1.
Давненько такого не случалось: чтобы мне так понравилась книга, что я её дважды перечитал, а вот сесть за отклик, поделиться впечатлениями, не мог довольно долгое время. Уже приступал как-то, но что-то не пошло, и пришлось отложить на потом…
И это «потом» здорово подзатянулось.
В чём дело?.. В том-то оно как раз и состоит, что я и сам не могу чётко сформулировать причину даже для себя… Речь идёт о автобиографической книге Сергея Тарасова «Осколки. Краткие заметки о жизни и кино».
Прежде всего: а кто такой Сергей Тарасов?
В своих записках я нередко обращаюсь к феномену фамилий, которые как-то теряются, не запоминаются, не ассоциируются… Фонетика тут сказывается, или какая другая причина, не возьмусь судить, но только утверждаю, что парадокс незапоминания некоторых фамилий существует…
И как тут поступить?.. Человек должен гордиться своей фамилией, в этом лично для меня нет сомнения: фамилия дана ему от рода его, перешла, подобно эстафетной палочке, от предков, с тем, чтобы отправиться дальше, в будущее, к потомкам… Псевдоним – дело хорошее, однако ж при этом в какой-то степени сродни отказу от своей родовы…
Вот и думай!.. Что важнее для творческого человека: его личная узнаваемость или же верность родовому имени… Я с глубочайшим уважением отношусь к людям, которые не стали подменять собственные имена искусственно придуманными более звучными; но при этом регулярно констатирую, что такой гордый поступок иной раз идёт во вред популярности достойного её человека.
Вот Сергей Тарасов…
Когда мой добрый товарищ, военный писатель Павел Жирков передал мне книгу, о которой я хочу рассказать, да с дарственной надписью от автора, я даже не представлял, сколь ценен этот дар!
Ну, Тарасов, ну, Сергей… Никаких ассоциаций!
Но стоило лишь открыть первую страницу, и я удивлённо захлопал веками. Это вот эти фильмы – снимал этот автор?!. А у меня – приходится повториться – до этого момента не шевельнулся ни один флюид памяти!
Судите сами!
Сергей Тарасов является автором сценария знаменитого фильма «Вертикаль», и именно его идея привлечь к участию в картине Владимира Высоцкого обеспечила фильму эту самую феноменальную знаменитость.
Я ещё при случае перечислю все картины Сергея Сергеевича, и выскажу о некоторых из них своё мнение. А пока отмечу только те, которые произвели на меня самое сильное впечатление, которые прочно засели в памяти. Это «Стрелы Робин Гуда», это «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго», это «Чёрная стрела», это «Перехват», это «Приключения Квентина Дорварда, стрелка королевской гвардии»…
Казалось бы, что тут сложного: довольно просто перечислить картины, да прописать несколько панегириков хотя бы о некоторых… Вот и сложился дежурный отклик о книге.
Ан нет же… Сидит в душе заноза.
В чём она заключается?.. Сейчас пооткровенничаю.
…Успешность каждого творческого человека зависит от множества факторов – это аксиома. Перво-наперво, понятно, дарование, заложенное в него от природы. Изначально, потенциально талантливый человек может родиться где угодно: во дворце, в благоустроенной квартире, в хижине, в мазанке, в вигваме… Подчеркну: потенциальный талант присущ многим!.. А вот дополнительное обстоятельство – где родился – уже предполагает неравный старт в возможности реализовать заложенную предрасположенность к созданию шедевра.
Конечно, можно сказать, что истинный талант дорогу к успеху проложит. И примеров тому можно привести множество. Казалось бы, не поспоришь!..
Только демагогия это!
Потому что данное утверждение можно рассмотреть и под другим углом. Рассуждая о реализовавшемся таланте, мы вспоминаем тех людей, которые начали свой путь к вершинам творческого Олимпа в глубинке, как говорится, «от сохи», и сумели-таки одолеть его каменистые склоны.
