Беседу с писательницей Ириной АНАСТАСИАДИ ведёт главный редактор альманаха «Семейка» Владимир АВЦЕН
– Ирина, мы с тобой заочно знакомы почти пятнадцать лет. С того времени, когда в нескольких альманахах «Семейка» появились твои колоритные рассказы «Неисправимый романтик», «Виктория – значит победа» и подборка белых стихов. На тот момент ты уже была известным в Греции журналистом, автором книг прозы «Рог нимфы Адрастеи» и «Любовь – как цветок на асфальте». Встретившись во время твоего фестиваля «Визит к Музам», мы на правах старых знакомых перешли на «ты», что помогло мне вести с тобой непринуждённую беседу. Первым делом я хотел услышать о твоих новых книгах. Но оказалось, их нет… Я высоко ценю твой фантастический организаторский талант и даже считаю, что древние греки чего-то не додумали: наверняка на Парнасе должна была быть ещё и десятая муза – Муза-организатор. Мне кажется, я даже знаю её имя. И всё же, и всё же… Для меня ты прежде всего интересный писатель. Обидно, если эта десятая муза мешает твоему творчеству.
– Володенька, спасибо за десятую музу. Но Ирини – богиня мира, и ей трудно совмещать также и обязанности Музы-организатора. Именно поэтому директор-организатор нашего фестиваля – вовсе не я, а мой муж – Тасос Анастасиадис. Международным творческим конкурсом «Гомер» занимаются редакторы журнала «9 Муз» и члены жюри во главе с Николаем Черкашиным – Микола Тютюнник, Владимир Спектор, Наталия Морозова-Мавроди, Владимир Эйснер, Людмила (Ника) Черкашина и Ольга Цотадзе, которым я за их труд безмерно благодарна. Тогда как я – только научный руководитель фестиваля.
– Из нашей давней переписки запомнились твоё настороженное отношение к интернету и компьютеру и твоя уверенность в том, что писатель должен писать исключительно авторучкой. Сегодня ты не чураешься современной техники, публикуешь в эфире популярный интернет-журнал, у тебя огромная аудитория на Facebook. Слава богу, как выясняется, даже при твоей фантастической загруженности, Музы не оставляют тебя. Ты много пишешь. Но неужели до сих пор – авторучкой?
– Что ты мне напомнил, Володя! Пятнадцать лет назад я действительно так считала… Блаженное заблуждение! Со временем я поняла, что всему своё время. Время писать пером, время мусолить авторучку, время печатать на машинке. Ну а сейчас время набирать текст на компьютере. Писатель должен… нет, не идти в ногу со временем, а опережать его. С тяжёлым чувством должна признать: не все понимают эту простую истину. Поясню: система WordPress, на которой «выходит в эфир» наш интернет-журнал «9 Муз», работает только с определёнными файлами, определённого размера и определённого качества, о чём наши авторы знают. Но примерно половина из 500 наших авторов, присылая свои материалы, эти правила нарушают. Каждый такой текст отнимает у меня при издании кучу времени. В память о своих былых заблуждениях я делаю поблажку таким авторам. Самой же мне всё время приходится учиться новому. Что советую делать всем. В противном случае велика опасность, что в наш компьютеризированный век технически подкованные бездари потеснят людей талантливых. Что нередко и происходит – ведь неграмотно оформленные тексты многие редакторы попросту не рассматривают…
– И ещё один вопрос на ту же тему. Есть мнение, что Homo sapiens как раз из-за этой повсеместной компьютеризации потихоньку деградирует. На одном из КВН процесс обратной эволюции был довольно зло представлен примерно так: человек, обезьяна, пресмыкающееся, червь, Петросян, амёба… Шутки шутками, но как ты думаешь: таится здесь реальная опасность или слухи о близкой кончине человечества сильно преувеличены?
