ВЕЧЕР ПЕРВЫЙ
21 февраля в библиотеке имени М.Ю. Лермонтова состоялся театральный концерт «Мильон терзаний» – 1-ая часть из драматической дилогии, посвящённый 225-летию со дня рождения А.С. Грибоедова. Спустя два века нас по-прежнему притягивает образ этого человека, поэта, гражданина, дипломата, исполнившего свой долг и героически погибшего на служебном посту.
В своём вступительном слове режиссёр-постановщик Светлана Волошина-Андрийчук отметила, что Грибоедов близок и дорог современным людям как гениальный поэт и глубокий мыслитель, как передовой деятель своего времени – патриот и гуманист, оказавший глубокое и плодотворное воздействие на развитие русской национальной культуры. Один из образованнейших людей своего времени, Грибоедов сделал целью своей жизни служение Родине, полагая: «Чем человек просвещённее, тем полезнее он своему Отечеству».
Следуя истории жизни поэта, Светлана Волошина-Андрийчук не упускает ни единой минуты его счастья, а с другой стороны, не может не говорить о том «мильоне терзаний», который достался когда-то и главному герою его знаменитой комедии.
Первая сцена вводит присутствующих в круг знакомых всем лиц из комедии «Горе от ума». Мы становимся зрителями картин московских нравов эпохи Грибоедова. Уместно напомнить, что впервые поставленная в 1831 году, пьеса до сих пор не сходит с российской сцены. Знаменитое произведение, почти каждая строчка из которого стала афоризмом.
Сцены из комедии «Горе от ума» чередовались с актёрским чтением поэтических произведений, тематически связанных с жизнью и творчеством А.С. Грибоедова. Это, в первую очередь, стихи его друга и современника А.С. Пушкина (строки из «Руслана и Людмилы», «Евгения Онегина»), а также стихи из «Слова о полку Игореве» и стихи самого Грибоедова. Декорации же переносили события из светского салона в гостиную Фамусова. Закрывался занавес, и зрители оказывались перед авансценой, слушая исторический комментарий ведущей.
Судьба А.С. Грибоедова трагична и прекрасна – это ощущал каждый присутствующий на вечере. Как всегда, оригинальная идея Светланы Волошиной-Андрийчук замечательно воплощена актёрами театра им. М.Ю. Лермонтова, на этот раз при участии актрисы Веры Величко, певицы Ванды Войналович и драматурга Юрия Андрийчука. Песни и романсы известных русских композиторов (С. Рахманинова, Ф. Глинки и др.) как нельзя лучше помогли воссоздать образ Отечества, которому непреклонно служил А.С. Грибоедов.
Готовится к выходу 2-ая часть театральной дилогии «Мильон терзаний», это спектакль, составленный на основе драматических сцен, прозы, музыкальных произведений, писем и воспоминаний сохранившегося творческого наследия А.С. Грибоедова.
Светлана ВОЛОШИНА-АНДРИЙЧУК
ВЕЧЕР ВТОРОЙ
11 марта в библиотеке имени Лермонтова состоялся спектакль «Мильон терзаний» (драматические сцены, проза, музыкальные произведения, письма и воспоминания из сохранившегося творческого наследия автора) – 2-ая часть театральной дилогии, посвящённой памяти величайшего российского деятеля Александра Сергеевича Грибоедова.
Миниатюрные сценки, отрывки из драматических произведений, писем, музыкальные и поэтические творения Грибоедова живописали зрителям картины природы, жизни и быта России, Кавказа, Персии. Эти образные театральные зарисовки складывались в портрет Грибоедова, раскрывая его внутренний эмоциональный мир, человеческие привязанности, принципы и убеждения государственного политика, идеи и социально-философские воззрения русского писателя.
Спектакль получился насыщенным, содержательным и жанрово многообразным, ведь недостатка в материале не было – настолько духовно богаты и разносторонне были творчество и личность автора. Сам спектакль временами носил развлекательный характер, но тем острее выделился драматический финал. В целом – это обзор жизни и деятельности Грибоедова, что сочетали в себе самоотверженное служение Родине на государственном посту, неодолимую тягу к творчеству его одарённой натуры и бесконечное стремление к нравственному самосовершенствованию.
В основу спектакля был положен принцип высокой эстетики, начиная от художественного оформления (декорации и костюмы) и заканчивая структурным построением спектакля, идейно-содержательной выверенностью сцен, достоверным существованием артистов на сцене.
Как когда-то в своей критической статье «Мильон терзаний» (послужившей названием нынешнему спектакля) И.А. Гончаров рекомендовал артистам не кривляться, играя комедию «Горе от ума», так и сегодня, в спектакле о Грибоедове, исполнители строго следовали этому указанию.
