Те, кто хотя бы однажды побывали в Абхазии, уже никогда не смогут забыть её величественные горы, её изумрудные озёра, пихтовые и самшитовые леса, великолепные живописные водопады, вечнозелёные высокогорные поля, перемежающиеся ледяными островками, карстовые пещеры со сталактитами и сталагмитами, древние полуразрушенные крепости, старинные монастыри и храмы. И конечно же – омывающее её берега прекрасное синее море, напоминающее собой сказку...
Но Абхазия – это не просто один из самых красивых уголков, не только место для посещения прекрасных курортов, но ещё и одна из древнейших христианских стран. В начале V века здесь, в селе Каманы, ушёл из жизни один из трех Вселенских Святителей - Иоанн Златоуст; в начале IV века там же был захоронен Святой Мученик Василиск, а в IX веке в тех же Каманах произошло Третье Обретение Главы Иоанна Крестителя.
Но это ещё не все святыни абхазской земли – к ним относится и Новоафонский монастырь, расположенный у подножия Афонской горы в Гудаутском районе Абхазии, построенный в 1874 году при содействии императора Александра III. Согласно одному из преданий, в первом веке нашей эры на этой территории мученический погиб апостол Симон Кананит, который проповедовал среди народов Кавказа христианство.
Помимо этого, на территории республики находится ещё немало известных людям целительных источников и почитаемых верующими чудотворных икон.
Но есть иные свидетельства, которые сотрясают души и умы, напоминающие о совсем недавних по историческим меркам событиях – это развал Союзного государства, грянувшая в 1992 году война в Абхазии, ставшая Отечественной для народа этой красивой страны, в течение года с небольшим многие районы, превратившая в руины. Долгое время нельзя было без боли в сердце смотреть на зияющие пустотой полуразрушенные дома, на опустошенные села. Слава Богу, Абхазия выдержала, сумела выстоять перед военной агрессией, дух ее великого народа не угас. Теперь, по прошествии 25 лет, появились иные свидетельства – идет восстановление сельского хозяйства и виноделия, создаются промышленные предприятия, вновь развивается индустрия туризма.
И что весьма важно – это ещё обретение нового дыхания абхазской литературы и культуры, её замечательной поэзии, которую в ряду прекрасных поэтов представляет сегодня Вахтанг Абхазоу.
Просто удивительно, как в наши жестокие, непоэтические годы ему удалось сохранить в своей душе необычайно красивое, чуткое и живописное восприятие окружающей нас жизни, сказочной природы и удивительно сияющей красоты, несущей в своей глубине потаённые токи поэзии. Может быть, именно эта хранящаяся в народе поэзия только и помогает переносить все выпадающие на его судьбу войны и испытания, наполняя душу верой в ожидающие впереди свободу, мир и счастье? Читаешь стихи Вахтанга Абхазоу, и как будто переносишься из сегодняшнего тревожного дня в какой-то другой – спокойный, тихий, почти сказочный мир, образ которого выливается у него в стихотворении «Буйволы» почти в волшебные строчки. Казалось бы, ну существует ли в этом мире что-нибудь ещё, кроме двух этих могучих и медлительных, как философы, буйволов?
Когда от солнца плавилось предгорье,
Болото буйволам вдруг показалось морем –
Вот водоём для их горячих спин!
Как хорошо в болоте и прохладно!
Два буйвола вдыхают влагу жадно,
Глаза блестят черней больших маслин.
Торчат в болоте между берегами
Две головы с высокими рогами,
В любом из каждых – истинно аршин!..
Однако поэзия не только помогает человеку уйти в неё, прячась, как в красивую сказку, от пугающей его тёмной действительности, но она ещё даёт возможность помочь своей душе найти ответы на те вопросы, которые он ставит перед собой, решая каждодневные, трудные проблемы. Да, поэзия дарит человеку красоту, наполняя его сердце песенной радостью, но она также позволяет человеку выстоять в минуты горя и боли, отыскать себе где-то необходимую в такие моменты поддержку. Выстоять и сохранить себя для будущего.
