Тюменская деревня в издании фонда «Возрождение Тобольска»
Представленный Фондом «Возрождение Тобольска» новый коллективный труд «Тюмень-столица деревень» посвящен истории и судьбе российской деревни в панораме многих веков её существования. В нём широко и всесторонне представлена созидательная, героическая и в тоже время драматическая картина возникновения, развития и упадка сибирской деревни. Выбор этой темы составителями альманаха далеко не случаен. Он обусловлен появлением первого русского города за Уралом и возникновением первой сибирской пашни под стенами Тюменского города, ставшего за короткий период центром крупного земледельческого района, развитого животноводства и ремесленного производства.
Исходя, из сложности дать обзор всех многочисленных материалов, помещенных в четырёх томах выпуска, остановимся лишь на отдельных очерках и статьях, освещающих наиболее важные аспекты жизни и деятельности тюменского крестьянства, сыгравшего немалую роль в истории Сибири и России в целом.
О первых шагах сибирской пашни, трудностях и успехах земледельческого труда русского населения, убедительно повествуют в статьях второго тома альманаха известные историки-сибиреведы Н. Никитин, Е. Вершинин, Н. Балюк. Авторы убедительно показали, что заведение в сложных природно-климатических условиях чрезвычайно трудоёмкого по своим затратам и усилиям сибирского земледелия, было настоящим подвигом русских первопоселенцев, до сих пор вызывающим удивление и восхищение потомков-современников. Во многом такому успеху сопутствовали важные социальные, политические и другие факторы: отсутствие крепостного права, дворянского землевладения, наличие в Сибири свободных земель и «государева подмога» земледельцам. Учеными уже установлено, что благодаря упорству и неустанному труду русских крестьян и других поселенцев уже в конце XVII века Сибирь полностью обеспечивала себя собственным хлебом, а в последующий период стала вывозить продукты сельского хозяйства не только в Центральную Россию, но и в страны Западной Европы.
Особенно мощный импульс развитию сельского хозяйства в Сибири придало проведение аграрной реформы Столыпина, в результате которой началось массовое переселение крестьян за Урал, освоение новых земель, становление в Сибири крупного фермерского хозяйства, ориентированного на рынок, и возникновение различных форм кооперации, оказывающих помощь крестьянам. Значительные, во многом впечатляющие успехи, достигнутые в аграрном производстве сельским населением Тюменского уезда в первые десятилетия XX века освещены в аналитической статье А. Вычугжанина «Тюменский уезд в зеркале статистики накануне 1917 г.»
В тоже время, отмечая весомые хозяйственные достижения дореволюционной сибирской деревни, составители выпуска правомерно указали, что её поступательное органичное развитие во многом было нарушено большими социальными потрясениями и реформами советского периода. Революции, гражданская война, насильственная коллективизация и, проводимая в 90-годы принудительная политика фермеризации сельского хозяйства, не только изменили социальный облик сибирской деревни, но и во многом разрушили его вековой хозяйственно-культурный, духовно-нравственный уклад, что привело в конечном итоге к уничтожению российского земледельческого класса и резкому падению аграрного производства. Как известно, в «лихие» перестроечные годы в страну хлынули в невиданных масштабах продукты западной цивилизации: канадское зерно, американские «ножки Буша», аргентинское и бразильское мясо, турецкие помидоры, египетский картофель и другие, нередко сомнительного качества, заморские товары. Между тем, как уже показали российские ученые-аграрии, ещё в начале XX столетия Сибирь была крупнейшим экспортером в Европейскую Россию и Западную Европу зерна, сливочного масла, мяса, жиров и другого продовольствия. Даже в трудные годы советской власти Сибирь постоянно снабжала союзные республики и страны бывшего социалистического лагеря многими продуктами сельского хозяйства и сырьём для промышленности.
