Почему я именно этот вид отдыха считаю оптимальным
А что такого уж шибко привлекательного в круизах по рекам России?.. Тем более, по местам, в которых уже бывал… Тем более, за немалые, в общем-то, деньги… Тем более, по России, т.е. по стране, которая, мягко говоря, отнюдь не является мировым лидером в развитии туристического бизнеса…
Так вот, отвечаю: на мой взгляд, более подходящего для моей натуры отдыха, чем круиз, не придумать.
Я никогда не понимал любителей бездумного пролёживания отпуска на пляже. Море, конечно, замечательная штука, но только на пару-тройку дней. Мозг мой устроен так, что он не приемлет безделья, скуки, прозябанья! А пляжно-морской отдых – как раз то самое.
Как-то один собеседник рассказывал об отдыхе на суперфешенебельном заграничном курорте. Весь рассказ сводился к тому, что в любую точку закрытой территории по первой же его просьбе приносили выпить…
Что тут скажешь?.. На круизном лайнере при желании, конечно, тоже можно полениться. Но сюда покупают путёвки всё же люди иного склада натуры.
Итак, ступая на трап теплохода, можешь настроиться на то, что все заботы бытового плана будут решаться за тебя. Правда, они, эти заботы, – ребята мстительные. Они не прощают того, что ты от них избавляешься, хотя бы и на время. О том, как они мстят, расскажу позднее. А пока!..
Поднимаешься на борт. Тебе выдают ключ от каюты, карточку с указанным номером стола в ресторане, а также карточку на фиточаи и кислородный коктейль, которые ты можешь принимать в удобное тебе время. В каюте у тебя каждый день проводится уборка. В ресторане – прекрасное трёхразовое питание, и тут твоя забота состоит только в том, чтобы заказать меню на завтра, а завтра не забыть, что именно ты заказал…
Всё, поехали!
Утро начинается с побудки – по внутрисудовому радио сначала запоёт птичка, а потом раздаётся голос, который желает всем доброго утра и напоминает распорядок дня. Желающие размять косточки отправляются на Солнечную палубу, на которой проводится физзарядка.
Лично я всегда поднимался задолго до того. И в каждом рейсе непременно находились человек до пяти, которые также выходили подышать свежим утренним воздухом (или заглотить утреннюю порцию никотина) рано-прерано. Сделаешь десяток кругов по одной из двух круговых палуб, помашешь руками… Потом – кофе. Вот его нужно везти с собой – круглосуточного кафе на теплоходе нет, аппаратов по его приготовлению тоже. Зато есть кипяток.
И сидишь, попиваешь кофеёк и записываешь впечатления за прошедший день. Например, о том, что в крохотной Вытегре, городке, который отыщешь на редкой карте, и отлежащем от моря довольно далеко, родилось аж шестеро будущих адмиралов!
А то ещё… Над широкой Волгой провисли провода ЛЭП, а на берегах высятся исполинские ажурные мачты, на которых они крепятся. И думаешь, что вот Владимир Шухов понял, как сконструировать вышки при минимальном весе… А как?.. Как-то вошёл в кабинет, а там уборщица цветочный горшок поставила на опрокинутую соломенную корзинку для мусора. Мы бы как поступили?.. Поставили бы всё на место, да ещё уборщицу пожурили бы, что бардак оставляет! А Шухов задумался – и сконструировал Шаболовскую радиовышку!..
И дальше мысль течёт. Скольким людям на голову падало яблоко – а закономерность вывел один Исаак Ньютон. Сколько людей набирало в ванну лишку воды – а метод познания в этом распознал лишь Архимед. И сны необычные видят все – а что-то разглядели в них лишь Дмитрий Менделеев и Грегор Мендель…
Возможность совершить открытие Мирозданье предоставляет каждому из нас, а вот совершают его единицы.
…Но уплыла назад оставшаяся на берегу мачта – и мысль потекла дальше, дальше…
Каждый день – остановка в каком-то городе. На выбор каждому предлагается несколько вариантов экскурсий. Хочешь – просто обзорная по городу. Хочешь – по святым местам. Хочешь – в музей и по местам историческим… У причала уже стоят автобусы с экскурсоводами. Сел – и поехал. Всё тебе покажут, всё расскажут, и к отправлению к трапу привезут.
А когда бежит теплоход по воде из одного пункта в другой, на борту проводятся мероприятия. Слово казённое какое-то… Организован отдых пассажиров – так точнее. Игры интеллектуальные (на эрудицию) и просто развлекательные (то же лото). Для желающих организовано обучение танцам. Шеф-повар проводит мастер-классы по приготовлению блюд. Официанты обучают укладывать салфетки. Кто-то раскрашивает, например, деревянные лопаточки для кухни. Кто-то слушает беседу об устройстве шлюзов или астрологических свойствах различных минералов. Песни под баян – для одних. Пианист-виртуоз исполняет классику для других…
Да всего просто не перечислишь! В расписании дня свободного времени не отыскать!
На каждом теплоходе обязательно организована отдельная программа для детей.
Ну а желающие просто сидят на обзорной площадке на носу Шлюпочной палубы и любуются открывающимся впереди видом. Или с книжкой устроятся на любой палубе – на борту имеется библиотечка… Шахматы или нарды – получите у администратора… Или просто загорают на Солнечной палубе – если, конечно, погода позволяет.