На что я в судьбе опереться могу?..
Одну лишь надежду в душе берегу –
Пройдя через море и сушу,
Сберечь свою душу.
А как можно сберечь свою душу, в чём найти для неё силы, кто это знает? Вахтанг Абхазоу объясняет это в своём стихотворении «Говорите по-абхазски»:
Вперёд, друзья мои, творите в жизни сказки!
Осуществляйте ваши радостные сны!
Пока вы в жизни говорите по-абхазски,
На свете вечною останется Апсны́.
Казалось бы, всего-то и надо в этой жизни делать – только оставаться самим собой, быть сыном своего родного края, хранить в душе свою родную речь и свою веру, не забывать заветы и наставления предков. Это любовь к земле, где родился и вырос, где во имя свободы, любви и мира герои сложили свои головы, наполняет поэта неиссякаемыми эмоциями. Родное село и родные люди, опаленные войной поля, сады, дома – думаю, обо всем этом стихотворение «Земля нас манит». Вахтанг Абхазоу в своем творчестве соединяет воедино откровенную красоту и таящуюся за строчками боль:
Земля нас манит,
Кличет столько лет,
И нам порою этот голос слышен.
Ушёл хозяин.
Но остался след
Средь огородов и цветущих вишен.
Он возвратится.
Он в пути пока.
Рассвет озвучен щедро петухами.
Его деревья
Рвутся в облака.
Он не оброс пока ещё грехами…
Даже это печальное стихотворение до краёв наполнено поэзией, щедро украшено яркими образами, что характерно для творчества Абхазоу. По своей сути он – лирик, призванный воспевать любовь, дружбу, природу, красоту, но в силу переполняющих нашу жизнь болями и бедами, он то и дело выступает как гражданин, а не как лирик, хотя и лирическое начало в нём звучит сильнее всего другого. Вахтанг Абхазоу – поэт не гражданственного звучания, мягкость его голоса и лиризм его стихов не несут в себе тех гражданственных громыханий, которыми наполняют свои стихи некоторые поэты-трибуны. Вахтанг душу читателя скорее успокаивает, а не будит, хотя он ни от кого и не прячет своих человеческих позиций, что видно по такому стихотворению, как «Радуга над рекой»:
Над речкой радуга стоит.
Вокруг такой прекрасный вид!
Река журчит под нею,
И небеса синеют.
Над речкой радуга стоит.
Ну кто такую сотворит?
Я не уйду, покуда
Сияет это чудо…
Такие строки не могут оставить равнодушным читателя, они надолго остаются в памяти, удерживая в сознании нарисованные поэтом картины. Это ведь и есть гражданская позиция: «Я не уйду». Верность поэта проецируется и на красоту природы после дождя, когда над рекой сияет своими цветами яркая радуга. Она же проявляет себя и в отношении к войне, которая приносит в дома людей только боль и слёзы, как это им показано в стихотворении «Рыдает мать»:
Рыдает мать о детях возле сакли.
Уже и слёзы у неё иссякли.
Ни сыновей, ни дочек не осталось.
Досталась ей одна пустая старость…
Смерть – это самая больная тема для Вахтанга Абхазоу, самый горьки мотив, который время от времени прорывается на его лирические страницы. Смягчить боли тех, кому довелось пережить потери близких, мы почти не можем, но для этого существует в небесах Всевышний, и, обращаясь к нему, словно к своему отцу или к старшему брату за помощью, поэт говорит ему:
Кто ушёл – ты вовек не забудь
За молитвою их помянуть.
Выпал в жизни нелёгкий им путь
И досталась тяжёлая ноша.
Но в истории подвиги множа –
Кто позволит Отчизну согнуть?
Отчизна – это и есть то главное в нашей жизни, что мы должны защищать всем своим делом и творчеством, укрепляя душу народа своими стихами, будь они хоть лирические, хоть гражданские. Главное – чтобы они были настоящими, трогающими сердце читателя, пробуждающими в нём душевные силы. Такими, как стихи Вахтанга Абхазоу, в которых звучит голос его прекрасной Родины.