ОБЗОР НОВОГО НОМЕРА «ВЯТКИ ЛИТЕРАТУРНОЙ»
Двадцать второй год мы живём в ХХI веке. Технический прогресс шагнул далеко вперёд. На наших глазах развивается робототехника. И то, что искусственный интеллект написал некий текст, известно всему миру. В том числе и литературному. Графоманы обрадовались: «Ага! Пришёл конец писателям! Сейчас вместо них подключат искусственный интеллект, который и будет клепать стихи, рассказы, повести, романы, пьесы и так далее». Ведь, каким образом можно избавиться от профессионалов? Заменить их на роботов и графоманов…
Но не тут-то было. Больше про эксперименты с написанием текстов искусственным интеллектом новостей не слышно. Сенсации не получилось. Литература жива, а значит, живы и профессиональные писатели. Подтверждение тому – альманах «Вятка литературная», новый номер которого я держу в руках. На задней обложке размещён рисунок Татьяны Дедовой, который называется «Александровский сад». На нём изображена ротонда, которая в реальной жизни давно служит местом литературных встреч для любителей поэзии Кирова. Татьяна Дедова – известный художник, её работы узнаваемы, вот и дом Витберга, украшающий центральную обложку и обозначенный, как «Усадьба Жмакина. 1815 год», можно увидеть на многих акварелях художницы.
Когда читатели и авторы берут в руки новый журнал, они не очень-то себе представляют, какую работу проделал главный редактор, какую ответственность на себя взвалил. Собрать рукописи, выстроить концепцию издания – это всего лишь начальный этап. Дальше идёт работа над номером. Бессонные ночи, сомнения, споры, критика и недовольство одних, благодарность других. А лично я ничего кроме благодарности не испытываю к главному редактору «Вятки литературной» - Николаю Васильевичу Пересторонину. Альманах выходит стабильно с 2016 года, не взирая на трудности. Не раз в Кирове были попытки выпускать журналы, достаточно вспомнить хотя бы «Собор» или «Складчину». Но дальше первого номера дело не шло. Причин не знаю. Но всегда было жаль, что вятским литераторам негде печататься, показать свой труд. Многие работали, что называется, «в стол». Нет журнала, значит, нет и литературной жизни в городе и области. И вот эта самая жизнь забила ключом, отражаясь благодаря труду и усилиям редколлегии и Н. В. Пересторонина, под началом которого выходят в Вятке ежемесячный литературный журнал "Ротонда" и ежегодный литературно-художественный альманах "Вятка литературная". Вот цитата из его редакторской колонки в «Вятке литературной» № 6:
«Под знаком 100-летия Кировской областной писательской организации и проходил для нас этот поистине литературный 2021-й. Готовясь к юбилею, мы возвращались памятью к первому губернскому съезду пролетарских писателей, который проходил в Вятке в мае 1921 года. Но и труды первого переводчика гомеровой «Илиады» Ермила Кострова, духовные послания вятского Святогорца Семёна Веснина, в схиме иеросхимонаха Сергия, не предавали забвению. Связь времён, верность традициям и исторической правде всегда были и остаются определяющими в жизни и творчестве многих из тех, кто стоял у истоков вятской словесности, кто служил и служит её развитию в последующие годы и десятилетия».
Это очень важные слова о фундаменте вятской литературы. Ибо, если нет фундамента, негде строить. У вятской литературы фундамент мощный. На нём стоит не одно поколение писателей. И очень правильно, что и Кировская писательская организация, и главный редактор «Вятки литературной» не забывают о патриархах.
Так номер в рубрике «Поэзия» открывают два поэта – Алексей Мильчаков и Владислав Заболотский. Представлены их биографии и стихи. Хотя, думаю, и прозаические произведения Мильчакова, «Вятские парни», например, вполне могут быть напечатаны на страницах альманаха, и исследования Заболотского будут интересны читателю.
Прекрасное название рубрики «Духовные скрепы». Имя Евгения Дмитриевича Петряева известно всем без исключения кировским литераторам и музейным работникам. В своём эссе о нём «Вспоминая Петряева», поэт и прозаик Надежда Ильинична Перминова пишет: «Кировская писательская организация, отметившая своё 100-летие, насчитывала тогда 13 членов. При ней работал и работает сейчас литературный клуб «Молодость» – наш «литинститут». Писатели не только писали книги, но проводили такие акции, как «Дни литературы и искусства в Кировской области», издали 12-томную «Энциклопедию земли Вятской», выпускают серии «Народная библиотека» для начинающих литераторов и «Антология вятской литературы». Сейчас в нашем областном сообществе уже 58 человек. А сколько рождённых на берегах нашей Вятки проросло по России… И если кто-то говорит, что жизнь книги заканчивается, не верьте. Ничто не заменит творчества. И мы мечтаем о нашем общем Литературном музее на Вятке, как мечтал Е. Д. Петряев».
