«Поэзия (как ошибочно считают люди наивные или пресыщенные) заключается не в ритмическом сочетании слов-погремушек, но в духе, который охватывает широкие горизонты и видит дальше и глубже, чем глаза человека», – писал когда-то известный французский писатель и общественный деятель Ромен Роллан, и это его определение действительно проявляет себя в поэтических произведениях многих выдающихся поэтов. Примерно о том же, анализируя суть поэзии, говорил и другой французский поэт Поль Элюар, который сказал, что её цель — это «полезная правда», и этой «полезности» невозможно не увидеть в стихах большинства мировых поэтов. Особенно хорошо это видно по стихам знаменитого персидского философа, математика, астронома и поэта Омара Хайяма, рубаи которого до предела наполнены жизненной мудростью и опытом, как, например, в таком ярком его четверостишии:
Не завидуй тому, кто силён и богат,
За рассветом всегда наступает закат.
С этой жизнью короткою, равною вдоху,
Обращайся, как с данной тебе напрокат.
Вот эта, отмеченная Полем Элюаром, «полезность правды», лежащая в основе каждого настоящего поэтического творчества, отчётливо просматривается по стихам и поэмам таких хорошо известных авторов как Пушкин, Лермонтов, Некрасов и целый ряд других поэтов-классиков, а в особенности – по кратким и ёмким стихотворениям восточных поэтов, умеющих всего в четырёх поэтических строчках уместить глубокий философский и жизненный смысл.
Однако суть эта видна не только в стихах прошлых столетий, но также и в произведениях уже нашего сегодняшнего времени – в частности, по стихам поэтов республик Средней Азии и Кавказа. Так, например, уникальная сжатость и ёмкость стихов хорошо наблюдается в поэтическом творчестве одного из современных кавказских поэтов Карачаево-Черкесской Республики – Хизира Махмудовича Тахтамышева, у которого в 2018 году в известном московском издательстве «Художественная литература» вышла в свет книга поэтических миниатюр «10 секунд мудрости: философия жизни в 4-х строках».
Предваряя новый сборник Хизира Махмудовича, академик Академии российской словесности Георгий Владимирович Пряхин говорит, что «на Кавказе издавна тяготеют к продолжительным тостам, но и к очень коротким, разящим эпиграммам, а стихи поэта, чей сборник вы сейчас открываете, и впрямь в основном являются эпиграммами», среди которых, добавляет он, есть «и нетривиальные философские сентенции, и просто внимательные, колоритные зарисовки местного быта, природы, абрисы характеров нашего Предкавказья и Большого Кавказа». Это всё действительно так, и книга Хизира Тахтамышева «10 секунд мудрости» несёт в себе столько истин, что её поистине можно назвать небольшой поэтической энциклопедией, охватывающей чуть ли не все стороны жизни. Особенно в этой книге много стихов философского смысла о жизни и смерти, о чести и совести, о быстротечности наших лет и крепкой мужской дружбе, которая скрашивает людям многие годы их жизни:
Вся наша жизнь – весёлая пирушка.
Душа – вино в хрустальной чаше лет.
Нальём в одну, смешаем наши души,
Неповторимым будет тот букет!
Хизир Махмудович Тахтамышев является доктором технических наук, профессором и преподавателем, который на своей профессиональной ниве имеет дело в основном с точными знаниями, но вот что касается круга его поэтических тем, то здесь его, в первую очередь, влекут к себе такие понятия как честь, верность, справедливость и другие нравственные качества. Именно ими он и оперирует в своих мудрых четверостишиях, показывая читателям, на что им нужно опираться в нашей непростой и быстротекущей жизни:
Простите, Эльбрус и Казбек,
Я предан буду вам навек.
Но выше вас вершина есть,
Для горца ей названье – честь!
Поэзия охватывает собой очень серьёзные темы, отводя для их описания объёмные длинные стихотворения и даже большие поэмы, но особенно чётко запоминаются в памяти людей экспрессивные ёмкие четверостишия, которые подобно кратким формулам передают суть того или иного определения. К примеру, такие, как в расположенном ниже стихотворении о счастье:
Судьбой недовольны, по жизни идём,
Бранясь, возмущаясь и споря.
Упав на дороге, внезапно поймём,
Что счастье – отсутствие горя.
Отмечая великолепную строгую чёткость философских наблюдений Тахтамышева, нельзя не отметить того, что поэт – это отнюдь не безошибочный робот, а живой человек, опирающийся в своём творчестве на тот опыт, который он приобрёл исключительно на своём реальном собственном пути. Поэтому не исключено, что с некоторыми четверостишиями читатели могут вполне поспорить, не соглашаясь с тем, что утверждает поэт в своих четверостишиях. Ведь его опыт – это его личный опыт, вот и наблюдения он описывает свои личные. Как, например, в стихотворении «Ошибки юности опасны», которое заведомо несёт в себе тему для небольшой дискуссии:
Ошибки юности опасны.
Ошибки старости ужасны.
Успехи юности прекрасны.
Успехи старости напрасны.
Думаю, что далеко не все из тех читателей, кого можно отнести к категории «старость», согласятся признать, что выпадающие иногда на их возраст успехи считаются напрасными. Успех – он и в старости успех, так что заслуживают его получать не только в юности.
Однако поэтическая книга Хизира Тахтамышева не может оставить другого впечатления, кроме высокого признания. Открыв её на любой странице, сразу же поймёшь, что перед тобой настоящий глубокий поэт, мыслитель и философ, каждая строчка которого наполнена яркой афористичностью. Вот только некоторые из тех, которыми начинаются его стихотворения: «Темнота – лишь отсутствие света», «В жизни нет ничего постоянного», «Страх – к позору прямая дорога», «Зависть – ведьма лихая с пороками», «Неблагодарность – чёрная дыра», «Семейный брак – взаимная аренда», «Горячий спор – пылающий костёр», «Творят и зло под флагами добра», «Дорога – наша жизнь: ухабы, ямы», «Глупец не прочь казаться мудрецом», «Нам жизнь даёт жестокие уроки», «Душа открытая – родник живой», «Горе, счастье, печали – всё время уносит», «Не каждое зерно рождает всходы», «Жить прошлым – быть сытым обедом вчерашним» – и так на каждой открытой странице на протяжении всей книги. Читаешь и понимаешь, что эти строки уже никогда не уйдут из твоей памяти, навсегда останутся частью твоего сознания. Потому что настоящая поэзия не может быть единственно только красивой, но всегда ещё и полезной. А значит – и умной.