Поэт Эд Побужанский заметно выделяется на фоне сегодняшних российских литераторов как минимум тем, что в его творчестве отчётливо наблюдается движение поэзии вперёд — к яркому новаторству, обновлению творческих методов и развитию поэтического языка.
В его строках красноречиво звучат современные мотивы и просматриваются новые образы. Например, небо поэт третьего тысячелетия Эд Побужанский воспринимает как огромный монитор компьютера: «Небо — ночной экран / В пикселях битых / Звёзд…».
Традиционная русская поэзия, по-прежнему оперирующая такими привычными образами, как золотые поля, луга, берёзки, стога, церкви и тому подобное, видимо, не в состоянии наполнить стихи Эда Побужанского достаточной поэтической энергией, поскольку стихи такого рода становятся сегодня всё более далёкими от современных читателей, живущих в основном в больших городах и почти незнакомых с деревней. «Всё старо — как тавро или карты Таро», — говорит он в своём стихотворении «Набат», словно бы отрекаясь тем самым от пути, вдоль и поперёк истоптанного такими поэтами, как Рубцов и Есенин. Бесспорно, стихи есенинского типа тоже несут в себе ещё не окончательно отцветшие красоту и глубину родной природы, но Эд явно относится к последователям той новаторской поэзии, которая зовёт читателей уже не в пшеничные поля и на васильковые луга России, а в электронные поля интернета, куда стремительно перемещается вся наша жизнь. Об этом и пишет замечательный поэт XXI века Эд Побужанский:
Пусть лузер рыбачит на Рузе,
Весь год надрываясь как вол,
А мы улетим в all inclusive,
Ты хочешь, любовь моя, в all?
Верлибры — давно известная в русской литературе поэтическая форма, но сегодня она почему-то остаётся далеко на заднем плане литературного творчества, не вызывая особенного восторга у читателей, хотя Эд Побужанский этой формы творчества не чурается, его верлибры настолько же содержательны и изящны, как и его рифмованные стихи. Вот, скажем, «Ссора»:
Ты бы красиво сожгла все мои письма,
но они электронные. Такая досада!
Ты бы дала мне пощёчину влёт,
но как ударить аватарку в фейсбуке?..
Впрочем, по большей части Эд Побужанский использует рифмованную форму, наиболее близкую и понятную поклонникам русской поэзии. И уж в ней-то он работает в высшей степени блистательно и виртуозно. Например, стихотворение «Безвременье» — филигранностью отделки оно напоминает мне искусно инкрустированную шкатулку:
Тела наши грузны, мы грустны и устны
И падки на водку и медь.
И пусто до хруста в безвременье Пруста,
Где жизнь застывает как смерть.
Но главное в стихах Побужанского — это не столько универсальное владение оригинальными рифмами и образами, сколько глубокие философские смыслы, проступающие сквозь стройные ряды его строк. Возьмём хотя бы стихотворение «Пастырь», в котором невозможно не отметить серьёзность авторского взгляда на жизнь и веру:
Но нет согласия у паствы,
И не спасти её от скверны,
Ведь слово Пастыря не пластырь —
Оно не вылечит без веры.
Вот эта мысль о том, что сказанное без веры слово не лечит душу ни читателя, ни самого автора, должна лежать в основе творчества каждого пишущего, иначе зачем нужны миру тысячекратно повторяемые строчки, не несущие в себе ничего, кроме пустопорожних выкрутасов? Прочитайте стихотворение «След», и вам откроется суть творчества, и замрёт в трепете душа:
Не крестиком вышивание
И не вязанье крючком —
Стихи — это как выживание:
По хрусткому снегу ползком.
Стихи Эда Побужанского не просто мастерски написаны, они насквозь пронизаны свежими поэтическими образами и глубокими метафорами, которые после прочтения заставляют повторять себя по нескольку раз. У Побужанского всегда всё очень ярко, глубоко и в то же время тонко и изящно. Впрочем, можно встретить у него и такое:
Не надо выть, как будто
В заду застряло шило,
Спокоен будь, как Будда,
И терпелив, как Шива.
Чей-то утончённый слух, возможно, заденет застрявшее в одном месте шило. Но Эд Побужанский не боится показаться грубым и резким, ему куда важнее быть точным и честным в каждом слове. Стихи должны быть живыми. «В моей реальности всё подлинно», — говорит Эд Побужанский, и эта строка действительно выражает его жизненное и поэтическое кредо, так как в его творчестве нет ни малейшей лжи и фальши. Главное — чтобы из тебя струился в мир свет, о чём талантливый «агент неба» открыто говорит в заглавном стихотворении: «Не отключайся, / не выключай / внутренний свет». И пока в душе поэта горит такой негасимый свет, его творчество будет обязательно нужно человечеству, а это и есть главный смысл жизни настоящего творца.