Обзор февральского номера журнала «БЕРЕГА» 1(43) 2021
Последние полвека во всём мире происходит стремительное духовное обнищание, «переформатирование» людей, искоренение в них качеств, данных от Бога, замена первородной сущности всякими суррогатами. Всё это вписывают в пресловутые концепции «прав человека», «глобализации», «информатизации», прикрываясь лозунгом: «Всё – для блага человека!». Но зачастую благом-то, что называется, и не пахло.
Россия не стала исключением. Небывалое сокращение населения, особенно - русского, деградация экономики, нищета едва ли ни трети всех жителей РФ, резкое падения качества образования и культуры. Действующий режим, унаследовав «ценности» правления от времён Горбачёва и Ельцина, продолжает пропагандировать «главные постулаты» - обогащение любой ценой, попирание законности и нравственности, тупое насаждение «массовой культуры»…
Те современные писатели, которые ощущают себя наследниками великой русской литературы, не могут равнодушно взирать на происходящее в стране. В своём творчестве они ищут пути выхода из кризиса, помогают читателю укрепить веру в великое предназначение России, сохранять свои честь и достоинство в любых ситуациях.
Образно выражаясь, возвратить людей к их душам, возродить в человеке человеческое – магистральный путь популярного литературно-художественного и общественно-политического журнала «Берега», очередной номер которого на днях вышел из печати.
Все произведения, опубликованные в нём, вполне можно объединить призывом - возрождать в человеке человеческое.
В чём крепость страны? Думается, она - не в какой-то мифической «национальной идее», её правители не удосужились отыскать уже тридцать лет; она – не в сомнительных «инновациях», суть которых мало кто может объяснить. Она – в самом народе, в его состоянии, а его самочувствии, в его действенной энергии или затухающей энергии. На Руси испокон веков ядро народа составляло крестьянство. «Русский крестьянин держал на своих могучих плечах всё государство, - утверждал Василий Иванович Белов, - экономически, в военном плане – рекрутов давало крестьянство, в духовных и культурных смыслах. Да и во всех других смыслах крестьянство несло на себе могучее государство».
Из крестьянских традиций, из крестьянской культуры многое утрачено. Но наша память снова и снова возвращается к ним, ищет в них идеал и опору.
Об этом ведёт разговор известный сибирский прозаик Валерий ШЕЛЕГОВ из города Канска Красноярского края. С первых страниц повести «ПОДРУКАВНЫЙ ХЛЕБ», опубликованной в разделе «Проза», читателя захватывает неповторимый деревенский мир, полный открытий и радости: «Пятнистый красно-пегий телёнок едва виден в зелёных овсах. Бычок поджинает колоски живым розовым языком. Мыкает мордой в глянцевитые стебли овсов, сочно перемалывает зелень. Зелёная хрупка мокро пузырится в слюнявых губах телёнка. Бродит красно-пегий бычок в зелёном море овсов рядом с полевой дорогой. Я намеренно покинул автобус, не доехав до деревни Егоровка». В этой главе автор рассказал о судьбе деревенского пастуха Николая Полелея. Чистый язык, образность, художественная достоверность присутствуют и в других главах – «Ах, как хорошо жить», «Усадьбы моего деда», «Подрукавный хлеб». В едином целом они создают яркую картину сибирской деревни, может, уже частью и отошедшей в небытиё, но продолжающей существовать в благодарной памяти потомков.
В унисон прозе Валерия Шелегова звучат «ПОЛТИНИНСКИЕ БЕСЕДЫ» молодого прозаика из Вологды Натальи МЕЛЁХИНОЙ, названные так по имени её родной деревни под Грязовцом. Это, скорее, даже не беседы, а лирические миниатюры, списанные «с лика умирающей деревни». Сколько их таких на Руси? Невозможно сосчитать! Полузабытых, полузаброшенных, полуживых. Но там же - люди! Автору удалось в определённой мере воссоздать нынешний деревенский мир через бытовые детали и личные переживания.
