В канун Нового года в Якутске состоялось событие, которое с полным правом можно назвать историческим – прошла премьера первой юкагирской оперы «Юко и Анэкэ». Автором её стал молодой композитор Николай Михеев, а основой для либретто послужила поэма юкагирского поэта и прозаика Николая Курилова «Чёрная морошка».
Надо подчеркнуть, что юкагиры в сегодняшней России – один из самых малочисленных и самых древних коренных народов Севера, численность которого, по последней переписи, составляла полторы тысячи человек, а носителей языка насчитывается ещё значительно меньше. И при этом юкагиры делятся на две группы – лесных и тундровых. Свой собственный алфавит на основе кириллицы юкагиры получили только в начале 1980-х годов, и создал его брат Николая Курилова – Гаврил Курилов, поэт и учёный, доктор наук. Семью Куриловых вообще можно назвать уникальной, поскольку путь в большую литературу для своих братьев проложил самый старший из них – Семён Курилов, написавший первый юкагирский роман «Ханидо и Халерха», который прозвучал в своё время на весь Советский Союз. Почти точно в России, а возможно и в мире, больше нет семьи, в которой три родных брата были бы признанными литераторами, членами профессионального Союза писателей.
Как пишет обозреватель ЯСИА Алёна Павлова, еще до премьеры главных героев спектакля Юко и Анэкэ, давшим название опере, окрестили юкагирскими Ромео и Джульеттой. Сюжетное сходство действительно есть – влюбленные принадлежат к двум враждебным родам, главный герой убивает брата возлюбленной и становится кровным врагом семьи. Но дальше начинается совсем другая история: не о смерти ради любви, а о любви, вопреки смерти. Та самая идея «нунни» — вечной жизни, присущая верованиям юкагиров. Итог – развязка, прямо противоположная шекспировской: вместо того, чтобы умереть вместе, герои выбирают вечную жизнь, хоть и в разных ипостасях.
Рецензент отмечает удачный актерский состав премьерного спектакля в Государственном театре оперы и балета Республики Саха. Исполнители главных партий Александр Степанов и Мария Шапошникова были очень органичны в своих ролях – их музыкальные и визуальные образы совпали, что не часто бывает в опере. Юко и Анэкэ были юны, милы и трогательны, и это с лихвой компенсировало некоторое отсутствие сценического опыта. Ярким и впечатляющим получился образ главного виновника всех бед шамана Элина в исполнении Александра Емельянова. Его герой выглядел одновременно и зловещим, и трагичным: несмотря на все коварство, сложно было не увидеть в нем влюбленного человека, которому не ответили взаимностью…
Режиссер Костас Марсаан подчеркнул, что намеренно стремился придать условность постановке – на это работают аскетичные костюмы и декорации, сдержанная пластика актеров и нарочито маскарадный грим, делающий исполнителей похожими на актёров Театра кабуки. Смысл в таком решении есть: оно выводит спектакль за рамки чисто юкагирской истории, расширяя его общечеловеческие границы.
Так что есть все основания надеяться, что спектакль ждёт счастливая судьба и он явит театралам и ценителям искусств ещё одну яркую грань малого по числу, но большого по талантам юкагирского народа.
Фото ЯСИА