Сказка Евгения Ивановича Носова «Задумал ёж разбогатеть» менее известна читающей публике, нежели его рассказы и повести. Впервые опубликованная в 2001 году в «Курской правде», она редко переиздавалась. Если бы не подвижничество курских деятелей литературы и культуры, собравших сочинения выдающегося писателя-земляка и издавших замечательный пятитомник в издательстве «Русский путь» в Москве в 2005 году, навряд ли эта сказка стала бы достоянием массового читателя.
Как, впрочем, и многие другие произведения, художественные и публицистические.
Подзаголовок к истории мечтавщего разбогатеть ежа прост: «Современная российская сказка». Моралью, иронией, в иных местах саркастической и даже жестокой, она схожа с басней. Понятно, что животные – это маски, за которыми видятся люди с их иногда высокими, но чаще низменными порывами. Это не русская народная сказка, хотя финал её ассоциируется с «Колобком». И не литературная, где предполагаются волшебные, фантастические метаморфозы в сюжете и образах. Сказка Евгения Носова про ежа настолько отражает современную жизнь, что не ставит перед читателем никаких загадок: всю подоплеку он знает, потому что сам находится внутри этой жизни, возмущается ею и, может быть, страдает от её реалий. Желание ежа разбогатеть – обычное для большинства людей. К этому его толкает зависть: почему другие могут наживаться, иметь дворцы, богатые столы, отдыхать в своё удовольствие, а он должен жить хуже их? И настолько втемяшилось это желание в мозг ежа, что он стал его рабом. По сути ничего не имевший для скорого обогащения: ни ума, ни способностей, «не обученный предками разбойничать», без какого-либо «первичного капитала», живший «одними только лесными подаяниями» - ёж бросается во все тяжкие по «челночному» пути, проложенному тысячами таких же мечтателей обрести богатство, как и он. Многие читатели помнят, что это такое: вокзалы, аэропорты, забитые «челночницами» и «челноками» с огромными клетчатыми сумками, огромные очереди в кассы, дешёвый кофе, матерщина, облака табачного дыма… Как написано в сказке: это «делают многие, даже с образованием». Неприглядная картина. Не буду вдаваться в политику, но именно об этом мечтали ЦРУ и Аллен Даллес, а горе-президенты Горбачёв и Ельцин купились на идею свободной торговли для обогащения масс. Нажива развращает – это известно всем, у неё одна цель – богатство, и ради воплощения её нет каких-либо моральных ограничений.
Бедный ёж, движимый такой же целью, тоже решил «челночить», чтобы, набравшись терпения, своим трудом понемногу зарабатывать и откладывать на новое жилище. «Только не ленись, увещевали знатоки, вставай пораньше, пока грибы не собрали. Живая копеечка сама собой и побежит ручейком, пусть не обильно, но зато трудовая, без плохих сновидений».
Что ж, ёж с его трудолюбием, упорством мог бы что-либо скопить, продавая на базаре сыроежки. Но вскоре оставил этот метод обогащения, потому что на его пути встали грабители: рэкетиры, менты, сборщики «местовых» - их больше, чем грибов у ежа на спине. Требовали мзды по любому поводу, даже за то, что не нравится «колючая ежова физиономия». Это тоже отличительная черта 1990-х годов: повальный грабёж.
Перешёл было еж на продажу яблок, но дорогие плоды «приличных сортов» есть только в чужих садах, их надо воровать, что опасно для жизни. Нет, ещё не разложившемуся морально ежу претит такой промысел. Он упорно таскает из лесополосы на рынок добытые честным трудом дикие яблочки, внешне напоминающие «райские», но покупатели раскусили разницу в прямом и переносном смысле и кривятся от сводящей скулы кислоты дичек.
Вот в этот момент, когда ёж совсем отчаялся и готов пожертвовать всем, что у него есть ради исполнения мечты о новом домике для его семьи, и появляется на сцене, в данном случае на рынке, госпожа Курощупова, лиса, в русском фольклоре – хитрая, хищная обманщица. Это ведь она, обольстив простоватого Колобка, съела его; она заставила волка ловить рыбу в проруби хвостом – да мало ли примеров коварства этой рыжей бестии можно встретить в народных сказках, в баснях Крылова, в «Золотом ключике» Алексея Толстого!