– Ты говоришь о деградации Homo sapiens... Но, по мнению учёных, мы сегодня уже не Человек разумный, как вид. Я бы назвала этот новый вид Человек Играющий (Homo Ludens). Ведь нам постоянно нужен советчик: что есть, что пить, какую сеть в компьютере использовать… Хотим ли мы этого или нет, зависимость от компьютера существует. Мы всё больше и больше зависим от системы. Подчиняемся её канонам. Учимся мыслить как рабы системы. Это всё действительно опасно. Но одновременно компьютер – друг для тех, кто хочет пополнять свои знания. Помню, как трудно было написать научную статью ещё пятнадцать лет назад. Мы зарывались в библиотеках среди тяжёлых томов чужой мудрости и листали их до умопомрачения. Сегодня в интернет-пространстве можно найти уйму нужного материала. Взглянуть на любую проблему с разных сторон. Так что конец света, конечно, от компьютера не придёт. Впрочем, я не Кассандра…
– Хочется верить, что Человек Играющий не заиграется… Но я ведь почему ещё тебя об этом спросил? Недавно ты написала роман с настораживающим названием «Три безумных недели до конца света». Он печатался в «9 Музах», каюсь, весь роман до сих пор не прочёл. Отложил, как это бывает, на потом, позабыв японскую мудрость: «на крыльях завтра приходит никогда». Обещаю исправиться. А ты пока расскажи нашему читателю немного о нём. Но сначала о том, как случилось, что ты, автор малой прозы, вдруг задумала написать роман?
– Это было и для меня самой неожиданное решение. Накипело! Роман, в котором действие происходит в «чудесной» стране Хватляндии, изначально задумывался как сатирический ответ на реальные события в Греции, но получился он беспощадней, злей и обобщённей, чем я ожидала сама. Можно было написать, например, о том, «как обокрасть прекрасную страну Хватляндию и выйти сухим из воды», но тогда это было бы не комедией, а политическим путеводителем для пройдох всех рангов. Или о том, «как погубить планету в одночасье», но тогда он превратился бы в трагедию на манер пьес Эсхила – потому что, во-первых, нынешний век многие считают последним в истории человечества, а во-вторых, потому что люди разрушают планету год за годом всё с большим энтузиазмом. Книгу можно было бы с лёгкостью назвать «А всё-таки она вертится!», и она бы сухо поведала о нелёгкой судьбе учёных-первопроходцев, но тогда читателю пришлось бы пролить немало горьких слёз по их несчастной судьбе. Подошло бы и название «Как плести интриги в домашних условиях», и в светских кулуарах она могла бы послужить учебником... Но, так или иначе, книга сама собой сложилась в сатирический роман «Три безумных недели до конца света». Так ей, видно, удобнее всего было существовать.
О чём роман? Скажу в двух словах. Жил-был в славной стране Хватляндии на планете Зигзаг в 3012 году гениальный учёный Диагор. Был он богат, талантлив, женат. Любил ту, которую считал подругой. Помогал тому, кого считал другом. Но был предан обоими. И жизнь его превратилась в ад. А вместе с ним и жизнь всей славной страны Хватляндии, хотя эти два события и не были связаны напрямую. Когда страна попала в беду, то власть имущие возложили миссию по спасению страны на Диагора, отчего учёный не пришёл в восторг... Чем всё закончилось, не скажу. А вот вывод, к которому я сама пришла, написав роман-откровение, озвучу. Нельзя забывать о бомбе замедленного действия, которая помещена под твоим стулом, только потому, что она ещё не взорвалась?
– Ну а теперь настало время поговорить о твоём фестивале. Фестивали – дело хлопотное, нервное, нередко с взаимными обидами организаторов и участников. Я видел, как ты все дни этого фестиваля больная, с высокой температурой, руководила заседаниями, присутствовала на чтениях, ездила на экскурсии, карабкалась на горы, лазила в холоднющую Зевсову пещеру. Перефразируя Маяковского, если фестивали проводят, значит, это кому-то нужно. Например, нам, их участникам. А тебе это зачем?
– На свете существует множество писательских форумов. И каждый из них преследует какую-то свою цель. И все они нужны. Коль скоро существует их великое множество. Но конечно, мы - совсем необычный форум. Мы собираемся, делимся теми знаниями, которые успели собрать за год объявленной темы. Выслушиваем и вникаем в то, как каждый участник трактует загадки тысячелетней давности. Постигаем тайны истории мира и религии.
Мне всегда казалось важным иметь на Земле место, где бы писатели смогли свободно общаться, задавать вопросы и пытались найти на них ответы. Было бы глупо предполагать, будто культура существует для того лишь, чтобы мы водили вокруг неё хороводы. Каждый из нас владеет частицей Культуры: и тот, кто говорит «да», и тот, кто говорит «нет». Но в людях больше истины, чем в словах. И об этом следует помнить. Международный творческий фестиваль собрал вокруг себя авторов разных взглядов. Среди них – множество учёных. Делиться своими мыслями – разве это не прекрасно? Давать пищу уму. Искать новые идеи для творчества. Пополнять свои знания о прошлом и настоящем.
