«Не отворачивайся, Богиня Милосердия»
…Человеку, пережившему глубокое горе, просто необходимо выговориться, излить душу близкому человеку. Однако терпеливый, добрый, понимающий человек, который может посочувствовать и внимательно выслушать тебя – большая редкость, роскошь по нынешним временам. Таких с каждым годом все меньше и меньше становится. Но почему?.. Может, люди перестали доверять друг другу, боятся, опасаются чего-то?..
Мне кажется, благодарный читатель своего любимого писателя считает духовным наставником, лучшим другом, старшим братом, учителем.
У меня тоже есть один такой писатель. В минуты горечи, неизбывной тоски, я открываю его светлые книги, читаю наизусть его проникновенные стихи. И вот сейчас мне так захотелось встретиться с ним, поговорить, высказать все - все что наболело в душе!
О нем говорили, да я и сам знал, чувствовал, что он добр и отзывчив и это придало мне сил, уверенности.
Узнал его телефон, домашний адрес и договорился о встрече. Я не ошибся, он встретил меня, как давнего знакомого. И от моей робости, тайного страха, что все же был где-то внутри, не осталось и следа.
В его небольшом рабочем кабинете, где стоял стол с машинкой, заваленный бумагой, странными предметами, из кореньев, причудливыми масками, была какая-то особая атмосфера, какая бывает после присутствия множества людей. Я посмотрел на его исписанные летящим почерком рукописи и понял почему. Это его герои, герои будущих книг наполняли комнату особой энергетикой, как его искрящиеся глаза, глядящие прямо в душу. Они были очень разными его герои, но большинство - смелые, мужественно преодолевающие препятствия, искренние, честные и светлые. Это придало мне смелости. Я разговорился, так разошелся, что даже начал критиковать, так мне хотелось вызвать его на открытый, честный разговор. Да и критика многое помогает выяснить для себя. Каждый имеет право на критику, или просто осмелиться на это, тем более, если рядом – писатель, знаток человеческих душ.
‒ Вот вы, писатели, почему в большинстве своем боитесь сказать правду в глаза? Ведь так много в нашей жизни отвратительного, грязного, нестерпимого!..
Он посмотрел на меня осуждающе.
‒ Но и немало того, что радует, волнует и вдохновляет. Вот мы до сего дня сберегли свой родной язык. Разве это не счастье? Большое счастье! Ведь много народов, которые давно забыли, потеряли родной язык. У многих язык теперь вымирает. И очень важно, первейшая задача – сберечь, сохранить родной язык. Сохраним родной язык – многое сделаем, горы свернем и победим, не раз. А когда наступит время, благоприятный момент – скажем всю правду-матушку, как того требуешь.
‒ Выходит, выжидаем все. Ждем подходящего, удобного момента?
‒ Всему свое время. Творческой работе тоже.
‒ А если этот подходящий момент не поторопится к нам. До этого… Что тогда делать?
‒ Как говорится, шила в мешке не утаишь. И сейчас ведь можно говорить правду, пусть не в лоб, а намеками. Иносказательно.
‒ Как Эзоп?
‒ Если прямо нельзя, то как еще?
Говорят, пожар палом гасят, и я решил ответить вопросом на вопрос.
‒ Выходит, ты сейчас в оппозиции к нашему нынешнему руководству?
‒ Истинный поэт во все времена, при любой власти оставался ярым, отважным противником бюрократии, всего косного, глухого к веянию жизни. А сейчас, ты и сам не хуже меня знаешь, апогей бюрократии. А она, будь не ладна, боится настоящего смелого таланта, зажимает его, замалчивает. Поэтому опорой для нее служат инертные, послушные, серые люди, которые поют ей дифирамбы, льстят и угождают. Бюрократии того и надо. Тоже поднимает их, опекает и восхваляет. И те не остаются в долгу: славословят, гимны поют им. Чтобы услужить начальству, да и себе, всячески охаивают талант, чернят, давят. В лучшем случае - хранят молчание, а в худшем человека со света сжить могут. Да, бывало и такое, что скрывать… Но это им, нашей железной системе, только на руку. Хотя особых восторгов не выражает, но довольна. А на самом деле, талант ‒ это лучшее богатство, гордость народа, его достояние.
