Генрих Дик «Пьесы для детских и юношеских театров»
В тёмные времена хорошо видно светлых людей.
Э.М. Ремарк
В современной мировой литературе мало пишется и издаётся сказок. А если и пишутся сказки, то в них есть множество недостатков. Одним из главных является отсутствие запоминающихся образов и персонажей. Далее следует пренебрежение писателя к сюжету, который бы был построен не на авантюрных ходах взятых прямо из мира людских отношения, как это уже отработанно, например, в американской киноиндустрии, а на исследованиях глубин национальной народной жизни и понимании заветных представлений и созерцаний любимых образов и идеалов её. Все современные сказки как правило стилизованы и в этой стилистике отсутствует погружение в существо сказки и, как следствие, потеря глубины при внешней форме. А часто в сказку добавляются реалии современной жизни, которые совершенно уничтожают глубинную поэзии сказки.
Как важно беспокоиться во времена «информационной эпидемии» о детях всего мира. У них есть законное право не знать. В России, до определённого времени, а если быть точным, в дореволюционной России, Советской России до начавшейся «Перестройки», не рассматривали этот вопрос, как вопрос актуальный, ибо сама атмосфера социальной жизни в области воспитания человека была высоко нравственной. Это витало в воздухе и было естественным свойством каждого члена общества. Все эти ограничения, связанные с присвоением различным публичным материалам 6+, 12+ и так далее – имеют важное значение в новое, «свободное от условностей» время, но мало кто задумывается над глубокими последствиями их неисполнения.
Ребёнок должен быть счастлив в детские годы своей жизни. Он должен развиваться, получая положительный опыт в каждый период своего взросления до совершеннолетия. Охранной грамотой детства являются опыт и знание жизни его любящих родителей, продуманная в воспитательном отношении система начального и среднего образования, - эта генетическая матрица культуры, - глубокие традиции, основанные на верованиях народа. Но мы видим, что все эти институты полностью или частично разрушены. Над душами детей имеют власть якобы неконтролируемые средства массовой информации, разрушающие не только самоидентичность сознания ребёнка в отношении своего народа и национальной культуры, но поселяют в ребёнка страх и ужас от предстоящей жизни, наполненной коварством, ненавистью, предательством, убийствами и смертью. И нет ощущения света в этом запредельном мраке для идеалистического сознания ребёнка, который естественно верит, что добро всегда побеждает зло. Это происходит повсеместно и в мировом масштабе.
Мы знаем великие образцы писателей прошлого, ставших достоянием мировой литературы, воспитавших многие поколения детей в разных странах мира. Братья Гримм – лингвисты и исследователи народной культуры в Германии. Они собирали фольклор и опубликовали несколько сборников под названием «Сказки Братьев Гримм», которые стали известны и любимы во всём мире.
Ханс Кристиан Андерсен – поэт и прозаик, автор всемирно известных сказок для детей и взрослых в Дании.
Павел Петрович Бажёв – прозаик, фольклорист, публицист, написавший знаменитые сказки «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», в России.
Вильгельм Гауф – немецкий писатель и новеллист, написавший сказки «Карлик нос», «Холодное сердце», «Маленький Мук» и другие.
Русские народные сказки, издаваемые огромными тиражами и сказки русских писателей на темы русских народных сказок. Александр Сергеевич Пушкин, Лев Николаевич Толстой. Перечислять можно бесконечно. Писатели видели в народной сказке тайну безличного непосредственного творчества, совершенно лишённого авторского эгоизма! И самым близким к этому идеалу творчества был Александр Сергеевич Пушкин, душу которого Фёдор Михайлович Достоевский в знаменитой речи на открытия памятника Великому национальному поэту, назвал всемирно отзывчивой!
Недаром, Дмитрий Сергеевич Лихачёв где-то сказал, что сказки Пушкина влияют на душу ребёнка как вся педагогика вместе взятая.
Писатели сказочники всего мира понимали охранительные свойства литературы для воспитания духовно здорового ребёнка и несли эту личную ответственность за высказанное слово, понимая, что чтение связано с мышлением человека… Дать детям то, что им необходимо в определённые периоды их взросления может только писатель-мудрец. Великие сказочники мира были мудрецами.
Насколько я был удивлён, когда в мои руки попала книга современного российско-немецкого писателя, поэта, драматурга, переводчика, журналиста, издателя, общественного деятеля, большого друга нашей страны Генриха Дика «Тайны чёрного замка» (Пьесы для детских и юношеских театров). Удивительный «томик», так ласково любит говорить сам Генрих об изданных книгах, поразил меня всеми достоинствами, присущими сказкам мирового уровня. Генрих подлинный мудрец. В пьесе «Тайны чёрного замка», он проводит детей через испытания, своего рода инициацию, и преодолев слабые свойства своих характеров, они побеждают себя, отвергают зло и исполняются чувствами дружбы и возвышенной любви, готовой себя принести в жертву ради другого.
Какие удивительные, лаконичные фразы встречаются в этой сказочной пьесе. Король беседует с одним из героев, выбравших самое сложное задание из трёх предложенных:
Король
Ступайте! Большой и сильный ждёт встречи с вами. Возьмите мой лучший меч. Возможно, он вам пригодится.
Александр
Благодарю, Ваше Величество. Вы так добры.
