Драматургу нужно быть готовым, что на сцене он не увидит того, что написал
15 апреля в Школе драматургов Арктики, поддержанной Фондом президентских грантов, на площадке Исторического парка «Россия — Моя история» свой мастер-класс дал писатель Владимир Федоров. Он решил рассказать молодым начинающим драматургам о том, в чем разница между драматургией и прозой, и как писать так, чтобы вытянуть счастливый билет и твоя пьеса была, наконец, поставлена на сцене театра.
ДРАМАТУРГ БЫТЬ ДОЛЖЕН ТЕРПЕЛИВЫМ
Самому ему пришлось ждать почти тридцать лет, пока состоялся и завоевал зрителя спектакль «Созвездие Марии», и кстати, много вопросов было именно по этому произведению. Да и Санкт-Петербургские актеры ещё раз воплотили своей читкой давно написанные писателем образы. И тогда Фёдоров рассказал о роли режиссера Русского театра тех лет Келле-Пелле, который, прочитав в газете стихи Федорова о любви Василия и Марии Прончищевых, предложил поэту написать пьесу; и о роли Дмитрия Шпаро, организовавшего экспедицию на место гибели отважных исследователей Севера...
Но Фёдорову важно было донести до своих слушателей главную мысль: для того, чтобы пьеса состоялась, режиссер ею должен вдохновиться. Андрея Борисова она не сразу впечатлила. И только когда судьба привела его в Москву, и едва ли не за руку — к совершенно незнакомому ученому-археологу, у которого после раскопок оказались туфельки Марии Прончищевой и нательный крестик, только тогда его осенило: надо ставить спектакль!
ПРОЖИТЬ НА СЦЕНЕ
Драматург, по Фёдорову, должен ярко видеть своих героев, знать театр, в какой-то мере быть актёром и режиссером, и только тогда его герои оживут. Сам Федоров даже не раз видел себя во сне играющим на сцене, а когда после премьеры «Созвездия Марии» главная героиня явилась к нему, он подумал: «Ну вот такой я тебя и представлял!».
Кстати, оказывается, очень многие великие драматурги или сами играли, пусть даже и в любительском театре, но все-таки, или были директорами своих театров. Шекспир, как изевстно, сам писал, сам играл и сам руководил театром.
И спектакль — совсем не пьеса
Некоторые путают прозу и драму, а это, считает Владимир Федоров, далеко не одно и то же. С одной стороны, драма — это литература, с другой — театр. Драматург, конечно же, выстраивает текст, но у режиссёра свое видение этого текста, а затем в образы привносят что-то собственное и актёры. Потому и говорят: драматург видит одно, режиссёр— другое, зритель — третье. Так что начинающему драматургу нужно быть готовым к тому, что он увидит не то, что написал.
Ну и нужно понимать, что у текста должен быть небольшой объём. 50-60 страниц — это уже два часа спектакля. И сюда нужно уместить содержание, характеры, события. А уместить очень сложно.
ПРО ШЕКСПИРА И РЕМАРКИ
Можно представить себе, что Толстой не любил Шекспира, считал, что это банальщина и примитив. Но и Шекспир вряд ли жаловал бы Толстого, поскольку в его времена роман как жанр только начинал складываться, он наверняка сказал бы: это нудятина. Но именно поэтому Шекспира ставили и будут ставить, он многовариативен, даёт постановщикам, как и другие драматурги, большую свободу. У него ремарок минимум. Он не диктует драматургу, что делать. Каждый драматург трактует его так, как видит. Поэтому режиссеры иногда убирают все написанные ремарки и у современных драматургов.
Кстати, в первых театрах ремарок вообще не было. А зачем им там быть, если драматурги сами ставили свои произведения?!
РЕЖИССЕР — НЕ СЛУГА ДРАМАТУРГА
Более того, он не то что слуга, он – диктатор. Хотя триста лет театр жил вообще без режиссёра. Сегодня же мы живём в режиссерской диктатуре. «Андрей Борисов, когда я сидел на репетиции и что-то бурчал, однажды сказал: «То ли дело — мертвые драматурги...»
НИЧЕГО, ЕСЛИ ПЬЕСЫ НЕ ИЗДАЮТ И НЕ СТАВЯТ?
У нас и в прежние времена не любили издавать пьесы, а сейчас и подавно. И поэтому на литературном портале своего журнала «ЛИterra» я открыл рубрику для драматургов. Единственный критерий — это должны быть талантливые произведения. Ну а если ваши пьесы не ставят, их всегда можно… .переписать в повести.