‒ «Народ» – великое слово. Но его так заездили! Теперь это любимое словечко чиновников, серо-бурых начальников. Ох, как кричат! На каждом шагу об огромной любви к народу, клянутся в преданности делу партии, делу народа.
‒ А кто верит!.. Это же обман! Хитростью, обманом стараются привлечь народ, к себе расположить. Во время выборов, что только не обещают и редко потом что выполняют! На самом деле обкрадывают его, втихаря присваивают лучшее, так нужное людям. И большинство людей не живет, а выживает. В то время, как они купаются, нежатся в благах. Для многих из них народ только средство для удовлетворения личных амбиция, для достижения богатства, славы, власти. Людей они считают ниже себя, а себя – чуть ли не богами на земле. Во всеуслышанье твердят о безграничной преданности, любви к родному народу, а сами копают ямы. Помнишь те проклятые слова «враги народа»? Сколько лучших, достойных, истинных друзей народа сгубили под этим черным клеймом! После этого как людьми-то назовешь таких! Точно пауки-кровососы прячутся за широкой спиной народа-труженика. О, они хитры, сразу и не распознать, за красивыми словами, лживыми обещаниями. Так что бороться с ними тоже трудно, они обтекаемы. Они все у руля, и серая стая мелких служак бдительно охраняют их, не замечая, как постепенно превращаются в рабов без своей воли, мыслей, чувств. Что им ни скажут, тут же бездумно исполняют. Рабы воспитывают рабов, те – других, так что все мы постепенно, незаметно обращаемся в бездумных существ, в ходячие тени – рабов. Это не только наша с тобой трагедия. Это трагедия куда более крупного масштаба. Как ни горько то сознавать, мы становимся примером угасания для всей мировой цивилизации…Социализм, называется, строим… На самом деле, отдаляем человечество от социализма. Да, похоже, так.
‒ Это как же?
‒ Мы давим, замалчиваем, уничтожаем самый цвет нации, высококультурных, талантливых людей. А оставляем серых, непримечательных, на одинаковом уровне развития. А если появится яркая, смелая, независимая личность, все нападают на него, стараются найти в нем только недостатки… Да, зависть – самая страшная болезнь современности. Интрига – вот самое главное оружие в борьба с талантом. Эта черная зависть в свое время распяла Христа… Но он воскрес. Талант, думаю, тоже восторжествует, воскреснет, расправит крылья. Да, такое время придет… Настоящий поэт для своего народа как Христос. Должен, обязан им быть.
‒ Что?! И так говорит коммунист?!
‒ Христос любил человечество не на словах, а всем сердцем, душой. Чтобы человечество было человечным, душу свою сохранило, жизнью своей пожертвовал. Вот это и есть, в первую очередь, великий пример для поэта.
‒ Не только для поэта, для всех нас!.. Но…
‒ Мы повторяем громкие, газетные слова. Этакие заученные штампы. А сами давно перестали самостоятельно мыслить. Вот поэтому мои слова, признайся, для тебя оказались неожиданностью.
‒ Что ж тут лукавить, конечно, удивился… Но не бойся: заявлять, доносить на тебя не пойду. Даже в мыслях нет… Однако ты все же будь поосторожней. Такими словами не разбрасывайся. Читатель ведь разный бывает. Могут и продать…
‒ Знаешь, с чего начал Христос свою великую миссию - открывать глаза, прочищать уши, просветлять души, сердца людские? Перво-наперво торговцев, купцов из священных храмов прогнал. Тех, что осквернили, загрязнили, унизили святой храм. Как его это разгневало!.. Еще бы, алчные, ненасытные торгаши способны все продать: ум, честь, совесть, даже родной язык… Всем не прочь торговать, лишь бы приносило прибыль и доход: чинами, рангами, славой, даже родиной! А сейчас осквернили, унизили высший храм культуры – поэзию, литературу. И вот что печально и там начинается продажа, бессовестная торговля. Причем, играют на низменных чувствах человека. В то время как назначение искусства звать и идти вперед. Пока мы не прогнали продажных, торговцев от литературы вряд ли улучшится наша нравственность.
‒ Выходит, каждый должен иметь своего бога, которому свято верил бы, почитал… Но где же наш бог, неверующих в бога?
