К 80-летию Николая Николаевича Губенко
…Это теперь, когда практически полностью разрушено то, что в течение 27 лет было нашим домом, а Николая Николаевича Губенко уже год нет с нами, начинаешь понимать величину его личности и значительность событий, свидетелями и участниками которых нам довелось быть.
И можно было бы поговорить здесь о «больших масштабах» - например, о том, что, благодаря Губенко каждому из нас, «жителей» «Содружества актеров Таганки», удалось «задержаться» в той стране, где мы родились, в «осколке» Советского Союза, отраженном в нашем театре. Николай Николаевич более чем на четверть века продлил для нас социальные и идеологические завоевания самого гуманного из всех придуманных до сих пор строя; он воспитал не только высокопрофессиональный творческий коллектив, но и научил нас жить по советским законам, когда общее ставилось выше личного, труд приносил радость, а человеческие отношения строились на принципах дружбы и взаимовыручки.
И наша внутренняя сплоченность, почти братские отношения друг с другом неизбежно заражали собою тех, кто приходил к нам в гости и одновременно был соучастником театрального волшебства. Конечно, я говорю о наших верных и преданных зрителях. Ведь любой спектакль состоит из двух «половинок» - сцены и зала, актера (и тех, кто стоит за ним и обеспечивает возможность его выхода на подмости) и зрителя.
Приобретя свое собственное, не похожее на другие творческие коллективы лицо, в течение многих лет наш театр был любим и востребован той категорией людей, которые, как в советские времена, шли туда не развлечься и «поржать», а сопереживать и думать. Со временем у «Содружества…» сформировался «свой» зритель – начитанный, хорошо знающий классическую литературу, интеллигентный, мыслящий и весьма взыскательный и требовательный.
В условиях всеобщего хаоса, насаждения «либеральных ценностей» и идеологической неразберихи преданные поклонники театра Губенко приходили к нам порой по несколько раз на один и тот же спектакль, воспринимая показанное и произнесенное со сцены, как глоток свежего чистого воздуха, как счастливую возможность вновь вспомнить о великой стране, где мы родились, о патриотизме, подвиге, справедливости и братстве… (Или просто прикоснуться к бережно «прочтенной» постановщиками и незамутненной «современными вИдениями» – или даже просто «поставленной с ног на голову» - русской и зарубежной классике.)
…Конечно, все это большие и глобальные темы, и наверняка о театре Губенко будет написана не одна диссертация, а специалистам-театроведам предстоит сломать немало копий, выявляя истоки и проясняя театральный метод, придуманный Николаем Николаевичем.
Но сегодня, в августе 2021 года, хотелось бы просто вспомнить наш славный теплый дом, творческие и просто «человеческие» истории, вплетенные в каждодневную жизнь тогда, когда она еще не стала «прошлым», а была «настоящим», и отдать дань благодарной памяти создателю и хозяину нашего театрального «очага» - Николаю Николаевичу Губенко.
Премьера спектакля «Белые столбы» по произведениям М.Е.Салтыкова-Щедрина – театральный режиссерский дебют Губенко – состоялась 10 декабря 1994 года. (Надо сказать, что до этого Николай Николаевич уже пробовал свои силы в этом качестве, когда, готовя возвращение в страну Юрия Любимова, восстанавливал его спектакли «Владимир Высоцкий», «Борис Годунов», «Мать».)
Будущий Худрук «Содружества…» задумывал эту постановку, еще являясь Главным режиссером «Таганки». Совместно с Леонидом Филатовым, который был соавтором первых вариантов композиции, они начали придумывать этот спектакль примерно в 1989 году. И главная роль – Провинциал – изначально предназначалась именно Филатову.
Однако к моменту начала репетиций «Белых столбов» (примерно середина 1993 года) Леонид Алексеевич уже начал не очень хорошо себя чувствовать (как мы знаем теперь, именно тогда и началась его тяжелая смертельная болезнь), и роль Провинциала посчастливилось сыграть молодому актеру Андрею Кайкову.
Это было новаторское представление с парящими в воздухе колоннами и прозрачным вращающимся столом, абсолютно условное по форме и остросатирическое по содержанию. Текст классика удивительным образом «ложился» на сегодняшний день и, будучи подкрепленным режиссерскими ходами и постановочными намеками, воспринимался зрителем так остро, как будто речь шла о современных социальных и политических перипетиях.
Пройдет больше пятнадцати лет, и Николай Николаевич создаст на основе текста «Белых столбов» совершенно новый спектакль по Салтыкову-Щедрину – «Арена жизни» - с яркими цирковыми декорациями, полетными устройствами, лазером и фокусами… Изменится форма, но главные для режиссера смыслы и понятия останутся прежними: он снова захочет поговорить со зрителем о чести и достоинстве, правде и лжи, любви к Родине и предательстве…
Консультантами и педагогами на этой постановке выступили профессиональные цирковые артисты – жонглер А.Майоренко, акробаты А.Хохлов и Н.Челноков, иллюзионист В.Переводчиков… А на одной из репетиций Николай Николаевич, к восторгу присутствующих, исполнил заднее сальто – и это накануне своего 70-летнего юбилея!