Например, я сам, хоть погода оказалась не слишком тёплой, а всё же маленько загорел…
И по радио идёт рассказ о местах, мимо которых проплываем.
Опять же, в распоряжении пассажиров – несколько кафе. Кофе или коктейль – пожалуйста!.. Чего покрепче – нет вопросов!.. Закусить или полакомиться – есть из чего выбрать!..
И вот в такой обстановке – неделю или даже две!
А потом постепенно подкрадывается завершение.
Вот тут-то они тебя и подстерегают – всевозможные отодвинутые на время проблемы и хлопоты.
За период круиза уже успел привыкнуть, что за тебя всё решают организаторы. И когда окончательно покидаешь борт теплохода, вдруг ощущаешь себя каким-то незащищённым. Вдруг понимаешь, что тот период, когда мозги можно было выключить, остался позади. Что нужно вливаться в нормальный ритм жизни современного человека. Что барствование и сибаритство, когда горничная за тобой прибирала, официантка тебе подавала, а администратор напоминала порядок твоих действий, уже миновал.
Ты вдруг понимаешь, что окружающей действительности, в отличие от ответственных лиц круиза, наплевать, успеваешь ли ты на вокзал, и поел ли ты… Она, эта повседневная действительность, к тебе абсолютно равнодушна. И тем контрастнее ретроспективно выглядит период круиза, во время которого тебя заботливо опекали – пусть и за твои собственные деньги…
А он, теплоход, который ты в течение двух недель считал родным домом, уже бежит по Волге с другими пассажирами, которые наслаждаются тем комфортом, которого только что ты лишился.
…Мне нередко доводилось слышать, что, мол, за границу слетать дешевле, и уровень комфорта там выше. Не сомневаюсь, что это так. Только по уровню познавательности, по уровню интересности, мне наши круизы предпочтительны самим фактом того, что это наши края. Мне как-то рассказывала одна собеседница, что они с другом установили рекорд: путешествуя на автомобиле по Германии, за шесть суток побывали в полусотне городов. Ладно, для самолюбия (самолюбования) такой факт сгодится; а вот что в после этого скоростного марафона останется в памяти?.. Не знаю, наверное, если бы я знал иностранный язык (или если бы спутницей оказалась очаровательная переводчица), кто знает, может, и отправился бы в путешествие в соответствующую теоретической лингвистике страну. Но коль шпрехаю я только по-русски…
Впрочем, это уже другая тема.
Отдых в круизе по рекам России – замечательный вид отдыха. Почему?.. Об этом я и попытался рассказать.
О водном пути с юга на север
Человек издревле пользовался водными путями. Удобно, можно перевезти больше грузов при меньших усилиях и затратах… Однако и тут имелись проблемы: приходилось каким-то образом перебираться из бассейна одной реки в бассейн другой, а также пороги, водопады…
Соответственно, человек с незапамятных времён начал строить плотины и рыть каналы. Иногда это позволяло преобразовать природу в лучшую сторону, а иногда наносило природе непоправимый урон. Скажем, Египет или Месопотамия благодаря гидротехническим сооружениям налились могуществом и богатством, а скифы, защищаясь от персов, на века превратили цветущее Нижнее Поднепровье в бесплодную Дикую степь.
Когда в 1569 году объединённое турецко-крымскотатарское войско двинулось отбивать у России Астрахань, янычары попытались начать копать канал от Дона к Волге, чтобы по нему переправить тяжёлые осадные орудия. Удайся задуманное, страшно подумать, какой удар по экологии был бы нанесён!.. Ведь Дон протекает выше Волги, и вода его устремилась бы в рукотворное русло поить Каспий, и во что бы превратилась нынешняя Ростовская область?.. Однако сами же турки вскоре поняли невыполнимость задачи, и отказались от неё.
Однако переберёмся на север.
Между Волжским бассейном и Балтийско-Беломорским тянется гряда возвышенностей. В общем-то, не слишком высокая, однако для судов непреодолимая – вполне естественно: водораздел потому так и называется, что служит преградой между бассейнами! В стародавние времена чтобы попасть из Руси на Балтику, часть пути суда приходилось перетаскивать волоком; либо разгружать их и перевозить телегами… Таких путей имелось всего несколько. Например, через Вышний Волочёк, что на Тверце; со стороны Белого моря через Повенец, что на Онежском озере (вспомним легендарную «осудареву дорогу» Петра Великого); а также через Белое озеро на Вытегру…
Когда Россия окончательно закрепилась в устье Невы, всё тот же Пётр принял решение о необходимости срочного строительства системы судоходных каналов, которые соединили бы Волгу и Балтику. Правда, осуществить задумку он не сумел. Не успел – нет сомнения, что поживи он дольше, система родилась бы почти на век раньше, и носила бы иное имя… Хотя… Если вспомнить Марию Кантемир… Быть может, тоже называлась бы Мариинской…
Но – не случилось!
За осуществление проекта взялся Павел – Первый и Единственный.
Поразительно! Согласно историческим свидетельствам, взаимоотношения между Павлом и его супругой императрицей Марией оставляли желать много лучшего. Однако именно супруге незадачливый государь доверил руководство всей благотворительностью страны, создав под эту идею целую общественную систему, которая со временем стала именоваться Мариинской. Именно её именем назвал и грандиозный проект по строительству описываемой системы каналов. Как известно, предавшие Павла супруга и сыновья столь важное для страны дело продолжили.