Это – первая публикация Натальи Мелёхиной в «Берегах».
Журнал продолжает знакомить читателей с романом «СЫРАЯ РУКОПИСЬ» замечательного поэта и прозаика Вячеслава КУПРИЯНОВА, публикуя вторую часть произведения. В отличие от первой части, во второй - к обитателям острова Ареал «явилась вода», которая прежде исчезла. Роман – своеобразная метафора нашей современной жизни, отражающая его негативные стороны. Возникает ощущение, что очень многие фразы, отрывки романа со временем войдут в широкий читательский обиход, как, например, вот эта: «Начальство этажом выше уже совсем не чувствовало тех забот, которыми жило большинство». Или отрывок из рецензии на «Сырую рукопись»: «Живя в выдуманном мире, автор саморазоблачается, когда пытается писать реалистично».
Здесь же прозаик из Подмосковья Сергей ГРАЧЁВ вынес на суд читателей рассказ «ОСКОЛОК НЕБА». Главный герой прораб Валерий Акишев нашёл на улице родного города камень с ладонь шириной, позже посчитал его «межпланетным камнем». «В юности у Агишева были разные мечты, - пишет автор, - а теперь осталась одна – разбогатеть». И эту мечту герой пытается осуществить с помощью «небесного камня», который он за ненадобностью выбросил в лес рядом с дачей. В итоге, как верно заметила жена героя, «Ищите прежде Царства Небесного».
Тему, связанную с Православием, раскрывает в своём рассказе «ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК» Олег РЯБОВ, известный прозаик из Нижнего Новгорода. Бывший удачный бизнесмен, а ныне пенсионер Пенкин помог восстановить храм в родном селе. Но одним «денежным участием» история не закончилась. Прозаик пытается раскрыть внутренний мир героя – современной самодовольной личности.
Завершает раздел «Проза» отрывок из книги «КОЛОКОЛА НАД ДРУТЬЮ И ДНЕПРОМ» главного редактора журнала, секретаря Союза писателей России Лидии ДОВЫДЕНКО. Трудно определить жанр – здесь и лирика, и личные воспоминания, и острая публицистика. Но можно выразить суть новой книги Лидии Владимировны – зов отчей земли. «В моей памяти деревня, в которой родились родители. Если идти из деревни через луг к Друти мимо кузницы, то можно выйти к озеру, которое в деревне называли Бязоднае. Это значит – бездонное, не имеющее дна. Об этом озере мама, Щепова Мария Ивановна, рассказывала, что всякий, кто пытался достичь дня этого озера, тонул в нём. Но удивительнее всего то, что если на рассвете, когда на земле очень тихо, подойти к озеру, то можно услышать звон колоколов церквей того города, который находится на дне…»
Повествование Лидии Довыденко, как нельзя лучше, отражает общую идею февральского номера журнала: «Возродить в человеке человеческое!».
Щедро представлена в номере поэзия современной России.
31 марта 2021 года исполнилось 70 лет Владимиру Николаевичу ФЁДОРОВУ, замечательному русскому поэту, прозаику, драматургу, прекрасному журналисту. Его пьесы шли в театрах Якутска, Москвы, Санкт-Петербурга, городов Сибири, по его сценариям сняты несколько фильмов, книги Фёдорова переведены в Германии, Болгарии, на Украине и в других странах. Несколько лет Владимир Николаевич был главным редактором «Общеписательской литературной газеты», а в настоящее время возглавляет литературный электронный журнал «ЛИterra. Территория литературы и искусства». Он лауреат многих премий и конкурсов, в том числе – Большой литературной премии России, живёт в Москве.