Первые форумы писателей на Тиносе уделяли большое внимание русскому культурному наследию в Греции. Мне также казалось важным познакомить коллег с традициями античной и современной Греции и с её творческим и научным наследием, свести их с писателями и учёными Греции.
В 2016 году мы провели первый Международный рабочий форум скульпторов, который возглавил Янис Струпулис, известный скульптор Латвии и академик Академии науки и искусства Латвии. С ним бок о бок работали выдающиеся скульпторы: Алгирдас Боссас (Литва), Станислав Нечволодов (Эстония) и Поль Хьюбрехт (Бельгия). Надо отметить, что Алгирдас Боссас считается одним из трёх самых значимых скульпторов-монументалистов мира. А вот Поль Хьюбрехт является организатором Международного симпозиума скульпторов в Бельгии. Гости работали в мастерских тиносских скульпторов: Ламброса Диамантополуса, Антониоса и Янниса Хондроянниса и Макиса Тригониса.
Идея симпозиума скульпторов давно занимала мой ум. Дело в том, что Тинос с античных времён занимает в истории Греции особое место. Кроме того, что он более трёх тысяч лет является Священным островом, островом Очищения и Просвещения. Он также является родиной всех самых гениальных художников и скульпторов Греции. Знаменитейшие художники и скульпторы Греции ведут своё происхождение именно с Тиноса. Яннулис Халепас, Николаос Гизис, Никифорос Литрас, Димитрис Филлипусис, Лазарос Сохос и Андониос Сохос, Николаос Контогеоргис, Яннис Гаитис – дети Тиноса. И мне приятно объявить, что в 2016 году ЮНЕСКО объявил Тинос музеем под открытым небом.
С годами пришли новые идеи. И мы стали уделять огромное значение Знанию древнего мира. Мы задаёмся извечными загадками человечества. Пытаемся найти им своё объяснение. Изучаем историю человечества. Но не отстранённо, а анализируя древние тексты и исследуя древние артефакты.
В этом смысле очень сильно пополнил наши знания фестиваль «По следам Аргонавтов» 2018 года, который прошёл в Грузии при содействии Ассоциации «Диалог Культур–ХХI» (президент – Валерий Асатиани, бывший министр культуры Грузии, профессор, доктор классической филологии и византинистики Тбилисского Государственного Университета им. Иванэ Джавахишвили).
Анализируя фрагменты из поэмы Орфея «Аргонавтика», а также восстановленный её вариант Аполлония Родосского, мы прошли по следам Аргонавтов, посетили Древнюю Колхиду, изучили различные переводы «Аргонавтики», посетили древние города, изучили артефакты, непосредственно связанные с этим историческим событием.
В 2019 году мы в рамках нового фестиваля посетили Кносский дворец – лабиринт по своей сущности. Изучили его историю, увидели следы построек более древней, чем Миносская, цивилизации. Несколько раз побывали в Археологическом музее Ираклиона, где собраны в огромном количестве загадочные артефакты разных периодов, как известных нам, так и потерявшихся на долгие века со шкалы Времени. Изучили другие древние города Критской цивилизации.
А кроме всего этого, в сотрудничестве с Благотворительным фондом «Архе» (президент – Дмитрий Михалевский, член-корреспондент РАЕН, доктор философии Российского Государственного социального университета, писатель, философ, инженер-радиофизик,) мы предложили участниками нашего форума, кроме основной задачи собрать информацию научного, исторического, археологического, литературного и философского подхода к проблеме лабиринта, также разработать совместную культурную развивающую и обучающую программу, которая должна стать своеобразным трансформатором личности.
Глубоко развил тему лабиринта Николай Черкашин (председатель жюри Международного творческого конкурса «Гомер», известнейший историк, журналист и писатель-маринист, автор исторических расследований, советский офицер-подводник, председатель международного фонда «Родословие Пушкина»). Оригинально и своеобразно рассмотрели тему лабиринтов и пещер Людмила Зубанова (директор Уральского института культурной политики и проектного менеджмента при Челябинском государственном институте культуры, доктор культурологии, профессор) совместно с Натальей Зыховской (профессор кафедры русского языка и литературы, доктор филологических наук, доцент). В лабиринт человеческих взаимоотношений ввела нас Лариса Черкашина (писатель, историк, сценарист документальных фильмов, член Союза писателей России и Всероссийского Пушкинского общества, вице-президент Международного Пушкинского клуба).