Но мы ведь не знаем, сколько истинно талантливых писателей, художников, артистов, потенциальных создателей кино не смогли реализоваться именно по причине, что заглохли в глубинке!.. Причины для того могут быть самые разные: не встретил мудрого наставника, неуверенность в собственных силах, бытовые заморочки… Да мало ли!
Мы можем проследить судьбу реализовавшихся талантов! Мы не знаем о талантах нераскрывшихся, заглохших!..
Вернее, наверное, даже чуточку не так. Каждый из нас, творческих людей, может привести примеры, когда человек, некогда подававший большие надежды, так и остался в категории тех, кто «некогда подавал надежды». Не по его какой-то вопиющей вине – просто так сложились обстоятельства. Или можно сказать иначе: для их самореализации не сложилась благоприятная ситуация.
Отсюда и моя точка зрения: для реализации таланта человека необходимо, чтобы где-то сошлись необходимые звёзды…
…Не секрет ведь, что в творческом мире есть люди, которых, если смотреть со стороны, изначально, при раздаче жизненных авансов, судьба щедро одарила козырями, да ещё и джокер припасла для них в прикупе.
Сергей Тарасов, о котором идёт речь, как раз из числа таких. Он от природы объективно одарён творческими талантами – это бесспорно. При этом он с малолетства умел пробиваться по жизни, в том числе, случалось, и в прямом смысле слова, кулаками. Сергей Сергеевич – сам себя творец!
При этом, когда он в детстве или по молодости переходил запретную для сверстников черту, из неприятностей его вызволяли высокопоставленный отец и его друзья. Сергей жил и учился в Москве, в полной мере пользуясь благами-преференциями, которыми одаривает столица, которыми она соблазняет, которыми она обволакивает… Сколько подающих надежды людей не выдержало этих соблазнов, не реализовалось, а то и сломалось, потому что в какой-то момент им некому оказалось прийти на помощь, остановить, вытащить из неприятности, просто протянуть руку, поддержать оступившегося…
Я читал и перечитывал воспоминания Сергея Сергеевича, и невольно сравнивал его стартовые возможности со своими. Наверное, это нескромно… Но разве ж редко человек свою судьбу соотносит с судьбой более успешной?..
Тем более, что в данном случае основания для такого сравнения имеются. И в первую очередь одно, весьма важное, на мой взгляд, обстоятельство: мы оба с Сергеем Сергеевичем из семей военных.
Я пытался представить: а какая последовала бы реакция в гарнизоне, в котором служил мой отец, если бы я, будучи недорослем, вляпался в какую-то из историй, приключившихся по молодости с Сергеем Сергеевичем, и сошедших ему с рук?.. В Москве его не раз вызволял отец, причём, судя по всему, без особых последствий для своей службы. В гарнизоне раскуроченная ходовая часть танка вряд ли сошла бы шалунам, а точнее, их отцам, просто так.
Отец Сергея – офицер, затем генерал. Он, судя по всему, честно и добросовестно служил Родине. Его сын – хулиганистый, стиляжистый, аполитичный парень, который по молодости не раз оказывался в полушаге от «статьи»…
Думаете, что я его осуждаю?.. Ни в коем случае! Кто в молодости не творил глупостей, опасно балансировавших на грани запретного?.. У каждого – своя жизнь, каждый её проживает так, как сам считает нужным, как складываются обстоятельства, какие сюрпризы приготавливает его судьба.
Тем более, что этого рокового полушага Сергей не совершил. Судьба его уберегла, чтобы он смог снять свои замечательные картины.
Резюмируя первую часть своих записок о книге «Осколки» Сергея Тарасова, я хочу сказать следующее.
Сергей Сергеевич – несомненный талант; об этом свидетельствуют кинофильмы, которые я смотрел. Реализовать ему свои таланты помог тот факт, что он вырос в Москве. По молодости он не раз спотыкался, и вполне мог сломать свою судьбу; однако Высшие силы, в лице, в первую очередь, отца уберегли его.
2.