Почему это произошло? Какие причины привели к разрушению и угасанию многих тысяч российских сел и деревень? Каковы последствия этого преднамеренного разрушительного процесса? Ответы на эти острые злободневные вопросы содержатся в ряде статей и очерков, представленного сборника. Освещая кардинальные структурные изменения в аграрной экономике сибирской деревни, произошедшие за столетие, Наталья Балюк в статье «Крестьянский вопрос» справедливо заметила, что «разрушение деревни стало частью государственной политики», проводимой правительствами Горбачёва-Ельцина. Выясняя причины краха фермерского движения, она обоснованно указала, что властью очередной раз было допущено грубое насилие над сельскими тружениками. Либеральными реформаторами был проигнорирован традиционный опыт ведения крестьянского хозяйства, где хозяин должен был выступать не только в качестве работника, но и организатора, «способного самостоятельно определять отраслевую структуру своего хозяйственного комплекса, объёмы производства в зависимости от потребностей рынка». По верному заключению Н. Балюк, «на тот период в деревне практически отсутствовала инфраструктура, необходимая для становления новой аграрной микроэкономики, замыкающей на себе весь цикл сельскохозяйственного производства, от получения продукции до её переработки и реализации». К этому суждению следует добавить, что инициаторами провальной аграрной реформы не был учтен и важнейший морально-психологический фактор. Русская крестьянская трудовая этика во многом отличалась от европейской, в ней коллективистское начало заметно преобладало над индивидуалистическим мировоззрением западного фермера с его ярко выраженными материальными ценностями и интересами. Это обстоятельство хорошо понимал и использовал Сталин, и его окружение при проведении курса на сплошную коллективизацию сельского хозяйства. Созданные советской властью новые организационные структуры – колхозы и совхозы, на наш взгляд, во многом соответствовали традиционным коллективным формам организации земледельческого труда: крестьянским мирам, сельским общинам, артелям и другим органам деревенского самоуправления.
Материалы нового выпуска наглядно свидетельствуют, что сибирское крестьянство не всегда безропотно и покорно сносило произвол местных властей и столичных чиновников. Известно, что Ленин, находясь в ссылке в селе Шушенском, точно подметил, что «тамошний крестьянин несравненно самостоятельнее российского и к работе из под палки мало приучен». Самостоятельность и непокорность сибирского крестьянства государственному насилию наглядно проявилась в ходе мощного Ишимского восстания 1921 г., охватившего почти всю территорию Западной Сибири. Как показали в статьях краеведы Г. Крамор и П. Белоглазов, главной причиной мятежа явилась беспощадная грабительская продразверстка, осуществляемая большевиками, административный произвол и злоупотребления её проводников – продовольственных комиссаров. Спустя десять лет репрессивная политика государства была вновь использована при проведении массовой коллективизации, приведшей к уничтожению значительного слоя зажиточного крестьянства, объявленного сталинским руководством непримиримым классовым врагом.
В тематических рубриках альманаха нашли освещение разнообразные стороны культурной и духовной жизни сибирских крестьян. В статьях искусствоведов Е. Козловой-Афанасьевой и Н. Сезёвой большое внимание уделено выявлению и анализу в Тюменском крае традиций русского народного зодчества с его уникальной деревянной архитектурой, художественной резьбой и домовой росписью, образцы которой в современной деревне встречаются чрезвычайно редко. Сегодня их во многом заменили в деревне помпезные коттеджи «новых русских», украшенные безликими строительными материалами – сайдингом и кровельной металлочерепицей, заимствованными у западных производителей.
Особой заслуженной гордостью тюменских мастеров, отмечают авторы, являлось также производство знаменитых на всю Россию неповторимых по своему качеству, рисунку и расцветке домотканых ковровых изделий, высокое мастерство которых было отмечено на Парижской выставке 1900 г. К сожалению, многие секреты традиционного ткацкого и красильного дела ныне безвозвратно утрачены, и лишь немногие, сохранившиеся творения тюменских мастериц, можно увидеть в краеведческих музеях и частных собраниях любителей старины.