Мы получили множество разработок, способствующих возвращению человечества в лоно культуры на основе знаний, аккумулированных Древней Грецией и составивших основу развития Европейской цивилизации. Мы с Димой Михалевским убеждены в необходимости выработки новой мировоззренческой парадигмы как альтернативы разрушительной идеологии современности. Основу этой программы составит синтез: опыт воспитания человека в Древней Греции с современным подходом. В этом году мы практически сформировали критическую массу творческих людей и идей, способную запустить подобный процесс.
Не знаю, ответила ли я на твой вопрос: зачем фестивали мне?
– Более чем… Ирина, я обратился к участникам фестиваля «Визит к Музам 2019» с просьбой прислать свои отзывы о нём и вопросы к тебе. Привожу некоторые из них.
Елена Ханен: «Перед тем как задать мой вопрос, хочу поблагодарить Ирину Анастасиади. Фестиваль был замечательный! Эта неделя на волшебном острове Крите с удивительными экскурсиями останется в моих воспоминаниях как яркая, насыщенная впечатлениями и, конечно, знакомством с интересными людьми!
А теперь вопросы. Верно ли, что в каждом мифе есть доля мифа? Несомненно, многие легенды имеют реальную основу, но многое было и нафантазировано. Можно ли рассматривать мифологию как источник знаний о древнем мире? И если да, то как отличить выдумку от правды?»
– Смотря как понимать само слово «миф», Леночка. Дело в том, что «миф» в переводе с греческого μύθος (мифос) – это «сказание». Тогда как в некоторых других языках его употребляют в значении «сказка». Меня как филолога это просто убивает. Занимаясь переводами, я с возмущением вижу, как вольно переводчики обращаются с древними текстами, как мало они знакомы с этимологией слов и как их ошибки превращаются в огромный снежный ком, в котором исчезает всякий смысл как слова, так и текста вообще. Нет сомнений в том, что все сказания имеют реальную основу. Но со временем над древними текстами было произведено множество манипуляций. Во-первых, никогда нельзя забывать, что сказания на то и сказания, что передавались веками из уст в уста. И весьма возможны разнообразные вмешательства в основной текст. Во-вторых, древние мудрецы зашифровали в сказаниях некие символы.
В прошлом, 2018 году мы представили в ежегоднике «9 Муз» всевозможные версии о том, чем в действительности был поход Аргонавтов в Колхиду. Установили, на примерах из текста Аполлония Родосского, написавшего «Аргонавтика», а так же из документов Малой Азии и Египта, что греки во время постройки «Арго» давно уже были знакомы с судоходством и плавали по морям в дальние путешествия. А посетив город-святилище (наподобие известного Парфенона в Афинах) мы своими глазами смогли убедитьс, что Колхида и Греция имели много общего: это и Пантеон богов, и похожие постройки. Узнали, что в Колхиде и в других странах существовали даже древние храмы, посвящённые Ясону, а в Греции нашли Иолк, город, где правил отец Ясона.
В своих статьях на эту тему я привожу самые интересные гипотезы, переводы исторических документов разных стран древнего мира, собираю всю известную информацию, а главное, не забываю о фактах. Я не претендую на их совершенное понимание. Не всегда можно ответить, каким именно фактам доверять, а каким нет. Но одно могу сказать с уверенностью: мифы повествуют о реальных исторических событиях. И если даже на некоторых деталях есть налёт неточности, то это несущественно
Татьяна Турбина: «Благодаря вам, Ирина, я окунулась в неизвестное прошлое, получила массу информации для размышления, дающей пищу человеку, который находится в духовном поиске. Непросто найти тему, объединяющую миры. Удивительно, как вам это удаётся? Мне кажется, что это происходит по принципу песочных часов – миры перетекают друг в друга. А вы являетесь отличным проводником их желаний…»
– Милая Танечка, вы, конечно, знаете, что когда-то тайные знания передавались от духовного отца к духовному сыну. Существовали касты. Им не нужно было искать ответы на вопросы. Они являлись Хранителями знания. Мудрецами. Кастой. Каждая каста знала не только свои преимущества, но и свои обязанности. Дворянство было защитником своего государства. Мудрецы хранили Знание и Умение…
А потом касты исчезли. И вместе с ними исчезло Знание. С тех пор мы заново постигаем тайны Мироздания. Углубляемся во мглу истории и пытаемся осветить таинственный путь, который проделывает Судьба, подготавливая для своих бесспорных героев условия в получении Света Знания.