…Что мне понравилось в книге, так это то, что Сергей Сергеевич рассказывает о себе довольно откровенно, не приукрашивая себя, не пририсовывая себе крылышки, не приписывая себе неких дополнительных прелестных качеств, которых в реале не имел… Например, он честно рассказывает о том, как пришёл в кинематограф, как ошибался и оступался, как пробивал вопросы о съёмках, на какие компромиссы и ради каких целей приходилось идти… И о том, через какую черту в этих компромиссах ни разу не переступил.
Напомню: старт в режиссуре у Сергея Тарасова оказался повыше, чем у иных других. Однако ж сколько творцов приходили на данную творческую делянку, и, не справившись с заявленным весом, бесславно её покидали!.. А вот Тарасов сумел благоприятным обстоятельством воспользоваться, сумел создать картины, которые вошли в золотой фонд нашего киноискусства!
Так пусть и везёт тем, кто сможет везти!..
В книге проскакивает такой эпизод – буквально пол абзаца… Но сколько за этими строками сокрыто!..
Сергей Сергеевич выбил деньги на один из своих фильмов (речь о нём – ниже). И вдруг ему сообщили, что из его бюджета немалую толику урезают… В чём дело?.. Оказалось, у некоего влиятельного чиновника от кинематографии сын надумал снимать картину «Лунная радуга», вот папа и порадел сынишке – поотрезал бюджетики у некоторых фильмов…
Я когда-то читал роман Сергея Павлова «Лунная радуга». Не скажу, что книга показалась мне шедевром, однако прочитал с интересом, даже и сейчас нет-нет, а вспоминаю туманный оберонский гурм… А потом я узнал, что книгу экранизировали, и будут показывать – насколько помнится, я тогда служил в Кизыл-Арвате. Конечно же, отправился смотреть… И остался в недоумении: как так можно умудриться снять подобную белиберду по вполне приличному произведению, да ещё и запустить во всесоюзный прокат!..
О существовании «полки» для некачественных фильмов говорили даже в советские времена, и было непонятно, почему там не оказалась «Лунная радуга». Мы ж тогда не знали, что на неё попадают совсем другие картины!
И вот теперь из книги «Осколки» стало ясно, как та непутёвая картина появилась на свет.
По этому поводу вспоминаются две истории.
Первая. В бытность мою в редакции журнала «Боевое братство» руководство как-то приняло решение запустить издательский проект «Библиотечка «Боевого братства». Речь шла о том, чтобы опубликовать серию книг о локальных войнах, в которых довелось участвовать ветеранам. Пока вопрос решался, мы в редакции журнала объявили конкурс, собрали сколько-то рукописей, подготовили их, отредактировали… Помнится, я к работе привлёк своего друга – ныне уже покойного Игоря Устякина…
Я приготовил на конкурс свои романы «Зульфагар» и «Я пришёл убить хорвата», а также «Боевой дневник Афганской войны»…
Однако наши мечты так и остались мечтами!.. Когда долгожданные деньги поступили в Исполком Организации «Боевое братство», их банально перехватили оборотистые люди – такие у кассы всегда оказываются первыми… В результате «Библиотечка» получилась совершенно не та, что задумывалась, никакого отношения к Организации и к ветеранскому движению опубликованные книги не имели. Руководитель, выделявший средства, увидев, на что они пошли, разбираться в происшедшем не стал и дальнейшее финансирование проекта банально прекратил…
То, что наши личные труды пропали втуне – полбеды! Главное – не увидели свет книги ветеранов, ради чего проект и затевался.
…И второе. Как-то пригласили меня на премьерный показ кинофильма «Путь». (Не философский документально-публицистический, который снял Сергей Параджанов, а художественный, как нынче модно говорить, блокбастер). Показ предварили рассказом, что он войдёт в Книгу рекордов Гиннесса по числу задействованных спортсменов – олимпийских чемпионов, что съёмки проходили в шаолиньском монастыре, что наших актёров допустили на американский авианосец, что задействовались настоящие дикие животные… И т.д.
В общем, средства в данную картину авторы вбухали грандиозные!..