Важнейшей частью Мариинской водной системы стал канал, соединивший речки Ковжа, впадающей в Белое озеро, и Вытегра, несущая свои воды в озеро Онежское. Задача канала – в следующем. По системе шлюзов судно постепенно, словно по ступенькам, поднимается на высоту, достаточную, чтобы преодолеть-таки возвышенность, а затем опускается в водоёмы бассейна, раскинувшегося по другую сторону водораздела. Как поднимается?.. Да очень просто: заходит судно в камеру, туда закачивается вода, поднимающая судно на нужный уровень, или же вода сливается, опуская его… Элементарно!
Очень просто и элементарно. В теории. А на практике?.. Да во времена, когда не умели использовать электричество! Ведь воду в камеру требовалось закачивать механически!.. Равно как и управлять створками…
Современный шлюз может поднять судно метров до двадцати. А то и больше. В то время как шлюз XIX столетия – только на парочку саженей. Соответственно, если сегодня теплоходу, который следует из Рыбинска в Петербург, требуется преодолеть дюжину шлюзов, полтора века назад счёт их на протяжении того же отрезка пути вёлся на десятки и десятки. А это – время и удорожание продукции. Путь, который сегодня лайнер преодолевает за сутки-двое, раньше у грузовых барж отнимал до полугода.
К тому же грандиозные озёра, встречающиеся на пути – Ладожское (самое больше в Европе), Онежское (второе по величине), Белое (седьмое), иной раз встречали караваны судов штормами, заставлявшими их пережидать непогоду. Приходилось копать обходные каналы…
Остатки этих гидротехнических сооружений XIX столетия можно увидеть и сегодня. В низовьях речки Вытергы стоит указатель, обозначающий вход в канал. А в городке Вытегра в городском парке имеется прудик, являющийся частью некогда судоходной рукотворной реки.
Вот не поверите, друзья мои, когда я стоял на берегу этого обрубка былой пуповины, связывавшей воедино три величайших водных бассейна – Невско-Балтийский, Беломорский, Волжский, испытывал чувство, будто смотрю на древнего старика. Он вроде ещё жив, ещё глядит на нас выцветшими глазами… Однако по сути уже принадлежит не этому миру, а истории. Его жалко, только ведь и понимаешь, что практической пользы от его существования уже никакой. В этом прудике плодятся комары, в зарослях самозабвенно заливаются квакуши, в густых подводных зарослях нагуливают жирок ленивые карасики… А ему снятся времена, когда меж этих берегов протискивались дощаники, которые тянули бечевой дюжие бурлаки, наотрез отказывавшиеся впрячь вместо себя лошадей…
Каналы некогда построили, потом их постоянно дорабатывали -совершенствовали… В первую очередь сокращали количество шлюзов, стремясь к тому, чтобы каждый из них поднимал суда на возможно большую высоту. Развивалась система шлюзования…
Время в пути постепенно сокращалось… Но всё же не кардинально.
И вот за дело взялся Сталин…
Можно сколько угодно спорить и рассуждать о методах строительства. Невозможно оспорить важность результата!
Неправильно сказал… Находятся люди, которые обсуждают и осуждают как раз саму идею создания сети водохранилищ. И экологию де они нарушают, и вода цветёт, и рыбные угодья беднеют…
В какой-то степени они правы, конечно… Но только ведь тот процесс, который называется техническим прогрессом – штука объективная. Мы бы все хотели жить на лоне девственной природы, но при этом пользоваться всеми благами цивилизации. Как это совместить?.. Я не знаю.
Москву сегодня называют «портом пяти морей». Грузы по рекам легко и относительно недорого перебрасываются по Европейской части России с севера на юг… И всё это – благодаря каналам.
Так вот, новые каналы во многом повторяли путь всё той же Мариинской системы. Экскурсоводы рассказывали о том, что под днищем теплохода проплывали назад остатки старинных шлюзов и полушлюзов (строились, оказывается, и такие)…
Мне от всей души жаль тех людей, которые по приговору политической Системы в 30-е годы создавали Систему гидротехническую. В первую очередь людей, конечно же, неправедно осуждённых. Однако то, что они содеяли для нашей с ними Родины – достойный памятник их жертвам! Всякий раз, проплывая этим путём, я непременно вспоминаю его строителей, и возношу им благодарность, мысленно проговариваю слова памяти. Пусть это хоть чуток согреет их души! Да и их косточки, упокоившиеся в местной болотистой земле.
На мой взгляд, мы слишком часто забываем, что проживаем на этой земле, пользуясь благами, созданными и добытыми нашими предками. Приписываем себе заслуги в достижении неких целей, но при этом упускаем из вида, что живём и трудимся мы не на пустом месте, что у нас имеется под ногами надёжная платформа, построенная дедами-прадедами.
Вся эта сибаритствующая «золотая молодёжь», все эти обкормленные заморскими печеньками «инакомыслящие», все эти пешеходные зажравшиеся футболёры, олигархи и чиновники с загребущими очами и лапами… Все они жируют только потому, что на протяжении веков наши предки строили державу, искали и находили её богатства, прокладывали пусти, в данном случае – водные… Они, хапуги, обирают не только казну и нас – они паразитируют на наследии, оставленном ушедшими поколениями!
