К 165-летию со дня его рождения Владимира ДЕДЛОВА
Недавно мне довелось принимать участие в интернет-конференции, посвящённой 165-летию замечательного русского писателя, публициста и путешественника Владимира Дедлова.
Подготовил и проводил международную конференцию (в ней участвовали представители России, Белоруссии и Австрии) под названием «Жизнь и творчество во имя и во благо Отечества» Александр Ужанов – доцент МГИМО, директор Института социальной памяти, член Президиума Академии военных наук, член Союза писателей России. Будучи земляком писателя, этот человек внес решающий вклад в возвращение не только творческого наследия всеми забытого соотечественника с удивительно талантливым пером, но и на протяжении десятилетия находил средства, издавал книги В.Дедлова (всего – семь), рассылая их по белорусским и российским библиотекам. С его участием создан Музей писателя в Белоруссии, благоустроены захоронения Владимира Людвиговича и его родителей: отца Людвига Ивановича и матери Елизаветы Ивановны (урожд. Павловской), как было установлено литературоведом из Минска Семёном Букчиным, первой белорусской фольклористки (после 1917 года памятники были разрушены).
…Владимир Людвигович Дедлов может служить подтверждением истины (которой придерживаюсь и я), что национальность человека определяется исключительно формулой «какой нации я себя считаю, той я и принадлежу».
О том, каким образом предки его оказались в России, существуют разные версии, однако для данной публикации это принципиального значения не имеет. Важно, что они были выходцами из Пруссии, а Владимир считал себя русским и православным, по убеждениям - монархистом.
Вообще-то изначальная фамилия этой семьи – Kuhn.
Бывают же совпадения: я только недавно подготовил небольшую публикацию о книжке Лидии Будогоской «Повесть о рыжей девочке», героиня которой носила фамилию Кюн. Право, я бы Kuhn перевёл в русскую транскрипцию именно так!..
Однако полтора века тому некий писарь, выдавая документы обрусевшему пруссаку, перевёл её как Кигн – под такой фамилией и вступил в жизнь наш герой. Однако свои наиболее известные произведения Владимир подписывал псевдонимом Дедлов – по названию принадлежавшей его родителям деревеньки Дедлово, что близ белорусского городка Рогачёв.
И ещё одно обстоятельство хотелось бы предварительно подчеркнуть. В середине XIX столетия Российскую империю захлестнула волна самозваных дворян – в Польше сложилась целая индустрия по изготовлению фальшивых дворянских дипломов. В связи с этим государь Николай I учредил комиссию по выявлению незаконного дворянства; и комиссия подтвердила принадлежность фамилии Кигн к этому классу ещё с XVII столетия.
Владимир Людвигович родился в Тамбове 15 (27) января 1856 года, и был крещён в православную веру. Он и зарекомендовал себя по жизни русским по духу, монархистом по убеждениям, православным по вероисповеданию.
Вот эта триединая сущность буквально пронизывает все его произведения – от многочисленных рассказов и очерков до комедии и романа.
Я прочитал две книги Владимира Дедлова: «Вокруг России» и «Мирные на войне». Что обращает на себя в них особое внимание? Помимо идейно-духовной основы, о которой сказано выше, это его наблюдательность, способность разглядеть за деревьями фактов лес проблемы, а затем вычленить из этой чащобы самую сердцевину. Думается, причина этого в том, что Дедлов умел разговаривать с людьми, умел их не только слушать, но и слышать.
Он до конца своих дней оставался монархистом, но жёстко и едко критиковал порядки (точнее, проявления непорядка), которые процветали в стране. Он, будучи вроде как «инородцем», последовательно отстаивал права представителей государствообразующей русской нации. Он, будучи практически штатским человеком (по службе в переселенческом ведомстве МВД имел чин действительного статского советника), всей душой болел за русскую армию, за русского солдата, за русскую ратную славу – хотя, по одной из версий, являлся потомком наполеоновского рекрута, пришедшего в обозе с дерзнувшими покорить эту страну.
Дедлова-писателя интеллигенты-демократы обвиняли в шовинизме, в антисемитизме, в приверженности великодержавной идее. По большому счёту, с этими утверждениями в некоторой степени можно согласиться, эти качества и взгляды действительно присущи Владимиру Людвиговичу.
Только я уже говорил: по моему убеждению, каждый человек непременно должен оставаться патриотом. А каждый патриот всегда немного националист. Не нацист – националист. Разница тут, по моим представлениям, заключается в том, что патриот видит свою нацию великой и достойной в окружении других великих и достойных наций. Нацист считает свою нацию выше окружающих.
Впрочем, это тема скользкая, и о ней можно говорить и говорить. И я не стану её развивать.
Только думается мне, что не случайно застрелил Владимира Людвиговича именно поляк. Присутствовал в этом конфликте национальный душок, по всей видимости, присутствовал.
…Как явствует из предлагаемого текста, мне лично Владимир Людвигович Дедлов симпатичен. Однако это не значит, что все его воззрения и утверждения я принимаю безоговорочно. Наверное, это естественно: истина про дружбу и Платона хоть и избита, а только актуальности за тысячелетия не утратила.