Казалось бы, ежу всё известно про сущность Курощуповой, его недоброжелательницы, ещё с тех времён, когда она «сама в лесопосадке жила в барсучьей норе». Замечательная деталь, найденная Евгением Носовым! Не в своей, лисьей, норе, а в барсучьей, приобретенной, скорее всего, обманом и наглостью, как в сказке про избу лубяную, «отжатую» плутовкой у зайца. И вот настало благодатное время для таких предприимчивых мошенников, как госпожа Курощупова: она чувствует себя хозяйкой на рынке, возле неё крутятся готовые на исполнение любых желаний поклонники – в данном случае «хипповый» терьер Терентий. И сама она выглядит купчихой в своей «ухоженной шампунями», переливающейся шубе и в накинутой на плечи дорогой чернобурке. Первая реакция ежа – свернуться, выставив во все стороны колючки, не связываться с этой хитрой хищницей. Но, обольщённый её заботливым тоном, он раскрывается и готов выслушать советы её, сумевшей стать богатой и независимой.
Здесь можно сколько угодно проводить параллелей с реальной жизнью. «Кто был ничем, тот станет всем» - это не кощунство над строками коммунистического гимна, это ставший на деле реальным лозунг нуворишей. Они высятся над другими своим нажитым нечестным путём богатством не только на рынках, на каких-то светских вечерах, в театральных ложах, но даже в православных храмах. Вспомнился такой эпизод. Мы с сыном Иваном, в то время 15-летним подающим большие надежды пианистом, находились на Международном конкурсе в г. Тольятти. Иван начал рано ходить в церковь, соблюдать посты, пел на клиросе, знал много молитв – в общем, был воцерквлённым молодым человеком. А тут как раз наступил праздник Святой Пасхи, и мы с ним пошли на Всенощную в один из тольяттинских храмов. Прихожан было много – не протолкнуться. Шла торжественная служба, замечательно пел хор – в общем, Божья благодать да и только. И вдруг толпа отхлынула от центральной дорожки к праздничной иконе, сжалась до стонов, и в этот расширившийся проход шагнули три человека в цветных пиджаках, с массивными, почти как у священников, крестами, с толстыми и высокими, как жезлы гаишников, витыми свечами. Следом за ними выступали такие же, как госпожа Курощупова, дамы в переливающихся волнами шубах. Не обращая внимания на ропот верующих, посетители прошли к аналою, приложились к праздничной иконе, положили на столик свечные жезлы, демонстративно, напоказ вынули из портмоне солидные купюры и окунули их в ящик для подаяний. Мы с Ваней обратили внимание, как склонили в поклоне головы церковные служители. Нуворишам некогда было стоять в ожидании крестного хода, и они покинули храм. Такие картины в России конца 1990-х и начала 2000-х годов встречались повсеместно. Произошла подмена ценностей, на первый план вышли не духовные, а материальные. Однако коммерсанты и бандиты прикрылись верой в Бога: всеобщее фарисейство.
Вот и госпожа Курощупова говорит ежу: «Нынче перед законом все равны. Я ведь тоже прежнюю жизнь оставила. Православие приняла. Вот, видишь, крестик ношу…»
Хищники бывшими никогда не бывают: кто этого не помнит, тот обязательно поплатится. Внешне благородные, в речах доброжелательные, они остаются по сути безжалостными и коварными. Наивный ёж поверил ставшей «совсем другой» по её словам Курощуповой, проникся её расспросами про семью, чего в их прежней жизни никогда не было, обрадовался похвале, что он занялся делом, так как «нынче бедным жить неприлично».
Наивный ёж не подозревает, что его заклятая «подруга», которая лукаво втирается в доверие, говоря: «Ведь мы не совсем чужие. Можно сказать, земляки: в одной лесопосадке родились», - задумала хитрую комбинацию, чтобы съесть колючего бедолагу с потрохами. Прежде её мешали это сделать колючки ежа. И сейчас, видя его страстное стремление разбогатеть, эта хитрюга подсказывает ему, что надо делать. Продать колючки на иголки для шитья и штопанья! За них, уверяет госпожа Курощупова, много денег дадут в деревнях, так что на новый домик ежу и его ежихе с ежатами хватит.
