Отзыв на книгу Геннадия Прашкевича «Судовая роль (Собеседники)»
Новая книга Геннадия Прашкевича вышла в серии «Ретро библиотека приключений и научной фантастики» в московском издательстве «Престиж Бук». Издательство это действительно престижное, выпускает художественную, историческую и детскую литературу, собрания сочинений популярных авторов и поэтические сборники. Одним из замечательных проектов издательства стала серия «Ретро библиотека приключений и научной фантастики», являющаяся преемником советской серии книг «Библиотека приключений и научной фантастики» (так называемая «Рамка»), издававшейся с 1936-го по 1993-й годы.
«Рамка» – серия знаменитая. Издавалась «Детгизом» и его преемником «Детской литературой». Собрать её всю неимоверно сложно. Во всей Новосибирской области это удалось сделать лишь одному человеку – Юрию Николаевичу Стафиевских. И то, он собрал лишь «большую рамку», книги которой выходили в стандартном формате (с 1953-го по 1993-й годы). «Малая рамка» (коротыши), издававшаяся с 1936-го по 1952-й годы, ещё более редкая. «Даже не думай её собирать, – предупредил меня Юрий Николаевич, – это безнадёжное дело».
Интересно, что «малую рамку» почти всю собрал Геннадий Прашкевич.
В серии «Ретро библиотека приключений и научной фантастики» мне нравится то, что она продолжает традиции советской «Рамки», книги внутри серии выходят с неизменной золотой рамочкой на переплёте, цветными форзацами и с иллюстрациями. У Геннадия Прашкевича в указанной серии уже вышли книги «Демон Сократа» (2020 год), «День работорговца» (2020) и «Последний карантин» (2021). «Судовая роль» (2023) – четвертая книга Прашкевича в серии.
Однако от предыдущих трёх она отличается. Её, строго говоря, нельзя отнести ни к приключениям, ни к научной фантастике. Это нон-фикшн, нехудожественная литература.
Автор обозначил жанр книги как роман-воспоминание. Я бы отнёс её к автобиографическому и литературоведческому жанрам одновременно.
Примерно в таком ключе у Прашкевича написаны книги «Адское пламя», «Красный сфинкс» и «Малый бедекер по НФ». Я их читал с большим удовольствием, потому что люблю не только фантастику, но и всё, что с ней связано. Особенно читать о фантастах и литературоведческие книги о фантастике.
Судовая роль – основной судовой документ, содержащий сведения о количестве и составе экипажа при приходе и отходе судна.
Ну а «Судовая роль» Прашкевича содержит сведения о людях, с которыми он вместе путешествовал на корабле под названием жизнь.
«Судовая роль» – книга в основном о фантастах и фантастике. Но не только. Это книга о собеседниках – людях и книгах. Людях, с которыми автору довелось встретиться, познакомиться, пообщаться, подружиться. Книгах, которые на него повлияли, зацепили, изменили. Люди – живые собеседники. Книги – неживые собеседники. Таких собеседников по жизни у Геннадия Мартовича было не просто много, а неимоверно много. Всех не перечесть. В своей книге он рассказывает лишь о самых ярких и неординарных.
В ряду живых собеседников – писатели Иван Ефремов, Леонид Платов, Виктор Астафьев, Николай Плавильщиков, Юлиан Семёнов, Георгий Гуревич, Кир Булычёв, братья Стругацкие, Сергей Снегов, Борис Штерн и многие другие; поэты Анна Ахматова, Александр Прокофьев, Илья Сельвинский, Андрей Вознесенский, ряд современных поэтов…
В ряду неживых собеседников – авторы книг Альфред Брем, Артур Конан Дойль, Герберт Уэллс, Жюль Верн, Джозеф Конрад, Станислав Лем, Алексей Толстой, Александр Грин, Сергей Беляев, Вадим Охотников и многие другие.
«Судовая роль» – это и путь автора в литературу. Непростой, тернистый. Первая книга, уже свёрстанная, ушла под нож по цензурным соображениям. Но нашлись «собеседники», которые поддержали и направили корабль жизни всё по тому же пути – писательскому.
С чего начинается писатель? Книга отвечает и на этот вопрос. Все мы родом из детства. А в детстве у Гены было событие поистине судьбоносное – письмо от легендарного писателя Ивана Ефремова. Оно заставило школьника Гену Прашкевича снарядить экспедицию и заняться настоящими раскопками, увлечься палеонтологией и наукой.
Красной нитью через всю книгу проходит или проплывает, как хотите, Ноев ковчег. Начинается он с картинки, с детских размышлений на тему ковчега. А потом был «парк честного человека», который придумал друг молодости Лёня Виноградский. Своего рода определитель избранных, достойных спасения на ковчеге.