ПРО КОНФЛИКТЫ
Конфликт в пьесе — совсем иное, чем думают некоторые начинающие драматурги. Бывает, напишут: в Арктике — пурга, метель, и думают, что это уже конфликт между природой и человеком. А это не так. Конфликт в пьесе всегда носит очеловеченный характер. Поэтому зайки в детских спектаклях разговаривают, и цветочки тоже.
А когда один конфликт будет вытекать из другого, то это зацепит зрителя.
ПРО ЗРИТЕЛЯ
Чем больше острых тем затронуто в пьесе, тем больше зритель будет на нее реагировать. В зрительный зал заходят люди самые разные. Это можно назвать кворумом. Но это ещё не публика. Нужно, чтобы что-то произошло уже в завязке пьесы, чтобы их сблизить, объединить — тогда это уже будет публика, которая с финале не хочет выходить из зала и расставаться с героями постановки.
МЕСТО ДЕЙСТВИЯ — КРАЙНИЙ СЕВЕР И АРКТИКА
Практически во всех пьесах Владимира Фёдорова местом действия становится Крайний Север и Арктика. Еще в те времена, когда он был геологом, ему посчастливилось работать на побережье моря Лаптевых. И да, надо знать, о чем пишешь. Арктическая тема — благодатная. Там — огромное количество героев, таких, как Прончищевы, имён, драматических ситуаций, которые просятся на сцену. Многие подвиги минувших лет были совершены на и с территории Якутии. К примеру, тот же Георгий Седов, который, решив достичь Северного полюса, взял с собой продуктов только на дорогу туда... История Арктики не такая уж популярная. О ней надо писать.
СЕВЕРНЫЙ ЧЕЛОВЕК
Действительно, северные люди отличаются от людей, допустим, средней полосы России. У эвенов, например, существует обычай кочевать с места на место. И каждый раз перед тем, как это сделать, они проводят совещание, выслушивая даже самых маленьких детей.
Северного человека сложно вывести из себя. И сложно после этого с ним помириться.
Северные люди больше думают о других, самоценность человека для них высока.
Им свойственно оставлять в избушке для совершенно незнакомого путника спички, чай, еду. Их отличает широта души, гостеприимство.
ПОЧЕМУ НЕТ ХОРОШИХ СКАЗОК ДЛЯ ДЕТЕЙ
Для детей очень сложно писать, нужно быть самому немного ребенком. А это— особый дар. Мы, наверное, потеряли эту детскость. Мир стал более расчётливым...
Впрочем, кажется, в Якутии есть такие авторы. Например, Анна Пшенникова сделала с Нерюнгринским театром уже два спектакля.
ЗА ДВА ЧАСА, что шёл мастер-класс, драматург успел обсудить со слушателями много разных тем — от непревзойденной до сих пор Великой северной экспедиции, самой крупной в мире (можно представить себе, когда восемьсот человек приезжают в Якутск XVII века, когда всего населения столько едва ли наберется) до «Воителей трёх миров» и других своих книгах о шаманизме. И о том, как собирался материал, и как надолго это может растянуться по времени.
И КОНЕЧНО, БЫЛА ЗАТРОНУТА ТЕМА СПЕКТАКЛЯ «ЗАПАСНОЙ АЭРОДРОМ», премьера которого (на данный момент) уже состоялась 16 апреля. До него была пьеса «Два берега одной Победы» — о перегонщиках американских самолётов по трассе АлСиба с Аляски на фронт Великой Отечественной. А как же обстояли дела на земле, кто строил аэродромы?
«Я сознательно выбрал эту тему, потому что мы многое уже стали забывать о том, что было, стали ставить памятники Сталину, вздыхать о «твёрдой руке»...» — подчеркнул автор пьесы.
Материал к спектаклю он начал собирать давно и делал это долго: ходил к одной женщине, отсидевшей 10 лет в лагерях Гулага, как на работу в течение нескольких месяцев, записывал её, ездил на места старых колымских лагерей Дальстроя, встречался с людьми, работал с документами и так далее...
Ну, а каково видение режиссера, Владимир Федоров на момент мастер-класса ещё не знал, ни на одной репетиции он не был, прилетел в Якутск за день до премьеры. Для него самого спектакль должен был стать сюрпризом, и будем надеяться, приятным.
Подробнее о прошедшем мастер-классе можно узнать на сайте Школы драматургов Арктики. Ну и в Ютубе:
https://youtu.be/K5kFi-Wej2M