Продолжая тему, Наталья Черных в своей статье «С высоты прожитых лет» вспоминает: «Опыт ведения кружков по литературному краеведению подсказал мне особую форму объединения школьников – любителей книги: областные встречи юных краеведов-книголюбов… Первые встречи прошли в 1992 году. На Петряевских чтениях в 2001 году я отчиталась перед краеведами выступлением «Встречам вятских юных краеведов-книголюбов 10 лет». На открытии юбилейных 30-х Встреч в 2020 году я с гордостью сказала, что за три десятилетия никакие трудности и никакие обстоятельства не смогли сорвать ни одну нашу Встречу. Что явилось залогом долголетия рядового мероприятия обычного внешкольного учреждения? Думаю то, что всегда внушал нам Е. Д. Петряев: интерес к родному краю, любовь к книге, литературе, яркому художественному слову и гордое осознание того, что вятская культура – неотъемлемая и достойная часть великой русской культуры».
В этой же рубрике опубликована большая статья Артёма Маркелова о Семёне (Симеон) Авдиевиче Веснине. В неё собрано много интересных фактов о жизни и писательском труде нашего земляка: «Он открыл читающей России ХIХ века Святой Афон. Духовный писатель, вятский уроженец, иеросхимонах Сергий (Веснин), Святогорец» .
В рубрике «Стихи» два поэта – Надежда Перминова и Елена Наумова, которые для постоянных читателей альманаха в представлении не нуждаются. Но следует напомнить, что в год 100-летия областной писательской организации Надежда Ильинична была отмечена знаком «За заслуги перед городом Кировом», а у Елены Станиславовны в местном драмтеатре поставили спектакль «Митины открытия» по её пьесе. Произведения их любимы и желанны всегда. Как стихотворение Н.И. Перминовой из большой её подборки:
На стыке стылого и талого,
Ознобного и озорного,
Весна веснушчатая вставила
Синицы солнечное слово.
И сразу – как подпорка вынулась
Из-под ледового кристалла
И на чуть-чуть,
но что-то сдвинулось
И, отражаясь, заблистало,
Как строки Елены Наумовой из напечатанных в этом номере «Вятки литературной» стихов:
Близок конец –
всё смешается с грязью.
Сырость и тлен…
А пока
Ветер играет оранжевой вязью
Треплет вовсю гопака.
Самое лучшее –
если мгновенно
Насмерть ударит мороз.
…Так беззащитно-нежны
хризантемы,
Что обжигают до слёз.
В разделе «Проза» альпинист Борис Борисов представил главы из романа «В зоне сухих осадков». Роман, конечно же, о горах и альпинистах, о том, как подняться к вершине и привести за собой людей по тропе, которая «причудливо петляла по зелёному склону горы Чегет вдоль трассы канатной дороги. Андрюха шёл замыкающим в хвосте отряда и видел, как тяжело идёт его второе отделение. В личном составе минус один здоровый мужик. Тимочкин отчислен – привет от зайчика! Итого три парня и три девушки…».
Ещё стихи, ещё два поэтических имени, члены Союза писателей России Евгений Жуйков( Кирово-Чепецк) и Владимир Терентьев(Подосиновец). «Записка» Евгения Леонидовича - это связь времён, юность и зрелость:
Разбирал бумаги,
рвал без риска,
прежде было некогда – дела.
Вдруг попалась давняя записка:
«Буду скоро. В магазин ушла».
Для чего она-то сохранилась?
Для того ли, чтобы вот сейчас
ты из дня минувшего явилась –
юная,
без всяческих прикрас…
В стихотворении Владимира Терентьева с неожиданным названием «В Африке» другой сюжет и настроение:
Было жарко. И в сторонке
Слон, слонихи и слонёнки
Шли звериною тропою,
Очевидно, к водопою.
У реки зверей немало.
Там и зебры, и шакалы,
И жирафы там, и львицы.
Все хотят воды напиться.
И снова проза, повесть «Военная школа» Александра Клиндухова. Мы знаем его, как поэта, но в этом выпуске альманаха он выступает как прозаик:
«То бесконечно дальнее лето и сегодня пьянит набором несопоставимых жизненных событий. Некоторые из них навсегда врезались в память, как некая безысходность, тёмная гранитная плита, словно придавившая к холодной неуютной земле и не дававшая дышать. Но другие наполнили и через край выплеснули, словно из полного колодезного ведра, чистейшую воду, которая засияла на солнце радужными бликами, озарила на десятилетия неуёмную молодую творческую душу».
В разделе «Свободная форма» свои верлибры представил Александр Вепрёв. Вот отрывок из его «Класса немецкого языка»:
В школе я изучал немецкий язык,
ходил вместе с одноклассниками
в немецкий класс.
