или Русское сонцо* Марии
Жители Санкт-Петербурга все время жалуются на небеса: мало солнца, холодно, не прекращаясь, льют дожди… Но этот июль был необыкновенно благосклонен, и ласковое питерское солнышко обогревало тысячу сердец северянок из 28 краёв и областей, представительниц 40 коренных малочисленных народов, съехавшихся в северную столицу страны.
Этим летом впервые в истории современной России под председательством Валентины Матвиенко в Таврическом дворце Санкт-Петербурга прошел Форум женщин Севера.
— Потрясающее мероприятие, правда! — подвела итог Валентина Ивановна Матвиенко на пленарном заседании Совета Федерации. — И такие замечательные женщины живут на Севере!
Еще какие! Но, пожалуй, одной из самых необычных и ярчайших представительниц традиций коренных малочисленных народов Севера стала русскоустьинка по рождению, художник-график, заведующая Галереей западно-европейского искусства имени М. Ф. Габышева Мария МИЩЕНКО.
Одной из главных тем форума было развитие потенциала северянок, помощь в решении проблем и сохранении культуры, быта и языка — как раз то, в чем нуждаются русскоустьинцы. Их же всего-то в этом старинном селе осталось около 150 человек! И это — самое настоящее «очевидное невероятное».
Эти люди с завидным упорством говорят на уникальном ильменском диалекте русского языка, сохранившемся через века в почти неизмененном виде, чтут древние традиции и культуру. Но уйди оттуда последние жители и — растворится тот самый древний русский язык в современной городской среде, пропадёт, исчезнет.
Благодаря усилиям писателя, краеведа Алексея Чикачева, в своё время русскоустьинцы были признаны в Якутии коренным малочисленным народом Севера. А почему не на федеральном? Разве не мы говорим о сохранении уникального русского языка и русской культуры, не радеем за это? По-моему, самое время эту тему поднять и продвинуть.
И Мария тоненько запела… «Бурульгинск-от шерот камень» — душевная песня, наполненная непонятной тоской по родине, что осталась на той серой гористой возвышенности, упирающейся в Индигирку.
Время не донесло до жителя средней полосы России ни этой песни, ни других, что помнят и поют русскоустьинцы на протяжении пяти столетий — на Руси-то они давно позабыты…
Но теперь этот её голос, протяжную песню, заполнившую медиа-гостиную Таврического дворца, и беседу с ней об истории духовной культуры записали в фонд Государственного Исторического музея — того, что в самом центре страны, в Москве, на Красной площади. Их можно услышать на медиа-портале музея. В фонде, надеюсь, появятся и открытки — набор гравюр Марии Мищенко о Русском Устье «Живая нить», которые художница передала в дар музею.
«Это правильно, — говорит Мария, — что обратились именно к женщинам. Женщина Севера хранит не только свою семью, но и весь свой род. Она ведёт хозяйство, добывает возле поселения неводом рыбу, занимается воспитанием детей, заготовкой дров, солением рыбы, из одной рыбы может приготовить разнообразные блюда: юколу, строганину, тельное. Из уст в уста хозяйка рода передаёт старинные сказки, досельные песни, рассказы. И даже во главе общественной организации "Русское Устье" стоит женщина. «Очень мудро», —считает Мария. — Мы и несём ответственность за сохранение традиций».
В медиа-гостиной Мария поведала, что Русское Устье — самое старое русское село Якутии. Примерно в 1570-м году (а возможно, и раньше) — на берегу Восточно-Сибирского моря, в дельте Индигирки его основали русские поморы, бежавшие от опричников Ивана Грозного. Они бежали на кочах — через Белое, Баренцево, Карское моря и нашли пристанище там, где не ступала нога человека, и жили себе потихоньку в добровольном изгнании. И когда казаки под предводительством Ивана Реброва открыли путь на Индигирку, русскоустьинцы там уже были.
Отсюда же, из Русского Устья, началась морская часть многолетнего похода Семена Дежнёва, открывшего пролив между Азией и Америкой.
— Ой, девушка, — едва ли не на каждом шагу слышала Мария. — Какой красивый у вас костюм! Откуда вы, кто вы? А что же это такое, Русское Устье?
В костюме** каждой русскоустьинки обязательно должен быть головной убор. Чем моложе девушка, тем сдержаннее тона. Мария немного смущается: волосы густые, поэтому коса не вся спрятана — не поместилась в борушку**. А ведь молодая женщина, в представлении русскоустьинцев, должна быть верхом целомудрия — никаких прядей из-под борушки выбиваться не должно!
Мария — художник, потому она точно подмечает все детали костюма, ищет им объяснение. Женщина постарше, полагает моя собеседница, может использовать тона немного ярче: она мудра, более значима, у неё больше опыта и, соответственно, уважения. Потому, видимо, должна быть заметней.