***
Особо хочу отметить тот след, который книга Владимира Дедлова «Мирные на войне» оставила в моей душе – человека, который считает себя военным историком (пусть и на любительском уровне).
В этой книге Владимир Людвигович рассказывает о Русско-японской войне 1904-1905 гг. Он в Действующей армии находился в качестве военного корреспондента. Не будет прегрешением против истины считать его вообще одним из первых фронтовых корреспондентов России.
Так вот, сколько же я узнал из этой книги о той войне для себя нового – того, чего раньше не знал!..
Между тем, прошу сделать поправку на то, что к тому времени я сам уже прошёл четыре войны, и до глубины души проникся убеждённостью, что война – это массовое преступление, которое порождает ещё множество вторичных преступлений. «Кому война – кому мать родна», - это видел я; о том же больше века назад писал и Владимир Людвигович. «Войну затевают политики в белых манишках – а на полях сражений, в грязи и дерьме гибнут люди, которым эта война вообще не нужна»; - эту мысль не раз высказывал я, и о том же писал Владимир Людвигович больше века назад. «Солдат возвращается с войны увечный или с нарушенной психикой – и его встречает чиновник, который больше всего страшится, что этот юный ветеран нарушит его личную зону комфорта», - и это тоже совместная мысль моя и Владимира Людвиговича, разделённая во времени более чем вековой лакуной. «Военная медицина необходима – уничтожать её может только враг Отечества и Солдата!», - и тут мы с Владимиром Людвиговичем солидарны.
И этот перечень совпадений в точках зрения – моей и Владимира Дедлова – можно продолжать.
Когда я готовлю публикации, в которых затрагивается психологическая составляющая войны, когда речь веду о войне как социальном явлении, не говоря уже о том, когда готовлю публикации о Русско-японской войне, неизбежно обращаюсь к мыслям и фактам, которые вычитал в книге «Мирные на войне».
…А теперь скажи, дорогой читатель: а ты читал эту книгу?.. А видел её, в руках держал?.. А хотя бы слышал о ней?.. Тоже нет?.. А почему?..
Я отвечу.
Потому что мысли, которые высказывал человек, писавший под псевдонимом Владимир Дедлов, и сегодня остаются актуальными, и не вписываются в официальные воззрения сильных мира сего. Как я уже сказал выше, по некоторым воззрениям его можно и поспорить. Однако по большинству – спорить бесполезно: правота Владимира Людвиговича несомненна.
***
В завершение публикации приведу выдержку из официального сообщения, которое по итогам конференции подготовила её модератор, студентка 4 курса Нижегородского государственного лингвистического университета Елена Чудайкина.
Хочется сказать отдельное спасибо Александру Евгеньевичу Ужанову, который заряжал нас всех энергией и энтузиазмом, а после конференции отправил почтой книги В. Дедлова «Переселенцы и новые места», «Мы» и «Варвар. Эллин. Еврей» в Кировскую областную библиотеку имени А.И. Герцена. (Авт. – В. Кигн-Дедлов дружил с вятскими художниками Виктором и Аполлинарием Васнецовыми, их труд по росписи Владимирского Собора в Киеве совместно с братьями Сведомскими, М. Нестеровым, М. Врубелем, В. Котарбинским, киевскими художниками Школы Мурашко под руководством русского искусствоведа А. Прахова воспет В. Дедовым в знаменитой книге «Киевский Владимирский собор и его художественные творцы»).
Спасибо также Ольге Ивановне Кошелевой за привлечение представителей из города Кирова. Ольга Ивановна, затратив много своего личного времени, договорилась не только о подключении «Герценки» к нашей конференции, но и подключении Музея имени Васнецовых, лично обзванивая очень интересных людей города Кирова.
СПАСИБО всем выступающим:
Среди выступивших: правнучка писателя из города Красноярска, библиограф Ольга Мальфанова; председатель общественного Российско-белорусского оргкомитета по увековечению памяти В.Л. Кигна-Дедлова Александр Ужанов из Москвы; известный писатель и литературовед, доктор филологических наук Семен Букчин из Минска; член-корреспондент Академии военных наук, доктор филологических наук, профессор Ольга Скибина из Оренбурга; член Союза писателей России, военный писатель, журналист, историк, потомственный офицер Николай Стародымов из Москвы; педагог-организатор и белорусский общественный деятель из Гомельской области Римма Ястремская, выступление которой меня тронуло, признаюсь, больше всего. Я очень переживала за Римму Геннадьевну ближе к концу её выступления, с такими эмоциями говорила она! Полностью согласна с позицией Риммы Геннадьевны по поводу России и Белоруссии.
Могу сказать, что, несмотря на то, что Виктор Викторович Клыков (руководитель «Русской поэзии в Австрии») подключился в 12:00 по австрийскому времени, всё прошло очень даже успешно, уютно, да и Виктор Викторович сразу выступил с предложениями и даже пригласил нас принять участие в других мероприятиях.