Впрочем, это тема для отдельного разговора.
Цивилизация: благо или преступление перед природой?
Мы плывём просторами Рыбинского водохранилища. А я вновь думаю о том, как оно создавалось. Как бульдозер или экскаватор свалил на пути воды завершающий отвал земли…
И вода начала заливать просторы, которые ещё вчера назывались заливными лугами, прибрежными лесами… Сёлами и городками…
Первые струйки несмело, робко пробирались по ложбинкам, по колеям, по рытвинам… Устремлялись в мышиные норки, крохотными водопадиками стекали в оставленные погреба… А дальше, за этими юркими первопроходцами, подступала поднимавшаяся береговая линия – и вот уже урез карабкается по стволам деревьев, по стенам домов…
Всякие мышки, ёжики, ужики, зайчишки, лисички-сестрички – всё живое, не понимая, что происходит, старается либо бежать, либо вскарабкаться на бугорки… Они уже все обречены, но ещё не знают об этом. Сухопутные зверушки надеются, что это всё временно, как весной случается, что скоро всё вернётся на круги своя, и всё пойдёт, как было ещё вчера. Откуда ж им знать, что Экклезиаст неправ, что ничто на свете не повторяется дважды! Что поднимающаяся вода больше не уйдёт, что она несёт им погибель!
А вместе с поднимающейся водой на захваченные территории приходят рыбы. Они даже не задумываются, откуда это вдруг пришла им такая благодать; хозяйски осваивают новые просторы: заплывают в дома и сараи, заглядывают (чем бы поживиться?) в норки, оставленные бежавшими в панике хозяевами, снуют в зарослях смородины или в ветвях вишни, равнодушно скользят меж погостными крестами и пирамидками со звёздочкой… В горницах, где лишь недавно жили люди, теперь хозяйничают раки, подбирая оставшиеся крохи съестного.
Наш теплоход плывёт по поверхности водохранилища. А под нами, под днищем, остаются дома, в которых жили люди, сады, которые выращивали их предки, и могилы, в которых те предки упокоились…
Повторю в очередной раз: я принимаю процесс, который именуется техническим прогрессом, осознаю его необходимость, даже неотвратимость… Я искренне сопереживаю Матёре, Мологе, Калязину, превеликому множеству других населённых пунктов, которые полностью или частично оказались принесёнными в жертву тому самому прогрессу!.. И я не знаю, как примирить в себе эти два несовместимых начала: признание головой необходимости технического наступления на природу, и неприятие душой курочащих всё живое стальных ковшей и отвалов.
Вновь и вновь вспоминаю замечательный роман Сергея Лукьяненко «Спектр». Некая инопланетная цивилизация Ключников овладела возможностью обеспечивать себя всем необходимым. И первое, что она сделала – вернула родной планете первозданный вид, уничтожив все следы технократического вмешательства в природу. Ключники превратили её в гигантский природный парк! И как же я их понимаю!..
Я с детства обожаю лес. Я признаю красоту моря, гор, даже пустынь!.. Несколько лет назад открыл для себя такой вид отдыха как путешествие по рекам… На которых, признавая их необходимость, всё же раздражаюсь шлюзам…
Но если бы не было вмешательства человека в природу, я бы не смог проплыть из Волги в Карелию! Если бы под днищем теплохода не проплывали затопленные дома и могилы предков, судно не смогло бы подняться до Белого озера и уж подавно преодолеть водораздел и спуститься к Онежскому озеру!..
Как, как всё это совместить?.. Не знаю!
Рассказывают, что время от времени от берега рукотворного Рыбинского моря отрывается большущий пласт торфа, и он долго дрейфует по его поверхности – подобно айсбергу. На нём могут расти кусты и даже деревца, могут оказаться животные, не подозревающие, в какую попали западню… Мне они представляются своеобразными памятными знаками затопленным угодьям, чем-то сродни венков, которые опускают моряки на месте гибели кораблей. Только эти плавучие острова-венки сотворяет мать-природа как память о затопленных человеком территориях.
Мы любуемся берегами водохранилища. А ведь это – бывшие холмы! Мы видим торчащие из воды коряги – а ведь это бывшие леса, а то и сады! Кое-где встречаются выпирающие над волнами каменные кладки, а то и стены – а это порушенные дома и храмы…
Выходит, что сегодня мы на всё окружающее глядим словно с другого уровня бытия – уровня, искусственно созданного.
По новым берегам стоят новые сёла. В них живут новые люди. И эти сёла для них – уже реальность, данность. Равно как и уровень воды…
Пассажиры рассуждают: как это люди не боятся селиться настолько близко к урезу воды. Да всё просто: уровень здесь регулируется сбросом плотины; здесь просто технически невозможно превышение контрольной отметки! И эта стабильность – реальное благо для жителей прибрежных сёл. Там, где такого регулятора нет, и происходят затопления.
Так, выходит, благо сделали наши отцы и деды, что построили данное водохранилище, что затопили десятки населённых пунктов и вынудили переселиться тысячи людей?..
Нет однозначного ответа на этот вопрос!
…Вечер. Наш теплоход скользит по водной глади. Все желающие собрались в ресторане, в котором по решению организаторов круиза проводятся концерты. Широкие окна открывают прекрасное обозрение на округу. Помещение ярко освещено разноцветными огнями. Играет музыка, звучат песни, аплодисменты…
Крохотный яркий весёлый фонарик на необозримых просторах моря – пусть и рукотворного!