Король
Доброта – гнездо, где часто дремлет лукавство. Не доверяйте тем, кого не знаете.
И ещё один великолепный диалог, состоявшийся между героиней и бабочкой:
Бабочка
Но если вы его любите, то вам придётся измениться.
Варвара
Я здесь потому, что собираюсь это сделать.
Бабочка
Замечательно. Тогда ещё не всё потеряно. Возможно, вы действительно станете королевой. Тут рядом живёт в домике гном, который очень много знает. Вероятно, он подскажет вам, где тот, кого вы любите.
Варвара
Спасибо. Прощайте.
Бабочка
До свидания. Запомните, принцесса, если вам говорят то, что вы хотите услышать, то вам надо проверить, не беседуете ли вы сами с собой.
Сколько благородства и сдержанности в этих милых и мудрых диалогах! Вообще язык пьес-сказок прекрасен, лаконичен, возвышен и точен.
Чем же заканчивается пьеса «Тайны чёрного замка»? Здесь нет назидания, нет сентенций, которые так не любит читатель, ибо именно в них и кроется отвратительный авторский эгоизм. Пьеса заканчивается живым диалогом:
Александр
Было страшно. Но я многому в этом чёрном замке научился.
Макс
Я счастлив, что там побывал. Но ещё раз я туда не пойду.
Варвара
Только теперь я поняла, что нельзя жить с сознанием принцессы. Если хочешь стать настоящей королевой, то нужно избавиться от эгоизма и самоуверенности.
Александр
А самое главное – мы поняли, что должны держаться вместе.
(Все берутся за руки).
Так заканчивается пьеса.
«Странник Кранц», третья пьеса этого томика, наполнена удивительным воображением Генриха Дика, его совершенно детским погружением в тот мир, который он так органично творит.
Я попытался проанализировать откуда в Генрихе Дике это внутреннее устроение, которое позволяет ему с кажущейся лёгкостью изображать этих удивительно чистых героев, проводя их отеческой рукой по ступеням к правильному взрослению? Генрих родился в 1955 году в СССР и жил до 1993 года. Разумеется, он учился в советской школе, которая была источником университетских знаний и воспитательницей, наставившей на путь многие поколения советских детей. Генрих, видимо, был прилежный ученик, как всякий немец. В 1979 году Генрих окончил Пермский государственный университет и получил профессию юриста. Таким образом, Генрих прилежный воспитанник Советской педагогической школы!
Вторая стихия, питающая неоскорблённую часть души писателя (М. Пришвин), это живая принадлежность к Христианству.
И последняя стихия - талант художника, чувство слова, его потрясающий вкус и присутствие неповторимого стиля!
Я приведу только несколько высказываний из публичных выступлений Генриха Дика, чтобы у читателя сформировалась полная картина о нём:
«Язык – душа народа. Люди, которые полностью переходят на язык другой страны, могут очень легко воспринять его духовную составляющую. Они начинают меняться – это неизбежно. Поэтому с такой живостью немецкие дворяне, которые переходили на русский язык, принимали православие, становились частью русской аристократии. Были тогда люди заявившие о немецком засилье. Но не было никакого засилья. Эти немцы в российской армии, при дворе были частенько более русскими, чем коренные дворяне. В этом нет феномена, если вспомнить, что некоторые классики литературы России были немцами полностью или частично»…
«Мне близок русский язык, но немецкий жив в моей душе. Когда такое происходит, то ты оказываешься человеком, который имеет две души. Это, вероятно, не всегда хорошо. Но для меня это свойство оказалось очень полезным»…
Рассказы, стихи, сказки Генриха Дика во все периоды его литературной деятельности публиковались на русском и немецком языках во многих сборниках литературных обществ России и Германии.
«Поэты и писатели, по моему мнению, - пишет Генрих Дик, - должны помнить об одной важной вещи. И эта вещь такая очевидная, что, казалось бы, все её должны понимать. Но я уже много раз убеждался, что очевидные понятия становятся запутанными, когда речь идёт о величии. Что важнее величие или человеческая жизнь? С точки зрения здравого смысла, разумеется, человеческая жизнь важнее. Но почему мы с такой лёгкостью отодвигаем в сторону любую информацию о страшных преступлениях, когда речь идёт о величии державы, какой-то личности…
Например, Фёдор Достоевский писал:
«Какая разница между демоном и человеком? Мефистофель у Гёте говорит на вопрос Фауста: «Кто он такой?» - «Я часть той части целого, которая хочет зла, а творит добро». Увы! Человек мог бы сказать о себе совершенно обратное: «Я часть ой части целого, которая вечно хочет, жаждет, алчет добра, а в результате его деяний – одно лишь зло».
Большинство людей хотят величия не только для себя, но и для своей державы, для тех, кто ей руководит… И убийства никогда не прекратятся, пока люди будут соединять жажду славы для себя, для своей державы, для своего народа… с жаждой добра.
Добро не нуждается в величии, оно ищет любви»…
Творчества, дорогой Генрих, во славу Творца, на благо подрастающему поколению всех детей мира, которые через слово правды станут счастливыми. А кто счастлив, тот светел, и может этим светом поделиться с другими.
От редакции: книгу Генриха Дика "Тайны чёрного замка" можно приобрести в издательстве "Серебро слов" http://www.tvoyakniga.ru/magazin/magazin/554/