Нынешнее время вывело на передний план образ воина, защитника Отечества, человека, связавшего свою судьбу с Вооружёнными силами. Соткан он из нитей служения Отечеству, чувства долга, мужского восприятия, ярких детских и юношеских воспоминаний, семейных историй, подвигов предков, преодоления трудностей, радостей побед, гордости достижений и многого, что формирует мужчину. Поделиться частичкой своей военной судьбы, дать почувствовать атмосферу боевого братства, выразить любовь к Родине, передать читателям свой жизненный опыт, поведать о подвигах решили авторы этой книги.
В 2022 году увидела свет первая книга трилогии «Россия. Армия. Судьба», изданная в рамках книжных серий Центрального Дома Российской Армии им. М.В. Фрунзе. В неё вошли произведения участников всероссийских литературных конкурсов имени генералиссимуса А.В.Суворова и «Твои, Россия, сыновья!», которые проводились военно-художественной студией писателей Центрального Дома Российской Армии им. М.В. Фрунзе в течение двадцати с лишним лет. Сборник включает в себя стихи, рассказы, очерки, посвящённые мужеству и героизму наших воинов и их судьбе, неразрывно связанной со служением Отечеству.
Вся книга буквально пронизана любовью к Родине, переживанием за судьбу нашей страны, верой в её величие. Нельзя остаться равнодушным к содержанию произведений, которые вызывают массу эмоций, заставляют чувствовать каждый миг из описываемых событий, буквально «вживляют» в повествования.
Обложка сборника притягивает взгляд, ярко оформлена, достаточно информативна. Анонсирована книжная серия в рамках которой он издан. Краткая аннотация и предисловие к сборнику начальника ФГБУ «ЦДРА» В.И. Мазуренко даёт представление о книге в целом. Наличие содержания дополняет информационную составляющую.
Список авторов довольно разнообразен. На страницах сборника представлены крепкие литераторы и мэтры отечественного литературного парнаса. Это, несомненно, достоинство книги. Таким образом обеспечивается некая писательская преемственность, литературная «эстафетность». Интересен сборник и тем, что в нём собрана литература разных жанров. Подобный подход составителя сборника предлагает возможность выбора материала почитателям военной литературы.
Открывает сборник рассказ полковника Л.С. Арзанова, участника боевых действий, задающий нужную тональность всей книги. Автор умело переводит воспоминание из детства в пронзительную драматическую историю, в которой переплетена вся гамма чувств, испытываемая человеком в оккупации при победе «своих, наших»:
В этот момент они опять на короткий промежуток стали свободными советскими людьми, чья армия бьёт врага на их глазах. Это была всеобщая гордость и всенародная радость. Всё громче было слышно: «Ура!». Люди ликовали и обнимали друг друга. Моя бабушка, с вызовом улыбаясь, посмотрела на немцев и полицаев, те стояли молча…
Вместе с людьми, оказавшимися свидетелями гибели краснозвёздной машины, испытываешь всю боль и пропасть разочарования:
Люди, минуту назад кричавшие "ура" и обнимавшие друг друга, вдруг натурально завыли тысячной толпой. Заголосили, как на похоронах, женщины, заплакали дети. Для всех этот погибший лётчик был как сын, муж, отец, ушедший на фронт. Люди просто стояли и плакали. Это было всенародное горе, великая скорбь…
(«Бой в небе над Пятигорском»)
Но, именно в этот момент рождается уверенность в своей силе, правде, возможности одолеть врага и веры в победу.
Продолжает тему торжества русского оружия поэма В.В. Артёмова посвящённая деяниям маршала Г.К. Жукова. Написана она в стиле русской былины, где полководец изображён богатырём, вставшим на защиту родной земли:
То не гром прогремел в вышине,
То не сдвинулись тучи седые,
То Георгий на белом коне
Объезжает пределы России.
или:
Маршал Жуков к порогу шагнул,
Подогнулись под ним половицы,
Он дубовую дверь распахнул
Богатырской своей рукавицей.
Явно прослеживается стилистика русских былин и сказаний, словно читатель переносится в древнюю Русь, за которую сражаются с врагами герои-богатыри. Таким приёмом автор обеспечивает преемственность поколений, легитимизи́рует Жукова, создаёт узнаваемый образ защитника близкий и понятный людям. Прослеживается прямая связь со знаменитым образом Ильи Муромца:
Вешний гром прошумел в вышине,
Раздвигаются тучи седые,
Маршал Жуков на белом коне
Озирает пределы России.