А в другой вечер мы плывём по относительно узкой речке – и тот же яркий весёлый фонарик оказывается сжатым густыми лесными вековыми чащами, из которых на нас любопытством глядят лешие и всякие кикиморы…
Этакий островок цивилизации на фоне природы. Дополняют ли они друг друга?.. Или они несовместимы?.. Их сосуществование в одной точке (времени и пространства) – взаимодополняемость или ирреальность?..
Глупые вопросы, скажете?.. Может, и так…
Но вот гложут же!..
Некоторые мысли об экскурсоводах
О роли экскурсоводов в культурной программе круизов, и вообще в процессе познания мира, я уже писал неоднократно. Даже формулу некогда вывел для этой категории людей.
Один в общение с туристами вкладывает душу, другой делится знаниями, третий отрабатывает деньги. Понятно, что реально палитра отношения гидов к подопечным шире, однако реперные точки лично мне представляются именно такими. Мне их столько довелось уже повидать, что делегировал себе право на обобщения. Хочу напомнить, что в наших круизах мы нет-нет, да и оказываемся в местах, где доводилось бывать и раньше.
И вот что характерно: почему-то получается, что в каких-то пунктах гиды постоянно в абсолютном своём большинстве проводят экскурсии интересно и познавательно, а в каких-то из раза в раз демонстрируют равнодушие к гостям, а то и вовсе собственный непрофессионализм. Не знаю уж чем объяснить такой феномен, разве что уровнем эрудированности руководства местной турфирмы – подобные стараются привлечь подобных.
Например, всегда интересны экскурсии по Валааму, по острову Кижи, по городку Мышкин… Мне лично традиционно не везёт в этом отношении в Угличе, в Горицах…
По нарастающей развивается тревожная тенденция по превращению экскурсий по городу в шоп-туры по их торговым точкам.
Особенно беспардонно в этот раз повела себя гид в Костроме. Город богатейший на исторические памятники и музеи! А мы проехали к ювелирному магазину, потом к текстильному, затем в частный музей льна, в котором, опять же, шла бойкая торговля… Ну а когда нас привезли на ярмарку сыров, туристы от общей экскурсии начали откалываться всё активнее – чать, не за покупками полторы тысячи вёрст проплыли. К слову, запустив туристов в очередную торговую точку и обозначив время общего сбора, наша гид погружалась в свой гаджет…
Недобрые языки утверждают, что торговые точки экскурсоводам за выгодное для себя выстраивание маршрута приплачивают. Будем считать, что это клевета, и просто случайно так получается.
Особо хочется поговорить вот о чём.
Наша экскурсовод в Медвежьегорске свой рассказ о родном крае выстроила в откровенно политизированном стиле.
Я уже писал, что человек так устроен, с удовольствием ведёт разговор о политике и о религии только в том случае, если собеседник придерживается сходных с ним взглядов. Если точки зрения не совпадают, в душе возникает протест, и благо, если он не перерастёт в конфликт.
И гид, и слушающий его турист – живые люди. У каждого – своё представление о том, как развивалась наша история.
Отсюда и вопрос: в какой степени экскурсовод имеет право на высказывание своей точки зрения, на пропаганду своих идеологических воззрений?..
Обобщающее понятие «турист» обозначает только статус сидящего в автобусе человека. Реально туристская группа состоит из представителей самых разных социальных слоёв и категорий граждан. Кому-то политические взгляды гида окажутся близкими, кому-то покажутся заслуживающими внимания, у кого-то вызовут скуку… Но у ряда пассажиров вызывают резкое неприятие! И как быть?.. Устраивать политический диспут?
Гид – живой человек. Она имеет право говорить о своих политических предпочтениях. Но и каждый пассажир имеет право на собственное мнение!.. Как это может сочетаться?..
Там, в автобусе, во время пеших прогулок по Медвежьегорску и по его окрестностям, я слушал гида – она говорила интересно. Однако по некоторым её высказываниям моя точка зрения отличалась от декларированной ею. Часть из них – и ладно, не принципиально. Но по некоторым высказаться считаю нужным. Пусть даже гидесса мои рассуждения и не прочитает.
Много, очень много экскурсовод рассказывала о ГУЛаге, о роли ГУЛага в развитии края и самого города.
Слов нет: тема очень важная, больная, непростая… Но ведь не ГУЛагом единым формировалась история Медвежьегорска!
Мне искренне жаль людей, погибших на этой грандиозной стройке, тянувших здесь лагерную лямку! Мои родственники, пусть не в этих краях, но также перемалывались жерновами репрессивной политики тех лет. И все мы слишком хорошо знаем об ужасах той системы.
Но из раза в раз педалировать тему, делать именно её центральной при ознакомлении с историей края – разве это правильно? Ведь вы же трагичную, и святую в своей трагичности, тему забалтываете бесконечными повторами до того, что она набивает оскомину!..
Да-да, я осознаю, что за предыдущую фразу в меня можно бросить камень: погибли миллионы людей, а я – об оскомине. Но ведь можно посмотреть на ситуацию и иначе: в переполненный сосуд просто невозможно влить жидкости больше!.. Рассказывая об истории родного края, неправильно сводить её к муссированию одной, пусть и даже самой трагической её составляющей.