А что в результате?.. Я увидел масштабную яркую дорогущую слабую поделку. Причина?.. Как мне рассказали, организаторы картины решили, что не боги горшки обжигают, что они и сами смогут снять фильму. Они и сняли – только в прокате она с треском провалилась. Что и не удивительно!
Я представляю, какую бы замечательную картину сняли бы за те деньги профессионалы!..
…Но я, кажется, увлёкся отвлечением. Вернёмся к книге Сергея Тарасова.
Автор рассказывает в ней о многих секретах производства успешного кино.
Выше уже упоминалась картина «Вертикаль». Тарасов написал сценарий, по которому начали снимать фильм… На предварительном просмотре он увидел, что картине чего-то не хватает, что получится просто «проходнячок»… Тут-то он и встретил Владимира Высоцкого, который предложил ему послушать написанную специально для картины «Здесь вам не равнина…».
Друзья мои, а ведь и в самом деле: убери песни Владимира Семёновича из этой ленты – станет ли кто её смотреть?..
Вот так и пошло дальше: в каждую картину Тарасов старался привнести некий элемент, порой, на первый взгляд, совершенно незаметный, который поднимал фильм на качественно иной уровень. В книге рассказывается о каких-то режиссёрских приёмах, которые позволяли Тарасову выполнить задачу-максимум малыми средствами. Он рассказывает о своих партнёрах по сценической площадке, о дружбе, об удаче… О том, насколько важно уметь выстраивать отношения с людьми, как важно уловить момент, оценить свои возможности и противодействующие факторы, и на основании этого анализа принять решение – браться за дело, или погодить…
Тарасов рассказывал о многом.
О том, как рождаются замыслы картин. Как писались сценарии. Как он подбирал актёров. Как его подводили, и как он старался сделать так, чтобы это не отразилось на съёмочном процессе. Как отстаивал интересы актёров, которых привлекал к работе… Как старался вернуть творческие долги, когда что-то складывалось не так, как планировалось изначально…
Пересказывать книгу, тем более биографическую – дело неблагодарное. Да и бесперспективное.
Взялся я за данный текст с одной-единственной целью. Сказать, что книга эта мне понравилась, что я о ней немного рассказывал и много думал. Однако ж вот написать о ней толком так и не сумел.
Подводя итог второй части записок, приходится частично повториться.
Сергей Тарасов родился в семье и вырос в условиях, о которых абсолютное большинство его сверстников могло только мечтать. Такой жизненный старт далеко не всегда идёт юношам на пользу. Но тут – то самое счастливое исключение! Сергей Сергеевич, научившись в молодости самостоятельности и умению пробиваться по жизни, применил эти навыки и… И создал ряд кинофильмов-шедевров.
Вот об этом – его книга.
3.
Хочу рассказать об одной сюжетной линии в книге Сергея Тарасова, которая мне не понравилась. Вернее, не так – не то чтобы не понравилась, просто я по данному вопросу придерживаюсь иной точки зрения.
Я как-то уже затрагивал эту тему…
Автор биографического издания ставит себе в заслугу тот факт, что в советские времена, используя своё служебное положение, сумел сделать так, что несколько выпускников театральных вузов не отправились по распределению в провинцию, а остались в столице.
Моё отношение к данному действу решительно отрицательное. Первое – и, в моём представлении, не главное – состоит в том, что таким вмешательством Сергей Сергеевич нарушал действовавший на тот момент в стране Закон. Пусть не самый строгий, пусть не слишком правильный, пусть несовершенный и недодуманный… Пусть! Но это – Закон, это норматив, требованиями которого следовало руководствоваться.
Подчеркну: даже если от нарушения его ничего не менялось!..
Хотя, что значит «ничего не менялось»?.. Менялось – в том-то и дело. Любой закон, который не выполняется по отношению к некоторым людям, провоцирует на нарушение и других.
Соответственно, Сергей Тарасов, действуя вопреки действовавшему на тот момент порядку, присоединялся к числу кинодеятелей, которые расшатывали советскую киноиндустрию.