С годами образ Ноева ковчега для автора изменяется. Возможно, это вся наша планета Земля в космическом океане Вселенной. Возможно, это пресловутый «золотой миллиард», о котором пишет автор в одноимённой книге. Своеобразный отбор достойных подняться на борт ковчега проходят все «собеседники» Прашкевича, в первую очередь, конечно, его друзья-писатели.
В книге целая россыпь интересных историй, баек и почти анекдотических случаев. Многие из них я слышал от самого Геннадия Мартовича – он их рассказывал на так называемых семинарах Прашкевича, которые я посещаю. Дело в том, что вот уже 15 лет известный писатель регулярно, раз в месяц, встречается с разными литераторами в стенах областной научной библиотеки, передавая свой опыт всем желающим. «В своё время мне чрезвычайно везло с учителями, – признался однажды Геннадий Мартович. – Ещё в моём провинциальном детстве на мои письма откликнулось несколько крупных учёных и писателей, в их числе Иван Ефремов и Георгий Гуревич. В течение всей своей долгой жизни я постоянно встречал людей, которые были ко мне расположены. Видимо, я умел им что-то необычное сказать. Думаю, пришла пора платить по счетам».
Многие случаи и байки, помещённые в «Судовую роль», цитаты и письма я знаю по другим книгам Геннадия Прашкевича – и автобиографичным, и литературоведческим. Но есть в книге и эксклюзив.
Понравилось такое откровение:
«Страшен, прекрасен мир. Потому древние греки и любили преувеличивать.
«Я в этом смысле тоже немного древний грек…» – как-то признался я Лиде.
Она понимающе кивнула: «Ты самый древний грек из всех, каких только я знала».
После такого признания со стороны автора на многие байки, помещённые в книгу, смотришь уже по-другому. Например, на историю с бронзовым сатиром из Греции, которому на советской таможне отпилили лишние сантиметры его непомерно большого мужского достоинства.
Особыми собеседниками автора были его соавторы – Евгений Ёлкин, Владимир Свиньин, Сергей Соловьёв, Дмитрий Володихин, Владимир Борисов, Александр Рубан, Алексей Буров, Алексей Калугин, Алексей Гребенников и другие. Им он посвятил отдельную главу.
Долгие годы Геннадий Мартович общался и продолжает общаться со своими собеседниками посредством писем. Во многие такие письма, порой довольно откровенные и доверительные, автор позволяет нам, читателям, заглянуть.
А сколько было в жизни Геннадия Прашкевича разных встреч! Однажды в Переделкине выступил экстравагантный якутский поэт, который нёс какой-то бред про прокажённых и лепрозории. Имени этого поэта автор не называет, но я его узнал. Этот безумный якутский поэт – Август Муран, у которого есть целая поэма про лепрозорий. Довольно-таки слабая с точки зрения поэтического мастерства. Одно время я порывался разгромить её литературной критикой, но меня отговорили.
В книге много автобиографичного, прослеживается судьба многих книг автора – от задумки до воплощения. Почти все главы книги связаны с конкретными произведениями писателя (в содержании Геннадий Мартович даже посчитал нужным указать, с какими именно). Таким образом чуть ли не вся книга «Судовая роль» – это мозаика из многих его книг. Редкие главы не перекликаются цитатами, историями и байками с ранее вышедшими его книгами.
В книге много запоминающихся максим и афоризмов:
«К счастью, мир стоит на людях талантливых»
«Слова надо расставлять так, чтобы они пахли, цвели, звучали, играли»
«Главное, чтобы текст был живой»…
Вместо традиционных рисунков в книгу помещены плакаты, фотографии «собеседников» и автора, обложки книг, автографы его собеседников-писателей. Для серии «Ретро библиотека приключений и научной фантастики» это нонсенс. Книга «Судовая роль» явно выклинивается из тематики серии. Удивляюсь, что издатели посчитали возможным отпечатать её в данной серии.
Книга, конечно, необычная. Но яркая, талантливая. Я бы поставил её в один ряд с «Красным сфинксом», который удостоен нескольких литературных премий.
«Я многому научился у своих собеседников». Такими словами заканчивает Геннадий Мартович свой роман-воспоминание. «Правда, как это ни грустно, собеседники уходят…»
Собеседники уходят – книги остаются. А ведь это тоже собеседники.
«В течение всей своей долгой жизни я постоянно встречал людей, которые были ко мне расположены».
Как я в свою очередь благодарен Геннадию Мартовичу за его расположенность ко мне!
За то, что он стал моим собеседником.
За то, что моими собеседниками стали многие его книги.
В том числе и «Судовая роль».