Впрочем, это настолько деликатная тема, что допускаю и свою неправоту в восприятии её.
…А вот пункт, в котором уже не сомневаюсь.
- В истории всё повторяется! – безапелляционно провозгласила очередной тезис экскурсовод.
Следует подчеркнуть, что гидом она только подрабатывает. А по профессии является преподавателем истории в школе.
И право, слышать подобное высказывание от учителя-историка по меньшей мере странно. По-моему, данное метафизическое высказывание Экклезиаста как раз историей опровергается постоянно! Ничто не повторяется, а если имеет сходство с некогда уже свершавшимся, то на диалектически ином уровне! Разве не так?..
История не знает повторов!
- Идеология – страшная штука! – обронила гидесса.
Вполне естественный ответный вопрос: а отсутствие идеологии – не менее страшно?.. И сама ли по себе страшна идеология – как философская категория?.. Страшным, если уж оперировать её словами, может стать механизм проведения в жизнь идеологии, страшными становятся фанатики, взявшиеся проводить её в жизнь!.. Но никак не сама идеология как декларируемая система ценностей! То есть, имеют место идеологии, направленные против человека, однако это большая редкость – как правило, каждая декларирует идеи как раз прекрасные.
Так допустимы ли из уст педагога подобные лозунги?..
И дальше наша гидесса продолжает мысль, что следует воспитывать детей думающими, а не идеологизированными. И тут же всплывает контр-вопрос: выходит, человек думающий и человек идеологический – это разные люди?.. Преданный неким идеалам человек – не думает?.. А тот, кто думает – не должен придерживаться идеологических доктрин?..
- Расстреливали самых думающих! – заявляла эта педагогиня.
И что её ученики станут с подачи своей учительницы думать о своих дедах, которых пощадил молох репрессий?.. И она сама ведь появилась на свет, значит, и о мыслительном потенциале собственных предков – невысокого мнения?..
Если над речью человека задумываются, если с высказываниями его хочется спорить, это, по большому счёту, неплохо. Каждый человек имеет право на собственное мнение.
И всё же, в какой степени экскурсоводу, который рассказывает о родном городе, допустимо пропагандировать однобокие и тенденциозные воззрения?.. Впрочем, нам, уже взрослым, людям – куда ни шло! А вот система взглядов, которые она формирует в своих учениках – вот тут возникают вопросы.
Постоянно общаясь с педагогами, я уже давно обратил внимание вот на что. Учителя со временем привыкают к безапелляционности выражения своих суждений, привыкают к уверенности в непогрешимости декларируемых сентенций. Все – не все, но многие утрачивают способность к критическому осмыслению (переосмыслению) собственных взглядов. В принципе, это свойственно каждому человеку, особенно переступившему некий возрастной порог – у каждого, впрочем, индивидуальный. Но если таковая особенность проявляется у простого человека, это может вызывать лишь раздражение; если же у педагога – тут можно бы и встревожиться.
Впрочем, об этом пусть болит голова у местных структур народного образования.
Мысли о монастырях
Сейчас я начну кощунствовать. Потому что с точки зрения религии любое сомнение в незыблемости хоть чего-то касаемо церкви является злостным покушением на её устои.
Однако за время круиза мы посетили десяток монастырей, и сомнения, которые сейчас выскажу, всё возрастали.
Дорогие граждане истинно верующие! Я знаю, насколько с вами трудно разговаривать в вопросах веры и церковного устройства. Но попробуйте развеять не меня, а мои сомнения. Я ж не враг вам, я только сомневающийся!
…Для чего существуют монастыри? Исторически – я знаю. Они становились форпостами веры в регионах, в которых христианство ещё недостаточно окрепло. Они выступали передовыми засеками на дальних подступах к рубежам государства, принимая на себя первые удары басурман. Они, в конце концов, служили прибежищами для людей, не согласных с существующим строем, являвшихся носителями протестных настроений, но которые не желали подаваться в нощные тати.
Эти иноки древности жили своим трудом, истово молились и столь же истово вкалывали во имя господа. Если они приносили в стены обители какую-то копеечку, то она шла на богоугодные дала, на строительство храмов или стен, на решение каких-то социальных задач.
Да, ещё в старые времена среди монастырей началось размежевание по доходам. Одни так и оставались прибежищем тружеников-бессребреников, другие богатели, накапливали богатства, которые в какой-то момент становились излишними. Более того, некоторые обители являлись своего рода резервным хранилищем государства, в которых имелись запасы хлеба и золота на случай трудных времён.
Ну и не следует забывать, что времена были такие, что вера играла куда более значительную роль в жизни каждого человека.
Впрочем, я ведь не трактат об истории монастырей на Руси пишу. Я – о дне сегодняшнем.
Сейчас повсеместно идёт процесс возрождения монастырей. Более того, появляются новые обители, которых ранее не было вовсе. Казалось бы, ура! Нам этот процесс преподносят как торжество веры и символ возрождения духовности нации.
Однако закрадывается сомнение: а в самом ли деле это благо, что на просторах страны появляется всё больше крохотных обителей, в каждой из которых нередко проживает по несколько схимников.
Ведь они просто не в силах самостоятельно проживать и обеспечивать жизнедеятельность всего комплекса. И начинаются просьбы о поддержке со стороны властей – центральных ли, местных…
Ладно, если эти несколько удалившихся от мира иноков решают вообще не пользоваться благами цивилизации и жить на всём том, что сделано собственными руками. Тут ещё как-то вяжется с исторической традицией монашества.