Что, звучит излишне пафосно?.. Быть может… Но только обвальное снижение уровня отечественного кинематографа – закономерное следствие разрушения советского кинодела. Разве не так?.. Между прочим, Сергей Тарасов и сам оказался в числе пострадавших от развала существовавшей системы! Как это знакомо: интеллигенция, расшатывающая существующий строй, а потом оказывающаяся в положении пушкинской недальновидной старухи!..
Но это, повторюсь – вторично. На мой взгляд, важнее другое.
Сегодня обязательность распределения актёров из столичных вузов в провинцию отменена. Кто от этого выиграл?.. Провинциальный театр?.. Театр столичный?.. Отечественный кинематограф в целом?..
Лично на мой взгляд, все проиграли. И в первую очередь – зритель!
Сергей Тарасов приводит в пример, что он помог «отмазаться» от провинции Светлане Немоляевой. Ладно, допустим, в данном случае это пошло на пользу искусству. Допустим! – потому что кто сказал, что истинно талантливые актёры должны служить Талии с Мельпоменой только в Москве!.. А остальные, кому он помог и обобщил словом «другие» – быть может, как раз в провинции их талант и раскрылся бы, реализовались бы заложенные в них знания и умения?..
«Москва – не Россия»… Данный и ему подобные тезисы приходится слышать довольно часто. Понятно, что подобные противопоставления не идут на пользу родимому Отечеству. Применительно к рассматриваемому вопросу, на мой взгляд, взаимообмен талантливыми актёрами между столицей и провинцией необходим! Сепаратизм ведь проявляется не только в политической и экономической сферах бытия, но и в сфере культурной жизни.
Впрочем, это уже тема для особого разговора. Главное я уже сказал: я не считаю бесспорным благом факт, что автор книги помогал оставить кого-то из молодых актёров в столице.
Как я уже писал выше, нам не дано знать, что есть благо для человека (о стране и её культуросфере я вовсе молчу, дабы не скатиться в пафосную демагогию). Потому большой вопрос, в какой степени имеет право человек вмешиваться в предписанный ход событий.
Ну и, коль речь зашла об актёрах…
На протяжении творческой деятельности у режиссёра Сергея Тарасова сложилась своя творческая команда. Конечно, она варьировалась, однако костяк оставался сложившимся.
Хочу привести список актёров и вообще творческих людей, которые упоминаются в книге и которые сыграли определённую роль в творчестве автора. Конечно, список будет неполным, я назову только наиболее известных, тех, кого сам помню, знаю и ценю. Опять же, может, и пропустил кого…
Итак…
Артмане Вия
Белявский Александр
Будрайтис Юозас
Бурляев Николай
Быков Ролан
Визбор Юрий
Владимир Меньшов
Высоцкий Владимир
Гвоздикова Наталья
Глузский Михаил
Григорьев Константин
Дворжецкий Владислав
Жариков Евгений
Иншаков Александр
Кабо Ольга
Лановой Василий
Ливанов Аристарх
Маркова Римма
Назаров Юрий
Невзоров Борис
Олялин Николай
Параджанов Сергей
Паулс Раймонд
Ромашин Анатолий
Ростоцкий Андрей
Смирнов Юрий
Фатеева Наталья
Федосеева-Шукшина Лидия
Филиппенко Александр
Химичев Борис
Хмельницкий Борис
Хренников Тихон
4.
А теперь – некоторые фрагменты биографии, а также – в сокращённом виде – фильмография Сергея Тарасова.
Некоторое время Сергей Сергеевич работал заместителем директора студии «Диафильм».
Современные дети и не помнят, что это такое. А в наше время во многих (если не в большинстве) семьях имелись фильмоскопы и комплекты плёнок к ним. Некоторые диафильмы из своего детства я до сих пор помню…
«Но стал миллионером осиротевший пёс
И стал ещё курносей его курносый нос…»
А ещё я сам сделал несколько таких диафильмов – рисовал тушью на смытой плёнке или выцарапывал на засвеченной эмульсии… Правда, озвучивать приходилось самому… Представляю, каково было родителям, которым приходилось смотреть мои поделки!..