‒ Дай-ка я расскажу тебе одну старинную легенду… Жил в старину один чудак. Нравом своим, поведением, разуменьем он резко отличался от других. Потому и прозвали его Ураты, что значит Противоречивый. С ранних лет Ураты старался во все вникнуть, глубоко, всем сердцем. Все воспринимал остро, зорким глазом, пытливой душой. Все, что видел и слышал, воспринимал только тогда, когда сам убеждался, что это истинно, верно… Тогда до всего ему было дело… В округе, где жил он, поп был горький пьяница. И службу вел, будучи пьяным: и крестил, и венчал, и отпевал и грехи отпускал, исправно выслушивал исповеди, покаяния… «Как же так? Разве можно пьянство его совместить с божеской проповедью?» – удивлялся Ураты. Сомнения, раздумья одолевали так, что перестал в церковь ходить. Тогдашний, местный голова, которого все боялись, тоже слыл жестоким, порочным, алчным, ненасытным. Под видом подати, налогов, отбирал всю с большим трудом добытую пушнину. Большую часть себе оставлял. Все родные его, жена, дочки щеголяли разнаряженые, в дорогих мехах. Но дело не в этом, страшно жестокий человек был! Просто садист, извращенец, самодур. Шкуру живьем сдирал с бедных тварей, божьих созданий. Вот же, пришло в голову молочную реку сделать, да прославиться так!.. Мало того, девять лет заставлял народ яму рыть, туннель, чтобы через него в Нижний мир попасть! На десятом году почему-то остановился. Приглашал, просил великих шаманов, чтобы на землю женщину, верховную богиню ему спустили. Жениться, видите ли, собирался… А скольких невинных девиц сгубил! По приказу его приводили молоденьких, красивых девушек, раздевали донага и заставляли кнутом, побоями коров изображать, мычать, на четвереньках бегать. А сам тоже разденется, пузатый такой, обрюзгший, толстый живот трясется и тоже быка изображает, пыхтит, мычит. Вот это непотребство было его самое любимое развлечение… Кому такое понравится? Дикие выходки!.. Ураты, сокрушаясь, решил пожаловаться губернатору: «Не может такой самодур головой быть!» Да куда там! Голова губернатору взятку дал. Ни много, ни мало тридцать чернобурок, сорок черных соболей. И тот, конечно, выгородил голову. А пострадал Ураты. Губернатор пригрозил ему в тюрьму посадить за оскорбление достойного человека, самого головы. «Разве такой губернатор может честно служить?» - подумал Ураты и пожаловался самому государю. Через три года получил долгожданный ответ. На шуршащем листе с двуглавым орлом было коротко написано: «Ты, инородец, ничтожный человек, знай свое место! Против солнца не глядят». Ураты скомкал письмо и бросил в огонь. «И царь, оказывается, не земной бог!» – с горечью подумал он и погрузился в уныние. Сильно переживал… И вспомнил он, что написано в Библии. «Как-то спросили у Христа: «Где ты живешь?» Он ответил: «Иди и смотри». Это Он не зря, как видно, сказал… Думал-думал Ураты и однажды решился. Поцеловал детишек своих, жену добрую, простился с соседями и пустился в путь-дорогу дальнюю. И куда, думаешь, направился? Христа искать!..
‒ Неужто правда?!
‒ Конечно! Якутский народ ведь издавна правду ищет. Терпеливо, стойко, без устали, упорно, смело!.. Так Ураты пошел искать Бога. Не знаю, сколько он прошел. Сейчас не стану рассказывать, что он пережил, в какие истории попадал. Не в этом дело… Знаю только, что измученный, совсем без сил добрался, наконец, до самого Рима. Сам ведь знаешь, все дороги ведут в Рим. И там удостоился высокой чести – аудиенции с его преосвященством, отцом всех католиков, с самим Папой Римским. При виде его светлого лика, Ураты с почтеньем поклонился и сказал: «О, великий! Помнишь, как когда-то сказал Христос наш: «Иди и смотри!» И вот пришел я, с конца Земли, чтобы увидеть самого Христа! Пожалуйста, покажи мне Его!»
Папа с удивлением вгляделся в отважного якута в поношенной одежде, измученного странствием. Подвиг его тронул до глубины души. Он покачал головой и проникновенно сказал: «Ты совершил великий подвиг! Значит, Бог ‒ в тебе самом!»…
Перевод с якутского В.Ивановой и А.Гоголевой