Но ведь реально получается иначе! Многие обители превратились в автоматы по извлечению прибылей из туристов.
Женщины, которые регулярно посещают обители, делятся между собой, в какой установлена какая плата за тот или иной обряд. Очень редко в каком монастыре нет чётко установленного тарифа на таинства, а предлагается внести «кто сколько может». Во всех остальных – плати, плати, плати!..
Ладно, за книги, иконы, столь модные ныне магнитики – за это платить необходимо. В том числе и за свечи – их производство стоит денег. Но вот предлагают услугу: написать твоё имя на кирпиче, который используют при строительстве (тоже за плату, разумеется).
В некоторых монастырях монахи исполняли для нас божественные песни. Я лично всегда после таких мини-концертов обязательно положу купюру на поднос или куда там определено в каждом конкретном случае. Это правильно! Но когда на выходе из зала стоит монах с корзинкой и проверяет, чтобы никто не ушёл не заплатив, так быть не должно.
Я, человек не слишком искушённый в вопросах практической демонстрации своей религиозности, понимаю дело так. Оставить или не оставить в церкви некоторую толику денег – вопрос совести каждого человека, переступившего её порог. И Церковь (не данный конкретный храм, а Церковь как социальная группа посредников между Человеком и Богом) должна с благодарностью принимать любую лепту (это я ссылаюсь на известную библейскую притчу о вдовице), но никак не вымогать её.
Мой приятель, вернувшись из обители Александра Свирского, сказал так:
- Наконец я увидел истинный монастырь, а не вымогалово под монастырской вывеской.
Сказано, быть может, резковато, но по сути-то не так далеко от истины!
…Монашеская жизнь предполагает аскетизм, труд, молитву, бескорыстие. Если на Валааме рядом со скитом стоит серьёзная иномарка не из дешёвых, трудновато как-то верится в подвижничество обитателя этого скита. Тем более, что на остров не ведут мосты, всё, что тут есть, доставлено по воде, и обратно на материк не возвращается. Бензинчик тут тоже привозной. Как тут не вспомнить, что «за морем телушка – полушка, да рубль перевоз».
Люди уходят в монастыри, как я понимаю, подальше от греховной людской суеты, от соблазнов, чтобы грех замолить… Не имея склонности к такой жизни, я, тем не менее, могу её понять. Соответственно, могу понять, когда человек уезжает далеко от цивилизации, где труднее, где действительно каждый день – подвиг во имя господа.
Но когда видишь, что люди уходят от мира в краю с умеренным климатом, в состоятельную обитель, да ещё с уставом в меру мягким, то как-то не шибко веришь в искренность порыва кающегося.
Известно, что в церкви с древних времён идут споры о том, должна ли быть церковь (в данном случае, монастырь) бедной, или же она правильно накапливает богатства. Каждый вправе судить на свой лад, но в моём лично восприятии нестяжатели как-то больше соответствуют представлению о том, какими должны быть священнослужители.
Так что же теперь, взять всех монахов и собрать в несколько мощных монастырей?.. Хватит, деревни и районы мы уже укрупняли, ни к чему хорошему это не привело. Лишить их поддержки, и пусть сами укрупняются как захотят? Но кто выиграет от того, что заброшенные обители вновь начнут разрушаться?..
Где же выход? Не знаю.
Знаю только, что нынешняя система организации монастырей вызывает слишком много вопросов и нареканий со стороны как истинно верующих, так и в ещё большей степени верующих умеренно.
О судовой библиотеке и вообще о литературе
На теплоходах фирмы «ВодоходЪ» непременно имеется судовая библиотечка. Она, если можно так сказать, «на доверии»: любой может взять книгу, почитать, вернуть на место… И пополняется она так же: любой может оставить томик, который взял в дорогу, да и прочитал.
На некоторых теплоходах этот фонд хранится в одном из кафе, за закрытыми дверцами, так что и не догадаешься, где сокрыта духовная пища. На «Нижнем Новгороде» всё доступно: книжные шкафы установлены непосредственно в одном из холлов – бери томик легко!
У меня книга с собой имелась: взял только что подаренную книжку Алексея Ахматова «Моего ума дело». Но её оставлять не стал: это не какая-то лёгкая беллетристика, это книга, которую непременно хочется полистать впоследствии, а то и перечитать.
Прочитал её довольно быстро – мне понравилась. И, конечно же, закрыв последнюю страницу, отправился к шкафчику судовой библиотечки, надеясь разжиться чем позанимательней. Посмотрел – и огорчился: стоит всего несколько книжек, да и то ничего по-настоящему интересного! Ну не Солженицына же читать, в самом деле!..
Однако, когда я подошёл к тому же шкафчику в предпоследний день путешествия, удивился. На полочках оказалось немало книг, причём, некоторые я бы почитал с удовольствием. А говорят, что у нас нынче народ не интересуется литературой!.. Выходит, пассажиры всё что поинтереснее разобрали ещё в первые дни круиза!..
Перебираю книги на полке.