Погружаясь в эти размышления, я не раз задавалась вопросом: а не был ли единым источник, из которого черпали знания древние мудрецы? Чтобы разобраться в этом, надо, по крайней мере, понять, что происходило в мире с обществом, а вместе с обществом и со Знанием. И если меня называют «проводником», то я могу только гордиться.
– Любой фестиваль интересен и важен не только официальной частью, но и знакомствами с новыми авторами, взаимным общением и обогащением, вечерними посиделками, где мы пели, декламировали, общались. Кстати, кто стал победителем Международного творческого конкурса «Гомер», прошедшего в рамках этого фестиваля?
– В номинациях «Проза» – Гумер Каримов (роман), Максим Менибаев (рассказ), Ирина Азаренкова (сказка); «Драматургия» – Валерий Иванов-Таганский; «Научная работа» – Дмитрий Ивашинцов и Евгений Слезов; «Публицистика» – Кудрявцев Антон и Горина Ирина; «Поэзия» – Илья Рейдерман; «Перевод» – Надежда Колышкина.
– Ты владеешь несколькими языками, по призванию и своей миссии культуролог, много делающий для объединения различных культур. В том числе русской и греческой. Что это за история с медалью Владимира Высоцкого на Тиносе?
– Мне особенно приятно, что ты употребил здесь слово «миссия». Знаешь, я свято верю в предназначение каждого человека в этом мире. И если наша миссия состоит в том, чтобы нести культуру, значит, надо нести. И пусть трудно. Пусть не окупается. Не надо искать наград и оплаты. Просто делать то, во что веришь.
Когда-то в Древней Греции мыслящие люди собирались на священном холме, под Парфеноном, на площади, которая называется Агора, спорили, произносили пламенные речи… Что ж! Судьбе было угодно, чтобы я, родившись и окончив школу и университет в Грузии, большую часть взрослой жизни прожила в Греции. И к моей любви к грузинской и русской литературе добавилась трепетная любовь к истории и культуре Греции, где великие Боги вершили судьбы людей и в которой Музы поддерживали и питали таланты.
Что касается Высоцкого, то по инициативе Юрия Кайда, члена Правления Ассоциации Чаша Мира, руководителя международного миротворческого проекта «Владимир Высоцкий во времени и пространстве» и при поддержки мэрии Тиноса, в рамках Международного творческого фестиваля «Визит к Музам» в 2014 году на Тиносе была установлена совместная работа латвийского скульптора Яниса Струпулиса и тиносского скульптора Нико Десиприса – бронзовая медаль «ВладВысоцкий», оформленная в мраморе.
Эту бронзовую медаль Латвийская ассоциация «MieraKauss» («Чаша мира») в рамках миротворческого проекта «Высоцкий и современники: во времени и пространстве» подарила острову Тинос. Напомним, это единственная медаль «ВладВысоцкий» во всём Средиземноморье. В центре медали – изображение астероида «VLADVYSOTSKIJ» с автографом Л.В. Журавлевой. Напомню, что 22 августа 2014 года исполнилось 40 лет со дня открытия астрономом Крымской астрофизической обсерватории Людмилой Васильевной Журавлёвой малой планеты «ВЛАДВЫСОЦКИЙ» (лат. VLADVYSOTSKIJ) Открытие было отражено в циркуляре малых планет 5978 от 1 мая 1981 года и зарегистрировано Центром малых планет (Гарвард–Смитсоновский центр астрофизики, США) за № 7617 от 28 января 1983 года.
– Приятно, что твоя литературная, журналистская и общественная деятельность замечена и высоко оценена. Люди к наградам относятся по-разному. Что они для тебя?
– Очень приятно, когда тебя награждают. И я очень благодарна тем, кто считает мою деятельность нужной. Особенно меня поразила высокая награда – орден адмирала Ф.Ф. Ушакова. Все награды мне очень дороги. Но вот такой высокой просто не ожидала…
http://www.semejka.de/inhalt.htm
25.09.20