Если будет возможность поучаствовать в форуме еще раз, Мария хотела бы привезти женский и мужской костюм русскоустьинцев, широко представить свои гравюры и новые работы, идея написания которых у нее возникла как раз на форуме.
Про серию открыток «Живая нить». Мария создала их, чтобы сохранить историю о своём исчезающем народе. И мне подписала. А что же это такое — живая нить?
Еще девочкой Машенька и невод тянула, и песни пела, и тянет она за собой эту ниточку и теперь, разматывая виток за витком свою родословную, историю предков, своих сородичей, ведь они, по сути, исчезающие ключики всей русской истории.
Каждая картинка на открытке — окошечко в мир Марии. А название — «Живая нить» — строчка из маминого стихотворения, это их обеих кровная ниточка, протянутая из глубины веков:
В краю холодном, в захолустье,
Где четверть года солнца ждут,
В селе далёком — Русском Устье
Потомки русичей живут.
Когда-то предки их по морю
Иль по земле сюда дошли,
Спасаясь от беды и горя.
Здесь счастье трудное нашли...
— Поморы-первопроходцы пришли на суровую землю с Христом в душе, — говорит художница. — Выжили. Их бесценный опыт, словно прозрение, дошёл до наших дней. «Живая нить» их культуры, языка, силы духа, самосознания и веры, не прерываясь, сохранилась в потомках.
Прежде чем появились открытки, были сделаны гравюры — научная работа Марии. Прежде чем осуществить свой проект, она перевернула всю имеющуюся на сей счёт литературу, изучила даже древний шрифт из Библии Василия Кореня, особое внимание уделила существующим версиям появления русских в дельте реки Индигирки, одежде русскоустьинцев, жилым и хозяйственным постройкам, церкви, промыслу, на чём ездили, что ели и во что верили. Огромный труд! Не просто картинки.
Только тираж, к сожалению, оказался очень скромным. Если их не переиздать, они быстро станут раритетом. Как и книга «Сказки Русского устья», выпущенная Русской общиной на грант главы города Якутска, которая до прилавков так и не дошла.
Мне посчастливилось держать эту книгу в руках. Благодаря Марии, сделавшей иллюстрации, и специалистам Северо-Восточного федерального университета, которые очень бережно, сохраняя прелесть и поэтику старины, перевели сказки со старожильного на понятный всем современный русский язык, я смогла окунуться вглубь веков.
В девичестве Мария носила фамилию Черёмкина, а в Русском Устье все знают, что род Черёмкиных тянется из досельных (давних).
Машенька из многодетной семьи, тягу к рисованию впитала с молоком матери. Татьяна Геннадьевна, мама, родилась в средней полосе России, Ульяновской области, но всегда мечтала о Севере. Так что, окончив институт, отправилась в Русское Устье учить ребят современному русскому языку и литературе. Трудностей не испугалась. Встретила свою любовь, навсегда и осталась. Зачарованная суровой природой и мужеством местных людей, она так впитала в себя Крайний Север, будто там и есть её родовые истоки.
Трудное счастье не помешало Черёмкиным родить без благ цивилизации шестерых ребятишек. Лишь когда их стало так много, что маленький дом уже всех не вмещал, глава семейства срубил большой — в два этажа — в районном центре Чокурдахе, где каждому досталось по комнате. Там девочки пошли в Детскую школу искусств, а Машу отдали на рисование.
Хоть Машенька и младшенькая, а к труду приучена сызмальства. Любила глядеть, как отец — Павел Васильевич, кадровый рыбак и охотник, — чинит и сушит сети.
— Выйдем с отцом на реку рыбу из сетей выбирать, а чир большой, жирный — полная лодка наберётся, блестит чешуёй, извивается... — рассказывает мне Мария.
— А не страшно тебе было, маленькой, с отцом в лодку лезть, да сидеть там посреди живой рыбы?!
— Да не страшно, нет. Папа палку даст: тюк рыбу по голове, она и утихомирится.
— И ты тюкала? — удивляюсь я: с виду-то Маша тоненькая, хрупкая...
— Да не-е, — говорит, но я по глазам вижу, что она надо мной смеётся. — Не я. Он сам!
Ну, а мне всё понятно. Тюкала, небось, палкой, стараясь не уступать отцу. И рыбье брюхо острым лезвием вспарывала не хуже заправского рыбака. Я живо это себе представляю и думаю, что детство в Русском Устье ой какое не детское.