Томик рассказов Конан-Дойла о Шерлоке Холмсе. Наверное, никто не станет спорить с утверждением, что это прекрасный автор. Один рассказ («Пляшущие человечки») знаю – в детстве, помню, мы с друзьями даже свою аналогичную азбуку разработали, и очень гордились этим. Остальные рассказы, оказавшиеся в сборнике, ранее не читал. Вспомнилось в связи с этим, что где-то слышал, что у данного автора далеко не все произведения хороши, и что на русский язык переведены только наиболее удачные из них.
И это правильно, так и должно быть!
А ещё вспоминаю, как недавно в какой-то окололитературной передаче профессионалы разбирали творчество Конан-Дойла, и указывали на встречающиеся у него ошибки и подтасовки… Ну так ведь это не строго историческое повествование, не учебник на тему «Как раскрывать преступления дедуктивным методом»! Допущения и притянутые за уши ситуации присутствуют во всех детективных произведениях. Разве не так?.. Вот и все повести и рассказы о великом сыщике – сугубо художественные, абсолютно измышленные произведения! Зато они учит наблюдательности и аналитичности – это ж факт!
Что ещё на полочках?.. Рассказы Джека Лондона. Очень высоко ценю его творчество; особенно интересен для молодёжи; впрочем, и не только.
О’Генри… «Короли и капуста»… Обожаю это произведение!
Жюль Верн – гений популяризации науки и техники!
Ильф и Петров – приключения Остапа Бендера… Чудо, а не дилогия!..
Тарас Шевченко… Довелось мне побывать на его могиле под Каневом, поклониться праху и памяти Тараса Григорьевича… Кто ж тогда мог предположить, что мы придём к нынешней ситуации!..
Салтыков-Щедрин… С искренним уважением отношусь к деятельности и творчеству Михаила Евграфовича… Но произведений его – каюсь! – никогда не понимал.
Даниил Гранин… Как раз в дни нашего круиза он ушёл из жизни… И вечная добрая ему память!..
Александр Дюма… «Спартак» Рафаэлло Джованьоли… Фурманов… Лопе-де-Вега… Иван Падерин… Анна Зеггерс…
Это я перечислил только авторов, которых знаю. А на полках стояло ещё много томиков!..
Военные приключения, детективы, дамские романы… Детские книжки – хотя их мало, всего несколько.
В общем, имеется что почитать.
Я уже отмечал, что в Костроме у нас получилась не традиционная ознакомительная поездка по городу, а поистине шоп-тур по торговым точкам. Так вот, оказалось, что торговый зуд в городе коснулся и литературной сферы. Возвращаемся мы на борт, а у самого трапа на наш теплоход на пристани пристроился торговец книгами – дядечка весьма преклонных лет. Он предлагал по весьма сходной цене стать обладателем томика сочинений Ивана Баркова. Супруга предложила материально поддержать престарелого лоточника, приобрести книжку и оставить её в судовой библиотечке. Однако томики Баркова туристы расхватали быстро – популярность его не остывает уже, почитай, два столетия!
Но это – так, мимоходом.
Приходится признать, что при посещении различных городов по маршруту, экскурсоводы не слишком часто заговаривали о своих земляках-писателях. Что досадно.
Исключение представляла только наша гид по Череповцу, которая несколько раз заговаривала о людях, оставивших заметный след в литературе.
Например, отметила, что Василий Верещагин остался в истории не только выдающимся художником, но и написал несколько книг. Рассказала, что о жизни Мологско-Шекснинского междуречья до затопления его водами Рыбинского водохранилища очень интересно писал Павел Зайцев. Упомянула, что в их городе некоторое время работал знаменитый в будущем кардиохирург Николай Амосов, также оставивший великолепные книги… Бывал в Череповце и знаменитый поэт Николай Рубцов…
В городке Вытегра в программу экскурсионного маршрута непременно входит посещение памятника поэту Николаю Клюеву. Клюев остался в истории отечественной культуры как поэт-деревенщик, который, что характерно для интеллигенции начала ХХ века, сначала всячески способствовал свержению монархии, приветствовал революцию, но потом разочаровался в ней, перешёл на антисоветские позиции и в конце концов попал в жернова кошмарного 37-го года.
Признаться, то, что я прочитал у Клюева, не произвело на меня особого впечатления. Однако приходится констатировать, что творчество Николая Алексеевича высоко ценили Сергей Есенин, Максим Горький, Александр Блок, Николай Гумилёв, Валерий Брюсов, глубоко уважаемый мной Станислав Куняев … Так что скорее неправ в оценке всё же я. Но что мне понравилось у Клюева, это его записки о совершённом путешествии по предреволюционной России: самого путешествия, скорее всего, не было, или же не столь насыщенным оно оказалось… Однако благодаря избранной форме повествования автор смог высказать свои мысли и суждения по многим вопросам современной ему действительности.
О сомнительных фрагментах биографии Николая Клюва наша гид не рассказывала – ну и мы не станем скабрёзничать. Бог ему теперь судия!.. А вот памятник в сквере городка Вытегра – хорош!
Что ещё… А, гид в Лодейном поле упоминала о том, что о Присвирье писал в своих книгах Иван Солоневич – писатель-эмигрант с невероятно сложной судьбой, сумевший бежать из ГУЛага в Финляндию.
Вот, наверное, и всё…
Право, грустно, что именно писателям, имевшим отношение к родным местам, экскурсоводы уделяют внимания откровенно недостаточно.
Боюсь предположить: уж не потому ли, что сами книг не читают?..