Здесь иголки имеют не только прямое значение «жёсткого волосяного образования, умело управлеямого животным (науч.)», своего рода защитной брони от хищников. В переносном значении иглы могут быть не только защитой, но и стать средством нападения, если потребуется. С ними ёж чувствует не только свою безопасность, но и в какой-то момент может применить данное ему природой оружие против недругов, скажем, защищая свою семью, друзей, справедливость, наконец. Разве так не может случиться в иноскзании, подобном сказке Евгения Носова? Всё допускается!
Да, у ежа около 5000 игл, со временем они обновляются – это закон природы. Возможно, поэтому старший ежович и ежиха хладнокровно выдёргивают гвоздодером самые лучшие иголки. Однако вряд ли они думают об этом. Вместе с ежом они заражены той же болезненной мечтой: разбогатеть, эта идея заслоняет для них чувства жалости и сострадания, оставляя только расчёты. «Тем временем жена-ежиха, надев очки, придирчиво, как в ОТК, сортировала выдернутые иголки по их одинаковости: длинные – к длинным, короткие, со щёк и бровей – к таким же.
Двое младшеньких увлеченно раскладывали готовые иголки по пакетикам – по десять, тридцать и по сотне штук в упаковке, а средний из ежовичей, студент лесотехнической школы, вёл на калькуляторе разные подсчёты».
Физически страдающий ёж не ропщет, он терпелив к боли, мечтая о «непромокаемой крыше за семью запорами и печке с черемуховыми полешками», как у госпожи Курощуповой. И тогда зачем ему иголки в этом неприступном для врагов, уютном доме? Они не нужны ни в прямом, ни в переносном смысле: с деньгами ёж забудет про лесополосу с сыроежками и дичками, и колоть иглами кого-то в борьбе за справедливость ему не будет нужды. Зачем? У ежа настанет спокойная жизнь. Он её достигнет, пожертвовав самым ценным, что у него было: иголками. Пусть другие так попробуют, а его хата с краю.
Но разбогатеть ежу с семейством не удалось. Жадность наживы, как это часто бывает, затмила разум: в иголках не оказалось мочек для вдевания нитки, о них горе-коммерсанты даже не подумали. Так что весь товар оказался бракованным, и ёж еле спасся бегством от разгневанных баб из деревни Белые Холстинки.
И что же, извлёк хоть какой-либо урок не ставший богатеем ёж? Увы, ощипанный родными, жалкий, доступный теперь всем хищникам, он, одурманенный блеском возможного богатства, ничего не придумал лучшего, чем снова обратиться к госпоже Курощуповой за советом: это если не гарант его будущих успехов, то, во всяком случае, ценная советчица, сама достигшая многого – так он считает. Конечно, ёж поверил, как когда-то его предшественник Колобок, в речи ставшей «другой» с православным крестиком хищницы. Конец сказки недвусмыслен: в местной газете промелькнуло сообщение о пропаже «коммерческого предпринимателя Erinacenc earopaens, проживавшего по улице Лесополосной, в собственном строении…». «А ещё прошёл слушок, будто как раз на упомянутой неделе многие улавливали, как из каминной трубы краснокирпичного коттеджа доносило запахом шашлыка с примесью черёмуховых полешков».
Дойдя до последних слов сказки Евгения Носова «Задумал ёж разбогатеть», всё верно понявший читатель лишь вздохнёт: сколько таких наивных мечтателей жить красиво пропали бесследно или были съедены во всех смыслах этого слова хищниками 1990-2000-х годов на просторах России! И как было бы правильно, чтобы такое прекрасно написанное, ёмкое, с замечательным иносказательным смыслом произведение включили в список произведений для чтения и анализа в старших классах общеобразовательной школы. Возможно, таких «ежей», готовых на любые жертвы ради богатства, стало бы намного меньше.
2024 г.
НА СНИМКЕ: писатель Евгений Носов.