— На берег выберемся, — продолжает Мария, — по две рыбины в каждую руку возьмём — на пальцы, тащим домой: папа научил, как подхватывать её за жабры…
От горшка два вершка, рыба-то едва ль не в полроста, тащит девчушка свою добычу, прочно зажав её закоченевшими пальчиками. А рыба холодная, тяжёлая, скользкая и глазастая. Так и пялится, пока несёшь…
От отца Машенька выучилась, как юколу стряпать. Стряпать её — не пирожки печь. Разделаешь рыбину, снимешь кожицу острым ножом да по краям филе наделаешь насечки, да повесишь сушить — это и есть «стряпать». И на улице должно быть солнечно да ветрено, чтобы вялилась рыбка, и мухи её не одолевали...
Я, хоть и вдвое старше Марии, а признаю её суровый опыт. Мы-то, городские, такую рыбку только есть умели, да, по правде сказать, даже есть-то и то — не всегда.
А наслушается Машенька сказок досельных да баек — про домовых да нечистую силу, и не спит ночами, прислушивается, как половицы в доме скрипят.
Зато наступит день, возьмёт карандаш — вот страхи и забываются. С детства полюбила рисовать — одарил её этим господь.
И вот она рассказывает мне про свои открытки:
— Первый лист «Первопроходцы» рассказывает о тяжкой судьбе выходцев из Великого Новгорода.
Сохранилось такое предание: «Люди были дворянских фамилий. Дед мой был дворянином, и грамота была золотыми буквами писаная, да мальчишка изорвал. Как стали подати собирать, в мещане записали. А сначала-то вовсе ничего не платили. Узнали, наконец, про них в России, царь собрал комиссаров подати собирать».
Куда могли отходить преследуемые опричниками гонимые люди? На Север! А там кочи, ладьи. Кто мог снарядить крупную экспедицию по тем временам из 14 кочей? Только богатые люди — бояре, купцы со своими людьми. Ведь в хороший коч помещалось 25 — 30 человек...»
В центре гравюры — поморский коч с парусом и людьми в нём. Кто-то с интересом и ответственно вглядывается вдаль. Другой держит сорочку**** — как благую весть, он сопротивляется ветру, пытается устоять. За этими надёжными плечами — женщина с младенцем на руках. А вот и молодой мужчина, который бесстрашно смотрит вперёд, держа руками шапку на голове, чтоб не сдуло ветром. Позади него молится испуганный старик. Рядом молодая девушка в отчаянии прикрыла лицо ладонями. Но завершает этот ряд спокойный и уверенный в себе капитан, который держит руку на штурвале. Волны хлещут, ветер свистит, надвигаются тучи, но в пути их сопровождает ангел-хранитель.
В борьбе за выживание постепенно затих бунтарский дух поморов, слились они с природой, аборигенами, приноровились к жизни. Но не покорились. Сохранили родной язык, сами того не ведая, создали форпост русского государства в далёкой арктической тундре.
Второй лист «Живая нить» — центральная часть серии гравюр. Здесь культура, вера и быт русскоустьинца, архитектура, флора и фауна тундры, мы видим дружелюбие по отношению к соседним народам. Вот рубленая изба с поморским флюгером, старинная церковь — Станчик. А на первом уровне — тяжёлые будни женщин, выбирающих с невода весь улов. Ведь неводили, в основном, хозяюшки, а мужчины уезжали на заимку охотиться и рыбачить сетями. Слева — типичные постройки Русского Устья. Ближе к нам — русская ураса, возле неё — вешала с юколой, чуть дальше — дровяная ураса: запас дров делали из-за отсутствия поблизости лесов.
А на берегу реки — юкагирское жилище с видом на горы. Молодой русскоустьинец знакомится с прекрасной юкагиркой. У мужчины — копьё, у девушки — лук: скоро, видимо, состоится прекрасная семья охотников. Идиллическую картину добавляют собачка, птицы, цветущие синюха и морошка — олицетворение любви, красоты и надежды на светлое будущее. И над всем этим благолепием лучится живыми нитями икона Знамения Пресвятой Богородицы, особо почитаемая в Русском Устье. От неё исходит сияние святости. Богородица, защищая людей, живущих в таких трудных условиях, благословляет их и тундру-матушку за щедрые дары. Внизу мы читаем строки той самой задушевной песни, которая исполняется только в этом селе: «Бурульгинск-от шерот камень...».
На третьей гравюре — «Русское Устье» — русскоустьинцы и малые народы: прожив много лет по соседству, они поддерживают тёплые дружеские отношения и с уважением относятся к культуре каждого. Русскоустьинцы поют и играют на гармошке, юкагиры несут большую рыбу в дар в знак дружбы. У эвена в руках книга — значение грамотности не только русских старожилов, но и других малых народов. Всё это происходит на фоне карты, свидетельствующей об истории поморов, когда с Восточно-Сибирского моря приплыли они на эти земли и поставили свой знак на месте, которое назвали «Гулянка».