Почти десять лет спектакль «Арена жизни» оставался в репертуаре театра «Содружество актеров Таганки», и все эти годы Николай Губенко не только принимал в нем участие в качестве артиста, но и безупречно исполнял свою практически «цирковую» партитуру, в начале второго акта летая на лонже над сценой и зрительным залом…
Однако, пожалуй, главным спектаклем нашего театра стала постановка, премьера которой состоялась в 1998 году и была посвящена юбилею Владимира Высоцкого. История создания спектакля «ВВС (Высоцкий Владимир Семенович)» удивительна сама по себе. Основной «каркас» постановки был сложен и отрепетирован в течение двух недель, а на декорации театр не затратил ни рубля – практически все оформление было взято «из подбора» - знаменитые «станки»-дороги, каски и пилотки, сценические костюмы и реквизит…
Это был в полном смысле слова авторский спектакль – Губенко выступил в нем в качестве автора композиции, сценографа, художника по костюмам и исполнителя одной из главных ролей.
Более двадцати лет сохранялась в репертуаре эта литературно-драматическая композиция, основанная на стихах и песнях Владимира Высоцкого. За это время почти четыре сотни раз выходили на подмостки актеры «Содружества…», заставляя зрителей плакать и смеяться, сопереживая героям поэта и вспоминая вехи его жизни и творчества.
«ВВС» побывал в нескольких десятках гастрольных поездок, ему аплодировали Чебоксары и Минск, Нижний Новгород и Мариуполь, Чернигов и Петербург, Донецк и Севастополь, Уфа и Новочеркасск, Львов и Херсон…
А на грандиозном празднике, посвященном 80-летию нашего великого современника, в театре «Содружество актеров Таганки» присутствовали жена Владимира Высоцкого Людмила Владимировна Абрамова и их сын Никита. Тогда, 25 января 2018 года, на открытии выставки в фойе, посвященной поэту и актеру, выступили Худрук Николай Губенко и почетные гости театра. Надо заметить, что Никита Владимирович Высоцкий, сын и руководитель музея Владимира Высоцкого, отказался от гонораров за исполнение в спектакле произведений его отца, чем избавил нищий молодой театр от дополнительных трат, и этот благородный поступок Николай Николаевич помнил все годы жизни «Содружества…».
В 1999 году состоялась премьера спектакля Николая Губенко «Афган». И снова – неожиданная и нетривиальная тема. Видимо, это была единственная постановка на территории бывшего Советского Союза, где автор рассказывал зрителю правду о той войне и заставлял его восхититься подвигом советских воинов-интернационалистов.
А на премьере «Афгана» случилось почти мистическое происшествие. В тот вечер в зрительный зал были приглашены те, кто имел непосредственное отношение к военным действиям в Афганистане, - матери, вдовы, родственники бойцов и сами солдаты, принимавшие участие в той «локальной войне».
И вот, когда по ходу действия один из актеров начал читать фронтовое письмо, отправленное юношей-воином своей матери из этой южно-азиатской страны, встала со своего места в зрительном зале женщина и медленно, как во сне, пошла по центральному проходу к авансцене. Дойдя, остановилась… Актеры и зрители, казалось, перестали дышать… «Это письмо моего сына», - произнесла она в наступившей мертвой тишине…
В том же 1999 году состоялись первые гастроли нашего молодого театра. И представлять Россию в далеком Сеуле был выбран именно спектакль «Афган». Как и в Москве, зрители вставали, чтобы почтить память советских солдат-интернационалистов. Как и в Москве, у двери «Чонгдонг-театра», в котором проходили гастроли, дежурила машина «скорой помощи»…
Невозможно в рамках небольшой статьи рассказать обо всем, что происходило в течение 27 лет жизни театра Губенко. Но назвать все спектакли, поставленные Николаем Николаевичем на нашей сцене, все-таки, наверно, нужно. Это и чрезвычайно сценографически «красиво» решенный «Иванов» по пьесе А.П.Чехова, и «Четыре тоста за Победу» («День Победы» - в первоначальной редакции), и «Очень простая история» М.Ладо, и «Мисс и Мафия» Н.Птушкиной…
А постановка «Концерт по случаю конца света» стала своеобразным политико-историческим манифестом выдающегося режиссера и гражданина… И последний спектакль Мастера – «Нечистая сила» по роману Валентина Пикуля – в котором Николай Губенко еще раз подтвердил свою приверженность мысли о том, что приход советской эпохи стал логическим результатом событий российской истории начала XX века, приведших страну к краху самодержавия и Великой Октябрьской социалистической революции.