Сын фронтовика полковник Ю.Н. Беличенко показывает другую грань творчества военного человека. Его лирика гармонично сочетается с мужеством и порывом воинского подвига. Она пронизана любовью к Родине, наполнена яркими картинами родной природы, жаждой жизни, лёгкой щемящей грустью, желанием вновь прикоснуться к молодости:
В соловьиную ночь на Бориса и Глеба
кочевала заря по окраинам неба.
Отдыхая, тяжёлые руки легчали.
И не ведало солнце беды и печали.
И костёр веселился, по сучьям летая,
как летает по юности жизнь молодая.
Вместе с тем, поэт отдаёт дань подвигу старшего поколения, его самопожертвованию, перенесённым страданиям во имя Великой Победы, призывает помнить об этом:
Мы за спинами их постарели.
Но, наверное, логика есть,
Что о тех, кто в огне не горели,
Нам заботиться выпала честь.
Лирический герой произведений Беличенко наблюдателен, отзывчив, неравнодушен к чужой боли, ироничен, доверчив, порой противоречив, но никогда не теряющий веру в величие Родины:
Прошло паровозов гуденье.
Под шинами щебень лежит.
Но то, что приходит с рожденья,
ревизии не подлежит.
Еда наша дымом горчила.
Была нам вода солона.
Нас добрыми быть научила,
пройдя через детство, война.
Вобрав в себя большинство черт, присущих простому русскому человеку, он показывает ранимость и бесконечность его души.
И глядишь, как с осенних дубрав
прилетает листва золотая.
И стоишь, как последний дурак,
непонятные слезы глотая...
При знакомстве с отрывками из романа «ОРУЖИЕ, ВИНО И ПРИКЛЮЧЕНИЯ» полковника запаса Владимира Эдуардовича Берёзко, создаётся ощущение зыбкости происходящего, наигранности. Не покидает чувство тревоги и неопределённости.
Солнце в Южно-Африканской республике встретило гостей из Германии типично африканским теплом. Его горячие лучи проникали даже сквозь одежду. Но Марк отметил для себя, что местный климат, тем не менее, ощущается им вполне комфортно. Но, может быть, это только первое впечатление? Которое, как известно, вполне может быть обманчивым…
Автор повествует о судьбах людей, оказавшихся на «переломе» эпох, в период распада Советского Союза:
Они сидели в зале пивного ресторана, носившего почти советское название – «Погребок Ганса». Конечно, Ганса в СССР никогда бы не допустили в названии, но «Погребков» там было вполне предостаточно и своих…
Резко меняющийся социальный статус, а вместе с ним и новая жизнь персонажей, вызывает интерес читателя. Учитывая нацеленность писателя на жанр детективной прозы, вполне возможно увлечься событиями, которые, несомненно, развернутся в романе.
Поэзия фронтовика Героя Советского Союза полковника М.Ф. Борисова – памятник стойкости и мужества народа-победителя. Участник тяжелейших и свирепых боёв, он описывает тяжёлый ратный труд с помощью точных, «выпуклых» рифм, ярких фотографических образов, перенося читателя в эти страшные мгновения:
А враг уже нахрапом прёт
К моей траншее,
И у меня холодный пот
Бежит по шее.
Порушил цепь убойный град,
Мутится разум…
Но бью ещё - и новый ряд
Ложится наземь.
Просты и понятны чувства военного поколения, отражаемые в его стихах. Забыты все проблемы, неустроенность, личные переживания каждого ради одной высшей цели – Победы:
Без выси, широты и глубины
Казался мир в винтовочную прорезь.
Он и сейчас спрессован, словно совесть
Мальчишек, не вернувшихся с войны.
Настоящая военная поэзия лишена рефлексии, чужда жалости к себе, призвана «выковать» из мальчишек бойцов, защитников Родины:
Октябрит на душе, октябрит,
Не спасают и чайники чаю.
-Как дела-кто-нибудь говорит.-
Превосходно идут,-отвечаю.
Для них «воинский долг» не просто слова, а идея. Именно плеяда фронтовых поэтов, представителем которой является Михаил Фёдорович, передаёт эстафету подвига, жертвенности и верности Отечеству следующим поколениям.
Представителем послевоенного поколения является полковник В.Г. Верстаков, ставший широко известным благодаря песням об афганской войне, написанным на его стихи. Военный корреспондент газеты «Правда», он объездил все «горячие точки» появившиеся в последние годы существования СССР. Особенный след в творчестве Виктора Глебовича оставил Афганистан:
Потому-то с дороги лесной
И сворачиваю на болото,
Где меж гневом Господним и мной -
Только тлеющий след самолёта.
