (1987) отличался резкой критикой позднесоветского периода застоя. Произведения Петра Проскурина не потеряли своего значения и сегодня. Им присуща любовь к родной земле, глубокое понимание русской души, искренность и лиризм, высокий уровень художественного мастерства».
Александр Маленко, Заслуженный работник культуры Российской Федерации, кандидат филологических наук, литературовед, историк, писатель, член региональной общественной организации «Союз писателей Республики Крым»: «Многое в наследии Петра Проскурина остается близким моему поколению читателей, появившемуся в послевоенные годы. Страницы его военной прозы напоминают рассказы моего отца-фронтовика. Особенно интересны в его описаниях памятные мне черты послевоенной жизни, с подробностями, сегодня уже забытыми, и хорошо запомнившимся нам, ребятам той поры. К сожалению, сегодня частью студентов утрачены нравственные ориентиры. В их мироощущении понятие «война» нередко отсутствует. Как вузовский преподаватель считаю, что в ликвидации этого перекоса военная проза П. Проскурина может оказать неоценимую помощь. Нынешним ценителям русского слова обращение к творчеству Петра Лукича даст немало интересного. Он никогда не писал в раз и навсегда усвоенной манере. Начав с шолоховской традиции, он впоследствии использовал стилистические возможности, идущие от традиций Л. Леонова. Игра словесных красок сменилась усложнением композиций, введением элементов притчей, сокращением числа массовых сцен, появлением в его произведениях двух героев-антиподов. И все это служило главной теме его творчества — России, ее судьбе, ее истории, любви к Родине».
Читайте и перечитывайте книги Петра Лукича Проскурина, ведь его творчество наполнено глубокими раздумьями о предназначении человека, о его ответственности за все происходящее на земле.