Четвёртая гравюра «Индигирочка» ведает о промыслах, дарах Индигирки. Русскоустьинка там с улыбкой занимается своими обычными делами на рыбацкой заимке, изба и ветка (лодка) у берега изображены на фоне тундры.
В этой серии у Марии есть и небольшие гравюры: «Анды́ль», «Будни на заимке», «Досельная».
«Андыль» с юкагирского означает «молодость, любовь». Мария изображает юкагира с пушниной в руках на фоне его поселения: «Именно они, малые народы обучили русскоустьинцев пушному промыслу», — объясняет художница.
Тут же есть и рыбак, который чинит сети. Может, это Машин отец? Индигирец всегда содержал свои сети в порядке, ведь они кормят его семью.
А вот и русскоустьинка в традиционном костюме. Она поёт песню и энергично размахивает платком. Это песня досельних (давних) времён — «Рассоха», очень ритмичная, наполненная радостью и единством духа. Поют её только здесь, в Русском Устье, ведь рассоха (в диалекте) — место разделения реки на рукава. Значит, о славных родных местах в ней поётся …
Вот такие чудесные открытки и рассказы и привезла Мария Мищенко на первый Форум женщин Севера, удивила и организаторов, и таких же участниц, как и она сама.
А сама восхитилась организацией форума, подивилась красотам славного града Петра, ночью с борта прогулочного катера увидела развод мостов, зажегший в сердце новые идеи….
«Все было организовано на высшем уровне и с бережным отношением к женщине. Тут были северянки разных профессий, и сказать, что мы были впечатлены, ничего не сказать — не то слово, — поделилась Мария. — Некоторые ведь попали сюда прямо из оленеводческих хозяйств и испытали от увиденного настоящий шок. Всё для них, конечно, необычно. Ничего подобного они раньше не видели».
На последней пленарной сессии президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Григорий Ледков собрал у всех участниц письменные заявки о проблемах народа и сообщил, что будет с этим работать.
Но большая проблема русскоустьинцев заключается в том, что они признаны КМНС не на федеральном уровне, а лишь на региональном. Отсюда тянутся и другие проблемы. Нет производства пушнины, не ведётся отлов песцов, и их развелось очень много, а это плохо. Во-первых, бешенство, во-вторых, отмирает целый пласт культуры Русского Устья — выделка пушнины. Уходит навык, забывается. Старики ещё помнят, что охотники сдавали шкурки в общину, потом их везли в Чокурдах, оттуда в Якутск. Непонятно только, почему производство пушнины-то прекратилось. На вязаные шапочки что ли все перешли?
Сильное впечатление произвело приветствие с борта Международной космической станции, когда космонавты в прямом эфире приветствовали участниц Первого форума женщин Севера, Сибири и Дальнего Востока. Экипаж 69-й экспедиции, в составе которого космонавты Сергей Прокопьев, Дмитрий Петелин и Андрей Федяев, пожелал им «новых достижений на благо Земли».
Впечатлений у Марии очень много — на страницах газеты все не поместятся. Столько же возникло идей — успевай только записывать в свой блокнот.
— Пусть это будут не графические, а живописные работы, — думает Мария. — Хочу писать акрилом и в реализме, и в импрессионизме, буду использовать разные техники, хочу вернуться к ксилографии, попробовать сделать линогравюры... Хочется так много сделать для своей малой родины! Спасибо за вдохновение моему Русскому Устью, моей Якутии.
— А какая тема у тебя уже родилась, Мария?
— Это тайна. Скажу только, что хочу поработать над образами людей. Это будут люди Русского Устья и их дети.
— Спасибо, Мария за твой рассказ и удачи!
______________
*сонцо (русскоустьинск.) — солнце
**Костюм русскоустьинки воссоздан научной сотрудницей Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН Екатериной Строговой.
***Борушка — головной убор русскоустьинки.
****Сорочка — деревянный флюгер, который устанавливался на мачте коча. Как объясняет русскоустьинец Игорь Чикачёв, на флюгере вырезалось изображение утки — знак русских поморов. Кроме того, были другие знаки — флажки, которые поднимались в дополнение к флюгеру, они несли вести другим кочам. Игорь Алексеевич объясняет: вести сорока на хвосте приносит, поэтому и «сорочка», т.е. несущая вести. Потом появился обычай ставить такой флюгер возле избы — это знак стоянки поморов, и на нём тоже поднимали флажки, например, созывая или предупреждая соплеменников. Эти знаки были видны издалека. Во время черной оспы на флюгере вырезался крест, означающий опасность, болезнь.