В январе 2022 года исполнилось 180 лет со дня рождения Ивана Александровича Худякова
Якутия, Как известно, до революции считалась "тюрьмой без решеток", и царский режим направлял туда самых непримиримых своих врагов. Среди политссыльных и уголовников были действительно блестящие ученые. Так, в заполярный холодный Верхоянск был сослан ученый-этнограф Иван Худяков, и если бы не тяжелая болезнь, от которой он скончался, его имя наверняка стояло бы рядом с такими известными в науке личностями, как Серошевский и Пекарский.
Иван Александрович родился в январе 1842 года в г. Кургане одноименного окруцга. Окончил Ишимское уездное училище. По окончании Тобольской гимназии, в 1858 году, поступил на историко-филологический факультет Казанского университета, в 1859 перевёлся в Московский университет. Во время учебы, на летних каникулах, занимался сбором русского фольклора. Пешком и на подводах обходил деревни и села Поволжья, вел научные записи. В 1860 вышел его «Сборник великорусских народных исторических песен», в 1861—1862 «Сборник великорусских сказок» в трех выпусках.
Но в 1861 году он был исключен из университета за неявку на экзамены и выпущен со справкой о праве преподавания. Переехав в Санкт-Петербург, Худяков в 1863 году составил и издал сборник «Русская книжка», куда включались народные песни, пословицы и поговорки, сказки, загадки, басни Крылова, проза Писемского и Успенского, стихи Некрасова. Сам автор написал исторические «Рассказы о старинных людях» (1864—1865) и «Рассказы о великих людях средних и новых времен» (1866). Следующая его работа «Самоучитель для начинающих обучаться грамоте», изданная в Петербурге в 1865 году Е.П.Печаткиным, хотя и была запрещена цензурой, но получила высокую оценку общественности.
В это время Худяков постепенно сближается с революционерами, за рубежом знакомится с А.Герценым. 7 апреля 1866 его арестовывают и привлекают к суду по делу о покушении Д.В.Каракозова на Александра II. Уголовный суд, несмотря на отсутствие доказательств участия Худякова в заговоре, приговаривает его к лишению всех прав состояния и к ссылке на поселение в Сибирь.
В Якутск Худяков был доставлен 11 марта 1867 года, а 7 апреля того же года – в Верхоянск на Полюс холода. В суровом Верхоянском крае Худяков продолжил свою научную деятельность. В течение 14 месяцев он ведет на Полюсе холода метеорологические наблюдения, добивается открытия школы. Пишет замечательные этнографические работы "Верхоянский сборник" и "Краткое описание Верхоянского округа". Издать их Худяков не может, ему запрещают это делать, несмотря на то, что в то время он был уже известным фольклористом, написал и выпустил почти десяток книг, которыми до сего времени пользуются лингвисты и фольклористы. Рукописи, подготовленные в Якутии, хотя они были прекрасными и достойными работами, так и остались неизданными вплоть до его смерти. Хотя Худяков пытался предложить их к печати даже без указания своего авторства. Только чудом эти рукописи сохранились, благодаря случайным добрым людям.
От безысходности и переживаний Иван Александрович потерял рассудок - творческая душа не выдержала бездушного отношения чиновников и суровых жизненных условий. Позже, после долгих прошений и стараний матери, его доставили в Иркутск в 1875 году, где он умер годом позже в психиатрической больнице. И был похоронен в одной могиле с двумя бродягами на погосте иркутского Иерусалимского кладбища.
Научные труды Худякова, написанные в Верхоянске, являются бесценным источником быта и культуры народов Якутии. До настоящего времени его точнейшие описания национальных ритуалов, в частности сложных действий и обычаев якутской свадьбы, не теряют своей актуальности. Молодому ученому на начало ссылки было меньше 24 лет, но выполненные им исследования показывают, насколько он был профессионален, упорен и скрупулёзен.
Память о Худякове в Якутии и в России, можно сказать, не поддерживается. Его фотографии не сохранились. Есть один карандашный портрет, но на нет полной уверенности, что на нем изображён именно Худяков. Нет и памятников - ни в Якутии, ни на Родине. Только его книги свидетельствуют о незаурядности автора. Известно, что он всего за год изучил якутский язык, составил словарь. Он был первым профессиональным ученым-этнографом, досконально описавшим быт, фольклор, обряды и язык якутов Верхоянья, тех, которые переселившись из центральной Якутии незадолго до прихода русских казаков, сохранили свои обычаи в первозданном виде.
Почему же этому человеку не воздается должное в Якутии? Может быть потому, что он от безысходности помутился умом (это считается у якутов дурным знаком)? Или может быть потому, что изучал верхоянских якутов, а не вилюйских или якутов заречья, которые составляли основные массивы народа саха.
У нас заметно переоценивается значимость В.Л.Серошевского (образование - гимназия, профессия - слесарь), по сути - талантливого писателя и дилетанта как фольклориста, который шел по стопам Худякова.
Превозносится Э.К.Пекарский, достойный исследователь (ветеринарный врач по образованию), который при составлении своего словаря якутского языка частично использовал материалы, собранные Худяковым. Книги И.А.Худякова редки, их трудно достать, к недавнему юбилею Верхоянска крохотным тиражом переиздали его "Краткий очерк Верхоянского округа", и он моментально разлетелся.
Необходимо воздать этому выдающемуся ученому должное и увековечить его имя.
НА СНИМКЕ: ссыльные у своей юрты в Верхоянском округе в начале 1900-х годов; книга И.А.Худякова