Потому-то теперь напрямик
Не прошел бы от кочки до кочки,
Если б слегу не вырубил штык
Закругленной афганской заточки.
Не обошёл стороной Верстаков и проблему российско-украинских отношений. Горечь от столкновения русских людей, их разобщённость, искусственное деление единой общности, легли в основу его крымского цикла:
Малороссы и великороссы,
Мы забыли, что русские мы.
Снег с дождём, роковые вопросы.
И последние в бухтах дымы.
Ослабевший орел над волною
Смотрит в мутно-дождливую даль.
Разве важно, что будет со мною?
Только мне Севастополя жаль.
Но, несмотря на грусть потерь и попрание русской воинской славы, поэт верит в сакральность этих мест, их особую роль в жизни страны:
Здесь - два века Русской славы.
Здесь Советская страна
Скоро встанет величаво
С Севастопольского дна.
Об А.Л. Вырвиче, прошедшем путь от воспитанника СВУ до генерал-майора, можно говорить – образец офицера. Его бескомпромиссный, цельный, волевой и справедливый характер отражается в герое романа-трилогии «Есть такая профессия» майоре Сергее Александрове. Рядовая история с поездкой к месту службы оборачивается столкновением с преступником. Решительность, обострённое чувство справедливости, готовность преградить дорогу подлости, помогает офицеру не только в боевой обстановке, но и в мирной жизни.
Показателен монолог Сергея с преступником. В нём раскрывается другая грань характера офицера – вера в хорошее. В способность людей меняться:
– Не дури, а то снова сделаю «больно», – сказал Сергей и бросил «дипломат» на пол. Он уже открыл дверь, чтобы уйти, но, передумав, прикрыл дверь и повернулся к лежащему мужчине.
– Мораль я тебе читать не буду. Бесполезно. Но и в милицию я тебя сдавать не буду. Потому что, во-первых, – это хлопотно, а во-вторых, хоть одна, но светлая мысль у тебя есть. У тебя хватило ума не забрать из ворованной сумочки документы… не выбросить и не уничтожить. Но один совет на прощание я тебе всё-таки дам. Заканчивай ты это грязное дело и возвращайся в свою солнечную Молдавию. Иначе закончишь ты жизнь плохо…
Представленный в сборнике отрывок из романа Александра Леонидовича пробуждает интерес к прочтению всего произведения, к боевой судьбе человека профессия которого - Родину защищать.
Наиболее ярко характеризует творчество бывшего Председателя Союза писателей России В.Н. Ганичева, термин «державность». Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова приводит такое определение этого слова: «Утверждение роли своей страны как великой и единой державы».
Всё творческое наследие Валерия Николаевича нацелено на утверждение этого величия, связует прошлое и настоящее Отечества, помогает осознать всю мощь нашей Великой страны. Повествует о великих сыновьях России, для которых догмой являлось её первенство и величайшая вера в избранность русского народа. Его стремление к познанию себя, окружающего пространства, тяга к знаниям и забота о ближнем, отражена в книге Ганичева «Державница»:
Образ жизни Фёдора Фёдоровича, скромность, щедрая благотворительность делали его почти святым для окружения, ему поклонялись, желали многих лет жизни. Так под прекрасным духовным знаком Благотворения и Милосердия закончилась жизнь великого адмирала. В графе о летах красивой вязью выведено: погребён в Санаксарском монастыре.
Повествуя о графе В.П. Кочубее, писатель отмечает:
…он был человек державных принципов, величайший профессионал в государственных делах и истинный патриот Отечества…
Без оговорок, эта характеристика применима и к выдающемуся мастеру пера Валерию Ганичеву.
Отрывок из повести «Василёк» руководителя литературного объединения Белогорского гарнизона А.Ф. Горохова органично вписался в тему сборника. Судьба главного героя неразрывно связана с армией. Его детство, в котором он, буквально, «заболел» небом, пришлось на предвоенные годы. И решение, принятое в юном возрасте, позволило ему стать высококлассным боевым лётчиком. Несмотря на ряд контузий, и ранений, не позволяющих выполнять боевые задачи в небе, он попадает в разведку и продолжает защищать Родину на земле:
…в палату пригласили стенографиста и допрос продолжился. Генерал, действительно, дал ценные сведения. Они подтверждались другими данными разведки.