Большой интерес в альманахе представляют разделы, посвященные различным аспектам традиционной бытовой и духовной культуры сибирских крестьян. В статьях рубрик «Русский мир» и «Сибирский изборник» авторами рассматриваются мировоззренческие ценности русского этнического сознания: крестьянское знание, календарные и трудовые обычаи, особенности говора старожилов Тобольской губернии, христианские православные праздники и обряды крестьян Тюменского уезда, песенное и музыкальное творчество и другие важные компоненты массовой культуры сибирской деревни.
В работах филологов А. Байбородина и Л. Беспаловой показано, что в Тюменском округе, как и во всей Сибири, в крестьянской среде имели широкое хождение былины, старинки, сказания легенды и другие произведения устного народного творчества, содержащие различные библейские мотивы и сюжеты из реальной жизни. Они наглядно демонстрируют с одной стороны, неразрывную связь с русской национальной культурой, с другой – достаточно выраженную регионально-этническую специфику. Замечательным собирателем и исследователем этого богатого творческого наследия был уездный крестьянский начальник Петр Городцов. Собранные им фольклорные материалы по оценке филолога и культуролога Л. Беспаловой указывают «о большой художественной активности, большой фантазии и эстетическом чувстве крестьянства».
Как уже установлено учеными, старожильческая культура русских сибиряков имела уникальный опыт общения с культурами коренных народов Сибири. О мирном межэтническом сосуществовании и тесном взаимодействии разных культур и народов Тюменской земли свидетельствуют немало интересных материалов, помещённых в сборнике. Среди них статьи историков Н. Томилова о совместном проживании русских с тоболо-иртышскими татарами, В. Сулимова об открытии мусульманских школ в Тюмени и Тюменском уезде, А. Вычугжанина о строительстве и наличии мечетей в татарских деревнях, З. Тычинских о декоративно-прикладном творчестве сибирских татар и бухарцев, а также о судьбе известной в Сибири татарской династии мурз Кульмаметевых, представители которой были удостоены дворянского звания. Приведенные авторами факты неопровержимо свидетельствует о проводимой царским правительством в Сибири, успешной политике религиозной и национальной веротерпимости и опровергает миф о запретах возведения в регионе мусульманских и других храмов.
Раздел «Хранители Святой Руси» в третьем томе альманаха содержит малоизвестные страницы из истории сибирской православной церкви. В статьях филолога Г. Каратаевой представлены биографические данные о тюменском священнике Николае Пятницком, расстрелянным в 1937 году, и канонизированном Московской епархией в лике священномученика Русской православной церкви в 2000 г. Автором также рассмотрена благотворительная деятельность всероссийского пастыря Иоанна Кронштадского, совершившего более сорока пожертвований на строительство церквей и школ Тобольской губернии в период грандиозного строительства Трансибирской железной дороги. В очерках писателя и краеведа А. Омельчука и Г. Королевой приведены интересные сведения о яростном приверженце старой веры, тюменском крестьянине Мироне Галанине, вошедшем в историю не только как духовный наставник сибирских старообрядцев, но и самобытный крестьянский писатель, упорно отстаивавший традиционные православные ценности.
Несомненный интерес данного раздела вызывают документы, связанные со строительством церквей и приходских школ в деревнях и селах Тюменского уезда, возведение которых было самым значимым событием в духовной жизни крестьян. Приведенные филологом Т. Савченковой новые архивные источники свидетельствуют, что почти все сельские храмы и значительная часть школьных заведений были построены на средства местных прихожан и пожертвования состоятельных людей, что не может не указывать на глубокую религиозность и стремление к получению образованию своих детей сибирских крестьян. Примечательно, что среди крупных жертвователей на строительство храмов и школ упоминаются не только именитые люди Тюменской земли: поэт, сказочник П. Ершов, купцы Н. Чукмалдин, И. Воинов, но и представители низших сословий – крестьянин К. Фусаев, крестьянская вдова А. Парфенова и другие лица.