В основном его учили двоечники
и троечники,
полушпана и шпана...
Так повелось в нашей средней
советской школе,
стоящей на окраине города прямо
у леса…
В рубрике «Членский билет» новоиспечённые члены Союза писателей России прозаик, литературовед Александр Молодцов и поэтесса Елены Коновалова. Перу первого принадлежат два рассказа из цикла «Среди коллекционеров» «Ким Ир Сен и кировский «клад» и «Девятка». Автор книг «Моё село на косогоре», «Белое на плечи – доброму навстречу» и «По кромке осени» Елена Коновалова представлена подборкой стихотворений, одно из которых гласит:
Рождаются стихи из снега и тумана,
Из блёклых лепестков
и лепета воды,
Из незабытых снов, игры,
самообмана,
И даже из большой,
немыслимой беды.
Вобрав в себя огни заката
и рассвета,
И щебетанье птиц, и запахи земли,
Биение сердец, бессонницу поэта,
Всё, без чего стихи родиться
не могли.
Они растут в тебе,
преодолев преграды,
И в суете сует, вдруг замерев на миг,
Обрушатся слова
тишайшим снегопадом,
Чтоб новый юный стих
из тишины возник.
В рубрике «Живое слово» Татьяна Тунгусова представляет творчество поэта Анатолия Быстрова в посвящённых его памяти заметках «Равновесие света и тьмы» и подготовленной ею подборке стихотворений Анатолия Васильевича, который жил и творил в самой что ни на есть вятской глубинке, в посёлке Опарино, где леса бесконечны, болота бездонны, а вода в реках темна от хвои, упавшей на дно… В 2015 году А.В. Быстрова не стало, но остались его книги и стихи, такие, как «Пахарь»:
За спиной борозда накаляется,
Улыбается солнце в ответ.
Пашет полосу Лев Николаевич,
Бородой отражая рассвет.
Граф за плугом – какое чудачество,
Да уже и немало годков.
«Утро доброе, ваше сиятельство!»
«Добрый день, Анатолий Быстров!»
И рубаха, и пашня распарены,
Отпадает земля с сапогов.
Самый лучший крестьянин из баринов,
Самый барин из всех мужиков.
Русь святая моя, изначальная,
Землю радуй и небу молись.
Разрешите мне, Лев Николаевич,
Хоть немного за плугом пройтись!»
Гостем шестого номера «Вятки литературной» стал глава Липецкой писательской организации Андрей Новиков, как раз в конце 2021 года отметивший свой юбилей. Его рассказ «Книжные люди» повествует о выпускнице культпросвет училища Ане, которая получила распределение в отдалённую сельскую библиотеку. А там с ней происходят странные вещи. То в ранний час библиотеки увидит она с оторопью, «как к столу подошёл мужчина в сером мешковатом костюме и заснеженных домашних тапочках. Лицо у мужчины было землистого цвета с тонкими синими губами.
– Я Вам, наконец, книгу принёс, три года назад брал почитать Островского, да и забыл о ней. Вчера случайно в серванте нашёл.
– Вы у меня ничего не брали, – пролепетала Аня странному абоненту, – Вам не холодно из дома было в костюме идти?
Мужчина ничего не ответил, медленно повернулся и вышел на улицу, унося с собой потрёпанную книгу». А буквально через минуту раздался телефонный звонок. «Районный начальник перешёл к делу без ненужных вступлений:
– Как Вы посмели покойников в библиотеку записывать? – услыхала она истеричный голос в трубке, – Как до такой мерзости додумались? Вас впору под суд отдать!»
«Прерывистые строки века» - очень интересная рубрика, представляющая новые для вятского читателя имена. Татьяна Ярышкина родилась в городе Котласе Архангельской области, публиковалась в литературных альманахах «Белый бор» и «Перекличка», журналах «Знай наших», «Арт» и «Мир Севера». В шестом номере нашего альманаха «Вятка литературная» напечатаны такие её стихотворения, как «Не исправить», «Старая песня», «Мой город», «Русская надежда» и другие.
«День чистой воды» подарен нам был в Барнауле автором, писателем, эссеистом и театральным режиссёром Валерием Копниновым «на добро и удачу в литературном паломничестве по маршруту Киров (Вятка) – Барнаул – Сростки – Горно-Алтайск – Манжерок-Сростки – Бийск – Барнаул – Киров (Вятка)». Надо ли говорить, что с таким благословением всё на этом маршруте сложилось по-доброму и удачно, впечатлений от встречи с родиной Шукшина и местами, где он бывал, снимал свои фильмы и сам в них снимался, было столько, что книгу подаренную только дома и открыли. И поразились ещё одной грани литературного дарования Валерия – его умению одним росчерком пера прозу превратить в поэзию, а быль – в сказку». Это цитата из вступительной статьи главного редактора «Вятки литературной» Николая Пересторонина к эссе Валерия Копникова «Ностальгия по настоящему» о творчестве Михаила Тарковского и Василия Шукшина. Прочитайте, узнаете много интересного.