Располагалась студия в Старосадском переулке – мне довелось готовить о нём статью для справочного издания «Дорога к храму»… Автор рассказывал, как они с начальником, будучи людьми, в общем-то, не слишком религиозными, старались спасти церковь «Никита за Яузой», в которой располагалось одно из подразделений студии, от варварской реконструкции. И я, как человек, тоже, в общем-то, не слишком религиозный, от души благодарен и им, и всем остальным нашим соотечественникам, которые по всей стране по мере возможности спасали церкви и часовни, да и вообще строения старины глубокой! Это ж наше прошлое! Как можно к собственной истории относиться с позиции вандалов!..
Ну а потом Сергей Тарасов прочно связал свою судьбу с кино.
Правда, поначалу на административной должности в Госкино. Эта организация располагалась в Малом Гнездниковском переулке. Уточняю этот факт, так как в этом переулке много позже располагалась редакция газеты «Континент», в которой мне довелось поработать в течение нескольких месяцев. Когда я говорю о том, что судьба иной раз подсказывает нам дальнейший путь движения по жизни, всегда упоминаю этот адрес: именно из этого переулка я в один прекрасный августовский день вышел на Тверскую и встретил приятеля, который и подсказал мне путь в Организацию «Боевое братство»…
Ну а дальше – всё же расскажу о фильмах…
«Вертикаль». Поистине, культовый фильм. И в первую очередь благодаря песням Высоцкого.
История этой картины сложилась так. Сергей Тарасов написал сценарий по рассказу своего родственника Владимира Копалина. Однако режиссёр на основании этого сценария снял совершенно другое кино. По словам Тарасова, он был буквально убит просмотренным черновым материалом… И тут он встретил Высоцкого… Песни которого и спасли картину.
Право, я не знаю, какой получилась бы картина, если бы режиссёр руководствовался сценарием Тарасова. Но то, что они сняли, и в самом деле без песен никто смотреть не стал бы…
Потом Тарасов написал ещё один сценарий – для картины «День ангела». Помню, что смотрел это кино, но ничего о нём сказать не могу – не сохранилось в памяти.
И поскольку Сергей Сергеевич остался недовольным и этой экранизацией (судя по всему, справедливо), он и решил податься в режиссёры, чтобы снимать то, что и как сам считает правильным.
Будущее показало, что решение оказалось верным.
Он отправился учиться на Высшие курсы кинематографистов. Учился старательно…
Дипломной картиной его стали «Белые дюны». Не помню, видел ли…
Но главное, что короткометражку увидел Ролан Быков, которому картина понравилась. И он порекомендовал молодого (в творческом плане) режиссёра на картину «Петерс» - о заместителе Дзержинского… Вот этот фильм я помню, пусть и не очень хорошо. Но раз помню, значит, произвёл впечатление!
В книге рассказывается о таком случае. Режиссёр предполагал, что Бориса Савинкова будет играть Владимир Высоцкий. Однако уже на пробах стало ясно, что Владимир Семёнович затмит-переиграет всех положительных героев… И от него отказались.
Там на съёмках случались и другие забавки… Например, зиму снимали летом, и на Дворцовой площади, конечно не было снега. Или когда на съёмки массовка пришла в сильно усечённом составе, и смотр «боевой дружины» пришлось дополнять звуковыми эффектами…
Следующий фильм – «Морские ворота». Не помню…
Автор рассказывает много забавных, печальных и поучительных случаев с этих съёмок. Например, о том, как запретили в картине песни Высоцкого, а вместо них звучали песни Юрия Визбора…
К слову, обе эти картины снимали на Рижской киностудии. И обе получили призы. Да и в последующем практически все фильмы становились лауреатами фестивалей, правда, в разных номинациях.
А дальше были «Стрелы Робин Гуда»… Вот эту картину я помню хорошо. Она мне очень нравилась!..
Из книги я узнал, что Борис Хмельницкий все трюки в фильме проделывал сам. В том числе и из лука стрелял, причём, делал это настолько мастерски, что едва не подстрелил актёра массовки, который изображал противника!..