В спектакле «Мильон терзаний» приняли участие шесть исполнителей. Драматическую часть постановки осуществляли Вера Величко, Николай Прокофьев, Юрий Андрийчук, Александр Избенников, Светлана Волошина-Андрийчук. И музыкальную часть спектакля – вокалистка Ванда Войналович. Бесспорный профессионализм этой артистки и тонкая чувствительность, и проникновенность в исполнении поднимали сцены на высокий уровень драматического действия и придавали им глубокое лирическое звучание.
Актриса Вера Величко, обладающая объёмным низким голосом, психологической гибкостью и сценическим обаянием, блестяще справилась с ролью, равно и в трагические моменты действия, и в комические, выказав то суровость и мощь своей актёрской природы, то проявив характерность и в меру игривую театральность.
Николай Прокофьев, Александр Избенников и Юрий Андрийчук также сумели раскрыть свою творческую индивидуальность. Мягкий вкрадчивый образ Весельчака (Николай Прокофьев), вальяжный и расчётливый Директор (Александр Избенников), увлечённый и страстный Поэт (Юрий Андрийчук) создали на сцене замечательное трио, противопоставляя друг другу черты артиста-комика, резонёра и трагика. Их спор вокруг личности Грибоедова был и увлекателен и познавателен. Их игра подчёркивала действенные линии спектакля, держала напряжение и атмосферу в зрительно зале, где они почти всё время находились безотлучно, оживляя своим присутствием специально сооружённые театральные ложи. Это выглядело заманчиво, озорно и оригинально, подстать художественному стилю Александра Сергеевича Грибоедова.
ВЕЧЕР ТРЕТИЙ
13 марта в библиотеке имени Лермонтова состоялась третья встреча, итоговая, – обобщающая цикл театральных вечеров. Её тема: «Театральные рисунки А.С. Пушкина (брошюра Н.Г. Литвиненко). Презентация электронного буклета по спектаклю «Великолепный дар Изоры».
Особенность этой встречи заключалась в том, что творчество А.С. Грибоедова послужило связующей нитью для того, чтобы соприкоснуться с миром театра 19 века и театром современным. Любовь к театру и литературе подчас сталкивала А.С. Грибоедова и А.С. Пушкина в определённых жизненных обстоятельствах, их пути пересекались; они вращались в одних и тех же кругах, были знакомы с одними и теми же людьми, были свидетелями одних и тех же событий. Подобные моменты нашли отражение в театральных рисунках Пушкина, которые можно назвать своеобразными графическими дневниками, запечатлевшими выдающихся театральных деятелей: поэтов, драматургов, балетмейстеров, актёров и т.д. Эти графические зарисовки раскрывают отношение Пушкина к окружающей литературно-театральной среде.
Есть среди этих рисунков и несколько портретов самого Грибоедова. А меж портретов знаменитых актрис Петербурга – профиль танцовщицы Истоминой, из-за которой в своё время произошла не менее знаменитая двойная дуэль, известная своей трагической развязкой, есть и изображения участников этой дуэли, к которой был причастен и А.С. Грибоедов.
Эти трагические события настолько глубоко взволновали Пушкина, что должны были лечь в основу двух его прозаических произведений. К сожалению, замыслы свои он осуществить не успел.
Рисунки Пушкина позволили не только наглядно представить театральное закулисье той эпохи, но и сравнить театральные взгляды и вкусы двух одарённейших и прогрессивнейших людей своего времени – Пушкина и Грибоедова – двух литераторов, двух общественных деятелей, двух гуманистов, двух тёзок.
Другая группа театральных рисунков, включающая наброски Пушкина к художественным произведениям, и, конечно же, к «Маленьким трагедиям», неизменно поднимала вопрос о поисках им иной театральной эстетики и новых драматических форм на русской сцене. Рассматривая «Маленькие трагедии» в качестве примера, речь зашла о нашей современности и о спектакле «Великолепный дар Изоры», в основу которого легли несколько пьес из этого драматического цикла.
Данный спектакль был поставлен в 2019 году – в Год театра и к юбилею (220-летию) русского поэта, – как свидетельство непреходящей значимости пушкинского творчества.
Общественное мнение подтвердило эту точку зрения: публике был представлен об этой постановке электронный буклет «Встречаемся у театрального разъезда», включающий обзорно-аналитические статьи профессиональных журналистов и впечатления зрителей, сопровождающиеся фотоиллюстрациями мизансцен и персонажей, что отражало образный ряд спектакля. И по своей сути эти фотографии были в какой-то мере подобны театральным рисункам, которыми Пушкин сопровождал свои рукописи.