Поэтическая подборка Владимира Фёдорова «АФРИКАНСКАЯ ТЕТРАДЬ» отрывает раздел «Поэзия». Познание мира – жизни далёких и ближних стран – одна из ведущих тем в поэзии Фёдорова. В этом он перекликается с поэтическими пристрастиями известного русского поэта Николая Гумилева. Не случайно одно из стихотворений подборки он и посвяти ему. Также не случайно, литературный критики из Москвы Нина ПОПОВА назвала своё исследование «Гумилёвские традиции в творчестве Владимира Фёдорова», журнал публикует её заметки в разделе «Берега прочтения».
Все поэтические подборки настолько интересны, свежи, разнообразны, что каждого автора можно цитировать полностью.
В разделе с новыми произведениями выступают: поэтесса Олеся НИКОЛАЕВА из Москвы, поэтесса Елена КРЮКОВА из Нижнего Новгорода, поэт из Санкт-Петербурга Андрей ШАЦКОВ, поэт из Ханты-Мансийска Дмитрий МИЗГУЛИН, поэт из Пензы Валерий СУХОВ, поэтесса из Подмосковья Анна ТОКАРЕВА, поэт из Риги Вадим НОВОЖИЛОВ, поэт из Калининграда Игорь ЕРОФЕЕВ.
Народный артист России, известный кинорежиссёр Николай БУРЛЯЕВ поделился на страницах номера впечатлениями о том, как он снимал фильм по известному роману Василия Ивановича Белова «Всё впереди», именно так и назвал Николай Бурляев свои воспоминания, которые открывают читателю много познавательного.
В январе 2021 года исполнилась годовщина ухода в мир иной замечательной поэтессы, публициста, литературного критика и мыслителя Сэды Константиновны ВЕРМИШЕВОЙ. Она плодотворно сотрудничала с журналом «Берега». В память о ней журнал опубликовал подборку стихов Сэды Константиновны из книги «Я высот синих птица» и размышления о творчестве поэтессы московского литературоведа Григория БЛЕХМАНА «Я из прошлого величья…».
Здесь же в разделе «Берега памяти» опубликовал свою статью поэт, музыкант и певец из Москвы Александр ВАСИН-МАКАРОВ «ПОПЫТКА АНТИНЕКРОЛОГА», которая посвящёна памяти великого литературоведа Вадима Валерьяновича Кожинова. Поэтесса и прозаик из Калининграда Людмила ПОЛИКАРПОВА поделилась с читателями отрывком из книги «Юрий Куранов – добрый гений» в связи с 90-летием писателя. Автор давно изучает творчество Юрия Куранова, у неё сложился свой взгляд на литературные достоинства писателя. Впечатления от встреч с Юрием Курановым рассказал известный критик Валентин КУРБАТОВ из Пскова, он назвал свои заметки «ЛЕТНИЕ ВЕЧЕРА В ГЛУБОКОМ».
Известный российский прозаик из Кирова Виктор БАКИН встретился со своим знаменитым земляком писателем Владимиром КРУПИНЫМ и поговорил с ним о дне насущном, о Вере Православной, о творчестве и современной литературе. Их беседа под названием «УСЛЫШИМ ЛИ ДРУГ ДРУГА» опубликована в разделе «Берега прочтения». В этом же разделе читатель найдёт отзыв прозаика Василия КИЛЯКОВА о романе уральского писателя Александра Кердана «Царь горы» и заметки Тамары КРАСНОВОЙ-ГУСАЧЕНКО «ГДЕ ПОГИБ СЫН МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ?».
По традиции в номере представлено творчество современных авторов из Крыма и Новороссии - Аллы ЕРМИЛОВОЙ и Нины ИЩЕНКО.
В завершении номера в разделе «РУССКИЙ МИР БЕЗ ГРАНИЦ» читатель найдёт произведения авторов из Франции, Латвии и Канады – Николая ВЫРУБОВА, Ириады КЕЛЬМЕЛЕНЕ и Ваагна КАРАПЕТЯНА.
Электронная версия журнал Берега 1-2021 на сайте: https://dovydenko.ru/