Ну – это ещё ладно. Но вот что возмутило меня, и о чём я, понятно, не знал. В изначальном варианте фильма присутствовал менестрель. И его играл всё тот же Высоцкий, который исполнял баллады. На приёме картины комиссия потребовала его убрать. На Рижской киностудии уродовать картину отказались. Тогда Госкино нашло какого-т штрейкбрехера на стороне, и тот перемонтировал всю картину, убрав отовсюду неугодного барда.
Режиссёру удалось сохранить единственный экземпляр изначальной картины. То, что показывают сегодня по телевиденью – напечатано с той единственной сохранившейся ленты. Сам же фильм, по утверждению автора книги, признан национальным достоянием Латвии.
Следующую картину Тарасов снимал в Минске. Называлась она «Встреча на далёком меридиане». Тоже не помню. Съёмки проходили также в Ялте и в Армении. Главные роли в картине играли Василий Лановой и Владислав Дворжецкий. Для Дворжецкого именно этот фильм стал последним, вскоре после окончания съёмок он умер…
Лента «Чёрный треугольник» - об ограблении в 1918 году Патриаршей ризницы в Кремле. Надо же: я ведь недавно готовил публикацию об этом событии, и участвовал в телепередаче о том кощунственном преступлении!..
И параллельно Тарасов снял картину «Антарктическая повесть»…
Признаться, ни ту, ни другую картину не помню.
А вот картину «Айвенго» помню. Её Тарасов снимал сразу после того, как из нашего сурового мира ушёл Владимир Высоцкий. И режиссёру разрешили вставить в новую картину почти все баллады, которые умерший бард писал для «Робин Гуда»… Именно с этой картины сняли часть бюджета для «Лунной радуги»… Однако съёмочная группа, которая и сама увлеклась съёмками, согласилась работать и при урезанной сумме.
Я, человек, далёкий от кинодела, вполне понятно, совершенно не представляю себе внутренний процесс, как сие происходит. И когда слышу истории, что деньги кончаются, а труппа работает, проникаюсь к этим людям уважением. Помнится, рассказывали, что нечто подобное произошло и при съёмках картины «Брат-2».
Уважаю!
Романтическая серия продолжилась картиной «Чёрная стрела». Я хорошо помню книгу Стивенсона, но совсем не помню фильм. В книге вычитал, что съёмки происходили на острове Сааремаа, и труппа базировалась на том самом аэродроме, с которого в далёком 41-м эскадрилья Преображенского летала бомбить Берлин…
Следующей картиной Тарасова стал приключенческий фильм «Перехват». Вот его я помню хорошо. Владимир Меньшов и Андрей Ростоцкий сыграли просто прекрасно. Фильм также стал дебютным для Александра Иншакова – нашего замечательного каскадёра.
Однако режиссёра всё больше привлекало романтическое Средневековье. И последовали «Приключения Квентина Дорварда, стрелка королевской гвардии». Здесь снимались Александр Лазарев-старший, Юрий Кузнецов, Борис Хмельницкий, Борис Химичев и другие актёры. Этот фильм я помню, хотя он не произвёл на меня особого впечатления.
«Рыцарский замок» я не помню, не видел, наверное… «Цена сокровищ» тоже… Эти картины снимались и вышли в прокат в период безвременья конца 80-х…
После долгого периода безработицы, в 1997 году Сергей Тарасов снял картину о Юрии Долгоруком. Каков состав труппы подобрался – оцените! Борис Химичев (Юрий Долгорукий), Борис Невзоров, Михаил Глузский, Лидия Федосеева-Шукшина, Евгений Жариков, Аристарх Ливанов, Римма Маркова, Николай Олялин и другие.
Фильм «Фейерверк» - тоже не помню. «Ностальгия по будущему» - тоже. И «За Белым облаком» (по повести Чингиза Айтматова) тоже не смотрел…
На этом и завершается фильмография Сергея Тарасова. Как он сам подметил: его творческая биография пролегла между «Белыми дюнами» и «Белым облаком»…