Особое место в трудах доктора исторических наук, профессора, члена Союза писателей России Виктора Аркадьевича Бердинских занимают литературные портреты, исследования творчества поэтов от Ермила Кострова до наших дней. Некоторые из них: «Варлам Шаламов и его поэзия», «Поэт Николай Заболоцкий» – публиковались в предыдущих выпусках «Вятки литературной». В продолжение и развитие темы – очерк о замысловатой судьбе и мотивах поэзии Николая Клюева. «В поисках легендарного Беловодья. Старообрядческие мотивы в творчестве поэта Николая Клюева».
Поэтическая рубрика «О любви и надежде» отдана поэтам Ольге Журавлёвой и Галине Кустенко.
Вчитайтесь в стихотворение Галины Александровны из цикла «Железная дорога»:
На поезде казанском мимо пролетаю
и время коротаю короткими эссе.
А ты живёшь в Ижевске – ни далеко,
ни близко –
ни высоко, ни низко –
на Воткинском шоссе.
А ты живёшь в Ижевске.
И только три минутки
дождливая платформа,
ночное рандеву…
И только три минутки. Да три-четыре
шутки,
как ты живёшь в Ижевске,
как я там не живу.
Марина Кузнецова – новое имя для читателей. Главная тема её произведений обычная жизнь простых людей, живущих в самой глубинке, в еле живых, почти умирающих, деревнях и сёлах. Но обыкновенные житейские истории, с которыми все мы встречаемся чуть ли не на каждом шагу, изображены Мариной Кузнецовой с такой любовью к людям и с такой болью, что никого из читателей не могут оставить равнодушными, а может быть кого-нибудь заставят задуматься о своей жизни. Не стал исключением и рассказ «Продаётся дом», опубликованный в шестом номере вятского литературного альманаха. Здесь же и рассказ члена Союза писателей России Надежды Мохиной «Лучший танец Хромоножки» о пятнадцатилетней девочке Тане, которая делила свою жизнь на три части: первая – до семи лет, о которой она помнить не хотела; вторая – с радостью и надеждами, но в то же время с такими испытаниями, которые не каждому и взрослому по силам; и после, начиная с пятого класса, – настоящая, которая есть сейчас. Хотя и в этой, третьей, тоже случается всякое, но разве сравнишь с тем, что было до…».
В рубрике «Зелёная улица» представлены стихи кировчанки Светланы Нагибиной, рассказ Антона Смёрдова «Неудачники», в разделе «Журнальный вариант» байка от неофита «Тапки резиновые, ёлы-палы!» или история о робких шагах лирического героя к церковному порогу, рассказанная лауреатом межрегионального фестиваля литературы и кино «Солдаты Отечества», областной премии поэта-фронтовика О. М. Любовикова и других престижных наград Александром Дёмышевым.
Обращают на себя внимание и новые стихи Николая Пересторонина, его
Осенняя сирень у старого забора,
Сентябрь уж наступил,
но вновь она цветёт.
И веруется ей, зима ещё нескоро
На этот бренный мир снегами упадёт.
И впервые появившаяся в альманахе рубрика «Географическое фэнтези» с заметками Анатолия Вылегжанина, который уже несколько десятилетий, практически всю жизнь, занимается изучением истории и культуры Русского Севера, Скандинавии и много путешествовал по Уралу, Беломорью, Карелии, Финляндии, Эстонии, Швеции, Норвегии и её Лофотенским островам. Главным мотивом реальных, а с ними и интеллектуальных экспедиций по уникальным регионам мира явилась однажды родившаяся догадка об уходящих в эти земли генетических корнях…
Венок сонетов – очень редкий жанр в современной поэзии. Свой венок сонетов в альманахе «Вятка литературная» поэт и хирург Николай Никитин посвятил светлой памяти нашего земляка, профессора, выдающегося хирурга –гепатолога В.А. Журавлёва. Памяти недавно ушедших поэта Анатолия Гребнева и писателя Евгения Мильчакова посвящены и публикации раздела «Чтобы помнили». И снова мы говорим о связи поколений и перекличке имён, верности традициям и путях развития вятской словесности и русской литературы. Нынешний номер литературно-художественного альманаха даёт повод для такого разговора и пищу для размышлений о настоящем и будущем литературного процесса. Хочется пожелать авторскому коллективу и главному редактору творческих успехов и уверенности в завтрашнем дне. А дорогим читателям, увидевшим в кратком обзоре альманаха «Вятка литературная» только верхушку айсберга того объёма работы, который выполняется, желаю интересных встреч со знакомыми и новыми именами.