Значительное место во втором томе альманаха уделено описанию повседневной жизни, судьбам, ратных и трудовых подвигов тюменцев, живших на своей малой родине в советскую эпоху. В воспоминаниях очевидцев и современников воспроизведена большая галерея портретов обычных советских тружеников сибирской глубинки, являвшихся активными участниками и свидетелями важных событий в строительстве нового, более справедливого общественного строя. Многие современные либерально настроенные общественные деятели и публицисты негативно оценивают жизненный опыт своих предшественников, советских людей, нередко называют их «продуктами своей эпохи», «жертвами тоталитаризма»», «обыкновенными совками» и простыми «винтиками». Но перед читателями предстают не простые «винтики», а сильные целеустремленные личности, глубоко проникнутые идеями советского патриотизма, державно-национального самосознания, позволявшие им преодолевать все выпавшие на их долю тяжёлые испытания, и сохранять даже в самые трудные времена силу духа, высокие человеческие качества, жизнелюбие и веру в лучшее будущее.
Составители сборника не обошли стороной тему беспримерного героизма и трудового подвига, проявленного жителями Тюменской земли в годы Великой Отечественной войны. В рубрике «Судьбы и характеры» второго тома представлены имена многих прославленных земляков, отмеченных за проявленное мужество и храбрость высшими правительственными наградами. Среди них Герои Советского Союза Иван Иванович Федюнинский, Павел Степанович Шаров, Павел Павлович Сюткин, Леонид Иоакинфович Васильев, Иван Захарович Безносков, Самойло Михайлович Репутин, Ахметрашит Аширбеков (Юмашев), Тимофей Егорович Несговоров, Павел Степанович Шаров, Виктор Леонидович Худяков, Виктор Елисеевич Бугаев. Авторами указано, что за воинские подвиги были удостоены правительственных наград более 70 тыс. тюменцев.
В этом же разделе показана суровая картина повседневной жизни, стойкости и самоотверженности сельских тружеников сибирского тыла. В очерке писателя и журналиста Н. Зензина «Деревня моя, деревенька военная» содержится глубоко проникновенный автобиографический рассказ о незабываемых тяжёлых буднях того времени, неимоверных трудностях и лишениях, перенесенных его семьёй и им – восьмилетнем подростком, которому во многом пришлось в годы войны заменить погибшего на фронте отца. В статье журналиста Ю. Бутакова «Караван особого назначения» изложена малоизвестная история героического и драматического похода речной флотилии под командованием легендарного капитана Л. Соколкина. Последний, при возвращении с ценным грузом из Обской губы в Тюмень, попал в ледовой плен на реке Туре и, не смотря на преодоление всех трудностей, связанных со спасением груза и доставкой его к месту назначения, был осужден за вредительство на 12 лагерных лет.
Важным дополнением нового выпуска альманаха является публикация неизвестных широкому кругу читателей уникальных архивных документов, географических карт, извлечений из трудов В. Ключевского, Н. Ядринцева и других выдающихся учёных. Особый интерес для читателя представляют «Топографическое описание Тобольского наместничества» А. Радищева, «Опыт обзора крестьянских промыслов 1895 г.» тобольского агронома Н. Скалозубова, «Планы деревень Тюменского округа Тобольской губернии XIX в.», письма А. Куломзина из Ишима и другие ценные исторические источники.
Восторженное восприятие вызывает тщательно продуманное, живописное оформление этого издания, выполненное талантливым московским художником и дизайнером И. Е. Лукьяновым. Как и все предыдущие выпуски Фонда, художественное исполнение нового проекта отличается высоким профессионализмом, особой эмоциональной насыщенностью, глубоким смыслом и символической направленностью. Размещенные в томах альманаха картины русских художников, иконы, фотографии, старинные карты, архивные документы, библейские цитаты глубоко и проникновенно воссоздают дух и атмосферу деревенской жизни ушедших веков.
Завершая краткий обзор очередного тематического сборника альманаха, следует заметить, что представленные в издании богатые материалы не только позволяют получить более полное и целостное представление о сибирской деревне на разных этапах её истории, но и понять важность и значимость решения извечного для России крестьянского вопроса, от которого во многом зависит благополучие и могущество нашего Отечества.