Так, «Василёк» снова вернулся с небес на землю. Разведчики люди ушлые, кличку нового бойца узнали и приняли, как позывной…
Представленный отрывок из повести не может показать полную картину становления молодого воина, чья отвага, упорство, желание победить чувствуются в каждой строке произведения, но и пробуждает интерес к знакомству со всей повестью.
Образностью, узнаваемой ритмикой, лёгкой рифмой наполнены стихи ещё одного лауреата Всероссийского литературного конкурса «Твои, Россия, сыновья!» Владимира Адамовича Гуда, творчество которого, практически, полностью сопряжено с нелёгкой военной работой:
А ночь вокруг, как мина — только тронь!
И все во мне подчинено порыву,
Как будто вызвал на себя огонь
И жду мгновенья первого разрыва.
Лёгкие ностальгические нотки, пронизывающие лирику поэта, напоминают о трепетной любви человека к своей малой Родине, к месту, где прошло детство:
Камыш у берега продрог —
Не отогреться.
И солнца красный поплавок
Над речкой детства
С порога медленного дня
В начале мая
Всплывает, и плывёт, меня,
Не узнавая…
Главной темой повести «Мы все вернёмся!» Героя России Ильяса Дильшатовича Дауди и рассказов кавалера ордена «Красная звезда» Андрея Андреевича Дубового являются события афганской войны. Объединяет авторов не только боевой вектор повествований, но и желание поведать о другой стороне событий нашего недалёкого прошлого. Милосердие, готовность помочь обычным людям, поиск общих точек соприкосновения культур, выдвигают на первый план человечность солдата, его стремление к мирному существованию, поиску мирных решений и нахождение их:
Из непрерывного потока воспоминаний Костра вернула неожиданно начавшая звучать хорошо запомнившаяся песня авторов Стаса Намина и Игоря Шаферана «Мы желаем счастья вам»:
…Чтобы было легче в трудный час,
Нужно верить каждому из нас,
Нужно верить каждому,
В то, что счастье есть…
Контр-адмирал А.Г. Дьяконов в своей поэзии признаётся в любви к морю, к родному Северному флоту. Романтики, моряки и неравнодушные к океанским просторам мечтатели с удовольствием прикоснутся к творчеству Александра Геннадиевича:
Все также Полюс леденит
И манит Северным сияньем,
Все также Арктика штормит,
Холодным обдает дыханьем.
Отсюда с краешка земли
Пути далекого начало,
Уходят в море корабли
От стылых пирсов и причалов.
Неоднократный участник и дипломант различных литературных конкурсов и творческих проектов Сергей Алексеевич Ермаков посвящает своё творчество различным родам войск. Лётчики, танкисты, военные автомобилисты и повара становятся героями его стихотворений. Возможно, какие-то из них станут строевыми песнями или маршами родов войск:
…ПЕСНЯ О ВКС!
Высоко над облаком летя,
Обгоняя птичьи вереницы,
Сторожит, подкрылками
блестя,
Самолет воздушные границы!
Припев:
И Отчизну славную храня,
Рубежи небес оберегая,
ВКС - надежная броня,
Не заменит никогда другая…
Очерк военного штурмана первого класса подполковника в отставке Владимира Михайловича Забудько «Так зарождалась мечта» познакомит читателя с судьбой Героя России майора Романа Николаевича Филипова, принявшего свой последний бой на земле Сирии. Весь мир облетели кадры боя и последние слова лётчика «Это вам за пацанов!» с которыми он ушёл из жизни. О таких людях надо говорить и писать, ставя их судьбу в пример подрастающему поколению:
Он заставил весь мир склонить перед ним голову. Весь мир, от Японии до Америки, восхитился подвигом российского лётчика, выразил уважение и соболезнование его родным и близким. И эта память будет жить в веках.
Завершают сборник стихи члена Союза писателей России Евгения Владимировича Захарченко, посвящённые славе русского оружия. Образно, доходчиво, используя понятные метафоры, автор отдаёт дань памяти нашим героям и показывает веру в силу и мощь наших Вооружённых Сил:
И поет, словно колокол, Память,
Уводя в заревой небосвод.
И разносится Слава ветрами,
Призывая в бессмертный поход!
Полагаю, что первая книга трилогии «Россия. Армия. Судьба.», будет благосклонно воспринята читателем. Особенно, тем, кто стоит на защите нашей Родины или готовится это сделать. Представленные в сборнике произведения, вселяют надежду на то, что следующие два тома, будут так же насыщены крепким литературным материалом.